Реализация программы гражданско-патриотического воспитания « Мы-маленькие россияне».
Срок реализации программы «Мы-маленькие россияне»-4 года.
В своей работе я использовала различные технологии: исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории города, семьи, проектная деятельность.
Формы работы самые разнообразные: деловые игры, встречи с интересными людьми, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые дела, тренинги, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.
Главным результатом любой проведённой работы является ее эффективность. Показателями эффективности патриотического воспитания можно определить следующие:
а) удовлетворённость детей совместной деятельностью,
б) активность школьников в мероприятиях патриотической направленности;
в) результативность участия в соревнованиях, конкурсах; награды;
Изучение отношения к организации патриотического воспитания через формирование внеурочной деятельности показывает:
детям нравится данная деятельность, она значима для них, их ожидания оправдались;
родители удовлетворены новой деятельностью своих детей, поддерживают их выбор, их ожидания также оправдались;
По итогам работы проводились различные диагностики: (приложение)
1)Диагностика удовлетворенности учащихся школьной жизнью
2) Диагностику, направленную на выявление уровней воспитанности у моих воспитанников.
3)Изучение самооценки личности младших школьников
Данные диаграммы показывают положительную динамику.
В ходе внеурочной младшие школьники познакомились с историей родного края, названиями улиц, подвигами прославленных земляков т.п.. Работа происходило в форме экскурсии. Это позволяло организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях.
В воспитательной работе использовались различные виды экскурсий: краеведческие, на предприятия, по историческим местам, в природе и т.д..
Как итог организованной мной работы по патриотическому воспитанию по теме "История родного края и его героическое прошлое", была организована и проведена выставка рисунков, приложений "Памятные уголки города".
Отмечу, что знания, активность, заинтересованность, которую показали дети, свидетельствуют об обогащении школьников патриотическими чувствами, а также об эффективности проведенной мной работы.
Усвоенные школьниками знания о родном крае сформировали у учащихся чувство привязанности к тем местам, где они родились и узнали счастье жизни. И это очень важно, потому что большой патриотизм начинается с любви к тому месту, где живешь.
В результате краеведческой деятельности, походов, экскурсий выросло патриотическое сознание младших школьников. Они глубже познакомились с родным краем, поняли, что окружающее в некоторой степени зависит от каждого из них.
Внеурочная работа помогла расширить знания детей об истории родного края, жизни прославленных земляков. Дети научились бережно относиться к национальным богатствам, к природе, к труду, чувствовать себя хозяевами в своем городе, школе, на земле.
Проверяя результаты воспитательной работы по формированию патриотических чувств, я предложила ученикам принять участие в викторине "Знаешь ли ты свой родной край?".
Она состояла из таких вопросов:
Откуда происходит название вашего города?
Какие исторические названия улиц есть в городе?
Кто из выдающихся людей родился в городе? Что он сделал для народа, государства?
Какие памятники есть в городе? В честь кого они построены?
Что для вас значит слово "Родина"?
От какого слова оно происходит?
Какие еще слова-синонимы можно использовать для передачи смысла этого слова?
Поскольку экспериментальное исследование ограничено во времени, не может продолжаться
долго, мы не смогли зафиксировать стабильные сдвиги в формировании инициативы, поведении детей и их знаниях.
Однако после систематической работы произошли существенные изменения в отношении учащихся к истории родного края, героического прошлого страны, к жизни прославленных земляков. Прежде всего, привлекает внимание общий рост количества младших школьников, интересующихся историей города и района, жизнью ветеранов Великой Отечественной войны и прославленных земляков. Ученики знают их биографии, которыми орденами и медалями были награждены и за что.
Об этом свидетельствует анализ результатов игры - интервью. Учащимся было предложено выпустить газету или журнал об истории города и его жителей. В ходе игры каждый ученик выполнял определенную роль. Они были корреспондентами, оформителями, печатниками, знатоками истории края. Исследователь выполнял роль главного редактора, это позволило быстро получить качественные результаты, выяснить умения и знания, услышать оценки по поводу конкретной ситуации, общественного явления, его последствий и причин. Итоги игры-интервью дали следующие показатели: 38,9% высокий уровень, 42,8% средний, 18,3% низкий .
Результаты внеурочной воспитательной работы свидетельствуют о том, что созданная мной система патриотического воспитания помогла патриотическому становлению детей. Школьники на первые места ставят любовь к близким, заботу о родном крае и его жителей.
В целом такая работа дает детям возможность заинтересоваться жизнью своей Родины, города, школы, семьи, почувствовать собственную ответственность за все, что происходит вокруг, сформировать объект объективную оценку событий, активно интересоваться историей и благодаря этому любить, уважать, беречь свою Отечество, родной край, семью. Таким образом, работа по патриотическому воспитанию способствует формированию у учащихся умений и навыков нравственного поведения, овладение общечеловеческими и национальными морально-духовными ценностями. Интересно проведенная беседа, хорошо подобранный иллюстрированный материал, выразительное слово учителя - влияют на душу и сердце школьника, вызывают желание стать лучшим.
Работа по программе « Мы-маленькие россияне» помогла мне воспитать ученика, который соответствует модели выпускника начальной школы:
коммуникативен, владеет культурой общения, бережно относится к общечеловеческим ценностям:
честен, умеет отстаивать свои взгляды и убеждения, настойчив в преодолении трудностей;
способен к сознательному управлению своим поведением;
обладает уверенностью в себе, чувством собственного достоинства, положительной самооценкой.
Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4 года не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное закладывается в раннем детстве и мы, учителя начальных классов, «упражняем детей в этом священном чувстве».
Приложение
ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИКИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ.
ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.