СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Результаты диагностики адаптации десятиклассников ГБОУ РКШИ к обучению в старшем звене в 2018-2019 учебном году.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Результаты диагностики  адаптации десятиклассников ГБОУ РКШИ к обучению в старшем звене в 2018-2019 учебном году.

Просмотр содержимого документа
«Результаты диагностики адаптации десятиклассников ГБОУ РКШИ к обучению в старшем звене в 2018-2019 учебном году.»

Результаты диагностики адаптации десятиклассников ГБОУ РКШИ к обучению в старшем звене в 2018-2019 учебном году.

Переход в 10-ый класс сопровождается формированием нового школьного коллектива, адаптацией к новым учителям, предметам, к увеличению учебной нагрузки. В юности особенно возрастает необходимость в признании и защищенности, потребность в общении и, одновременно, в обособлении, самоопределении, построении жизненных перспектив.

В связи с вышеописанным в работе психолога с десятиклассниками важными становятся следующие задачи:

  • принятие позиции ученик-старшеклассник;

  • принятие новичков в коллектив;

  • поиск личностного смысла и мотивации учения;

  • организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи. В 2018-2019 учебном году был сформирован один 10 класс из 2-х 9-х:

С 27.10 по 21.11 2018 г. проводилась диагностика по адаптации десятиклассников к обучению в старшем звене. Всего было обследовано 21 кадет (кроме 1 кадета). В диагностике были использованы следующие методики: 1. Методика познавательной диагностика старшеклассника;

2.Анкетирование учащихся, с целью выявления тревожности и межличностного общения среди десятиклассников;

3.Методика изучения школьной мотивации старшеклассника;

  1. Методика изучения самооценки личности старшеклассника;

  2. Методика «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша;

  3. Методика определения социально-психологического климата класса.

Общие выводы:

1. Познавательная активность (20 кадет):

Высокий уровень познавательной активности у 7 человек, что составило 35% всего класса.

Свидетельствует о развитой и целенаправленной познавательной деятельности. Такой ребенок относится к учебе серьезно и проявляет в ней самостоятельность. От родителей и педагогов может потребоваться помощь в поиске справочной литературы и в организации режима дня старшеклассника (некоторые школьники учатся «на износ», что может привести к истощению).

У 13 человек средний уровень познавательной активности, что составило 65%.

Говорит о том, что у старшеклассника развита любознательность и есть интерес к некоторым учебным предметам. Но такой интерес не имеет организованного характера, он хаотичен. У школьника нет понимания того, как в дальнейшем в его жизни могут понадобиться те или иные знания. Родители и педагоги могут помочь подростку, найдя для него интересный и необычный вид изучения самого привлекательного предмета, например, занимательный учебник или совместные обсуждения увлекательной темы.

С низким уровнем познавательной активности кадет выявлено не было.

2. Анкетирование учащихся, с целью выявления тревожности и межличностного общения среди десятиклассников.

17 ноября 2018 г. проводилось анкетирование десятиклассников по адаптации к обучению в старшем звене.

Всего было обследовано 20 старшеклассников.

АНКЕТА

    1. Почувствовали вы, что возросла учебная нагрузка?

Да – 11 чел. – 55%

Немного – 8 чел. – 40% Нет - 1 чел. – 5%

    1. Сколько времени вы, в среднем, каждый день тратите на выполнение домашнего задания?

1ч.- 0

1,5 ч. - 2 чел. - 10%

1-2 ч. - 2 чел. –10%

2ч. - 1 чел. - 5%

2–3 часа –12-60%

3-4 часа – 2 чел. – 10%

5 часов – 1 чел. – 5%

  1. Как вы считаете, с чем могут быть связаны участившиеся пропуски уроков десятиклассниками?

    • Домашние проблемы – 1 чел. – 5%

    • По уважительной причине – 15 чел. – 75%

    • Конфликт с учителем – 0 чел.  Хочется поспать –3 чел. –15%  Нет желания учиться – 0 чел.

    • По болезни – 12чел. – 60%

    • Далеко ходить в школу — 0 чел

    • Усталость — 2 чел – 10%

  2. Говорят, что в 10 классах, в связи с адаптацией, возникают проблемы с дисциплиной в классе, так ли это?

Да -19чел. – 95%

Нет – 1 чел. – 5%

  1. Если проблема дисциплины существует, чем, по вашему мнению, она может быть вызвана?

    • Желание пообщаться - 3 чел. – 15%

    • Урок проходит неинтересно, скучно - 4 чел. – 20%

    • Надоело учиться - 1чел. – 5%

    • Незнание предмета – 2 чел. – 10%

    • Хорошее настроение — 2 чел. - 10%

    • Усталость — 5 чел. - 25%

  2. У вас сформировался новый класс. Довольны ли вы тем, как складываются в нем отношения?

Да – 20 чел. – 100%

Нет –0

Не совсем - 0

  1. Как вы думаете, чего не хватает вашим одноклассникам?

    • Внимания — 0

    • Дисциплины — 0

    • Уважения — 1 чел. - 5%

    • Внимания мальчиков к девочкам — 6 чел - 30%  Общения — 0 чел.

    • Свободного времени — 15 чел - 75%

    • Всего хватает — 4 чел — 20%

  2. Как вы думаете, чего не хватает учителям?

      • Внимания к ученикам – 11 чел. – 55%

      • Зарплаты - 7 чел. – 35%

      • Понимания - 8 чел. – 40%

      • Времени — 7 чел - 35%

      • Строгости – 2 чел. – 10%

      • Уважения – 6 чел. – 30%

      • Любви — 5 чел - 25%

9. Какую главную цель вы поставили перед собой в этом году?

      • Усовершенствовать знание иностранных языков — 4 чел - 20%

      • На «4 и 5» закончить 10 класс – 7 чел. – 35%

      • Хорошо окончить школу и сдать ЕГЭ – 18 чел. – 90%

      • Подтянуться в учебе – 5 чел. – 25%

      • Просто учиться — 2 чел — 10%

      • Участие в соревнованиях и олимпиадах — 2 чел — 10%

      • Начать делать домашнее задание самому — 1 чел — 5%

    1. Нет цели —0

    2. Оправдались ли, в целом, ваши ожидания относительно обучения в десятом классе?

        • Да – 15 чел. – 75%  Нет – 1чел. – 5%

        • Не знаю - 4 чел. – 20%

Анализируя полученные результаты можно сделать следующий вывод:

Не у всех старшеклассников сформирована учебная мотивация на высоком уровне. Так на вопрос «Почувствовали вы, что возросла учебная нагрузка?» дали положительный ответ 11 человек (55%), хотя на выполнение домашнего задания тратится в основном от двух до трех часов.

На вопрос «Как вы считаете, с чем могут быть связаны участившиеся пропуски уроков десятиклассниками?» 12-60% ответили по болезни, по уважительной причине 15-75% есть ребята, которые называли неуважительные причины (хочется поспать, усталость).

На вопрос «Какую главную цель вы поставили перед собой в этом году?» Ответили хорошо окончить школу и сдать ЕГЭ – 18-90%

Анализируя, взаимоотношения учащихся друг с другом можно сделать вывод, что ребятам комфортно во вновь сформированных классах. Так на вопрос «У вас сформировался новый класс. Довольны ли вы тем, как складываются в нем отношения?» положительный ответ дали все 20 кадет, что составило 100%.

Настораживает в ответах слово «Усталость», «не хватает свободного времени», что наводит на мысль о неправильной организации здоровьесберегающих технологий на уроках и внеурочное время. Учителям-предметникам на своих уроках чаще применять динамические паузы разного темпа и форм проведения.

  1. Методика изучения школьной мотивации старшеклассника.

Проблема школьной мотивации — одна из краеугольных камней в современном образовании. Учитывая возрастное снижение учебной мотивации в подростковом возрасте важно становиться определить, а что способно мотивировать учащихся, как могут воздействовать на них учителя и как строить программу обучения, чтобы преодолеть традиционное снижение мотивации.

Проанализировав полученные результаты можно выявить уровень школьной мотивации десятиклассников:

  1. Методика самооценки личности старшеклассника.

Данная методика позволила выявить уровень самооценки у десятиклассников. Всего было обследовано — 20 человек.

  • 0-25 баллов – высокий уровень самооценки;

  • 26-45 баллов – средний уровень самооценки;

  • 46-128 баллов – низкий уровень самооценки.

При высоком уровне самооценки человек оказывается не отягощенным «комплексом неполноценности», правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.

При среднем он редко страдает от «комплекса неполноценности» и время от времени старается подладиться под мнения других.

При низком уровне самооценки человек болезненно переносит критику в свой адрес, старается всегда считаться с мнениями других и часто страдает от «комплекса неполноценности». Проанализировав полученные результаты можно сделать следующие выводы:

    1. Низкий уровень самооценки (у 7-35%)

    2. При низком уровне самооценки человек болезненно переживает критические замечания в свой адрес. Он «подстраивается» под мнения других людей, «маскирует» свои способности, избегает случаи самовыражения. Учителям-предметникам, классному руководителю и педагогу-психологу проводить коррекционноразвивающие занятия, которые способствуют формированию адекватной самооценки.

    3. Показатель адекватного отношения к себе (средний уровень самооценки) составил 45%

    4. Учащийся находится в состоянии «обороны» в классе, ощущает неловкость во взаимоотношениях с одноклассниками, «опасается» за непризнание его интеллектуального потенциала, а иногда недооценивает свои способности без достаточных оснований.

    5. Высоким уровнем самооценки обладают четыре человека в классе (20%), что говорит об отсутствии «комплекса неполноценности», о редких сомнениях в своих действиях.

5 . Методика изучения уровня тревожности десятиклассников.

Методика «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша позволила выявить уровень тревожности у десятиклассников. Особенность подобных шкал связана с тем, что испытуемый оценивает не наличие у себя уровня тревожности, а определяет ситуацию, которая у него может вызвать тревогу. Всего было обследовано —18 кадет.

Общая тревожность.

Средний уровень тревожности выявлено у 14 кадет (77,8%)

Несколько повышенный уровень тревожности у 3 кадет - 16,7%

С высоким уровнем выявлено не было

Чрезмерное спокойствие выявлено у 1 кадета (5,6%)

По данным диаграммы видно, что отсутствует высокий уровень тревожности, что говорит о положительной адаптации.

Сравнительные данные:

Школьная тревожность.

Средний уровень – у 9 человек (50%). Несколько повышенный у 5 человек (27,8%) Чрезмерное спокойствие у 3 ребят (16,7%). Самооценочная тревожность.

Средний уровень – у 15 кадет (83,3%). Несколько повышенный уровень – у 3 (16,7%) Межличностная тревожность.

Средний уровень –16 кадет (88,9%)

Несколько повышенный уровень – у 2 кадет (11,1%)

В основном ребят тревожат взаимоотношения связанные со школой, с общением с учителями (27% - несколько повышенный уровень). Меньше вызывают тревогу ситуации общения между собой и актуализации представлений о себе.

Учителям-предметникам, классному руководителю и педагогу-психологу проводить коррекцинно-развивающие упражнения, которые способствуют снижению уровня тревожности.

6. Методика на определение психологического климата коллектива.

В анкетировании участвовали 18 человек.

16 (89%) кадет высоко оценивают психологический климат в классе. Им нравятся люди, с которыми они учатся. Оценивают положительно с преобладанием положительных характеристик.

Двум (11%) школьникам скорее безразличен психологический климат класса, у них , вероятно, есть другая группа, где общение для них там значимо.

Выводы по адаптации десятиклассников и рекомендации:

  • анализ результатов диагностики учащихся 10-х классов показывает, что адаптационный период для большинства кадет проходит успешно;

  • идет стабильное формирование классного коллектива, о чем свидетельствуют данные диагностики психологического климата классного коллектива;

  • по результатам диагностики 3 кадета 10 класса имеют в несколько повышенный уровень тревожности; им следует оказать психологическую и педагогическую поддержку;

Таким образом, адаптационный период в 10-ом классе проходит, в целом, удовлетворительно.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!