СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для успешной жизнедеятельности выпускник школы должен овладеть умением    решать постоянно возникающие  новые, нестандартные проблемы; способностью к принятию адекватных решений;  умением строить  жизнедеятельность в рамках поликультурного общества, выдвигающего повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности…

В этих условиях  первостепенное значение приобретают индивидуально-выраженные  социализирующие компетенции   младшего школьника:

  • способность соотносить имеющиеся возможности (ресурсы) и требования тех или иных жизненных ситуаций;
  • готовность  избирать те сферы применения своих сил, в которых достижение успеха представляется наиболее вероятным;
  • способность действовать в конфликтной ситуации:  находить пути решения проблем имеющимися средствами;
  • умение  анализировать сущность и выделять существенное и несущественное в предлагаемых вариантах действий ;
  • дивергентность мышления, направленную на мысленное  проигрывание нескольких вариантов развития событий;
  • способность  диверсифицировать собственную деятельность , выделять в ней различные варианты  развития событий ;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи  применительно к категориям собственной деятельности.

Обобщенно эти компетенции характеризуются  как  способность  младшего школьника  действовать в быстро меняющихся условиях бытия.  Формирование указанных компетенций происходит в условиях, когда  каждому обучающемуся предоставляется возможность действовать в зоне  ближайшего развития с учетом индивидуальных  способностей и возможностей, т.е. в условиях  дифференциации образования.

  Смысл  принципа дифференциации    для  учеников   формализуется  в  осознание  нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, в развитости правосознания, в умении  осознанно  и  адекватно реагировать на вызовы времени и избирать  способы    собственной самореализации.

            Технологическую основу    реализации принципа дифференциации составляет использование современных педагогических технологий   деятельностного (исследовательского, проектного , проблемного, моделирующего)  обучения, а также - ИКТ. Охарактеризую эти  технологии.

            Технология исследовательского обучения предполагает  вовлечение обучающих в квазиисследовательскую деятельность, в хорде которой необходимо выдвинуть и доказать некую гипотезу. Новообразованиями этой деятельности являются  такие  современные качества личности, как: способность к доказательным рассуждениям, нелинейность мышления, признание  недоказуемости в качестве положительного  результата и др.

            Технология проектного обучения предполагает  деятельность обучающихся в условиях, когда цели и ресурсы необходимо определить самостоятельно.  В этой  деятельности формируется способность  к самоуправлению, к рефлексии, а также учебно-логические компетенции обучающихся (умение анализа, синтеза, сравнения, классификации и др.). 

      Технология проблемного обучения используется   при обучении математике и истории. По моему мнению,  учебная проблема а) не может быть сообщена ученику учителем , он должен сам ее осознать, вырастить из собственного опыта; б) не может быть решена здесь и сейчас, имеющимися средствами.  В   УМК  «Гармония»  я нашла  реальное   средство реализации технологии проблемного обучения. Сегодня  для моих учеников  привычна  ситуация, когда  невозможно решить задачу имеющимися средствами. Так, в курсе  математики  3-4-х  классов такими «отсроченными» задачами  может стать  решение уравнений  2х+1=0   в целых числах, решение задачи  типа «периметр треугольника равен 27см, вторая сторона больше первой на 2см , а четвертая сторона меньше второй на 4см. Найти стороны треугольника» и др. В моем опыте проблема - это то , что мучит  сознание , не дает спокойно жить , является  препятствием  на пути гармонизации отношений с миром. В течение пяти-шести последних лет использую интеграцию как способ «вызова» проблем. По итогам  интегрированного (экология+природоведение+русский язык+математика)  урока в 4а классе «Живая вода» с использованием ИКТ провела опрос,  в результате которого установила : 1.У детей появились много  неосвещенных на уроке вопросов. 2.В процессе общения, обращения к источникам информации (книги, Интернет), дети ищут ответы на эти вопросы. В связи с этим на  последующих интегрированных  уроках  ребята  нашли ответ на  многие проблемные вопросы : почему освященная вода не портится , почему уровень  воды в различных морях неодинаков , все ли  микроорганизмы погибают при кипячении и др.

Технология моделирующего обучения реализуется мной в двух формах: дидактические и ролевые игры. Для игры важна состязательность, обязательно устанавливаемая иерархия проявленных компетенций. В дидактических играх   ребята выполняют свойственную им роль «ученика». Например, работая  в группах (командах), необходимо составить как можно  больше верных числовых равенств по данной схеме. В  ролевых играх дети выполняют несвойственные им роли. Например, в игре «Необитаемый  остров. В поисках клада» одна команда - «Робинзоны»- на доске «строит» мост через реку, решая  последовательно  примеры; другая команда- «Пираты»- «разрушает» мост, решая свои примеры и находя ошибки в решениях «Робинзонов».  На игровых уроках мы «заочно» путешествуем по городу, по области, по России…

Моим    ученикам предоставляются  различные  уровни и формы дифференцированной  образовательной  деятельности:

  • уровни освоения учебного материала (минимальный, программный или творческий);
  • уровни самостоятельности  при освоении нового материала (уровень сопровождения, уровень поддержки, уровень самостоятельности);
  • уровни  включенности в коллективную работу (индивидуальный, в стационарной  паре, в паре сменного состава , в микрогруппе , в составе всего класса);
  • уровни содержания исполняемых внутригрупповых ролей («бодрила», «мудрец», «секретарь», «президент» и др.);
  • формы представления   результатов образования ( портфель  работ , портфель достижений , творческий отчет, стандартные формы представления результатов);
  • формы  внеурочной и  внешкольной досуговой деятельности (кружки , секции , занятия искусствами (музыка, изо, хореография, вокал и др.), спортом (футбол , туризм , бокс, тэк-ван-до и др.), участие в работе органов самоуправления классами и школой (школьный парламент, редколлегия , Совет Почемучек и др.);
  • уровни  предъявления результатов освоения государственных образовательных стандартов (многоуровневые контрольные работы);
  • темпы освоения государственных образовательных стандартов (используется методика В.П.Симонова оценки степени фактической обученности , позволяющая   фиксировать продвижение обучающихся по ступеням знания (различение, запоминание , понимание) и умения (стандартные умения, перенос).

      В любом классе  в начальный период обучения я помогаю  детям в выборе уровня  сложности заданий. Традиционно в классах  появляются  группы детей , переоценивающих свои возможности,  и детей, тратящих много времени на обдумывание выбора. Но так как «упражнения на выбор» систематически используются в учебном процессе , то с течением времени выбор  учеников  происходит все более быстро и адекватно их возможностям. В начальный период адаптации к школьной жизни учителю приходится объяснять, какое задание попроще, какое посложнее, но со временем у учеников формируются навыки оценки  сложности задания в соотнесении его со своими возможностями.

Сложность задания зависит от  объема предполагаемых мыслительных операций,  доступности ресурсов. Так, например,   сложность зависит от наличия у ученика тех знаний, которые ему нужно применить в данный момент : один лучше помнит таблицу мер массы, а другой – таблицу мер длины и т.п.

Для  формирования способности ученика  действовать в ситуациях неопределенности    использую многоуровневые тесты , при выполнении которых : а) ученику  необходимо выстроить  свою  стратегию – выполнить сначала «многобалльные» , или – «малобалльные» задания ; б) многократно оказываться перед выбором  одной из альтернатив , основываясь на предметных  компетенциях.

Моя работа показала, что  опора на  принцип дифференциации способствует формированию новых современных качеств личности школьника :

  • способности  растущего человека действовать в ситуации неопределенности ;
  • умения разумно решать проблемы и находить выход из конфликтных ситуаций;
  • умения соотносить собственную свободу с правами и обязанностями других людей;
  • осознанности деятельности   учения , понимания роли и места образования в жизни;
  • навыков самоуправления , самоорганизации, рефлексии;
  • стремления к накоплению опыта эмоционально-ценностных отношений;
  • повышение  уровня самостоятельности и оригинальности в познавательной деятельности, внимание к способам познавательной деятельности ;
  • готовности принимать решения и нести  ответственность за их последствия,-

что  позволяет  моим выпускникам   делать обоснованный выбор образовательного маршрута по окончании начальной школы с опорой на активную жизненную позицию и устремленность к   творческой самореализации.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!