СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Реализация Концепции формирования навыков здорового образа жизни на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности как путь сохранения и укрепления здоровья»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи разработана с целью реализации государственной политики в сфере сохранения и укрепления здоровья детей и молодежи, а также формирования навыков здорового и безопасного образа жизни у граждан Донецкой Народной Республики (далее - ДНР).

Просмотр содержимого документа
««Реализация Концепции формирования навыков здорового образа жизни на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности как путь сохранения и укрепления здоровья»»


ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА








ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ

«Реализация Концепции формирования навыков здорового образа жизни на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности как путь сохранения и укрепления здоровья»










Подготовила учитель русского языка и литературы


МОУ «Александровская школа

Марьнского района»

Кириченко С.В












Донецк, 2017 год



СОДЕРЖАНИЕ



1.Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики



1.1 Общие положения.

1.2 Актуальность Концепции.

1.3 Цель, принципы, задачи Концепции и основные направлениядеятельности по их реализации.

1.4 Основные мероприятия и требования к ним в сфере формирования здорового образа жизни и валеологического просвещения населения.



2. Формирование здорового образа жизни школьников через содержание уроков русского языка и литературы.



3.Формирование здорового образа жизни во внеурочной деятельности.



3.1 Формы реализации Концепция формирования здорового образа жизни детей во внеурочной деятельности



Вывод



Список использованной литературы















1.Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики

1.1 Общие положения

Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи разработана с целью реализации государственной политики в сфере сохранения и укрепления здоровья детей и молодежи, а также формирования навыков здорового и безопасного образа жизни у граждан Донецкой Народной Республики (далее - ДНР).

Концепция учитывает многоуровневый и межведомственный подход к организации оздоровительных и профилактических мероприятий; ответственность социальных партнеров - государства, общества, семьи - в вопросах охраны, сохранения и укрепления здоровья; формирование ответственного отношения граждан к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Стратегическим направлением государственной политики социальной сфере в ДНР является формирование навыков здорового и безопасного образа жизни у молодого поколения граждан, а также ориентации подрастающего поколения на здоровье как на высшую социальную ценность, обеспечивающую в современных условиях профессиональное долголетие, семейное благополучие и обеспеченную старость.

В дальнейшем, по мере изменения социального положения общества, совершенствования законодательной базы, экономических возможностей ДНР по удовлетворению насущных потребностей населения изложенная Концепция может уточняться и дополняться.

1.2.Актуальность Концепции

Дети и молодежь занимают важное место в социальной структуре общества. По данным социологических исследований, именно эта категория наименее социально защищена в современных условиях: растет детская заболеваемость и смертность, заметна тенденция к ослаблению здоровья; имеется сложное материальное положение в малообеспеченных, многодетных семьях и семьях, воспитывающих детей-инвалидов; растет подростковая преступность как следствие тяжелого материального положения семьи или отсутствие родительской опеки; распространяются такие негативные явления, как употребление детьми алкоголя, табака, психотропных и психоактивных веществ; снижается уровень воспитанности отдельных категорий подрастающего поколения, ослабляется интерес к обучению и получения образования; получают распространение такие явления, как детская беспризорность.

Право человека на охрану здоровья - это стандарт, согласно которому оценивается существующая политика государства и ее программы в сфере здравоохранения. Существуют международные организации, например ВОЗ, которые определяют и обеспечивают право человека на охрану здоровья. Кроме того, права человека декларируются в следующих документах: Декларации прав человека, Конституции Донецкой Народной Республики, Международном пакте о правах человека.

ВОЗ - это Всемирная организация здравоохранения, которая была создана в 1946 году, а ее Устав стал первым международным документом, в котором сформулировано определение права на здоровье как «права на наивысший достижимый стандарт физического, умственного и социального благополучия». В дальнейшем положение о праве на здоровье нашло отражение в многочисленных международных и правовых документах. Декларация прав человека принята 10.12.1948р. Статья 25 Всеобщей декларации прав человека гласит, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.

Декларация прав человека является составной частью основного международного документа - Международного пакта о правах человека, который регулирует право человека на охрану здоровья и согласно которому государства должны привести в соответствие свои законы. Право на наивысший стандарт здоровья в международном законодательстве требует соблюдения ряда общественных мероприятий, норм и законов, которые наилучшим образом обеспечивают осуществление этого права. Разъяснение этого права дано в статье 12 Международного Договора об экономических, социальных и культурных правах (МДЕСКП), ратифицированного 145 странами мира. Комитет по внедрению этого Договора рассматривает право на здоровье как неделимое право, которое распространяется не только на своевременное и качественное медицинское обслуживание, но и на основные факторы здоровья: доступ к безопасной и пригодной для питья воды; достаточное количество безопасного продовольствия; питание и жилье; безопасные условия труда и здоровую окружающую среду; доступ к информации о здоровье, включая репродуктивное.

Статья 34 Конституции Донецкой Народной Республики гарантирует право на охрану здоровья и медицинскую помощь всем гражданам Республики.[1, c.4]

При формировании здорового образа жизни социальная и экономическая политика ДНР должна быть сфокусирована на обеспечении социальной безопасности людей, предотвращении дальнейшего падения уровня и качества жизни, недопущении деградации населения, стабилизации демографической ситуации (повышение уровня рождаемости, продолжительности жизни, стабилизация уровня смертности, снижение младенческой и материнской смертности).

Формирование ценностных установок на здоровый образ жизни у детей и подростков, профилактика негативных явлений в молодежной среде являются одними из приоритетных в деятельности педагогических коллективов образовательных организаций. Одним из путей профилактической работы, проводимой среди подростков и молодежи, является непосредственное участие личности в процессе получения знаний, поскольку знание является основой для формирования навыков, необходимых для сохранения собственного здоровья, эффективного взаимодействия с другими.[1 c.5]

Формирование навыков всегда было элементом обучения здоровому образу жизни. Такие психосоциальные навыки, как навыки межличностного общения, принятия решений, навыки ведения переговоров и навыки отказа помогают избежать ситуаций, представляющих угрозу для здоровьяличности.

1.3 Цель, принципы, задачи Концепции и основные направлениядеятельности по их реализации

Целью Концепции является сохранение и укрепление здоровья населения ДНР путем повышение уровня валеологической образованности граждан и формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к здоровью через создание целостной системы формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний.

Основные принципы государственной политики в сфере формирования здорового образа жизни:

Научность и доступность содержания знаний о сохранении и укреплении здоровья, взаимосвязь науки о здоровье с богатым народным опытом; сбалансированное развитие как традиционных, так и профессиональных научных знаний о здоровье детей и молодёжи в системе непрерывного валеологического просвещения с учётом особенностей разных возрастных и социальных групп.

Системность и прозрачность в рассмотрении проблем детей и молодёжи и ее здоровья, естественных и социальных условий формирования, сохранения и укрепления здоровья детей и учащейся молодёжи в целостной, логической связи и последовательной структуризации валеологических знаний и их системном изложении.

Непрерывность и практическая целенаправленность валеологического просвещения обеспечивает возможность продуцирования знаний о формировании, укреплении, сохранении и наследовании здоровья во всех звеньях образования и ориентации добытых знаний на их реальное, практическое ежедневное применение.

Динамичность и открытость – принципы, исходя из которых валеологическое просвещение рассматривается как мобильная система, готовая к постоянному творческому обновлению и совершенствованию.

Интегративность подачи и усвоение валеологической информации делает возможным синтез разнообразия теоретических, эмпирических валеологических знаний в единственной целостной картине с преобладанием субъектно-объектных отношений в контексте учебно-воспитательного процесса.

Гуманизация  приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и собственному здоровью.

Плюрализм – широкая вариативность авторских проектов, планов и программ с учётом потребностей, интересов и наклонов субъектов просвещения и воспитания (детей, родителей, учителей, воспитателей).

Учитывая многокомпонентность и многогранность вопросов формирования культуры здоровья приоритетными направлениями деятельности по формированию у населения здорового и безопасного образа жизни являются:

  • пропаганда здорового образа жизни, развитие физической культуры, спорта, отдыха и туризма, досуговых центров, особенно для детей и подростков;

  • проведение профилактических мероприятий по предотвращению вреда, связанного с губительным употреблением алкоголя, табакокурением среди молодежи;

  • разработка и внедрение в образовательных учреждениях экспериментальных учебных программ по вопросам валеологического образования, формирования навыков здорового образа жизни, профилактики алкоголизма, табакокурения, токсикомании, наркомании, адаптированных к уровню и потребностям различных возрастных групп;

  • реализация, мониторинг и оценка эффективности программ в области сохранения и укрепления здоровья на всех уровнях.

Для достижения цели Концепции необходима реализация следующих задач:

  • совершенствование законодательной базы на всех уровнях государственной власти в области обеспечения здорового образа жизни, сбережения здоровьянаселения;

      • валеологическое просвещение и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни;

      • определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

      • прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики периодических медицинских осмотров и диспансеризации;

      • формирование у детей негативного отношения к вредным поведенческим привычкам. Профилактика и запрет на курение, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;

      • обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

      • проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;

      • совершенствование форм и методов формирования здорового образа жизни;

      • консолидация действий исполнительных органов государственной власти всех уровней, организаций и граждан, направленных на формирование здорового образа жизни.[1 c.8-9]

1.4 Основные мероприятия и требования к ним в сфере формирования здорового образа жизни и валеологического просвещения населения.

        1. Проведение санитарно-гигиенических, просветительских, профилактических и оздоровительных мероприятий, а также обучение в сфере формирования здорового образа жизни граждан в Донецкой Народной Республике.

        2. Организация медико-педагогического наблюдения за состоянием здоровья, психофизическим развитием и уровнем валеологической образованности обучающихся.

        3. Контроль за соблюдением государственных санитарно- эпидемиологических правил и нормативов.

        4. Межведомственная интеграция в сфере реализации государственной политики по формированию здорового образа жизни и валеологического просвещения населения.

        5. Использование многоуровневого подхода при организации мероприятий с учетом как общих потребностей населения ДНР в целом, так и специфических потребностей населения различных районов, отдельных социальных, профессиональных и возрастных групп.

С целью реализации задач определённых Концепцией педагогические работники обязаны:

  • развивать у обучающихся познавательный интерес к основам здорового образа жизни, самостоятельность, инициативу, творческие способности в сфере сохранения и укрепления здоровья, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни и способность к созидательному труду и жизни в условиях современного мира;

  • применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания в сфере валеологического просвещения детей и молодёжи;

  • учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, создавать условия для успешного формирования навыков здорового и безопасного образа жизни и получения необходимых знаний посохранению и укреплению здоровья взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

  • систематически повышать свой профессиональный уровень в сфере валеологического образования и формирования навыков здорового образажизни.

2.Формирование здорового образа жизни школьников через содержание уроков русского языка и литературы

Проблемы сохранения здоровья и привитие навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Как должна сохранить здоровье детей современная школа? Ответить на вопрос, наверное, можно, только пройдя долгим путём поиска, сомнений, ошибок. И путь этот у каждого учителя свой: по времени и опыту, со своими дерзкими идеями и нестандартными решениями. И только такой подход способен привести к открытию новых методов работы и даже к новым педагогическим технологиям.

Бесспорно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Для поддержания здоровья обучающегося не менее важна и правильная организация учебной деятельности: строгое соблюдение режима школьных занятий, построение урока с учётом динамичности детей, обязательное выполнение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой с учётом индивидуальных особенностей личности ребёнка[3]

Принципиальным является осуществление активно-деятельного подхода к образованию, который позволяет не только усваивать знания, но и формировать у обучающегося практические навыки сохранения и укрепления своего здоровья, развивать творческие способности к конструированию индивидуального здоровья и собственного стиля (образа) жизни.

Особое место в этом процессе отводится русскому языку. Родной язык играет важную роль в формировании сознания растущего человека, который не только познаёт мир, но и учится жить в этом мире, соотносит знания, получаемые на всех школьных уроках, с опытом повседневной жизни. На уроках русского языка целесообразно проводить изложения, сочинения, диктанты, тематика которых ориентирована на формирование у школьников ценностей здорового образа жизни, здоровья и знаний в сфере здоровья. Например, это может быть свободный диктант на определённые темы: ”Сильные, ловкие и здоровые”, “Зелёная аптека”, “Зарядка” и другие.

Полезными для учащихся с точки зрения знаний о здоровье будут грамматические упражнения. При изучении темы “Неопределённая форма глагола” можно предложить ученикам составить словосочетания на тему ”Что полезно для здоровья” и т.д.

Неоценимо значение уроков литературы в формировании и коррекции нравственного здоровья обучающихся. Литература своими лучшими произведениями способна пробудить душу каждого ученика, заставить его задуматься над вечными вопросами: каково предназначение человека и к чему он стремится? Каковы истинные ценности и идеалы? Как жить и во что верить? Уникальность литературы видится в том, что посредством художественных образов возможно надолго запечатлеть в сознании учащихся нравственные категории добра, чести, справедливости, долга, любви, верности, которыми изобилуют предлагаемые для изучения программные произведения

Анализ произведений русской классики позволяет определить шкалу ценностных ориентаций личности: служение делу, преданность идее, любовь и сострадание. Значительное место можно отвести знакомству учащихся с жизнью А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.С.Тургенева и др.

С большим интересом слушают школьники рассказ учителя об увлечении А.С.Пушкина спортом. Поэт любил верховую езду, фехтование, стрельбу в цель, дальние прогулки, обожал купание. Пушкин никогда не расставался с шуткой, юмором, смехом.

Глубокое впечатление производит на ребят знакомство с жизнью Л.Н.Толстого. Известно, что писатель много ходил пешком. Он трижды прошёл из Москвы в Ясную Поляну. Придавая огромное значение физическому труду, писатель привозил воду, колол дрова, косил и пахал наравне с крестьянами. Он посадил один из самых больших яблоневых садов Европы, в 65 лет научился кататься на велосипеде.

Для А.П.Чехова смех, весёлость, шутка, противостоящие духовной усталости, сумрачности и хандре,- это не просто состояние духа, но культура поведения, жизненный принцип. А ещё он разводил сады, сам разбивал клумбы, делал планировку, копал ямы, ждал цветения - этим жил.

Изучая творчество И.С.Тургенева, учащиеся узнают о том, каким неутомимым он был ходоком и исходил свой край вдоль и поперёк. По признанию писателя, просторы России врачевали его. Оказавшись вдали от родины, И.С.Тургенев лечился от одиночества музыкой. Но самую большую радость, силу и молодость души давала ему любовь.

Учитель-словесник как никакой другой предметник общеобразовательной школы имеет возможность при разборе художественных произведений осуществлять профилактику наркомании, венерических заболеваний, алкоголизма.

Мир шагнул в двадцать первый век, однако эпидемия ВИЧ-инфекции продолжает уносить жизни тысяч людей. В русской и мировой литературе есть много произведений, в которых описана не только негативная сторона жизни людей, имеющих фактор риска, приводящий к заболеванию, но и последствия самой болезни.

В известном произведении А.Н.Куприна ”Яма” описана жизнь обитательниц публичного дома. Приведён ряд непривлекательных, отталкивающих подробностей:

- женщины лёгкого поведения вызывают у окружающих чувство презрения, омерзения или болезненного любопытства;

-многие из них разочаровываются в жизни и людях, так как сталкиваются с самыми неблаговидными поступками и ситуациями;

- жизнь этих женщин полна лишений и унижения: они ничем и никем не защищены;

- кажущаяся лёгкость обогащения оборачивается зависимостью, риском заразиться различными заболеваниями.

К тяжёлым последствиям приводит и наркомания. В мировой литературе немало произведений, посвящённых теме наркозависимости и ёё последствиям. Одно из них написано М.А.Булгаковым. Это рассказ-предостережение с простым и страшным названием “Морфий”.

Даже врач (главный персонаж) не смог бороться с роковым пристрастием. Вот цена ухода доктора Полякова от действительности:

- быстрое привыкание;

- стремительный распад личности;

- унизительные, постоянные поиски наркотика, готовность на всё ради “дозы” (вплоть до преступления);

О пагубности алкоголя на страницах произведений художественной литературы сказано немало. Приведу лишь один пример М. Горький “На дне”. Один из героев пьесы Актёр страдал от алкогольной зависимости, но не мог избавиться от этой пагубной привычки. Старец Лука рассказал ему о существовании лечебницы, в которой бы он смог вылечиться. Актер уходит лечиться в город. Но в конце пьесы, не сумев преодолеть свою привычку, кончает жизнь самоубийством.

Дополнительные направления работы по формированию знаний, умений и навыков здорового образа жизни, по созданию условий сохранения здоровья школьников:

1. Проведение специальных уроков, например гигиены, и включение соответствующих элементов в обычные уроки.

2. Организационная деятельность: привлечение к поддержанию санитарного порядка в классе дежурных и санитаров (соблюдение режима проветривания, протирание пыли, смена обуви), а также контроль за соблюдением учащимися правил личной гигиены, опрятностью и др.

3. Профилактика травматизма путём инструктажа по технике безопасности, бесед по охране труда.

4. Оздоровление детей в условиях школы: здоровое питание (работа с родителями по организации стопроцентного охвата всех учащихся горячим питанием в школьной столовой).

5. Применение на уроках элементов лечебной физкультуры.

6. Организация конкурса рисунков на темы здорового образа жизни.

В работе с родителями большое место занимают совместные классные мероприятия.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.

Здоровый образ жизни в нашей стране пока не стал одной из основных ценностей человека. Мы должны научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, и только в этом случае можно надеяться, что дети будут более здоровыми и развитыми не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Недаром раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух».

Здоровье школьника во многом зависит от нас, учителей, от того, насколько грамотно и творчески мы будем относиться к каждому уроку и каждому ребёнку, от того, насколько комфортно каждый ребёнок будет себя чувствовать на нашем уроке. Здоровье ребёнка - высшая ценность; нужно стремиться к тому, чтобы каждый урок, развивая и обучая школьника, повышая учебную мотивацию, придавал ему уверенности в своих силах, укреплял его здоровье.

3.Формирование здорового образа жизни во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность – одна из эффективных форм организации свободного времени обучающихся и увеличения их двигательной активности. Цели и задачи внеурочных мероприятий - формирование навыков здорового образа жизни.

Цели:

  • обучение жизненно важным навыкам;

  • формирование у детей навыков ответственного поведения;

  • воспитание здорового образа жизни.

Работа по формированию здорового образа жизни должна проводится в сотрудничестве с родителями школьников. Очень хорошо, когда они принимают активное участие в подготовке и проведении утренников, спортивных мероприятий.


3.1 Формы реализации Концепция формирования здорового образа жизни детей во внеурочной деятельности

1.Одним из блоков воспитательной работы является спортивно-оздоровительное направление. Оно включает в себя различные формы внеурочной деятельности:

- организация и проведение спортивных соревнований;
-проведение экскурсий, походов;
- проведение внеклассных мероприятий;
- проведение классных часов на темы здоровьесбережения;
- исследовательская и проектная деятельность;
- работа с родителями.
Чередование спортивно- массовых мероприятий с учебными занятиями  обеспечивает высокий уровень двигательной активности, способствует снижению  утомления учащихся и повышению эффективности учебной работы.  Эти мероприятия повышают работоспособность, улучшают самочувствие, регулируют процесс развития детей и делают его гармоничным.
2.Одним из самых важных направлений в воспитании здоровых детей является организация экскурсий, что повышает работоспособность учащихся, активизирует их интерес к познанию, воспитывает любовь к окружающему миру. Все эти показатели благотворно воздействуют на психику школьника, на состояние его физического и психического здоровья.
3. Проведение классных часов на темы  здоровьесбережения. Необходимо систематически проводить  классные часы и беседы, на следующие темы: «Как вырасти здоровым?», «Правила гигиены», «Спорт – моя жизнь!», «Что полезно для здоровья?», «Курить – здоровью вредить» и другие.
4.Организация и проведение внеклассных  мероприятий. При подготовке к данным мероприятиям ребята знакомятся с правилами личной гигиены, на материале художественных, фольклорных и музыкальных произведений прививаются навыки здорового образа жизни.
5.Организация проектной и исследовательской деятельности. В течение года в рамках занятий внеурочной деятельности ребята под руководством учителя работают над проектами и проводят исследования по разным темам. Например, работа над темой «Народная мудрость о здоровье» позволяет учащимся узнать, что пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости, основа, фундамент воспитания, формирования основ здорового образа жизни; результатом проекта становится «Копилка народной мудрости» - сборник пословиц и поговорок о здоровье, проиллюстрированный детьми; кроме этого, ребята обязательно пишут сочинения «Как я понял данную пословицу о здоровье».

6. Работа с родителями, целью которой является формирование основ здорового образа жизни в каждой семье. Проводятся индивидуальные и групповые беседы с родителями, направленные на формирование знаний о необходимости положительной эмоциональной атмосферы в семье, о влиянии и преодолении вредных привычек, о необходимости соблюдения строго определенного режима дня.



Вывод


Таким образом, основной задачей педагога, работающего над формированием здоровьесберегающей среды, является подготовка ребёнка к самостоятельной жизни. Учитель должен помочь каждому учащемуся стать нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, и личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
В заключении, вслед за великим гуманистом и педагогом Жаном Жаком Руссо хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».


















Список использованной литературы

1.http://donvospitanije.ucoz.net/load/programmy/koncepcija_formirovanija_zdorovogo_obraza_zhizni_detej_i_molodjozhi_doneckoj_narodnoj_respubliki/4-1-0-42

2. http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met92/node14.html

3. https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7056/

4. pedsovet.org/core/file/get/id/111257




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!