СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Режиссерский замысел, как идейно-художественный образ будущего зрелища

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Искусство режиссера включает в себя творческую организацию всех элементов зрелища, и цель – создания целостного, единого и гармонически художественного произведения. Режиссерский замысел должен охватить и привести к художественному единству все стороны, все грани зрелища.

Просмотр содержимого документа
«Режиссерский замысел, как идейно-художественный образ будущего зрелища»

Режиссерский замысел, как идейно-художественный образ будущего зрелища.

«Зерно» это темперамент спектакля, сверхзадача это цель, на которую он
направлен, а сквозное действие это путь, по которому идет актер к своей цели.

А. Д. Попов

Неотъемлемая часть постановочного процесса зрелища или спектакля — это поиск и отбор, в котором постоянно все изменяется и движется. Зарождение театрализованного зрелища начинается на психологическом этапе созревания, вынашивания и окончательного оформления режиссерского замысла. Каждый причастный к постановочному процессу какого-либо спектакля или социально-культурного события вносят свои изменения, добавления и поправки к замыслу автора и режиссера. Их замечания, советы, предложения помогают найти наиболее верное, наиболее точное решение.

Режиссер в работе над событием, которое воплощается в спектакль, концерт или театрализованное представление перед воплощением проекта создает режиссерский замысел. Замысел – первоначальный набросок будущего произведения, имеющий сюжетное, гражданское и идейное толкование драматического произведения, пока не реализованное в конкретных формах. Проблема режиссерского замысла всегда остро стояла в режиссерском мастерстве и была обсуждаема многими деятелями искусства К.С. Станиславским, В. И. Немировичем-Данченко, Г. А. Товстоноговым.

Константин Паустовский в своей «Золотой розе» говорит о замысле литературного произведения, но сказанное им может быть с успехом отнесено к любому виду искусства, и, в частности, к режиссуре. «Замысел, - пишет он, - так же, как и молния, возникает в сознании, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается всё это исподволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которая требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и несколько хаотичный мир рождает молнию-замысел». [1, с. 121]

Действительно, замысел часто сравнивают с импульсом, молнией, так как мысль режиссера копится и в один момент обрушивается на его сознание идейно-художественным решением – зерно будущего спектакля, определяющее его образное решение. Определить словами, что такое зерно, не так-то легко, хотя для каждого отдельного спектакля важно найти точную формулу, выражающую это зерно. Так, например, Вл. И. Немирович-Данченко, работая над «Тремя сёстрами» определил это зерно, как – «Тоска по лучшей жизни», в «Анне Карениной» - «Всё сокрушающая страсть». Зерно приводит в действие фантазию режиссёра, и тогда на экране его воображения сами собой начинают возникать рождённые этим зерном фрагменты будущего зрелища, одни – отчетливо и ясно, другие - смутно и неопределённо. Световое решение, мизансцена, звучание и ритм звуков, музыки, голосов, декорации или же вовсе общая атмосфера и идейно-художественный образ всего события. [1, с. 120]

Замысел – это основа всех постановок, праздников и театрализованных представлений. Это в первую очередь результат взаимодействия темы, идеи, сверхзадачи. Замысел должен содержать в себе гражданское, идейное толкование драматургического произведения или социально-культурного события, пока еще не реализованное в конкретных формах. Замысел — неосуществленное решение, предощущенное решение. А замысел, реализованный во всех сценических компонентах и главным образом в живом человеке, — это уже решение как таковое. Решение — это овеществленный замысел.

Искусство режиссера включает в себя творческую организацию всех элементов зрелища, и цель – создания целостного, единого и гармонически художественного произведения. Постановка должна стать произведением искусства, а в сценическом произведении должно быть найдено стилистическое единство и общая идейная целеустремленность. Все должно работать на идею: выразительные средства, сюжет, режиссерские ходы, актерские пристройки. Режиссерский замысел должен охватить и привести к художественному единству все стороны, все грани того необычайно сложного, синтетического произведения искусства, каким является спектакль.

Зачастую возникают препятствия на пути к возникновению будущего образа зрелища. На самой ранней стадии возникновения мысленного представления о будущей постановке режиссеры самостоятельно усложняют преграды, встречающиеся на этом непростом и весьма ответственном этапе, от которого во многом зависит конечный художественный результат. К сожалению, многие из нас недооценивают важность и значение этого периода для всего процесса создания зрелища и совсем немногие пытаются разобраться.

В режиссуре, так же, как и в литературе и в актерском искусстве, существуют свои установившиеся штампы. И корни этих штампов лежат у самих истоков создания будущего спектакля, когда после прочтения пьесы начинает работать воображение, когда оно должно как бы изнутри вскрыть природу авторского замысла, идейный смысл произведения. Вот на этом этапе главным тормозом в начальном периоде поисков режиссерского решения, вынашивания замысла является так называемое видение будущего зрелища.

Режиссерское видение, как понятие, требует к себе осторожного отношения, в работе над пьесой или сценарием театрализованного зрелища видение является самым главным врагом нашего воображения, как у актера — видение результата. Задача всякого искусства заключается в том, чтобы апеллировать не только к мысли, к чувству, но и к воображению зрителя, разбудить это воображение и направить в неожиданное, новое для зрителя русло. Только тогда искусство имеет смысл, иначе оно не нужно.

И на первом этапе работы воображение режиссера и воображение зрителя находятся на одном уровне. Такое видение является свойством каждого человека. Но режиссер возводит это свойство в признак своей профессии.

Чаще всего первое видение бывает банально, оно подвержено первому попавшемуся представлению и находится во власти штампа, потому что первое видение всегда лежит на поверхности. И, чем подробнее режиссер разрабатывает это поверхностное видение, тем более вероятно, что он остается на уровне того самого банального представления. Данной проблеме подвержен каждый режиссер, если он не изучает проблему и опасности в работе с режиссерским замыслом. Этот процесс является сложным, многоэтапным и ответственным, в ходе которого решается смысловая содержательность события. Определить уникальное идейно-образное решение непросто, потому что режиссура, как театральная, так и театрализованных представлений и праздников существует долгие годы, а режиссер-постановщик в своей профессии наблюдает и анализирует не одно зрелищное событие, что может привести на этапе задумки к рождению первого ранее просмотренного художественного образа.

Проблему режиссерского замыла и его «штампов» поднимают великие деятели театра и режиссеры, например, фрагмент из книги «Зеркало сцены» Г.А. Товстоногова: «Когда-то Вс. Э. Мейерхольд говорил нам, выпускникам театрального института: если вы пройдете мысленно, скажем, по Петровке в Москве и вас спросят потом, как выглядит улица, то ваше внутреннее видение зафиксирует витрины магазинов, кафе, универмагов, и мало кто из вас скажет, как выглядит, например, дом над кафе, потому что человеческая память устроена таким образом, что фиксирует только утилитарное. Но если обывателю нужно запомнить кафе или универмаг, то художника должен интересовать архитектурный ансамбль, он должен увидеть нечто особое, что является обликом города, выражает его характер.

Проделайте, например, такой опыт: скажите «средние века», «боярская Москва», «эпоха Возрождения». Что возникает в вашем воображении? Привычные понятия. Те самые слагаемые элементы, которые определяют стилизацию, банальность. Тут и таятся корни штампов. Таких опытов можно проделать десятки, и видения у самых разных людей будут совершенно одинаковыми. Так какая же им цена, если они свойственны каждому? Почему мы считаем возможным показать зрителю то, что он и сам может увидеть, читая пьесу?

К сожалению, первое представление иногда подменяет собой все реальное многообразие и глубину того или иного явления, и, пользуясь им, мы переносим в наши спектакли лишь первые попавшиеся ассоциации, внешние признаки, оболочку. И опасность здесь не только в стилизации. Опасность глубже. Именно на этом пути создаются условия для возникновения бескрылых, творчески не решенных спектаклей, внешне как будто бы и правильных, но таких уныло безрадостных.»

Режиссерским видением обычно именуют зрительные, звуковые, ритмические и всякие другие картины будущего, еще не осуществленного спектакля. Кому-то видится лестница, идущая из кулисы в кулису, кому-то мизансцена, кто-то представляет будущую постановку на вращающемся круге. Помимо воли режиссера память подсовывает ему уже однажды виденные картины. Помимо воли режиссер попадает под власть штампа. Театр – искусство сложное, синтетическое, и режиссёрский замысел, как говорил Б. Е. Захава – «план постановки», должен аккумулировать все выразительные средства и создать художественное единство всех элементов зрелища.[1, с. 196]

Режиссёрский замысел – это план, благодаря которому будет создаваться будущее событие. Процесс рождения замысла можно назвать рабочим, так как он строится из последовательности определенных профессиональных действий, которые включают в себя: творческую интерпретацию пьесы, произведения или социально-культурного события, то есть идейное истолкование; характеристику отдельных персонажей или реальных героев, на основе которых нужно создать художественного героя; определения стилистических и жанровых особенностей зрелища; решение постановки во времени и пространстве, что подразумевает понимание темпо-ритмического решения, мизансцен и планировок; характер и принципы декоративного и музыкально-шумового оформления.

Говоря о режиссёрском решении, нельзя не вспомнить глубокое и плодотворное учение Вл. И. Немировича-Данченко о «трёх правдах»: правде жизненной, правде социальной и правде театральной. Эти три правды тесно связаны друг с другом и призваны создавать единую большую и глубокую правду реалистического спектакля. [2, с. 356]

Эта театральная правда, или форма будущего зрелища, возникает, по учению Е. Б. Вахтангова, сначала в режиссёрском замысле, а потом и в его воплощении под воздействием трёх факторов: самой пьесы со всеми её особенностями содержания и формы; того общественно-исторического момента, когда ставится пьеса; того коллектива, который ставит данную пьесу (с его творческими взглядами, традициями, возрастом, профессиональными навыками, степенью и особенностями мастерства).

Определив значение и функции режиссёрского замысла в театральном искусстве, необходимо разобрать его суть и возможности, которые он дает для режиссеров социально-культурных событий. Было разобрано определение замысла как такового, творческого замысла в целом и режиссерского замысла театрального спектакля в частности. Замысел театрализованного зрелища, соединяет в себе, как творческий процесс с разработкой темы и идеи, то есть основной мысли, так и реализацию её в конкретных художественных формах.

Таким образом, режиссёрский замысел социально-культурных событий представляет собой практику режиссёра по реализации в зрелище «зерна» или идеи, темы и элементы творческого процесса её воплощения, то есть содержит в себе следующие компоненты: исходные условия, реальная ситуация; идейно-тематическое содержание; действенное содержание; режиссёрский ход; основные выразительные средства, определение жанра; приёмы активизации зрителей; темпо-ритмическое решение; характер и принципы декоративного и музыкально-шумового оформления.

Режиссерское видение, или режиссёрский замысел, будущего зрелища находит свое практическое выражение в постановочном плане, в котором первоначально должен быть решён вопрос – ради чего заявляется и создается социально-культурное событие. Постановочный план включает в себя: идею постановки и её выражение в сверхзадаче представления; сквозное действие представления и логическую цепь событий; главные эпизоды и верную расстановку идейно-смысловых акцентов; характеристику действующих лиц и трактовку ролей, исходя из решения главного конфликта; сверхзадачу и сквозное действие каждой роли. Логические цепи поступков героев в каждом эпизоде; конкретную обстановку, в которой развивается сюжет представления; атмосферу представления и отдельных сцен. Соотношения целого и частного, решение в темпах и ритмах; жанр массового представления – решение; принципы мизансценирования; оформление представления: декорации, бутафория, реквизит, свет, музыка, шумы; календарный план работы (содержание репетиций, дата выхода представления). Часто в процессе разработки постановочного плана создаются эскизы декораций, костюмов, списки реквизита и смета расходов. Режиссерский замысел в проектировании социально-культурных событий имеет собственную специфику, которая воплощается в этапах работы над замыслом, которые мы предлагаем рассмотреть подробнее дальше.

Ознакомившись с «режиссерским замыслом», как в классической режиссуре, так и в режиссуре театрализованных представлений и праздников, можно сделать вывод, что театральная режиссура дает основу и общее определение как базовую категорию, но не дают полного представления о замысле зрелищных событий и их специфических составляющих. Общность заключается в творческом процессе, то есть процесс формирования режиссерского замысла, который включает в себя разработку темы и идеи как основной мысли, наличие конфликта, сверхзадачи и сквозного действия.

Формирование категорий режиссерского замысла и композиционность их решение будет различным, так как театрализация - особый вид искусства, который имеет свои определенные формы, делиться на группы: композиция; концерт; представление; представление; действо. Каждая группа отличается особенностями реализации в композиции и пространстве: способ взаимодействия участников; действенная задача; выразительные художественные средства. В театрализации основной задачей является создание зрелищно активной ситуации, при которой участник события проникается общим настроением и, увлеченный единым порывом, включается и по средством специальных движений становится частью зрелища.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера; Учеб. пособие для институтов культуры, театральных, и культ.-просвет. Училищ. Москва, «Просвещение», 1973 г. 233 с.

  2. Попов А. Д. Художественная целостность спектакля; ГИТИС. - Москва: ГИТИС, 2012. 249 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!