Для успешной жизнедеятельности выпускник школы должен овладеть умением решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; способностью к принятию адекватных решений; умением строить жизнедеятельность в рамках поликультурного общества, выдвигающего повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности…
В этих условиях первостепенное значение приобретают индивидуально-выраженные социализирующие компетенции младшего школьника:
- способность соотносить имеющиеся возможности (ресурсы) и требования тех или иных жизненных ситуаций;
- готовность избирать те сферы применения своих сил, в которых достижение успеха представляется наиболее вероятным;
- способность действовать в конфликтной ситуации: находить пути решения проблем имеющимися средствами;
- умение анализировать сущность и выделять существенное и несущественное в предлагаемых вариантах действий ;
- дивергентность мышления, направленную на мысленное проигрывание нескольких вариантов развития событий;
- способность диверсифицировать собственную деятельность , выделять в ней различные варианты развития событий ;
- умение устанавливать причинно-следственные связи применительно к категориям собственной деятельности.
Обобщенно эти компетенции характеризуются как способность младшего школьника действовать в быстро меняющихся условиях бытия. Формирование указанных компетенций происходит в условиях, когда каждому обучающемуся предоставляется возможность действовать в зоне ближайшего развития с учетом индивидуальных способностей и возможностей, т.е. в условиях дифференциации образования.
Смысл принципа дифференциации для учеников формализуется в осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, в развитости правосознания, в умении осознанно и адекватно реагировать на вызовы времени и избирать способы собственной самореализации.
Технологическую основу реализации принципа дифференциации составляет использование современных педагогических технологий деятельностного (исследовательского, проектного , проблемного, моделирующего) обучения, а также - ИКТ. Охарактеризую эти технологии.
Технология исследовательского обучения предполагает вовлечение обучающих в квазиисследовательскую деятельность, в хорде которой необходимо выдвинуть и доказать некую гипотезу. Новообразованиями этой деятельности являются такие современные качества личности, как: способность к доказательным рассуждениям, нелинейность мышления, признание недоказуемости в качестве положительного результата и др.
Технология проектного обучения предполагает деятельность обучающихся в условиях, когда цели и ресурсы необходимо определить самостоятельно. В этой деятельности формируется способность к самоуправлению, к рефлексии, а также учебно-логические компетенции обучающихся (умение анализа, синтеза, сравнения, классификации и др.).
Технология проблемного обучения используется при обучении математике и истории. По моему мнению, учебная проблема а) не может быть сообщена ученику учителем , он должен сам ее осознать, вырастить из собственного опыта; б) не может быть решена здесь и сейчас, имеющимися средствами. В УМК «Гармония» я нашла реальное средство реализации технологии проблемного обучения. Сегодня для моих учеников привычна ситуация, когда невозможно решить задачу имеющимися средствами. Так, в курсе математики 3-4-х классов такими «отсроченными» задачами может стать решение уравнений 2х+1=0 в целых числах, решение задачи типа «периметр треугольника равен 27см, вторая сторона больше первой на 2см , а четвертая сторона меньше второй на 4см. Найти стороны треугольника» и др. В моем опыте проблема - это то , что мучит сознание , не дает спокойно жить , является препятствием на пути гармонизации отношений с миром. В течение пяти-шести последних лет использую интеграцию как способ «вызова» проблем. По итогам интегрированного (экология+природоведение+русский язык+математика) урока в 4а классе «Живая вода» с использованием ИКТ провела опрос, в результате которого установила : 1.У детей появились много неосвещенных на уроке вопросов. 2.В процессе общения, обращения к источникам информации (книги, Интернет), дети ищут ответы на эти вопросы. В связи с этим на последующих интегрированных уроках ребята нашли ответ на многие проблемные вопросы : почему освященная вода не портится , почему уровень воды в различных морях неодинаков , все ли микроорганизмы погибают при кипячении и др.
Технология моделирующего обучения реализуется мной в двух формах: дидактические и ролевые игры. Для игры важна состязательность, обязательно устанавливаемая иерархия проявленных компетенций. В дидактических играх ребята выполняют свойственную им роль «ученика». Например, работая в группах (командах), необходимо составить как можно больше верных числовых равенств по данной схеме. В ролевых играх дети выполняют несвойственные им роли. Например, в игре «Необитаемый остров. В поисках клада» одна команда - «Робинзоны»- на доске «строит» мост через реку, решая последовательно примеры; другая команда- «Пираты»- «разрушает» мост, решая свои примеры и находя ошибки в решениях «Робинзонов». На игровых уроках мы «заочно» путешествуем по городу, по области, по России…
Моим ученикам предоставляются различные уровни и формы дифференцированной образовательной деятельности:
- уровни освоения учебного материала (минимальный, программный или творческий);
- уровни самостоятельности при освоении нового материала (уровень сопровождения, уровень поддержки, уровень самостоятельности);
- уровни включенности в коллективную работу (индивидуальный, в стационарной паре, в паре сменного состава , в микрогруппе , в составе всего класса);
- уровни содержания исполняемых внутригрупповых ролей («бодрила», «мудрец», «секретарь», «президент» и др.);
- формы представления результатов образования ( портфель работ , портфель достижений , творческий отчет, стандартные формы представления результатов);
- формы внеурочной и внешкольной досуговой деятельности (кружки , секции , занятия искусствами (музыка, изо, хореография, вокал и др.), спортом (футбол , туризм , бокс, тэк-ван-до и др.), участие в работе органов самоуправления классами и школой (школьный парламент, редколлегия , Совет Почемучек и др.);
- уровни предъявления результатов освоения государственных образовательных стандартов (многоуровневые контрольные работы);
- темпы освоения государственных образовательных стандартов (используется методика В.П.Симонова оценки степени фактической обученности , позволяющая фиксировать продвижение обучающихся по ступеням знания (различение, запоминание , понимание) и умения (стандартные умения, перенос).
В любом классе в начальный период обучения я помогаю детям в выборе уровня сложности заданий. Традиционно в классах появляются группы детей , переоценивающих свои возможности, и детей, тратящих много времени на обдумывание выбора. Но так как «упражнения на выбор» систематически используются в учебном процессе , то с течением времени выбор учеников происходит все более быстро и адекватно их возможностям. В начальный период адаптации к школьной жизни учителю приходится объяснять, какое задание попроще, какое посложнее, но со временем у учеников формируются навыки оценки сложности задания в соотнесении его со своими возможностями.
Сложность задания зависит от объема предполагаемых мыслительных операций, доступности ресурсов. Так, например, сложность зависит от наличия у ученика тех знаний, которые ему нужно применить в данный момент : один лучше помнит таблицу мер массы, а другой – таблицу мер длины и т.п.
Для формирования способности ученика действовать в ситуациях неопределенности использую многоуровневые тесты , при выполнении которых : а) ученику необходимо выстроить свою стратегию – выполнить сначала «многобалльные» , или – «малобалльные» задания ; б) многократно оказываться перед выбором одной из альтернатив , основываясь на предметных компетенциях.
Моя работа показала, что опора на принцип дифференциации способствует формированию новых современных качеств личности школьника :
- способности растущего человека действовать в ситуации неопределенности ;
- умения разумно решать проблемы и находить выход из конфликтных ситуаций;
- умения соотносить собственную свободу с правами и обязанностями других людей;
- осознанности деятельности учения , понимания роли и места образования в жизни;
- навыков самоуправления , самоорганизации, рефлексии;
- стремления к накоплению опыта эмоционально-ценностных отношений;
- повышение уровня самостоятельности и оригинальности в познавательной деятельности, внимание к способам познавательной деятельности ;
- готовности принимать решения и нести ответственность за их последствия,-
что позволяет моим выпускникам делать обоснованный выбор образовательного маршрута по окончании начальной школы с опорой на активную жизненную позицию и устремленность к творческой самореализации.