20
Государственное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования»
Факультета повышения квалификации
Структурное подразделение _________________________________
(название структурного подразделения)
Реализация личностно-ориентированного подхода в преподавании иностранного языка в основной школе
Итоговая работа
Срок обучения с « 20 » января 2017 г. по « 05 » марта 2017 г.
Исполнитель:
Теряева Лариса Владимировна,
учитель английского языка
МБОУ ООШ № « 12 »
Г. Междуреченска
(89235320668, teryaeva.lar@yandex.ru)
Консультант:
Приходько Елена Валерьевна,
заведующий центром развития
иноязычного образования
кафедры гуманитарных
и художественно-эстетических дисциплин
КРИПКиПРО
Кемерово 2017
Оглавление
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1 Личностно-ориентированный подход в обучении . . . . . . . . . . . . . . 3
1.1. Сущность личностно-ориентированного подхода . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Сравнительный анализ традиционного и личностно-ориентированного образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.3. Основные понятия и принципы личностно-ориентированного подхода 8
Глава 2 Требования к личностно-ориентированному уроку . . . . . . . . . . . . 10
2.1. Цель и средства достижения цели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2.2. Критерии эффективности проведения личностно-ориентированного
урока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2.3. Технологии, применяемые на уроке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Введение
В связи с изменением экономической и политической ситуаций в России, появились тенденции и в реформировании школы. Возникла неудовлетворенность качеством знаний школьников во многих странах, и в России в том числе. Итоги тестирования в более 60 странах показали, что результаты российских школьников попали в среднюю группу. По результатам проведенного сравнительного анализа, были сделаны рекомендации к реформированию системы образования. Вот они:
усиление практической направленности содержания предметов естественнонаучного цикла и применение знаний на практике;
изменение процента учебной деятельности на интеллектуальное развитие учащихся за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
увеличение веса заданий для объяснения окружающих явлений;
усиление знаний, которые ученик получает вне школы из различных источников.
Данные рекомендации были учтены при разработке Федерального Государственного Образовательного Стандарта.
В наше быстро меняющееся время успеха достигают люди, легко и непринужденно устанавливающие новые связи, коммуникабельные и мобильные. И, конечно же, особой значимостью и ценностью обладают люди, умеющие устанавливать межкультурные контакты. Это обусловливает одно из важнейших требований, выдвигаемых образованию 21 века, - формирование мобильной личности, способной успешно контактировать с представителями любой культуры. И в данном аспекте значение владения иностранным языком трудно переоценить. Но упор делается на формирования коммуникативных навыков.
Глава 1 Личностно-ориентированный подход в обучении
Современная педагогика предлагает в качестве решения данной проблемы личностно-ориентированный подход к обучению. Применение этого подхода играет немаловажную роль как в развитии личности обучаемого в целом, так и в овладении им всех компетенций, характеризующих знание иностранного языка. Его успешность обусловлена тем, что изучение иностранного языка для ученика становится личностно значимым процессом, он сам заинтересован в получении знаний, т.е. мотивирован на активную работу как на уроке, так и вне стен школы. Разработкой данного вопроса занимались многие видные ученые: Бондаревская Е.В., Кузнецова А.Г., Якиманская И.С., Сериков В.В.
Как создается законодательная база для реализации личностно-ориентированной стратегии обновления школы?
Разработана и одобрена «Национальная доктрина образования».
Доработан и принят «Закон об образовании».
Разработаны три варианта проектов Базисного учебного плана, к достоинствам которых следует отнести:
во всех трех закреплено начало обучения иностранным языкам со II класса начальной школы, то есть в период, когда дети особенно восприимчивы к овладению языками;
во всех вариантах Базисного учебного плана на изучение иностранного языка в основной школе отводится 3 часа в неделю, то есть допустимый минимум часов для такого деятельностного учебного предмета, как иностранный язык;
и, наконец, во всех трёх вариантах плана изучение иностранного языка на старшем этапе признается обязательным. Более того, как уже отмечалось, выделяются два возможных уровня обученности - общеобразовательный и профильный.
Предусмотрен во всех вариантах базисного учебного плана национально- региональный компонент, который позволяет учитывать региональные условия обучения в разных регионах страны. Кроме того, во всех вариантах проектов Базисного учебного плана выделен «школьный компонент», из которого по желанию учащихся и по решению педагогического совета школы могут дополняться часы на тот или иной учебный предмет, а также «ученический компонент», предусматривающий дополнительные индивидуальные или групповые занятия по выбору учащихся.
В последние годы в российском образовании обрел актуальность личностно-ориентированный подход. Многие школы страны осваивают теоретические основы и технологию данного подхода в учебно-воспитательном процессе.
Личностно-ориентированное обучение иностранным языкам предполагает, с одной стороны, использование сотрудничества и активной творческой деятельности, а с другой стороны, необходимость для учителя найти способ «ввести» реальный иностранный язык в школьный класс, включить ученика в реальную языковую коммуникацию, не выходя из учебной аудитории, смоделировать в школе реальный процесс вхождения в культуру.
Педагогический энциклопедический словарь дает следующее определение: личностно – ориентированный подход – «последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия» ( http://www.dictionary.fio.ru).
Цель личностно ориентированного образования – не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке, механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Итак, личностно – ориентированное обучение предоставляет ученику возможность личностного роста, развития, раскрытия его индивидуальности.
1.1. Сущность личностно-ориентированного подхода
Личностно-ориентированный подход – методическая ориентация в педагогической деятельности, которая позволяет посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддерживать процессы самопознания и самосовершенствования и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Наиболее важные аспекты личностно ориентированного подхода:
ЛОП является ориентацией в педагогической деятельности;
ЛОП представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий;
данный подход связан со стремлением педагога содействовать развитию индивидуальности ученика, его субъектных качеств.
1.2. Сравнительный анализ традиционного и личностно-ориентированного образования
Главное отличие ЛОП от традиционного состоит в том, что у них разные цели.
Традиционное обучение | Личностно-ориентированное обучение |
Ведущий принцип педагогики |
Единая программа, требования. | Вариативность. |
От простого к сложному, от частного к целому. | Индивидуальный подход и проблемность. |
Цель обучения |
Дать определенный объем знаний. | Развитие индивидуальных способностей. |
Дать общее образование по единой программе. | Создание условий для развития личности. |
Формирование ЗУН. | Развитие нравственности и образованности. |
Позиция ученика |
Пассивность. | Активность. |
Отсутствие мотива к личностному росту. | Интерес к деятельности. |
Функция учителя |
Выдать определенный объем знаний. | Научить мыслить. |
Развивать познавательную активность. | Научить учиться. |
Обучать, воспитывать. | Координировать и консультировать. |
Контролировать. | Организовывать. |
Формы обучения |
Иллюстративно-объяснительные, информационные. | Проблемные, поисковые, исследовательские. |
Урок, лекция, беседа, объяснение. | Игра, диспут, семинар, урок. |
Стиль взаимодействия |
Авторитарность и требовательность. | Сотрудничество и доверительность, открытость. |
Из всего этого можно сделать вывод, что сходство адаптивной и традиционной школы состоит в единстве цели - развитие личности и использование одного и того же базового содержания образования. Отличие же состоит в том, что в новой школе по–иному сконструирован учебно-воспитательный процесс, в котором каждый компонент имеет свое специфическое назначение, а в целом все они работают на общую цель. Сравнительный анализ показывает, что личностно-ориентированное обучение больше отвечает требованиям современного общества.
1.3. Основные понятия и принципы личностно-ориентированного подхода
Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов.
Личность – постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека.
Самоактуализированная личность – человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности.
Самовыражение – процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей.
Субъект – индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности.
Субъектность – качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности.
Я-концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим.
Педагогическая поддержка – деятельность педагогов по оказанию оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в учебе, жизненным и профессиональным самоопределением.
Принципы личностно-ориентированного подхода
В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно пробудить и поддерживать стремление учащихся к развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
Главная задача образовательного учреждения – создание условий для развития индивидуальности учащегося и педагога, содействие их дальнейшему развитию.
Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Ребенку необходимо помочь стать истинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.
Без выбора не возможно развитие индивидуальности и субъективности, самоактуализация способностей ребенка. Учащийся должен жить, учиться и воспитываться в условиях постоянного выбора, обладать субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в школе.
Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося, группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха способствует формированию «Я» - концепции личности учащегося.
Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его стремлений к самореализации и самоутверждению должны заменить излишнюю требовательность и чрезмерный самоконтроль. Успех обучения и воспитания зависит не от внешних воздействий, а от внутренней мотивации ребенка.
Современные педагогические технологии такие как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет – ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей.
Большинство педагогов включают в арсенал ЛОП: диалог, игровые технологии и приемы, рефлексивные методы и приемы, методы педагогической поддержки в процессе саморазвития и самореализации ребенка, методы диагностики и самодиагностики, методы создания ситуаций успеха и индивидуального или коллективного выбора.
Глава 2 Требования к личностно-ориентированному уроку
Какие же основные требования к личностно-ориентированному уроку?
Личностно-ориентированный урок – это не только ориентация на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательной и созидательной способности. Пространство такого урока – это система условий, в которых осуществляется пробуждение внутренних истоков. Модель личностного образования отвечает принципам природосообразности, реализует принципы гуманитарного образования, индивидуального подхода.
Урок в личностно-ориентированной образовательной системе носит вероятный характер, и его специфика во многом зависит от личностных особенностей участников человеческого сознания.
2.1. Цель и средства достижения цели
Целью урока является – создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Средства достижения этой цели:
- использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
- поощрение стремления ученика находить свой способ работы анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
2.2. Критерии эффективности проведения личностно-ориентированного
урока
Критерии эффективности проведения личностно-ориентированного урока:
- наличие учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;
- использование проблемных творческих заданий;
- применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
- обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;
- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
- оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;
- отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;
- при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Однако, используя, обеспечивая, применяя, создавая условия для учебного процесса, необходимо учитывать неодинаковые возможности и способности обучаемых, их различные планы на будущее, соответственно, и разные профессиональные устремления. Допускаются разные уровни обученности: общеобразовательный и несколько продвинутый – профильный, ориентированный на выбранную профессию и продолжение бучения в вузе. Таким образом, личностно-ориентированный подход создаёт предпосылки для большей результативности обучения.
Итак, при отборе иноязычного содержания обучения следует учитывать интересы и волнующие современных учащихся проблемы (с учётом возрастных групп – в начальной, основной, старшей школе). Это проявляется, прежде всего, при отборе аутентичного текстового материала, в выборе тем для обсуждения, в привлечении актуального аудиовизуального материала, в том числе с помощью Интернета.
2.3. Технологии, применяемые на уроке
Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам влияет на выбор технологий обучения.
«Обучение в сотрудничестве», игровые технологии и «метод проектов» - это технологии, которые позволяют наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика. Учитывая специфику предмета “иностранный язык”, эти технологии могут обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы, предоставляя каждому ученику возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений.
Всё меньше места занимают в учебном процессе такие учебные речевые действия, которые не характеризуются хотя бы условной коммуникативностью, например, чтение всеми учениками одного и того же текста и пересказ его друг другу. Всё больше используется групповая работа над разными текстами, позволяющая, каждому учащемуся группы выполнять посильные функции. Например, при изучающем чтении (чтение с полным пониманием): один ученик – вполголоса читает текст, другой – выделяет незнакомые слова, третий – ищет их значение в словаре, четвёртый – переводит предложение, вызывающее трудности для понимания, и т.д. Такая работа готовит учащихся к реальной коммуникации – обмену информацией с другими группами, читавшими другие тексты, к оценочным суждениям по поводу услышанного и прочитанного от других. При правильной её организации способствует развитию речевой инициативы, совершенствует учебные и коммуникативные умения
Использование на уроках и во внеклассной работе игровых моментов способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку. Игры развивают сообразительность и внимание, обогащают язык и закрепляют запас слов, сосредотачивают внимание на оттенках их значения. Игра может заставить ученика вспомнить пройденное, пополнить свои знания. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Особенностью игрового метода является то, что в игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знания в предмете. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения, ученик уже может говорить наравне со всеми.
В условиях реализации ФГОС одним из эффективных методов обучения иностранным языкам является проектная методика. Она наиболее полно обеспечивает личностно-ориентированное обучение. Применение проектной методики на уроках иностранного языка – это один из способов развития и раскрытия творческого потенциала учащегося, а вместе с этим его познавательной деятельности и самостоятельности, что и делает его приоритетным методом в сфере ФГОС. Проектная методика дает возможность учащимся выражать свои собственные идеи в удобной и наиболее приемлемой для них форме, например, разработка и подготовка мультимедиа презентаций, плакатов, стенгазет, открыток.
Для более эффективной реализации личностно – ориентированного подхода в обучении следует придерживаться следующих дидактических требований:
организовать учебный материал с целью предоставления учащемуся возможности выбора при выполнении заданий; обеспечить стимулирование учащегося к самоценной образовательной деятельности, обеспечить возможности самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями;
постоянно согласовывать опыт учащегося с научным содержанием задаваемых знаний;
изложенный в учебнике материал направлять на расширение уже накопленных знаний, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, а также на преобразование личного опыта каждого учащегося;
при введении знаний о приёмах выполнения учебных действий выделять общелогические и специфические приёмы учебной работы с учётом их функций в личностном развитии;
обеспечить контроль и оценку не только результатов, но и главным образом процесса обучения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет обучаемый, усваивая учебный материал.
Вышеперечисленные принципы и требования реализуются большей частью непосредственно на уроке, но в системе личностно-ориентированного обучения иностранным языкам меняется функция урока, форма организации. Урок выявляет опыт учащегося по отношению к излагаемому педагогом содержанию.
Кроме того, год за годом, урок за уроком у преподавателя накапливается опыт подготовки и проведения личностно-ориентированных учебных занятий и анализ конкретных итогов. Использование самоанализа урока способствует более глубокому осмыслению основополагающих идей принципов личностно-ориентированного подхода, совершенствованию профессионального мастерства.
Заключение
Таким образом, наличие у современного педагога знаний о сущности и структуре личностно-ориентированного обучения, умение учителя организовать урочную и внеурочную деятельность на основе данной технологии, позволяют ему более целенаправленно и эффективно раскрывать потенциал каждого ученика, более результативно обеспечивать и поддерживать процессы самосовершенствования личности, развития субъектности и индивидуальности каждого учащегося.
Переход к обучению, основанному на личностно-ориентированной технологии, сейчас особенно актуален в связи с тем, что центром системы образования в наши дни стал ученик, а главной задачей выдвинуто его всестороннее развитие. Именно личностно — ориентированное обучение обеспечивает развитие и саморазвитие личности, опираясь на его индивидуальные психо-физиологические особенности, способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, предоставляет ученику возможность в полной мере реализовать себя.
Список литературы
Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение в школе [Текст] — Ростов н / Д: Феникс, 2006.-332 с.
Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки [Текст] // Директор школы. № 2. 2006. с. 53-57.
Лежнева Н.В. Урок в личностно - ориентированном обучении [Текст] // Завуч начальной школы. № 1. 2002. с. 14-18.
Разина Н.А. Технологические характеристики личностно-ориентированного урока [Текст] // Завуч. № 3. 2004. 125-127.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. 96 с.
Концепция модернизации российского образования на период до
2010 года: Приложение к приказу Минобразования России от 11 февраля 2002 № 393 // Web: http://archive.kremlin.ru/text/docs/2002/04/57884.shtml
7. Концепция Федеральной целевой программы развития образования
на 2016-2020 годы: Распоряжение от 29 декабря 2014 № 2765-р //
Web: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf
8. Мазуркевич О.В. Личностно-ориентированный подход в обучении
английскому языку в 5-х классах // Электронный журнал «Первое
сентября» / Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/314681/
9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования: Приказ Минобрнауки России от 17 декабря
2010 № 1897 // Web: http://минобрнауки.рф/документы/938
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ, ДОПОЛНЕНИЙ И ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИИ
№ п/п | Дата внесения изменения, дополнения или проведения ревизии | Номера листов | Шифр документа | Краткое содержание изменения, отметка о ревизии | Ф.И.О., должность, подпись лица осуществившего изменение документа |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | | | | | |
2. | | | | | |
3. | | | | | |
4. | | | | | |
5. | | | | | |
6. | | | | | |
7. | | | | | |
8. | | | | | |
9. | | | | | |
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
№ п/п | Наименование подразделения | Должность | Ф.И.О. | Подпись | Дата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Административно-управленческий персонал | Первый проректор | Крецан З.В. | | |
2. | Факультет повышения квалификации | Декан | Шмакова Л. Е. | | |
3. | Отдел кадровой, правовой и организационной работы | Юрисконсульт | Чванов Н. А. | | |
ЛИСТ РАССЫЛКИ
№ п/п | Наименование подразделения | Должность получателя | Ф.И.О. | Подпись | Дата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | | | | | |
2. | | | | | |
3. | | | | | |
4. | | | | | |
5. | | | | | |
6. | | | | | |
7. | | | | | |
8. | | | | | |
9. | | | | | |
10. | | | | | |