Результаты диагностики адаптации десятиклассников ГБОУ РКШИ к обучению в старшем звене в 2018-2019 учебном году.
Переход в 10-ый класс сопровождается формированием нового школьного коллектива, адаптацией к новым учителям, предметам, к увеличению учебной нагрузки. В юности особенно возрастает необходимость в признании и защищенности, потребность в общении и, одновременно, в обособлении, самоопределении, построении жизненных перспектив.
В связи с вышеописанным в работе психолога с десятиклассниками важными становятся следующие задачи:
принятие позиции ученик-старшеклассник;
принятие новичков в коллектив;
поиск личностного смысла и мотивации учения;
организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи. В 2018-2019 учебном году был сформирован один 10 класс из 2-х 9-х:
С 27.10 по 21.11 2018 г. проводилась диагностика по адаптации десятиклассников к обучению в старшем звене. Всего было обследовано 21 кадет (кроме 1 кадета). В диагностике были использованы следующие методики: 1. Методика познавательной диагностика старшеклассника;
2.Анкетирование учащихся, с целью выявления тревожности и межличностного общения среди десятиклассников;
3.Методика изучения школьной мотивации старшеклассника;
Методика изучения самооценки личности старшеклассника;
Методика «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша;
Методика определения социально-психологического климата класса.
Общие выводы:
1. Познавательная активность (20 кадет):
Высокий уровень познавательной активности у 7 человек, что составило 35% всего класса.
Свидетельствует о развитой и целенаправленной познавательной деятельности. Такой ребенок относится к учебе серьезно и проявляет в ней самостоятельность. От родителей и педагогов может потребоваться помощь в поиске справочной литературы и в организации режима дня старшеклассника (некоторые школьники учатся «на износ», что может привести к истощению).
У 13 человек средний уровень познавательной активности, что составило 65%.
Говорит о том, что у старшеклассника развита любознательность и есть интерес к некоторым учебным предметам. Но такой интерес не имеет организованного характера, он хаотичен. У школьника нет понимания того, как в дальнейшем в его жизни могут понадобиться те или иные знания. Родители и педагоги могут помочь подростку, найдя для него интересный и необычный вид изучения самого привлекательного предмета, например, занимательный учебник или совместные обсуждения увлекательной темы.
С низким уровнем познавательной активности кадет выявлено не было.
2. Анкетирование учащихся, с целью выявления тревожности и межличностного общения среди десятиклассников.
17 ноября 2018 г. проводилось анкетирование десятиклассников по адаптации к обучению в старшем звене.
Всего было обследовано 20 старшеклассников.
АНКЕТА
Почувствовали вы, что возросла учебная нагрузка?
Да – 11 чел. – 55%
Немного – 8 чел. – 40% Нет - 1 чел. – 5%
Сколько времени вы, в среднем, каждый день тратите на выполнение домашнего задания?
1ч.- 0
1,5 ч. - 2 чел. - 10%
1-2 ч. - 2 чел. –10%
2ч. - 1 чел. - 5%
2–3 часа –12-60%
3-4 часа – 2 чел. – 10%
5 часов – 1 чел. – 5%
Как вы считаете, с чем могут быть связаны участившиеся пропуски уроков десятиклассниками?
Домашние проблемы – 1 чел. – 5%
По уважительной причине – 15 чел. – 75%
Конфликт с учителем – 0 чел. Хочется поспать –3 чел. –15% Нет желания учиться – 0 чел.
По болезни – 12чел. – 60%
Далеко ходить в школу — 0 чел
Усталость — 2 чел – 10%
Говорят, что в 10 классах, в связи с адаптацией, возникают проблемы с дисциплиной в классе, так ли это?
Да -19чел. – 95%
Нет – 1 чел. – 5%
Если проблема дисциплины существует, чем, по вашему мнению, она может быть вызвана?
Желание пообщаться - 3 чел. – 15%
Урок проходит неинтересно, скучно - 4 чел. – 20%
Надоело учиться - 1чел. – 5%
Незнание предмета – 2 чел. – 10%
Хорошее настроение — 2 чел. - 10%
Усталость — 5 чел. - 25%
У вас сформировался новый класс. Довольны ли вы тем, как складываются в нем отношения?
Да – 20 чел. – 100%
Нет –0
Не совсем - 0
Как вы думаете, чего не хватает вашим одноклассникам?
Внимания — 0
Дисциплины — 0
Уважения — 1 чел. - 5%
Внимания мальчиков к девочкам — 6 чел - 30% Общения — 0 чел.
Свободного времени — 15 чел - 75%
Всего хватает — 4 чел — 20%
Как вы думаете, чего не хватает учителям?
9. Какую главную цель вы поставили перед собой в этом году?
Усовершенствовать знание иностранных языков — 4 чел - 20%
На «4 и 5» закончить 10 класс – 7 чел. – 35%
Хорошо окончить школу и сдать ЕГЭ – 18 чел. – 90%
Подтянуться в учебе – 5 чел. – 25%
Просто учиться — 2 чел — 10%
Участие в соревнованиях и олимпиадах — 2 чел — 10%
Начать делать домашнее задание самому — 1 чел — 5%
Нет цели —0
Оправдались ли, в целом, ваши ожидания относительно обучения в десятом классе?
Анализируя полученные результаты можно сделать следующий вывод:
Не у всех старшеклассников сформирована учебная мотивация на высоком уровне. Так на вопрос «Почувствовали вы, что возросла учебная нагрузка?» дали положительный ответ 11 человек (55%), хотя на выполнение домашнего задания тратится в основном от двух до трех часов.
На вопрос «Как вы считаете, с чем могут быть связаны участившиеся пропуски уроков десятиклассниками?» 12-60% ответили по болезни, по уважительной причине 15-75% есть ребята, которые называли неуважительные причины (хочется поспать, усталость).
На вопрос «Какую главную цель вы поставили перед собой в этом году?» Ответили хорошо окончить школу и сдать ЕГЭ – 18-90%
Анализируя, взаимоотношения учащихся друг с другом можно сделать вывод, что ребятам комфортно во вновь сформированных классах. Так на вопрос «У вас сформировался новый класс. Довольны ли вы тем, как складываются в нем отношения?» положительный ответ дали все 20 кадет, что составило 100%.
Настораживает в ответах слово «Усталость», «не хватает свободного времени», что наводит на мысль о неправильной организации здоровьесберегающих технологий на уроках и внеурочное время. Учителям-предметникам на своих уроках чаще применять динамические паузы разного темпа и форм проведения.
Методика изучения школьной мотивации старшеклассника.
Проблема школьной мотивации — одна из краеугольных камней в современном образовании. Учитывая возрастное снижение учебной мотивации в подростковом возрасте важно становиться определить, а что способно мотивировать учащихся, как могут воздействовать на них учителя и как строить программу обучения, чтобы преодолеть традиционное снижение мотивации.
Проанализировав полученные результаты можно выявить уровень школьной мотивации десятиклассников:
Методика самооценки личности старшеклассника.
Данная методика позволила выявить уровень самооценки у десятиклассников. Всего было обследовано — 20 человек.
0-25 баллов – высокий уровень самооценки;
26-45 баллов – средний уровень самооценки;
46-128 баллов – низкий уровень самооценки.
При высоком уровне самооценки человек оказывается не отягощенным «комплексом неполноценности», правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.
При среднем он редко страдает от «комплекса неполноценности» и время от времени старается подладиться под мнения других.
При низком уровне самооценки человек болезненно переносит критику в свой адрес, старается всегда считаться с мнениями других и часто страдает от «комплекса неполноценности». Проанализировав полученные результаты можно сделать следующие выводы:
Низкий уровень самооценки (у 7-35%)
При низком уровне самооценки человек болезненно переживает критические замечания в свой адрес. Он «подстраивается» под мнения других людей, «маскирует» свои способности, избегает случаи самовыражения. Учителям-предметникам, классному руководителю и педагогу-психологу проводить коррекционноразвивающие занятия, которые способствуют формированию адекватной самооценки.
Показатель адекватного отношения к себе (средний уровень самооценки) составил 45%
Учащийся находится в состоянии «обороны» в классе, ощущает неловкость во взаимоотношениях с одноклассниками, «опасается» за непризнание его интеллектуального потенциала, а иногда недооценивает свои способности без достаточных оснований.
Высоким уровнем самооценки обладают четыре человека в классе (20%), что говорит об отсутствии «комплекса неполноценности», о редких сомнениях в своих действиях.
5 . Методика изучения уровня тревожности десятиклассников.
Методика «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша позволила выявить уровень тревожности у десятиклассников. Особенность подобных шкал связана с тем, что испытуемый оценивает не наличие у себя уровня тревожности, а определяет ситуацию, которая у него может вызвать тревогу. Всего было обследовано —18 кадет.
Общая тревожность.
Средний уровень тревожности выявлено у 14 кадет (77,8%)
Несколько повышенный уровень тревожности у 3 кадет - 16,7%
С высоким уровнем выявлено не было
Чрезмерное спокойствие выявлено у 1 кадета (5,6%)
По данным диаграммы видно, что отсутствует высокий уровень тревожности, что говорит о положительной адаптации.
Сравнительные данные:
Школьная тревожность.
Средний уровень – у 9 человек (50%). Несколько повышенный у 5 человек (27,8%) Чрезмерное спокойствие у 3 ребят (16,7%). Самооценочная тревожность.
Средний уровень – у 15 кадет (83,3%). Несколько повышенный уровень – у 3 (16,7%) Межличностная тревожность.
Средний уровень –16 кадет (88,9%)
Несколько повышенный уровень – у 2 кадет (11,1%)
В основном ребят тревожат взаимоотношения связанные со школой, с общением с учителями (27% - несколько повышенный уровень). Меньше вызывают тревогу ситуации общения между собой и актуализации представлений о себе.
Учителям-предметникам, классному руководителю и педагогу-психологу проводить коррекцинно-развивающие упражнения, которые способствуют снижению уровня тревожности.
6. Методика на определение психологического климата коллектива.
В анкетировании участвовали 18 человек.
16 (89%) кадет высоко оценивают психологический климат в классе. Им нравятся люди, с которыми они учатся. Оценивают положительно с преобладанием положительных характеристик.
Двум (11%) школьникам скорее безразличен психологический климат класса, у них , вероятно, есть другая группа, где общение для них там значимо.
Выводы по адаптации десятиклассников и рекомендации:
анализ результатов диагностики учащихся 10-х классов показывает, что адаптационный период для большинства кадет проходит успешно;
идет стабильное формирование классного коллектива, о чем свидетельствуют данные диагностики психологического климата классного коллектива;
по результатам диагностики 3 кадета 10 класса имеют в несколько повышенный уровень тревожности; им следует оказать психологическую и педагогическую поддержку;
Таким образом, адаптационный период в 10-ом классе проходит, в целом, удовлетворительно.