Реализация личностно-ориентированного
подхода в коррекционно-логопедической работе
Два мира есть у человека Один, который нас творил Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Н. Заболоцкий .
Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
Существующие модели личностно-ориентированной педагогики можно условно разделить на три основные группы:
- социально-педагогическая
- предметно-дидактическая
- психологическая
Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Такое обучение ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, опыт общения и пр.), т. е. опыт жизнедеятельности. В процессе личностно-ориентированного обучения на логопедических занятиях мной используются так называемые активные психологические модели и методы обучения, активизирующие их познавательную деятельность, развивающие мышление, формирующие стойкие практические умения и навыки. При этом используется исследовательский метод обучения, а сами компьютерные технологии выступают не как предмет изучения, а как инструмент познания. Эти методы могут быть реализованы в комплексе с другими приемами, имеющимися в практике образования и воспитания.
. В процессе личностно-ориентированного обучения на логопедических занятиях мной используются так называемые активные психологические модели и методы обучения, активизирующие их познавательную деятельность, развивающие мышление, формирующие стойкие практические умения и навыки. При этом используется исследовательский метод обучения, а сами компьютерные технологии выступают не как предмет изучения, а как инструмент познания. Эти методы могут быть реализованы в комплексе с другими приемами, имеющимися в практике образования и воспитания.
Личностно-ориентированная образовательная модель должна строиться на следующих принципах:
Целью обучения должно быть развитие личности (на логопедических занятиях - развитие полноценной личности и коррекция недостатков).
Учителя и ученики являются равноправными субъектами обучения (важным является установление контакта).
Учитель, прежде всего, является партнером, координатором и советчиком в процессе обучения, а лишь затем лидером, образцом и хранителем "эталона" (реализуется задача повышения учебной мотивации).
Обучение должно основываться на уже имеющемся личностном опыте ребенка (связь дошкольного воспитания; возможного логопедического воздействия).
Прежде чем обучать детей конкретным знаниям, умениям и навыкам, необходимо развить их способы познания (умение слушать и воспринимать обращенную речь)
В процессе обучения ученики должны обучаться тому, КАК эффективно учиться (реализуется задача повышения учебной мотивации).
Содержание образования должно, на сколько это возможно, быть применимым в реальной жизни ребенка, учитывать его интересы, а не готовить его к "будущей взрослой" жизни.
В процессе познания приоритетным должны быть эвристические способы познания, предполагающие активную познавательную позицию школьника (на логопедических занятиях учащимся предлагаются новые пути решения проблем, связанные с трудностями в обучении).
Педагог должен учитывать индивидуальные различия школьников по ходу образовательного процесса (на логопункте обучаются дети с индивидуальными особенностями)
Система оценивания должна строиться на основе разнообразных видов рефлексии и содержать как качественные, так и количественные способы оценивания.
Модель личностно-ориентированного занятия
- Первичная задача педагога (чему я буду учить, что воспитывать, что развивать).
- Создание проблемной ситуации (исходя из наблюдений, личного опыта детей т.е. от проблемы ребенка, от педагогического замысла самого педагога).
- Возникновение состояния “хочу решить проблему” (у ребенка).
- Совместное определение путей решения проблемы, выдвижение гипотез, предположений от детей, и идет еще дополнительная мотивация у ребенка (“Я хочу”, “Мне надо”).
- Активизация субъектного опыта, его использование в процессе занятия.
- Управлением самостоятельным поиском (давать право кого-то спросить, поискать в энциклопедии, у родителей, у старших детей).
- Совместное подведение итогов. В конце может нарождаться выдвижение новой гипотезы, мотивации к дальнейшей познавательной деятельности.
Рекомендации к проведению занятия
- Знание уровня развития, темпа развития каждого ребенка, учет его индивидуальных особенностей. Оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение всего занятия (эмоциональных: радость, досада, веселость и др.; психофизиологичеких - бодрость, усталость, возбужденность и др; интеллектуальных - сомнение, сосредоточенность.
- Использование педагогом разнообразных форм и методов организации работы детей, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы.
- Создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка.
- Стимулирование детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
- Использование различных сенсорных каналов при объяснении нового материала.
- Поощрение стремления ребенка предлагать свой способ работы, анализировать в ходе занятия разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные.
- Применение заданий, позволяющих ребенку самому выбирать тип, вид и форму материала.
- Создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы.
- Использование парной или групповой работы для развития коммуникативных умений детей.
- Проведение с детьми рефлексии занятия (обсуждение с детьми в конце занятия не только того, что “мы узнали”, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по –другому.)
- Анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление искать разнообразные способы выполнения заданий.
Организуя личностно-ориентированный подход к проведению занятий, педагог должен помнить основную заповедь: воспитывать и обучать не вообще, а данного конкретного ребенка, с учетом его особенностей, условий жизни, накопленного жизненного опыта. Ребенок будет активно мыслить, высказываться, досказывать и отстаивать свое мнение только тогда, когда он воспринимается педагогом как равноправный партнер, когда не боится неправильных ответов, зная, что неправильный ответ-ступенька к новому знанию.
«Каждый день тысячи учителей входят в класс и приступают к проведению уроков, и от того какими будут эти уроки, какое состоится общение с детьми, зависит процесс школьной жизни: будет он торжествовать или тормозиться».
Шалва Александрович Амонашвилли
желаю удачи!