СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реабилитация Пушкина в математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Интегрированный урок литературы с математикой в 5 классе

Ярышкина Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Иванова Людмила Васильевна, учитель математики

 

Реабилитация А.С. Пушкина в математике.

Цели:

 Образовательная:

  1. Обобщить и расширить знания учащихся о жизни и сказках А.С.Пушкина с помощью работы с различными источниками информации.
  2. Обобщение знаний учащихся об умножении и делении натуральных чисел; закрепление навыка составления и решения уравнений.

  Развивающая:

  1. Развитие познавательного интереса, логического мышления
  2. Развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной.

  Воспитательная:

  1. Воспитание трудолюбия, аккуратности, воспитание и развитие коммуникативной культуры.
  2. Повышать ответственность не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива. Воспитывать у учащихся любознательность, чувства национальной гордости патриотизма.

       Оборудование: компьютер, проектор, «смарт»-доска, выставка книг поэта,  рисунков       

            учащихся к сказкам А.С.Пушкина, листы А4.

 

ХОД УРОКА.

1.Приветствие.

2.Объявление цели урока. (Слайд с портретом А.С.Пушкина)

Учитель

 математики.  За неделю до Пушкинского праздника молоденькая теледикторша  

 ( не запомнила, с какого канала) сказала, что у Пушкина по математике был ноль. Ноль и точка! Так и сказала. И спорить тут вроде бы не о чем… такой вот был у нас непутёвый гений.

  Но подумаем: а если бы подобное накануне дня рождения ляпнули, извините, на всю Германию о Гёте? На всю Великобританию – о Байроне? Дело, конечно, не в малообразованной дикторше. Ноль нужно ставить нашему телевидению. А Пушкина, слава Богу, защитит сам Пушкин.

  И всё же, откуда ноль?

Учитель

литературы.  Сегодня необычный урок. С творчеством великого русского поэта мы знакомимся ещё в раннем детстве, его сказки – это первое, что читают или рассказывают нам мамы. Учась в начальной школе, вы расширили знания произведений А.С.Пушкина. В 5 классе мы подробнее раскрыли странички жизни поэта. Сегодня мы поговорим о детских годах Пушкина, о его учёбе в Царскосельском Лицее и , конечно, о его сказках. Соответственно этим темам вы заранее разделились на группы, искали и готовили материалы.

   Но как же связано творчество Пушкина с математикой?

Учитель

математики.  Хорошо известно, что А.С.Пушкину математика не давалась с детства, и поэтому он её не любил. По словам сестры поэта О.С. Павлишевой, «арифметика казалась для него недоступною, и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами».

                  А мы с вами уже знакомы со всеми арифметическими действиями. Сегодня посмотрим, как вы с ними справляетесь. Будьте внимательны, каждый раз ответ, полученный вами,

 

 

                  имеет определённое отношение к А.С. Пушкину. Мы с вами знаем, что поэт много путешествовал.

  Вычислите, какое расстояние преодолел поэт, чтобы попасть из Петербурга  на отдых в Пятигорск. (Слайд-карта путешествий поэта)

 

Задача.      Из Петербурга в Пятигорск выехал экипаж, в час экипаж проезжал 44 версты. Первый день они были в пути 8 часов. Во второй день проехали в 2 раза больше, чем в первый, после чего осталось проехать ещё 743 версты. Какое расстояние преодолел экипаж?

 

                                        Ответ: 1799.

 

Учитель

литературы.  Ребята, как связано это число с А.С.Пушкиным? (год рождения).

А какого числа? (6 июня по новому стилю)

  И сейчас я предоставляю слово группе ребят, которые работали с информацией о детстве А.С. Пушкина. (Слайд с портретами членов семьи Пушкина, картинками детства поэта).

Учитель

литературы. Спасибо, ребята. Действительно, уже в детстве ярко проявился талант будущего великого поэта – Пушкина.

Учитель

математики. Ещё лицейский друг Пушкина Иван Пущин вспоминал впоследствии, что «… все профессора смотрели с благоговением на растущий талант Пушкина. В математическом классе вызвал его раз Карцов к доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и всё писал молча какие-то формулы. Карцов спросил его наконец: «Что ж вышло? Чему равняется икс? Пушкин, улыбаясь, ответил: нулю! «Хорошо! У вас, Пушкин, в моём классе всё кончается нулём. Садитесь на своё место и пишите стихи!»

  Я предлагаю каждой группе решить уравнения и доказать, что в математике не всё заканчивается нулём!

 

Запишите в виде равенства предложения и узнайте, при каком значении буквы оно будет верным:

1) сумма х и 48 больше числа 31 на 36;

2) разность 128 и т меньше числа 650 на 532;

3) число 661 меньше разности 2383 и п на 89

                         ( Представитель каждой группы решает у доски.

                                                       Ответ: 19.10.1811.)

Учитель

литературы.  Итак, 19.11.1811. Какую дату угадываем мы, глядя на эти цифры?

( Дата открытия Лицея).               (Слайд-фото Лицея).

 И сейчас слово для выступления предоставляется группе «лицеистов».

Учитель

математики. Спасибо, ребята. А в жизни Александра Сергеевича была ещё одна

знаменательная дата. Её вы найдёте, составив и решив уравнение.

 

Задание.     Упростить выражение:

 

14т + 13т – 25т

 и найти его значение при т = 907

 

                   Ответ: 1814

                                  (Решает ученик на закрытой доске.

                                         Группы работают на местах).

Учитель

литературы. Так какая же знаменательная дата  в жизни Пушкина отмечена

данными цифрами? ( Год написания стихотворения «Воспоминания о Царском

Селе).              (Слайд-картинка «Пушкин на экзамене»).

                     (Один из «лицеистов» рассказывает об экзамене Пушкина).

Учитель

математики. А сейчас вам предстоит расшифровать строки А.С. Пушкина.

Задание нужно сделать быстро, для этого необходимо правильно распределить работу в группе. Перед вами примеры, которые вы решаете вместе, находите ответ и соответствующую ему букву.

 

19 + 7   80 : 10 =

Ж

  (600 : 5 –72) : 8   60 =

Р

(52 : 13 + 7)   3 =

З

  (90 – 450 : 9) : 8   6 =

Т

(12 – 5)   8 : 1 =

Е

  200 ( (21  7 + 13) : 40) =

Л

81 : (36 : 4) + 45 =

П

  ( (420 : 7   9 – 50 ) : 70)   6 =

Ь

40   8 : 2 : 5 =

Ч

  32 – (70   9 – 390) : 60 =

О

(7   4 – 27 : 3)   2 =

А

  32 + 34 + 36 + 38 =

И

(60 – 360 : 60) : 2 =

Э

  7   15 + 7   85 =

С

(704 : 704 + 0   51) : 1 =

М

  18   (6   8 – 12   4) =

Я

5000 :100 : 25 + 18 =

К

  4   56   25 =

Д

 

                 

 

 

 

   32

 30

 28

 

 

 

 33

 38

 

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 54

 360

 56

 50

 56

 700

 30

 42

 

 

 

 

 

 27

 30

 140

 

 

 

 

 

 

 

 700

  20

 38

 33

 20

 140

 

 

 

 

 

 

 

 

  20

 38 

  75

5600

 38

  0

 

 

 

 

 

  56

 700

  30

  42

 

 

 

 

 

 

  54

  28

  27

   1

  38

 

(Ребята решают и отвечают на дополнительный вопрос: «Какие свойства умножения и деления вы вспомнили?)

(На слайде появляются прочитанные ребятами строки Пушкина

«Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма»).

 

Учитель

литературы. А о прелестных сказках Александра Сергеевича расскажет третья группа ребят, группа «сказочников».

 (Слайды-иллюстрации к  сказкам А.С. Пушкина).

 

Учитель

математики. Оказывается, некоторые числа имеют отношение к сказкам Пушкина.

Какое? Вы ответите, решив следующее задание.

 

Решить уравнение

 

№1 Группа 1.

1344 : у = 543 – 319

Ответ: 6

№2 Группа 2.

(3719 + р) : 54 = 69

Ответ: 7

№3 Группа 3.

992 : (157 – к) = 8

Ответ: 33

 

 

 

Учитель

литературы. Какое же отношение эти числа имеют к сказкам Пушкина? В каких

сказках Пушкина встречаются эти числа?

                                    ( Отвечают ребята из всех групп).

В сказках Александра Сергеевича отразилась глубокая любовь поэта к простому народу, неиссякаемая вера Пушкина в победу разума, добра и справедливости.

Учитель

математики. Мы начали урок с того, что Пушкин не любил математику, но на самом деле, став взрослым, он проявлял интерес к математике. Пушкин издавал журнал «Современник» и не было ни одного номера, в котором бы ни было статьи на математическую тему. Таким образом, Пушкин стремился, по его утверждению, «Стать с веком наравне!» Даже по отношению к математике.

Ведь образованный человек должен быть образован во всём.

 

3. Рефлексия деятельности на уроке. (Слайд с началом фразы)

( Проводится письменно на отдельных листах, а затем в устной форме).

 

В конце урока предлагается оценить свою деятельность. Для этого надо прикрепить цветные магниты:

  • красный – если у меня сегодня всё получилось;
  • синюю – если я сегодня ошибся, но смог исправить свою ошибку;
  • зелёную – если я сегодня допускал ошибки, но надеюсь, что у меня всё получится.

 

 

 

Используемые Интернет -ресурсы для подготовки и проведения урока. http://www.litera.ru/stixiya/authors/pushkin/all.html http://www.hronos.km.ru/biograf/pushkin.html http://pushkin.novgorod.ru/ http://pushkin.niv.ru/

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Реабилитация Пушкина в математике»


Интегрированный урок литературы с математикой в 5 классе

Ярышкина Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Иванова Людмила Васильевна, учитель математики


Реабилитация А.С. Пушкина в математике.

Цели:

Образовательная:

  1. Обобщить и расширить знания учащихся о жизни и сказках А.С.Пушкина с помощью работы с различными источниками информации.

  2. Обобщение знаний учащихся об умножении и делении натуральных чисел; закрепление навыка составления и решения уравнений.

Развивающая:

  1. Развитие познавательного интереса, логического мышления

  2. Развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной.

Воспитательная:

  1. Воспитание трудолюбия, аккуратности, воспитание и развитие коммуникативной культуры.

  2. Повышать ответственность не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива. Воспитывать у учащихся любознательность, чувства национальной гордости патриотизма.

Оборудование: компьютер, проектор, «смарт»-доска, выставка книг поэта, рисунков

учащихся к сказкам А.С.Пушкина, листы А4.


ХОД УРОКА.

  1. Приветствие.

  2. Объявление цели урока. (Слайд с портретом А.С.Пушкина)

Учитель

математики. За неделю до Пушкинского праздника молоденькая теледикторша

( не запомнила, с какого канала) сказала, что у Пушкина по математике был ноль. Ноль и точка! Так и сказала. И спорить тут вроде бы не о чем… такой вот был у нас непутёвый гений.

Но подумаем: а если бы подобное накануне дня рождения ляпнули, извините, на всю Германию о Гёте? На всю Великобританию – о Байроне? Дело, конечно, не в малообразованной дикторше. Ноль нужно ставить нашему телевидению. А Пушкина, слава Богу, защитит сам Пушкин.

И всё же, откуда ноль?

Учитель

литературы. Сегодня необычный урок. С творчеством великого русского поэта мы знакомимся ещё в раннем детстве, его сказки – это первое, что читают или рассказывают нам мамы. Учась в начальной школе, вы расширили знания произведений А.С.Пушкина. В 5 классе мы подробнее раскрыли странички жизни поэта. Сегодня мы поговорим о детских годах Пушкина, о его учёбе в Царскосельском Лицее и , конечно, о его сказках. Соответственно этим темам вы заранее разделились на группы, искали и готовили материалы.

Но как же связано творчество Пушкина с математикой?

Учитель

математики. Хорошо известно, что А.С.Пушкину математика не давалась с детства, и поэтому он её не любил. По словам сестры поэта О.С. Павлишевой, «арифметика казалась для него недоступною, и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами».

А мы с вами уже знакомы со всеми арифметическими действиями. Сегодня посмотрим, как вы с ними справляетесь. Будьте внимательны, каждый раз ответ, полученный вами,



имеет определённое отношение к А.С. Пушкину. Мы с вами знаем, что поэт много путешествовал.

Вычислите, какое расстояние преодолел поэт, чтобы попасть из Петербурга на отдых в Пятигорск. (Слайд-карта путешествий поэта)


Задача. Из Петербурга в Пятигорск выехал экипаж, в час экипаж проезжал 44 версты. Первый день они были в пути 8 часов. Во второй день проехали в 2 раза больше, чем в первый, после чего осталось проехать ещё 743 версты. Какое расстояние преодолел экипаж?


Ответ: 1799.


Учитель

литературы. Ребята, как связано это число с А.С.Пушкиным? (год рождения).

А какого числа? (6 июня по новому стилю)

И сейчас я предоставляю слово группе ребят, которые работали с информацией о детстве А.С. Пушкина. (Слайд с портретами членов семьи Пушкина, картинками детства поэта).

Учитель

литературы. Спасибо, ребята. Действительно, уже в детстве ярко проявился талант будущего великого поэта – Пушкина.

Учитель

математики. Ещё лицейский друг Пушкина Иван Пущин вспоминал впоследствии, что «… все профессора смотрели с благоговением на растущий талант Пушкина. В математическом классе вызвал его раз Карцов к доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и всё писал молча какие-то формулы. Карцов спросил его наконец: «Что ж вышло? Чему равняется икс? Пушкин, улыбаясь, ответил: нулю! «Хорошо! У вас, Пушкин, в моём классе всё кончается нулём. Садитесь на своё место и пишите стихи!»

Я предлагаю каждой группе решить уравнения и доказать, что в математике не всё заканчивается нулём!


Запишите в виде равенства предложения и узнайте, при каком значении буквы оно будет верным:

1) сумма х и 48 больше числа 31 на 36;

2) разность 128 и т меньше числа 650 на 532;

3) число 661 меньше разности 2383 и п на 89

( Представитель каждой группы решает у доски.

Ответ: 19.10.1811.)

Учитель

литературы. Итак, 19.11.1811. Какую дату угадываем мы, глядя на эти цифры?

( Дата открытия Лицея). (Слайд-фото Лицея).

И сейчас слово для выступления предоставляется группе «лицеистов».

Учитель

математики. Спасибо, ребята. А в жизни Александра Сергеевича была ещё одна

знаменательная дата. Её вы найдёте, составив и решив уравнение.


Задание. Упростить выражение:


14т + 13т – 25т

и найти его значение при т = 907


Ответ: 1814

(Решает ученик на закрытой доске.

Группы работают на местах).

Учитель

литературы. Так какая же знаменательная дата в жизни Пушкина отмечена

данными цифрами? ( Год написания стихотворения «Воспоминания о Царском

Селе). (Слайд-картинка «Пушкин на экзамене»).

(Один из «лицеистов» рассказывает об экзамене Пушкина).

Учитель

математики. А сейчас вам предстоит расшифровать строки А.С. Пушкина.

Задание нужно сделать быстро, для этого необходимо правильно распределить работу в группе. Перед вами примеры, которые вы решаете вместе, находите ответ и соответствующую ему букву.


19 + 7 80 : 10 =

Ж

(600 : 5 –72) : 8 60 =

Р

(52 : 13 + 7) 3 =

З

(90 – 450 : 9) : 8 6 =

Т

(12 – 5) 8 : 1 =

Е

200 ( (21 7 + 13) : 40) =

Л

81 : (36 : 4) + 45 =

П

( (420 : 7 9 – 50 ) : 70) 6 =

Ь

40 8 : 2 : 5 =

Ч

32 – (70 9 – 390) : 60 =

О

(7 4 – 27 : 3) 2 =

А

32 + 34 + 36 + 38 =

И

(60 – 360 : 60) : 2 =

Э

7 15 + 7 85 =

С

(704 : 704 + 0 51) : 1 =

М

18 (6 8 – 12 4) =

Я

5000 :100 : 25 + 18 =

К

4 56 25 =

Д





32

30

28


33

38















54

360

56

50

56

700

30

42






27

30

140









700

20

38

33

20

140









20

38

75

5600

38

0






56

700

30

42







54

28

27

1

38


(Ребята решают и отвечают на дополнительный вопрос: «Какие свойства умножения и деления вы вспомнили?)

(На слайде появляются прочитанные ребятами строки Пушкина

«Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма»).


Учитель

литературы. А о прелестных сказках Александра Сергеевича расскажет третья группа ребят, группа «сказочников».

(Слайды-иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина).


Учитель

математики. Оказывается, некоторые числа имеют отношение к сказкам Пушкина.

Какое? Вы ответите, решив следующее задание.


Решить уравнение


1 Группа 1.

1344 : у = 543 – 319

Ответ: 6

2 Группа 2.

(3719 + р) : 54 = 69

Ответ: 7

3 Группа 3.

992 : (157 – к) = 8

Ответ: 33




Учитель

литературы. Какое же отношение эти числа имеют к сказкам Пушкина? В каких

сказках Пушкина встречаются эти числа?

( Отвечают ребята из всех групп).

В сказках Александра Сергеевича отразилась глубокая любовь поэта к простому народу, неиссякаемая вера Пушкина в победу разума, добра и справедливости.

Учитель

математики. Мы начали урок с того, что Пушкин не любил математику, но на самом деле, став взрослым, он проявлял интерес к математике. Пушкин издавал журнал «Современник» и не было ни одного номера, в котором бы ни было статьи на математическую тему. Таким образом, Пушкин стремился, по его утверждению, «Стать с веком наравне!» Даже по отношению к математике.

Ведь образованный человек должен быть образован во всём.


3. Рефлексия деятельности на уроке. (Слайд с началом фразы)

( Проводится письменно на отдельных листах, а затем в устной форме).


В конце урока предлагается оценить свою деятельность. Для этого надо прикрепить цветные магниты:

  • красный – если у меня сегодня всё получилось;

  • синюю – если я сегодня ошибся, но смог исправить свою ошибку;

  • зелёную – если я сегодня допускал ошибки, но надеюсь, что у меня всё получится.




Используемые Интернет -ресурсы для подготовки и проведения урока.
http://www.litera.ru/stixiya/authors/pushkin/all.html
http://www.hronos.km.ru/biograf/pushkin.html
http://pushkin.novgorod.ru/
http://pushkin.niv.ru/








5



Скачать

© 2015, 1056 61

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!