СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речедвигательные упражнения с психогимнастикой

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

материал содержит  речедвигательные упражнения с психогимнастикой, которые я использую на логопедических занятиях с детьми

Просмотр содержимого документа
«Речедвигательные упражнения с психогимнастикой»

«Утро»


Цели

- Вырабатывать правильное дыхание.

- Обучать приёмам самомассажа.

- Расширять артикуляторные возможности.

- Вырабатывать положительный эмоциональный фон.

- Оптимизировать общий тонус тела, снимать патологические зажимы.


Медвежата сладко спят

Дети прислоняются к спинкам стульев или опускают головы на сложенные на столе руки, закры­вают глаза. И расслабленно сопят. Спокойно и глубоко дышат. Солнце глянуло в окошко, все зажмурились немножко. Крепко зажмуривают глаза. — Медвежата, хватит спать, Широко открывают глаза. Вам давно пора вставать. Встают со своих мест. Медвежата все проснулись, потянулись, улыбнулись. С напряжением тянут руки вверх, опускают, растягивают губы в улыбке. Любят мишки чистоту. Умываться все идут. Шагают на месте. Кран, откройся, Имитируют движение руки при открывании крана. Нос, умойся, Проделывают поглаживающие вращательные движения указатель­ными пальцами обеих рук вдоль носа сверху вниз с обеих сторон. Мойтесь сразу оба глаза, Выполняют круговые массиру­ющие движения по векам. Лоб и щеки, Разглаживают лоб от центра к вискам. Растирают щеки. Мойся, шейка, Растирают шею, поворачивая голову вправо-влево. Ручки, мойтесь хорошенько. Растирают руки. Словно щеткой, язычком чистить зубы мы начнем. Открывают рот, гладят верхние, затем нижние зубы в горизонтальном и вертикальном направлениях. Принюхались медвежата: Делают полный медленный вдох через нос, задерживают воздух на 2 с, медленно выдыхают через рот. Что-то пахнет непонятно. Повторяют упражнение 3—5 раз. Очень вкусно. Это мед! Мама к завтраку нас ждет. Садятся на стулья. Медвежата мед лакали, Выполняют лакательные движе­ния языком, рот держат открытым. Потом губки облизали. Облизывают губы в направлении вперед-назад, рот держат откры­тым. Лижут с нёба сладкий мед язычком назад-вперед, Гладят языком нёбо. Язычок не опускают, кверху сильно прижимают. Рот держат открытым. Присасывают язык к нёбу. Надо чай горячий пить, но сначала остудить. Кистью руки изображают ча­шечку. — Вы, медвежата не ленитесь, сперва подуйте, Делают вдох носом, выдох через рот, губы вытягивают трубочкой, воздушную струю направляют на «чашку» в руке. Потом попейте, Имитируют «питье» из «чаш­ки». А после улыбнитесь. Растягивают губы в улыбке. Завтрак съеден, медвежата шалят, как будто индюшата. Выполняют быстрые движения языком вперед-назад. Друг друга подразнили и к занятиям приступили. Спокойно садятся за столы.

«Шарфики»

Помимо снятия напряже­ния с плеч и шеи это упраж­нение способствует улучше­нию кровоснабжения головы, движения спинно-мозговой жидкости.

Мама мишек одевала, Дети спокойно сидят на стуль­ях. Шарфики всем завязала. Педагог подходит к каждому ребенку, имитирует «завязывание шарфа», при этом дети немного вытягивают шею вверх, затем рас­слабляют ее. Покрутили головой, Поворачивают головы вправо-влево. Хорошо как и тепло.


«Игра с шишками»

ЦЕЛИ

  • Развивать глазодвигатель­ные функции, умение сле­дить взглядом за предме­том.

  • Развивать внимание.

  • Развивать координацию дви­жений, мелкую моторику пальцев рук, быстроту реак­ции.

  • Оптимизировать тонус рук и плечевого пояса.

  • Формировать пространствен­ное восприятие, обучать раз­личению правой и левой руки.

Мама с мишками играла, шишки разные кидала. Педагог имитирует «бросание» воображаемой шишки, дети внима­тельно следят, кому бросают «шиш­ку», совершают хватательное дви­жение рукой. Медвежата их поймали, с силой сжали, разломали, Сильно сжимают кулачок. В стороны бросали, Выполняют бросающие движения. А ручки отдыхали. Потряхивают расслабленно кистями рук. Это упражнение выполняется с различными степенями сложности. Детям младшего возраста для привлечения внимания при «бросании» можно дать инструкцию: «Таня, лови!», «Саша, лови!» Более старшие, подготовленные следят за направлением взгляда и движения руки педагога. Дети могут «ловить шишки» двумя руками, сначала левой, затем правой, или поймать шишку правой рукой, переложить в левую, поймать шишку левой рукой, переложить в правую. Если дети хорошо знакомы с игрой, можно постепенно увеличивать темп или «бросать шишки» неожиданно.


«Играем с песком»

ЦЕЛИ

• Чередовать напряжение и расслабление мышц рук. • Развивать мелкую моторику пальцев рук, правильное дыхание. • Снимать эмоциональное напряжение.

Песочек в руки набираем, Дети выполняют захватывающее движение руками (вдох). Пальцы крепко мы сжимаем, чтоб песок не высыпался, чтоб в руках у нас остался. Крепко сжимают кулаки. Пальцы разжимаем, песочек высыпаем. Медленно разжимают пальцы рук (выдох). Стряхнули с рук песок. Потряхивают руками. Устали ручки. Ох! Кладут расслабленные руки на колени.


«Муравей»

ЦЕЛИ

• Оптимизировать мышечный тонус ног, сочетая напряжение и расслабление мышц. • Развивать правильное дыхание.

Муравей залез на ножку, Дети вытягивают ноги вперед (глубокий вдох). Мы посмотрим, где же он, Тянут стопу на себя, задерживают дыхание, смотрят на ногу. Мы стряхнем скорее крошку Потряхивают ногой (выдох). И немного отдохнем. Расслабляются.


«Солнце и тучка»

ЦЕЛЬ

• Развивать умение чередовать напряжение и расслабление мышц плечевого пояса.

За тучку солнышко зашло, стало зябко и свежо. Дети съеживаются, обнимая себя за плечи. Солнце вышло из-за тучки, мы теперь расслабим ручки. Расправляют плечи, расслабляются.


«У моря»

ЦЕЛИ

• Тренировать правильное дыхание. • Расширять сенсомоторный репертуар. • Развивать мимическую мускулатуру, умение расслаблять и напрягать мышцы лица, шеи, плеч. • Активизировать артикуляционную моторику. • Вырабатывать положительное эмоциональное состояние.

Это упражнение хорошо сочетать с прослушиванием музыки, что повысит эффективность выполняемых движений, окажет успокаивающее и расслабляющее действие.

В море теплая вода, Дети выполняют волнообразные движения руками. Дети все пришли сюда. Шагают на месте. Брызги в стороны летят, Выполняют движения руками вверх-вниз. Поплескаться каждый рад, рад и порезвиться, рад и понырять Ставят руки перед грудью, кистями выполняют синхронные волнообразные движения вперед. И под ярким солнышком Садятся на стулья. Спокойно загорать. Ложатся на стол. Подбородок вверх подняли, Поднимают голову, делают глубокий вдох. Подбородок загорает. Делают глубокий выдох, повторяют вдох-выдох 3—5 раз. Ротик шире открываем, Открывают рот. Язычок наш загорает. Кладут широкий расслабленный язык на нижнюю губу.


Летит жучок — Педагог имитирует жужжание жука. Укушу язычок. Дети прячут язык вглубь рта, рот открыт. Снова летит жучок — ой, укушу язычок. Повторяют движение 3—4 раза. Жучка прогнали, спокойно подышали. Закрывают рот, совершают спо­койные дыхательные движения. Пчелка летела и на носик села. Напрягают, морщат губы и нос. Ой, спугнули, улетает, губки, носик расслабляем. Расслабляют мышцы лица. Бабочки летели и на брови сели. Брови наши, как качели, бабочек качать хотели. Поднимают и опускают брови. Все долго лежали и загорали, Спокойно лежат. Потом потянулись, Потягиваются. И встали. Поднимаются со своих мест.


«Ракушка»

ЦЕЛИ

  • Снимать напряжение с мышц плеч и шеи.

  • Повышать уровень психи­ческой активности.

В море мы нашли ракушку. Дети складывают ладони лодоч­кой. Мы ее приложим к ушку, Прикладывают ладонь к право­му уху, наклоняют голову к право­му плечу. И суровою зимой Прикладывают ладонь к левому уху. Будем слушать мы прибой. Наклоняют голову влево.


«Черепаха»

Вот гуляет черепаха, Дети опускают плечи, подборо­док тянут вперед и вверх. Прячет голову от страха. С напряжением поднимают пле­чи, подбородок прижимают к груди.


«Львенок»

ЦЕЛИ

- Развивать артикуляцион­ную моторику.

- Регулировать мышечный тонус. - Способствовать профилакти­ке простудных заболеваний, воспалений носоглотки.

- Оптимизировать и стабили­зировать общий тонус орга­низма.

Я лев! Я всех вас напугаю. Дети садятся на пятки, руки ста­вят на колени. Я рот широкий разеваю... Открывают рот, максимально с напряжением высовывают язык. Я коготочки выпускаю. Напрягают пальцы, изображая когти, задерживают напряжение на 3—5 с. Я не лев, я — львенок, Убирают язык, закрывают рот. Как ласковый котенок. Расслабляют руки, выполняют плавные движения руками.

«Кошка»

ЦЕЛИ

  • Развивать глазодвигатель­ные функции.

  • Развивать координацию движений.

  • Формировать простран­ственное восприятие.

  • Преодолевать разного вида мышечные дистонии и за­жимы.

Дети встают, сгибают руки в локтях и смыкают их перед грудью. Вот окошко распахнулось. Раздвигают руки в стороны. Вышла кошка на карниз. Выполняют плавные движения руками. Посмотрела кошка вправо, Поворачивают голову вправо. Посмотрела кошка вниз, Опускают голову вниз. Кошка влево повернула, Поворачивают голову влево. Проводила взглядом мух, Выполняют круговые движения головой. Потянулась, улыбнулась Тянут руки вверх, улыбаются. И уселась на карниз. Садятся на свои места или при­седают на корточки.

Во втором варианте этого упражнения детям предлага­ется следить только глазами, не поворачивая головы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!