СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рябочая программа по дисциплине "Родная литература" для студентов 1 курса СПО

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Родная литература» предназначена для изучения родной (русской) литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.

Просмотр содержимого документа
«Рябочая программа по дисциплине "Родная литература" для студентов 1 курса СПО»

а

НеКОММЕРЧЕСКОЕ ЧАСТНОЕ учреждение ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО образования

«Колледж управления и экономики»





УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по УМиНР

____________ /Рахматулин Т.С./

(подпись) (Ф.И.О.)

«__» ____________20__г.



Заместитель директора

по УМиНР

____________ /Рахматулин Т.С./

(подпись) (Ф.И.О.)

«__» ____________20__г.



Заместитель директора

по УМиНР

____________ /Рахматулин Т.С./

(подпись) (Ф.И.О.)

«__» ____________20__г.



Рабочая ПРОГРАММа учебной дисциплины


ОУД.12 РОДНАЯ литература

общеобразовательного цикла

программы подготовки специалистов среднего звена по специальности

40.02.02 Правоохранительная деятельность

(социально- экономический профиль)











г.о. Тольятти,

2021 г.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность


























Разработчик: Янгутова Н.П., преподаватель русского языка и литературы









Пояснительная записка

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Родная литература» предназначена для изучения родной (русской) литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.

Рабочая программа учебной дисциплины «Родная литература» разработана на основании ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г.№413; Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. №1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413; Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» для профессиональных образовательных организаций (автор Обернихина Г.А. и др.); Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), Рекомендация в редакции 2017 г.(Протокол №3 от 25 мая 2017 г.)

Содержание программы учебной дисциплины «Родная литература» направлено на достижение следующих целей:

  • Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;

  • Формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к родной литературе и ценностям отечественной культуры;

  • Развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числев сети Интернет.








СОДЕРЖАНИЕ


1. Паспорт программы учебной дисциплины …………


5

1.1. Область применения программы учебной дисциплины ………...

5

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы …………………….



5

1.3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины ……...


6

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины .


9

2. Содержание учебной дисциплины и тематическое планирование …………………………………………………….



10

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы ………….


10

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ………


11

2.3. Содержание профильной составляющей ………………………….


22

3. Условия реализации учебной дисциплины …………


23

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины …………………………………………………………



26
















1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА»

1.1. Область применения программы учебной дисциплины

Литературе принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии человека, формировании его миропонимания и национального самосознания. Литература как феномен культуры эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Литература формирует духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.

Основой содержания учебной дисциплины «Родная литература» является изучение жизни и творчества поэтов и писателей, связанных с Самарским краем, а также лучших русских писателей XX века; чтение и текстуальное изучение художественных произведений русской литературы. Обучающиеся постигают категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимают, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте.

При освоении специальностей СПО социально-экономического профиля профессионального образования литература изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования.



1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ

В профессиональных образовательных организациях учебная дисциплина «Родная литература» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).

В учебных планах ППССЗ учебная дисциплина «Родная литература» входит в состав общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.

Изучение учебной дисциплины «Родная литература» завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета в рамках освоения ППССЗ на базе основного общего образования.







1.3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины

Освоение содержания учебной дисциплины «Родная литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

Личностных:

- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- эстетическое отношение к миру;

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, интернет-ресурсов и др.);

  • Метапредметных

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

- умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • Предметных

- формирование устойчивого интереса к чтению;

- формирование навыков различных видов анализа литературных произведений;

- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой основной и второстепенной информации;

Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

- знание содержания произведений родной литературы;

- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

В результате изучения учебной дисциплины «Родная литература» обучающийся должен:

Уметь:

- чувствовать основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств;

- видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;

Соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;

- анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму;

- выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, доклад, сообщение.

Знать/понимать:

- взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общений;

- значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития;

- необходимость систематического чтения как средства познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

- восприятие родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

- осознание коммуникативно – эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской культуры

Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий в контексте преемственности формирования общих компетенций.





Виды универсальных учебных действий

Общие компетенции

(в соответствии с ФГОС СПО по специальности/профессии)

Личностные

(обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях)


ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес,

ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность,

ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Регулятивные:

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль (коррекция), саморегуляция, оценка

(обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности)

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество,

ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.


Познавательные

(обеспечивают исследовательскую компетентность, умение

работать с информацией)

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития,

ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности,

ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Коммуникативные

(обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми)

ОК6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями,

ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.


1.4.Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 78 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 52 часа;

самостоятельной работы обучающегося 26 часов.



























  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

78

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

52

в том числе:


лабораторные работы


практические занятия


контрольные работы


курсовая работа (проект)


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

26

в том числе:


самостоятельная работа над анализом стихотворений

4

самостоятельная работа над докладами

2

самостоятельная работа над сообщениями

4

самостоятельная работа над разработкой презентаций

6

самостоятельная работа по исследованию творчества

2

самостоятельная работа над рефератами

4

самостоятельная работа над сочинением эссе

2

самостоятельная работа над олимпиадными заданиями

2

самостоятельная работа по выразительному чтению стихотворений

2

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета





2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература»

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения





Введение

Содержание учебного материала

2

1

Специфика и задачи учебной дисциплины. История Самары и Самарской области. Культурная жизнь Самарской губернии.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX века.



16


РАЗДЕЛ 1.

Литература и культура Самарской губернии в первой половине XIX века.

Тема 1.1. Г.Р.Державин.

Русский поэт эпохи Просвещения, государственный деятель эпохи Просвещения, живший в Самарской губернии.










Содержание учебного материала

4

2








  1. Основные этапы жизни и творчества. Поэзия Державина как переходное явление: диалог поэтических традиций русской литературы. Жанрово-стилевое разнообразие лирики . Анализ произведений: «На смерть князя Мещерского», «Бог», «Водопад», «Памятник», «Фелица», «Вельможа» и др.




2







Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнить анализ стихотворений «Властителям и судиям», «Памятник» (по выбору студента)


2

Тема 1.2 Дмитриев И.И.

Русский поэт, баснописец, государственный деятель, родившийся в Самарском крае.

Содержание учебного материала


4



2


2



1.Жанровое и стилистическое своеобразие в поэзии. Анализ произведений: "Искатели фортуны", "К Волге", "Воздушные башни", "Причудница", "Чужой толк", "Ермак", "Глас патриота". «Отставной вахмистр» и др. Философичность басен.

Самостоятельная работа обучающихся :

Составить презентацию по басне «Муха».

2



Тема 1.3. Давыдов Денис Васильевич.

Русский поэт, наиболее яркий представитель «гусарской поэзии», генерал-лейтенант, участник Отечественной войны 1812 года, живший в Самарской губернии

Содержание учебного материала


4


3

  1. Гусарская тема в лирике.  Анализ произведений: «Голова и ноги», «Река и зеркало», «Договоры», «Моя песня», «Болтун красноречивый», «На князя П.И. Шаликова», «Гусарская исповедь».


Самостоятельная работа обучающихся:

Исследовательская работа по творчеству Д. Давыдова "Черты русской души в творчестве Дениса Давыдова"


2






2

Тема 1.4. Аксаков С.Т.

Русский писатель, государственный чиновник и общественный деятель, литературный и театральный критик, живший в Самарской губернии

Содержание учебного материала


4


2


2


2

  1. Индивидуальность творчества Аксакова С.

  2. Жанровое многообразие прозы( биографии и мемуары: «Воспоминание об Александре Семеновиче Шишкове», «Знакомство с Державиным», «Яков Емельянович Шушерин и современные ему театральные знаменитости», «Несколько слов о биографии Гоголя», «Несколько слов о М. С. Щепкине», «История моего знакомства с Гоголем», «Воспоминание о Михаиле Николаевиче Загоскине», «Биография Михаила Николаевича Загоскина», «Воспоминания о Дмитрии Борисовиче Мертваго», «Литературные и театральные воспоминания», статьи: «Замечания и наблюдения охотника брать грибы», «Несколько слов о раннем весеннем и позднем осеннем уженье», Отзыв о «Журнале охоты» и др,рассказы и очерки: «Ловля мелких зверьков», «Собирание бабочек», «Встреча с мартинистами», «Записки об уженье рыбы», «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «Воспоминания» и др,повести: «Наташа», «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука»,сказка: «Аленький цветочек»,критика: «Антикритика», «Три открытия в естественной истории пчелы», «В стороне от большого света», «Несколько слов о статье «Воспоминания старого театрала» и др.



РАЗДЕЛ 2.


Литература и культура Самарской губернии второй половины XIX века.

16




Содержание учебного материала

4

Тема 2.1. Гарин-Михайловский Н.Г.

Русский писатель, инженер, живший и работавший в Самарской губернии.

  1. Teтpaлoгия Гapинa-Mиxaйлoвcкoгo H.Г. и нoвыe мoтивы в pyccкoй литepaтype («Дeтcтвo Teмы», «Гимнaзиcты», «Cтyдeнты», «Инжeнepы»). Проблема жанра.

Самостоятельная работа: составить презентацию на тему: «О детях трудно написать плохо».

Доклад: Толстой Л.Н. и Самара

2




2

Тема 2.2. Каронин-Петропавловский Н.Е.

Русский писатель. Живший в Самарской губернии.

Содержание учебного материала

4


2






  1. Отражение жизни Самарского крестьянства в циклах «Рассказы о парашкинцах» и «Рассказы о пустяках»


2






Самостоятельная работа:

Подготовить доклад: «Тема Донбасса в творчестве писателя»



2

Тема 2.3. Петров-Скиталец С.Г.

Русский писатель, поэт, прозаик, живший в Самарской губернии

Содержание учебного материала

4


2











  1. Автобиографическая повесть «Сквозь строй». Годы суровой юности писателя.

2

Самостоятельная работа:

Реферат на тему: « Скиталец - постоянный сотрудник «Самарской газеты», Жанры, в которых он работал: стихотворные фельетоны, рассказы, легенды, поэмы, сказки.

Подготовить сообщение : «Островский А.Н. и Самара»

2

Тема 2.4. Неверов (Скобелев) А.С.

Русский писатель, живший в Самарской губернии


Содержание учебного материала

2


2




2



  1. Первая советская детская повесть «Ташкент-город хлебный».Исторические и биографические параллели в повести.


Тема 2.5. Успенский Г.И.

Русский писатель, живший в Самарской губернии

Содержание учебного материала


2

2

  1. Самарские впечатления в очерках «Из деревенского дневника», «Крестьянин и крестьянский труд»

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА.




18


Раздел 3.

Литература и культура Самарской губернии первой половины XX века.

Тема 3.1. Максим Горький.

Русский писатель, прозаик, драматург. Становление Горького как писателя в Самаре, сотрудничество с «Самарской газетой».

Содержание учебного материала



4



2



2

3



  1. Создание романтических произведений «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль». Поэтизация гордых и сильных людей.

Самостоятельная работа:

Сочинение эссе «Тематика произведений М.Горького»

Тема 3.2. Ширяевец (Абрамов) А.В.

Русский поэт серебряного века, один из представителей новокрестьянских поэтов.

Содержание учебного материала


4



2

  1. Поэт Поволжья. Народно-песенная эстетика Ширяевца. Своеобразие темы родины в творчестве поэта-земляка. (анализ произведений :«Ширяево», «Богатырь», «Запевка», «О музыке и любви», «Алые маки»и др.)


Самостоятельная работа: Презентация на тему:"Своеобразие темы родины в творчестве поэта - земляка А.Ширяевца"


2

Тема 3.3.Толстой А.Н.

Русский писатель, драматург. Формирование писателя в годы жизни в Самаре.

Содержание учебного материала


2


2

2

  1. Отражение самарских впечатлений в произведениях «Детство Никиты», «Хождение по мукам»


Тема 3.4. Маяковский В.В. и Самара.

Содержание учебного материала

4


2



2



  1. Лирика Маяковского. Основные темы и мотивы. Анализ произведений, созданных по итогам путешествия в г.Самару ( «По городам Союза», «И в Самаре и в Рязани», «Волга –зимой» и др.)

Самостоятельная работа обучающихся:

Реферат: Футуризм и Маяковский


2

Тема 3.5. Культурная жизнь запасной столицы во время Великой Отечественной войны.

Содержание учебного материала

2


  1. Культура в Куйбышеве в годы Великой Отечественной войны

Работа Самарского академического  театра драмы им. М. Горького в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.

Военные годы Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина

2

2



ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ 1930-1940 –Х ГОДОВ



Тема 3.6. А.Платонов (Андрей Платонович Климентов).

Сведения из биографии.

Содержание учебного материала


2

2

  1. Социально-философское содержание творчества, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова).Рассказы «В прекрасном мире», «Песчаная учительница», «Юшка» и др.

РАЗДЕЛ 4.

Особенности развития литературы 1950-1980-х годов.


28



Тема 4.1. А.Т.Твардовский

Сведения из биографии.

Содержание учебного материала

4



2








  1. Особенности поэтического мира. Автобиографизм поэзии Твардовского. Поэма «По праву памяти» как произведение лиро-эпического жанра, как «завещание» поэта. Темы раскаяния и личной вины, памяти и забвения, исторического возмездия и «сыновей ответственности». А.Т. Твардовский-главный редактор журнала «Новый мир».

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Сообщение: «Художественные средства, используемые А. Т. Твардовским в своих стихотворениях» 


2

ТВОРЧЕСТВО ПОЭТОВ В 1950-1980 – Е ГОДЫ



Тема 4.2. Н.Рубцов.

Содержание учебного материала

4

2





2




2






  1. Тема родины в лирике поэта. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Н.Рубцова.




Самостоятельная работа обучающихся: анализ одного поэтического произведения (по выбору студента)


Тема 4.3. Б.Окуджава.

Содержание учебного материала

2


2







2

  1. Поэзия Б.Окуджавы. Художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тема войны, образы Москвы и Арбата в поэзии Окуджавы.


2

Тема 4.4. А.Вознесенский

Содержание учебного материала

2


2



2



3

  1. Поэзия А.Вознесенского: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Основные темы и проблемы ранней поэзии. (сборники "Парабола", "Мозаика" и др.

Самостоятельная работа: подготовить выразительное чтение стихотворения (по выбору студента)

Тема 4.5. В.Высоцкий.

Содержание учебного материала


2





2

  1. Поэзия В.Высоцкого. Особенности авторской песни. Проблема нравственного выбора в стихотворениях поэта. Сатирические произведения.

Самостоятельная работа:

Олимпиада по теме «В.Высоцкий»

ДРАМАТУРГИЯ 1950-1980 –Х ГОДОВ

Тема 4.6. В.Розов.

Содержание учебного материала

2


2




2




Сведения из биографии.

  1. Социально-психологические пьесы В.Розова. Внимание драматургов к повседневным проблемам обычных людей. Тема войны в драматургии. Проблемы долга и совести, героизма и предательства, чести и бесчестия.(«Вечно живые», «Летят журавли» и др.)

Тема 4.7. А.Салынский

Содержание учебного материала

2






2

  1. Пьеса «Барабанщина». Праведник и толпа. Трагедия жизни.





Тема 4.8. А.Володин, Э.Радзинский

Содержание учебного материала


2


2



2


  1. Тема любви в драмах.  «Восемь дней недели», «Вам 22, старики!», «Снимается кино» , «Чуть-чуть о женщине», «Свекровь», «Фабричная девчонка» и др.



Тема 4.9. Вампилов А.В.

Обзор жизни и творчества.

Содержание учебного материала

2

2




2



  1. Нравственная проблематика пьес: «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын». Своеобразие драмы «Утиная охота».Композиция драмы. Характер главного героя. Система персонажей, особенности художественного конфликта. Утверждение добра, любви и милосердия - главный пафос драматургии Вампилова.

ПРОЗА 1950-1980- Х ГОДОВ

Тема 4.10. Солженицын А.И.


Обзор жизни и творчества.



Содержание учебного материала

2









3






  1. Сюжетно-композиционные особенности рассказа «Матренин двор». Отражение конфликтов истории в судьбах героев. Характер героини как способ выражения авторской позиции. Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Мастерство А.Солженицына- психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя.

Всего


78




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)



2.3 Содержание профильной составляющей

Для специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность, профильными составляющими являются следующее:

Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Введение

Прослушивание рассказа преподавателя, конспектирование, пересказ, участие в беседе, ответы на вопросы; чтение

Литература и культура Самарской губернии первой половины XIX века

Прослушивание рассказа преподавателя; работа с источниками информации (дополнительная литература, в том числе интернет-источники)

Участие в беседе, ответы на вопросы; чтение; комментированное чтение; аналитическая работа с текстами художественных произведений; подготовка докладов и сообщений; самостоятельная и групповая работа по заданию педагога

Литература и культура Самарской губернии второй половины XIX века

Прослушивание рассказа преподавателя; конспектирование; чтение; комментированное чтение;

Подготовка докладов, сообщений;

Самостоятельная работа с источниками информации(дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе; аналитическая работа с текстами художественных произведений; реферирование; участие в беседе

Проектная и учебно-исследовательская работа; подготовка к семинару( в том числе подготовка компьютерных презентаций); самооценивание и взаимооценивание

Русская литература XX века

Прослушивание рассказа преподавателя, участие в эвристической беседе; работа с источниками информации(дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники), аналитическая работа с текстом художественного произведения; чтение; подготовка докладов и выступлений ( в том числе подготовка компьютерных презентаций); выразительное чтение и чтение наизусть; работа в группах по подготовке ответов на проблемные вопросы; проектная и учебно-исследовательская работа.




3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.

Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

Оборудование учебного кабинета:

  • стол для преподавателя со стулом, классная доска, 15 столов и 30 стульев для студентов; встроенный стенной шкаф, книжные полки, стенды;

  • многофункциональный комплекс преподавателя;

  • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов. писателей и др.);

  • информационно-коммуникативные средства;

  • экранно-звуковые пособия;

  • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

  • библиотечный фонд:

- книжный фонд для воспитания культуры речи и чтения и формирования навыков самостоятельной работы;

- книжный фонд для уроков русского языка - словари (орфографические, толковые, фразеологические, словообразовательные, иностранных слов и др.); для занятий по литературе - комментарий к художественным произведениям, краткий словарь литературоведческих терминов, справочники, облегчающие организацию самостоятельной работы обучающихся;

-комплект научно-методических книг: программы, методические рекомендации к учебникам, хрестоматиям, сборники дидактических материалов, изложений, диктантов и другие методические работы;

- картотеки: систематические, тематические, поурочные.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «Родная литература» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по литературе, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет( электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.)

3.2.Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Русский язык и литература. Литература: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования: в 2 ч. Ч.1/ (Г.А.Обернихина, А.Г.Антонова, И.Л.Вольнова и др.); под ред.Г.А.Обернихиной.-5-е изд.,стер.-М.:Издательский центр «Академия», 2017.-432 с: ил., Ч2(Г.А.Обернихина,Т.В.Емельянова, Е.В.Мацияка, К.В.Савченко); под ред.Г.А.Обернихиной.- 5-е изд.,стер.-М.:Издательский центр»академия»,2017.-448с.:ил.



  1. Русская литература XX века. 11кл.: учеб. для общеобраз.учреждений. В 2ч. Ч.1 / В.В. Агеносов и др; под ред. В.В. Агеносова. - 9-е изд., стереотип. - М.:Дрофа,2004.- 512с.

  2. Русская литература XX века. 11кл.: учеб. для общеобраз. учреждений. В 2ч. Ч.1 / В.В. Агеносов и др; под ред. В.В. Агеносова. - 12-е изд., стереотип. - М.:Дрофа,2007.- 491с.

  3. Русская литература XX века. 11кл.: учеб. для общеобраз. учреждений. В 2ч. Ч.2 / В.В. Агеносов и др;под ред. В.В. Агеносова. - 8-е изд., стереотип. - М.:Дрофа,2004.- 512с.

  4. Русская литература XX века. 11кл.: учеб. для общеобраз. учреждений. В 2ч. Ч.2 / В.В. Агеносов и др;под ред. В.В. Агеносова. - 12-е изд., стереотип. - М.:Дрофа,2007.- 510с.



Дополнительные источники

  1. Лебедев Ю.В. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В двух частях/Ю.В. Лебедев. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2014

  2. Курдюмова Т.Ф. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях/Т.Ф. Курдюмова, О.Б. Марьина, Н.А. Демидова. – 2-е изд., – М.: Дрофа, 2014

  3. Обернихина Т.А. Литература. Учебник для сред. проф. учебных заведений/Т.А.Обернихина, И.Л.Вольнова, Т.В.Емельянова – М.: Академия, 2014

  4. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: Учебник для средних специальных учебных заведений/Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова, - Ростов – на – Дону: Феникс, 2006.

  5. Сухих И.Н. Литература. 10 класс.: среднее общее образование (базовый уровень): в двух частях/И.Н. Сухих. – 4-е изд., – М.: Академия, 2014.

  6. Сухих И.Н. Литература. 11 класс.: среднее общее образование (базовый уровень): в двух частях/И.Н. Сухих. – 3-е изд., – М.: Академия, 20114

  7. Педчак Е.П. Русская литература 20 века. – Ростов-на-Дону: Феникс,2005.

  8. Журавлев В.П. Русская литература 20 века. 11класс. Учебник в двух частях– М.: Просвещение, 2007.

  9. Агеносов В.В. Русская литература 20 века. 11класс. Учебник в двух частях. – М.: Дрофа, 20014

  10. Васильева Т.А. Зарубежная литература. 10 класс. Учебник – хрестоматия в двух частях. – М.: Вентана-Граф, 2010



Интернет- ресурсы

  1. Русская литература XIX-XX веков[ Электоронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студентов факультета СПО/- Электрон.текстовые данные.-Воронеж: Воронежский государственный архитектурно – строительный университет, ЭБС АСВ, 2016.-116с.

  2. Сайт историческая – Самара РФ.

  3. Samsud.ru

  4. Gramma.ru

  5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(усвоенные знания, освоенные умения)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1Использование основных виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи

Аудирование.

- Чтение текстов разных стилей речи (учитывается ораторское искусство обучающегося).

- Разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.

2.Извлечение необходимой информации из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях

Работа со словарями.

- Творческие работы обучающегося (статья, заметка, репортаж публицистического стиля; эссе художественного стиля).

- Оформление деловых бумаг (резюме, заметка, статья).

- Работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

- Фронтальный опрос.

3.Умение создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения

Построение диалогов разговорного стиля.

-Доклад обучающегося (учитывается ораторское итскусство).

- Создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения.

6.Развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности

Творческие работы обучающихся с применением разных стилей речи (научная и публицистическая статья, эссе, заметка, репортаж, аннотация, монография, сочинение).

- Тестирование.

-Разумность гипотез, пояснений и моделей записи письменной речи.

7.Совершенствование коммуникативных способностей; развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству

Устные сообщения обучающегося, участие в дискуссии: учитывается способность обучающегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.



13


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!