Слайд 1
Интерес общества к одаренным детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите растет, поскольку становится очевидным, что процветание и благосостояние общества зависит от развития личностных ресурсов человека.
Слайд 2
Детский возраст — период становления способностей и личности.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
И моя задача, как педагога, увидеть, постараться разглядеть эти качества и создать условия для их плодотворного развития.
Слайд 3
Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Я считаю, что они обе имеют место быть.
Виды одаренности:
В практической деятельности – одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.
В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности.
В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.
В духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Целью обучения математики в школе является не только овладение конкретными математическими знаниями, но и интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для продуктивной жизни в обществе. В настоящий момент образование характеризуется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, направленный на развитие индивида, его индивидуальных, умственных и физических способностей, одаренности и таланта.
Слайд 4
Цели при работе с такими детьми:
Выявление одарённых детей — интеллектуального ресурса страны.
Развитие способностей одарённых детей.
Достижение максимального уровня развития способностей ребёнка.
Социальная защита нестандартных одарённых детей.
Создание условий для проявления способностей ребёнка.
Помощь ребёнку в развитии умений самостоятельно планировать, организовывать, принимать решения и оценивать свою работу.
Предоставление ребёнку возможности реализовать себя в выбранной области.
Дать ребёнку испытать чувство вовлеченности в задачу, уверенность в себе, удовлетворённость от творчества.
Проведя анализ учебников математики для 5-6 классов я поняла, что не один из них не содержит необходимого набора задач, направленных на развитие одаренных учащихся, т.е. задач на развитие различных познавательных процессов, обеспечивающих достижение целей развития способных детей. Современные образовательные стандарты, программы математического образования для общеобразовательной школы лишь отмечают развивающие возможности математики, но не уделяют внимания их использованию для развития одаренных детей в процессе обучения. Поэтому я, как и все педагоги, прибегаю к широкому использованию дополнительной литературы. Активно использую учебники авторов Петерсон, Дорофеев, различные сборники тренажеров и заданий для развития устной математической речи учащихся.
Слайд 5
1. Быстрое овладение математическими знаниями, умениями и навыками. Быстрота понимания объяснения учителя.
2. Логичность, самостоятельность мышления.
3. Находчивость и сообразительность при изучении математики.
4. Быстрое и прочное запоминание материала.
5. Высокая степень развития способности к обобщению, анализу и синтезу математического материала.
6. Пониженная утомляемость при занятиях математикой.
7.Способность быстро переключаться с прямого на обратный ход мысли.
Слайд 6
Основные способы работы с одаренными детьми:
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС
Курсы по решению олимпиадных задач
Конкурсы, математические игры
НПК
Индивидуальная работа с учащимися
Слайд 7
Помимо возможности развития одаренных учащихся на уроках математики, есть возможность реализации целей развития способных детей и во внеучебное время, во внеклассной работе. Основной формой внеклассной работы во время учебного года являются кружковые занятия. Одна из основных функций кружковых и факультативных занятий – это подготовка способных учащихся к участию в олимпиадах. Моей работой с одаренными детьми является проведения
Целью кружковой работы является не только овладение учащимися умениями и навыками, но развитие в детях математических способностей, различных качества ума, вычислительной культуры, элементов творческой деятельности, научного мировоззрения. На кружок дети ходят с удовольствием. В работе я использую различные методы, такие как игровой, групповой, проблемно-поисковый и метод самостоятельной работы учащихся.
Слайд 8
Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности
Создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание.
Организация научно-исследовательской деятельности, а также разработка и реализация научно-исследовательских проектов.
Организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
Изготовление компьютерных презентаций, видеороликов, исследований
Слайд 9
Учителю не следует уделять слишком много внимания игровому обучению с ярко выраженным элементом соревнования. Одаренный ребенок будет чаще всего оказываться победителем, что может вызвать неприязнь соучеников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности, к которой стремится учитель. Учитель не должен возводить одаренного ребенка на пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других учеников. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает чаще всего раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы. Другая крайность — преднамеренное публичное принижение уникальных способностей и даже сарказм со стороны учителя,— конечно, недопустима.
Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься. Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно . Научите школьников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов. Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации. Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.