СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация практических методов обучения в условиях ФГОС ООО в школьном курсе географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации из опыта работы учителя географии о практических методах обучения в условиях ФГОС ООО.

Просмотр содержимого документа
«Реализация практических методов обучения в условиях ФГОС ООО в школьном курсе географии»

Реализация практических методов обучения в условиях ФГОС ООО

в школьном курсе географии

А.М. Штин

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Мценска

«Средняя общеобразовательная школа № 9»


С учётом требований ФГОС ООО ведущей идеей усиления практической направленности обучения является формирование универсальных учебных действий. Почему именно сейчас и именно практическая направленность? Потому что в настоящее время в развитии нашей страны на первый план выступает человеческий фактор. Наше общество как никогда стало нуждаться в гражданах, способных мыслить и действовать самостоятельно, творчески, без подсказки и слепого копирования утвердившихся образцов. На своих уроках я активно использую современные средства информационных компьютерных технологий. Это дает возможность значительно расширить диапазон операционных действий учащихся при выполнении практических и самостоятельных работ по географии. Система работы позволяет создавать между мною и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности ребенка. В своей работе реализую исследовательский подход (с учетом возрастных особенностей обучающихся) в обучении на уроках и во внеурочной деятельности. Практическую направленность исследовательского подхода реализую несколькими путями 1.Проведение полевых практик по географии, практическое применение навыков исследования, умение проводить исследования в полевых условиях, сбор материала, его анализ, обобщение, систематизация; отчет о проделанной работе (групповой или индивидуальный).2 Проведение экскурсий, наблюдений, анализ полученных данных об изученной территории, составление отчета. 3. Введение в урок анализа реальных жизненных ситуаций, например, в 8-м классе по географии при изучении темы "Транспорт" предлагаю исследовать преимущества и недостатки всех видов транспорта России. Организация самостоятельной работы, руководство ею - это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности. Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду три тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая - в том, чтобы научить учащихся самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности; третья - определить различные виды практических работ в развитии самостоятельности у учащихся. Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих понятий и умений. И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек. Например. Практическое значение ветра:

1. Помощь мореплавателям. 2. Перенос влаги на материки.

3. Переносит семена растений и споры грибов. 4. Способствует образованию морских течений. 5.Преобразования ветра в электрическую энергию.

Учителю следует выделять личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД, научиться их описывать, планировать приёмы и технологии формирования, отслеживать динамику развития способов деятельности школьников на уровне метапредметных, предметных, личностных результатов. Основными структурными компонентами самостоятельной деятельности выступают цель, мотив, содержание, предметные действия и результат. Например: с учетом многих местных признаков разработана шкала, которая позволяет определить скорость в метрах в секунду и название ветра.

Скорость ветра в м/сек

Название ветра

Признаки

0

Штиль

Дым из трубы идет вверх, почти вертикально

1.5 – 3

Очень слабый

Небольшой наклон дыма, чуть шевелятся листья

4 – 5

Легкий

Ветки качаются

6 – 7

Умеренный

Сучья гнутся

8 – 9

Свежий

Верхушки деревьев шумят

10 – 11

Очень свежий

Тополя и толстые сучья гнутся

12 – 14

Сильный

Листья и ветки срываются

15 – 16

Резкий

Тонкие сучья ломаются

17 – 19

Буря

Разрушение

Процесс развития самостоятельности учащихся на практических занятиях по географии будет протекать наиболее эффективно, если: 1)осуществляется предварительная подготовка учащихся к практическим занятиям, способствующая формированию необходимых знаний, умений, навыков для выполнения данной работы;

2)содержание учебного материала и организация деятельности учащихся способствует формированию положительной мотивации;

3)в процессе подготовки к практическим занятиям и непосредственно на них учащиеся преодолевают некоторые затруднения в плане выполнения посильных заданий как самостоятельно, так и при дозированной помощи преподавателя.

Выбор практических методов в качестве средства развития самостоятельности обусловлен следующими особенностями:

- практические методы интегрируют знания и практические умения и навыки учащихся в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера;

- практические методы позволяют максимально стимулировать познавательную активность учащихся, обеспечивает учащемуся возможность самостоятельно раскрыть действие географических законов в практике;

- в процессе практических работ возможно проведение эксперимента по индивидуальному плану и в темпе, определяемом самим учащимся. Результаты отражены в описаниях и характеристиках объектов и явлений, отдельных территорий, в формулировках научных понятий, принципов, закономерностей, в схемах и зарисовках, в моделях (карты, профили, статистические показатели и т.д.)

Содержание школьной географии предопределяет источники знаний и деятельность учащихся с ними под руководством учителя и самостоятельно по его заданию. Предмет изучения географии нельзя принести в класс, его заменяют средства обучения, многочисленные учебные пособия, интернет. За некоторым исключением, например, образцы минералов и горных пород на уроке «Горные породы, минералы и полезные ископаемые». Вот вопросы с опорой на практическую деятельность: 1. 24 солдатика были совершенно одинаковыми, а 25 солдатик был одноногий. Его отливали последним, и металла немного не хватило”. Вы помните эту сказку Г.Х.Андерсена? Какого металла не хватило? 2.Какая порода горного царства состоит из шпата, слюды и кварца? 3.Почему пишет карандаш? Из какой горной породы сделан его стержень? 4.Из этой горной породы врач накладывает повязку на сломанную руку? 5. Какие горные породы расположены в Орловской области? Каковы они по происхождению? Специфика содержания географии, состав знаний, умений и навыков (например, овладение картографическим языком как языком международного общения) задают методы обучения именно по источникам знаний. Именно эти методы помогают обеспечить отражение в сознании школьников многообразия географических объектов и явлений, помогают усвоить способы приобретения новых практических знаний и умений. Практические методы обучения отличаются от словесных и наглядных по объектам изучения, которые представлены географической действительностью и ее моделями (картами, профилями, графиками и т. д.). Общеизвестно, что многие географические сведения отражены в моделях, которые широко используются в дальнейшем познании географических объектов и явлений для установления закономерностей их развития, для выявления принципов, для создания гипотез и теорий. В учебном процессе, как и в географической науке, используются сама географическая действительность и ее модели в виде специально разработанных учебных пособий. На уроках географии и сами школьники создают модели: вычерчивают план местности, строят графики и диаграммы по результатам наблюдений за погодой, работают с контурными картами, вычерчивают схемы связей. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формирую практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы. Рассмотрим особенности применения упражнений . Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей. Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими. К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д. Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными и решают единые учебные задачи. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Практическая направленность изучение океанов в 7 классе. Например: Хозяйственное использование Индийского океана 1.На его берегах проживает более 1 млрд. человек 2.В прибрежных водах ведётся рыболовный промысел (тунец, корифена, кальмары, лангусты и др.). 3.На шельфе ведётся добыча нефти. 4.Воды Индийского океана стали сырьём для получения пресной воды (Кувейт, Саудовская Аравия и др.). 5. В северной части океана проходят основные транспортные пути, популярные туристические маршруты.6.Рекреацционные ресурсы (Сейшельские острова). Крайне необходимы практически-поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию. Лабораторные работы - это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования. Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане. Разновидностью исследовательских лабораторных работ могут быть длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями, как-то: над ростом растений и развитием животных, над погодой, ветром, облачностью, поведением рек и озер в зависимости от погоды и т.п. В любом случае учитель составляет инструкцию, а ученики записывают результаты работы в виде отчетов, числовых показателей, графиков, схем, таблиц. Лабораторная работа может быть частью урока, занимать урок и более. Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке). Суть практических методов обучения состоит в том, что учитель ставит задачу и организует деятельность учащихся по усвоению способов действий с географическими объектами или их моделями, обучает извлекать из них новые для школьников знания. Например, читать, анализировать тектоническую карту, сопоставлять ее с физической картой для установления связей современного рельефа со строением земной коры. Ведущую роль в практических методах, во взаимодействии учителя и учащихся играет деятельность последних. Практические методы применяются не только с целью приобретения новых знаний, но и их закрепления. Они играют решающую роль в формировании умений, которые необходимы для развития самостоятельной познавательной деятельности школьников. В состав практических методов входят наблюдения объектов и явлений в природе и на производстве (а также в непроизводственной сфере), методы работы с картами, схемами, профилями, статистическими показателями. Эти методы способствуют применению географических знаний и умений в социально значимой работе учащихся, в их общественно-полезной деятельности (прогнозы неблагоприятных явлений в атмосфере, предупреждение роста оврагов, борьба с загрязнением водоемов и т.д.). Для того чтобы в процессе обучения географии использовать практические методы, необходимы соответствующие материальные условия: оборудование рабочего места ученика, наличие приборов и инструментов (планшет, компас, мерная лента и т.д. для съемки плана местности), наличие тетрадей, атласов, инструкций, планов описаний и характеристик, справочников и других источников географической информации. Большую роль в реализации практических методов играют практические работы, выполняемые как в классе, так и на местности. Практические работы — это форма организации учения школьников. Различают обучающие практические работы, выполняемые под руководством учителя, который объясняет последовательность действий, показывает образец их выполнения и дает задание, предусматривающее воспроизведение действий и их закрепление по ходу выполнения тренировочных практических работ. Тренировочные работы нацелены на закрепление и совершенствование учений, часть из которых может перейти в навык, т.е. автоматизированное действие, выполняемое под контролем внимания. Для выполнения тренировочных работ целесообразно иметь специальные инструктивные карточки. С целью контроля за тем, как учащиеся овладели необходимыми умениями, проводят итоговые практические работы, задания которых рассчитаны на перенос действий в условия, сходные с обучающими. При этом хорошо успевающим учащимся целесообразно предлагать перенос действий в новые условия, в новую для них ситуацию. Например, определить географическое положение Антарктиды или самостоятельно выбрать страну Африки или Южной Америки и составить ее комплексное описание. Применение практических методов только тогда эффективно, когда школьники владеют приемами учебной работы, которые лежат в основе специфических географических умений и навыков. С помощью различных приемов учебной работы учащиеся извлекают информацию из различных источников знаний. Однако, прежде чем извлекать знания из них, надо понимать особенности отражения в них географической информации. Например, чтобы работать с картой — основной моделью географической действительности, надо уметь составлять ее характеристику примерно в такой последовательности: название карты, ее содержание, охват территории, масштаб, способы отображения объектов и явлений. Только после этого школьники могут успешно извлекать из нее те или иные сведения. В условиях введения ФГОС ООО роль практических методов усиливается, они способствуют связи теории с практикой, играют большую роль в приобретении краеведческих знаний и в подготовке учащихся к самостоятельной деятельности. Выбор той или иной формы проведения во многом зависит от учителя. Можно самую серьёзную с точки зрения содержания практическую работу, например, по оценке влияния природных условий и природных ресурсов территории на жизнь и хозяйственную деятельность человека, провести в виде деловой игры по защите проектов освоения тех или иных территорий страны учёными-географами или специалистами различных профессий (роль которых, разумеется, играют сами учащиеся). Курс географии играет значительную роль в воспитании и образовании школьников, в практической направленности у них общих и специальных умений и навыков. При его изучении расширяются и значительно углубляются знания: геологические, геоморфологические, гидрологические, климатологические, а также знания о растительном и животном мире, о почвах, природных зонах, природных комплексах. Углубляются и расширяются знания о взаимоотношении человека и природы, хозяйственная оценка природных условий и ресурсов, изучение экологических проблем. В ходе выполнения практических работ школьники учатся пользоваться различными источниками информации : картографическими (топографической и географической картами, глобусом), статистическими (диаграммами, таблицами, текстовыми (текстом учебника, дополнительной литературой, материалами периодической печати и т. д.) и др. Чтобы формировать прочные умения у всех школьников, добиваться сознательного усвоения знаний, необходимо обучать школьников приемам учебной работы, т. е. системе действий, выполняемых в определенной последовательности. Только таким путем можно подвести учащихся разных способностей к овладению умениями и навыками. Например способ построения розы ветров: 1.Принять условно, что одному отрезку на графике соответствует определённое количество дней. 2.Подсчитать, сколько дней в течение месяца и в каких направлениях дул ветер. 3.На линиях соответствующих направлений отложить от центра число дней с ветрами определённых направлений и поставить точку. 4.Точки, отмеченные на линиях, последовательно соединить. Задание: построить розу ветров по данным таблицы.

Направление ветра

С

СВ

В

ЮВ

Ю

ЮЗ

З

СЗ

Количество дней

1

3

2

4

5

5

6

5

К заданиям практического типа можно отнести следующие : « Что надо сделать, чтобы составить характеристику климата по картам? », « Какие действия и в какой последовательности надо выполнить, чтобы дать характеристику географического положения территории?», «По какому плану следует составить характеристику рельефа?». Обучение приемам учебной работы не только вооружает школьников прочными умениями и навыками, но и гарантирует определенный уровень самостоятельности при решении учебных задач. Это одно из необходимых методических условий успешности проведения практических работ. Тренировочные работы чаще всего проводятся в форме проверки материала, изученного ранее. Работы такого характера целесообразно также рекомендовать для домашнего задания: «Найти доказательства (в загадках, поговорках, сказках) того, что люди всегда ценили воду.» Но в любом случае следует подробно инструктировать учащихся, разъяснять им цели каждой работы, помогать выбирать наиболее приемлемую форму фиксации результатов, чтобы школьники не тратили много сил и времени на механическую работу – переписывание, перерисовывание на контурную карту. Распространенные в практике массовой школы формы организации работы также, как деловые игры, защита проектов и рефератов, проведение конференций и встреч за круглым столом, решение занимательных задач, составление кроссвордов, возможны при организации практических и самостоятельных работ. Разумеется, при выборе форм организации деятельности школьников следует учитывать особенности содержания материала, который следует усвоить, а также уровень предшествующей подготовки учащихся. Как правило, деловые игры можно использовать в том случае, когда школьники обладают достаточным уровнем самостоятельности, а изучаемое содержание носит проблемный характер. Практическая работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, самостоятельности, на темп усвоения нового материала. Систематически проводимые практические работы (с учебником по решению задач, выполнению наблюдений и опытов) при правильной организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний. При тщательно продуманной методике проведения практических работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков. С течением времени при систематической организации практических работ на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких классов, в которых практические работы совершенно не организуется или проводятся нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера. В процессе подготовки и выполнения практических работ развиваются самостоятельность, познавательные и творческие способности личности, потребность в самообразовании, высокая культура труда.


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!