Результаты
психолого-педагогической диагностики развития учащихся
Педагогом совместно с психологом осуществлялось психолого-педагогическое сопровождение учащихся данного класса на протяжении нескольких лет.
Психолого-педагогическое сопровождение развития учащихся осуществлялось в нескольких направлениях:
Мониторинг:
Изучение уровня учебной мотивации, познавательной активности,
Изучение формирования когнитивной сферы,
Изучение уровня развития тревожности, агрессивности,
Изучение уровня групповой сплоченности,
Изучение формирования ценностных ориентаций,
Изучение психологической комфортности в классе.
Психолого-педагогическое проектирование (разработка групповых и индивидуальных программ развития учащихся).
Коррекционно-развивающая работа.
Консультативная работа с родителями и учениками.
Просветительская работа с родителями и учениками.
За данный период с 2016 - 2019 год у учащихся данного класса произошли следующие изменения:
увеличилось количество учащихся с высокой учебной мотивации на 15 %,
снизилось количество учащихся с высоким уровнем тревожности на
26 % и агрессивности на 28 %,
повысился коэффициент групповой сплоченности, группа учащихся сформировалась как коллектив,
у 95 % учащихся сформировалась адекватная самооценка,
у 87% воспитанников формируется адекватные ценностные ориентации, направленные на здоровый образ жизни, трудовую направленность,
99% учащихся чувствуют себя комфортно в классе: раскованно, свободно, в лице учителя видят друга, помощника, в данном классе нет отверженных детей.
Мониторинг развития когнитивной сферы.
Проведено обследование всех учащихся.
Выявлено, что у 1 человека – 9%- уровень интеллекта высокий, у 3 человек – 27%- уровень интеллекта выше среднего.
У 3 человек - 27%- интеллект ниже среднего – нижняя граница нормы, у 4 человек- 36%- интеллект ниже возрастной нормы (ЗПР).
При анализе выполнения учащимися серий заданий отмечено, что они успешно справляются с дополнением недостающей части образца, находят аналогии между парами, видят изменения фигур в матрицах с определенным логическим принципом, с принципом перестройки. Трудности вызывало выполнение субтестов в упорядочении фигур согласно закономерности использованных изменений. Учащиеся выполняют тест в среднем за 30 минут, что соответствует норме.
Таким образом, у большинства учащихся сформирован достаточный уровень концентрации внимания, целостного восприятия, они умеют делать умозаключения на основе линейных взаимосвязей, прослеживания непрерывных изменений. Однако следует отметить, что недостаточно развит динамический синтез и абстракция.
Т.О. у 75% учащихся к выпускному классу интеллект был скорректирован до средней возрастной нормы.
Уровни интеллектуального развития.
Отмечается положительная динамика в развитии восприятия у 97% учащихся, в развитии памяти у 75%, в развитии внимания у 86% учащихся за последние три года.
Мониторинг развития личностной сферы
Произошло снижение уровня тревожности и агрессивности у учащихся на протяжении нескольких лет.
Динамика уровня тревожности и агрессивности.
Преобладают дети с адекватной самооценкой, что составляет 80% . Эти дети не лишены комплексов, но они сами прекрасно справляются со своими проблемами, объективно оценивают свое поведение и поступки людей. У 20% школьников есть все возможности справиться со своими комплексами, но при этом, можно сказать, что они мешают им жить.
При изучении формирования характера выявлено, что у 68% школьников преобладает гипертимный тип акцентуации, что говорит о склонности к озорству, недостатке чувства дистанции в отношениях с другими, стремлении к самостоятельности, вспышках гнева и раздражения, склонности к аморальным поступкам; 45% - циклотимный тип, что свидетельствует о частых переменах настроения, о зависимости от внешних событий. Также среди школьников встречается застревающий (основная черта - склонность к аффектам), демонстративный (характеризуется демонстративным поведением, склонностью к фантазерству, притворству и преукрашиванию своей персоны) и возбудимый тип (недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями) - 34%. В 17 % наблюдается эмотивный (характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность) и тревожный (свойственна низкая контактность, робость, пугливость) тип акцентуации.
Анализ результатов проведённой диагностики по выявлению уровня воспитанности (Шилова М.И., д.п.н., профессор, член РАО. Теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников.) на начало и конец учебного года показал, что есть положительная динамика в воспитании учащихся ( в среднем): с 1, 2 до 1,4 баллов.
Наиболее высокие результаты по таким показателям, как уважение старших, бережное отношение к природе, стремление реализовать свои интеллектуальные возможности, милосердие, требовательность к себе, самоуважение, самостоятельность в труде, забота о своём здоровье, бережное отношение к имуществу, честность с товарищами.
Тревожные показатели: недостаточно формируются такие качества как саморазвитие, инициативность и творчество, служение Отечеству, любознательность.