Речевая зарядка как способ развития спонтанной речи
Начало урока — это обязательный этап, он длится не более 3–5 минут, и с него, собственно, начинается детальное планирование урока. Начало урока является одним из важных этапов, который во многом определяет успех всего урока. Одна из главных задач учителя на этом этапе состоит в том, чтобы ввести учеников в атмосферу иноязычного общения по изучаемой теме, так как в начале урока обычно отмечается иноязычно-речевая скованность учащихся. Учителю важно постараться настроить учащихся на общение, создать рабочий контакт c как можно большим числом учащихся, то есть осуществить речевую подготовку естественным путём. Для эффективного общения необходимым условием является атмосфера урока, а это, прежде всего, доброжелательный тон учителя, который настраивает учеников на рабочий контакт. Регулярное целенаправленное проведение речевой зарядки без особых усилий и больших затрат времени позволяет учащимся повторить и освоить в речи активную тематическую лексику, новые грамматические структуры и речевые обороты; развивать умения неподготовленного диалога, так называемой спонтанной речи, в том числе умение задавать разного типа вопросы и пытаться точно отвечать на них.
Так, что же обозначает термин речевая зарядка?
Если рассматривать терминологию, то выделяются два научных термина речевая разминка и речевая зарядка.
Речевая разминка. Этап урока, на котором осуществляется подготовка к изучению основного материала. Включает ответы на вопросы, предварительное обсуждение темы, игровые задания.
Речевая зарядка — это совокупность игровых упражнений, которые предназначаются для активизации речевого общения на уроке, создания мотива для речевой деятельности, например, активизации вопросно-ответного взаимодействия, однотипных высказываний на предъявляемые стимулы.
Речевые зарядки — это такой вид деятельности в начале урока (обычно не более 5 минут), который преследует две цели:
первая — помочь учащимся войти в языковую среду после того, как они приходят на урок немецкого языка;
вторая — ввести учащихся в тему урока.
Можно дать следующее определение речевой зарядке: это умело организованное начало урока, которое способно ввести учащихся в иноязычную атмосферу и стимулировать их дальнейшую работу, направленную на решение задач урока.
Сформулируем задачи речевой зарядки:
вызвать у учащихся желание говорить по-немецки;
настроить слуховой и речевой аппарат учащихся на иностранный язык;
актуализировать в речи изученный на предыдущих уроках языковой материал;
активизировать речевую деятельность с целью сохранения образов в долговременной памяти на основе новых ситуаций;
развивать спонтанную речь учащихся.
Содержание и форма речевой зарядки всегда будут зависеть от:
цели урока;
ступени обучения;
уровня знаний учащихся;
учебного материала урока;
значимых для учащихся событий и новостей в мире, стране, школе;
особенностей физического и эмоционального состояния учащихся.
При определении содержания и выбора форм речевой зарядки педагогу необходимо руководствоваться и учитывать следующие правила:
1. учитывать уровень владения языком;
2. придумать такое начало урока, чтобы вызвать у обучающихся стремление и желание говорить на немецком языке;
3. связать речевую зарядку с основными задачами занятия;
4. речевая зарядка, как правило, не должна занимать много времени (например, если это начало урока, то не более пяти минут);
5. помнить, что речевая зарядка, совершенно неподкрепленная последующим ходом урока, теряет смысл;
6. подготовить несколько образцов речевой зарядки, поскольку начало занятия может зависеть от определенных обстоятельств, а именно от эмоционального поведения учащихся, будь то усталость, пассивность или возбужденность.
Так какие же виды речевой зарядки чаще всего используются на уроках?
Можно выделить несколько видов разминок в зависимости от целей и ступеней обучения:
I. Одноцелевые (для актуализации конкретных знаний и умений) разминки:
1. артикуляционные — направлены на правильную постановку отдельных звуков (непосредственно сами фонетические зарядки).
- азбука в стихах (при знакомстве с буквами);
- фонетические сказки для учащихся младшего возраста (при введении и отработке знаков транскрипции параллельно со знакомством с буквами);
- скороговорки ;
- подбор рифмующихся слов…
2. орфографические - направлены на закрепление правил чтения и орфографии.
- скороговорки ;
- заполнение пропущенных орфограмм или знаков транскрипции в словах;
- подбор слов с данным звуком или орфограммой;
- составление слова из данных букв (возможно одна лишняя);
- написание слова к данной транскрипции;
- анализ омонимов и паронимов…
3. грамматические — для поиска грамматических явлений и их объяснения.
- анализ предложения;
- анализ грамматической рифмовки;
- анализ рифмовки неправильных глаголов;
- анализ с опорой на карикатуру;
- чтение скороговорки;
- поиск явлений в отрывке из текста известной эстрадной песни;
- аудирование грамматического явления и выделение его при помощи хлопков, цветных треугольников, совмещение с физкультминуткой (встали-сели);
- преобразование данного предложения;
- считалочки.
4. лексические — на закрепление лексических единиц по данной теме
- пословицы и поговорки;
- рифмовки;
- скороговорки;
- загадки , краткие полезные рецепты, анекдоты;
- аудирование слов и распределение их на смысловые столбики или заполнение коллажа…
Одноцелевые разминки могут включать в себя сопутствующие цели: работа над интонацией, выделение членов предложения и частей речи, знакомство с фольклором, сохранение мотивации через различные виды наглядности, воспитательная цель и т. п.
II. Комплексные (на развитие и закрепление речевых навыков) разминки:
1. речевая разминка - закрепление произносительных, лексических и грамматических навыков
- беседа учителя с классом или учащихся с товарищами по классу (игра «пинг-понг», «журналист») по теме пройденного урока;
- толкование пословиц , цитат …
2. работа со значением слова
- перевод фраз, обладающих наибольшей практической ценностью (например, из разговорника);
- толкование значения слова или пословицы;
- подбор синонима, антонима;
- нахождение лишнего или общего слова;
- употребление слова в контексте;
- преобразование начальной формы слова в контексте;
- перифраз…
Таким образом, можно сказать, что речевая разминка — важный вид активной учебной деятельности, способствующий повышению интереса к изучению иностранного языка и развитие спонтанной речи. Особенно если речь идет о начале урока, когда необходимо создать рабочий контакт как можно с большим числом учащихся, то есть осуществить речевую подготовку естественным путем.
Следовательно, благодаря многообразию форм речевых зарядок или разминок, преподаватель решает целый комплекс задач: обеспечивает контроль знаний; повышает мотивацию; избегает стереотипов; решает воспитательные задачи и самое главное развивает у учащихся неподготовленную спонтанную речь.