СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевая зарядка как способ развития спонтанной речи.

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение о видах и способах проведения речевой зарядки.

Просмотр содержимого документа
«Речевая зарядка как способ развития спонтанной речи.»

Речевая зарядка как способ развития спонтанной речи

Начало урока — это обязательный этап, он длится не более 3–5 минут, и с него, собственно, начинается детальное планирование урока. Начало урока является одним из важных этапов, который во многом определяет успех всего урока. Одна из главных задач учителя на этом этапе состоит в том, чтобы ввести учеников в атмосферу иноязычного общения по изучаемой теме, так как в начале урока обычно отмечается иноязычно-речевая скованность учащихся. Учителю важно постараться настроить учащихся на общение, создать рабочий контакт c как можно большим числом учащихся, то есть осуществить речевую  подготовку естественным путём. Для эффективного общения необходимым условием является атмосфера урока, а это, прежде всего, доброжелательный тон учителя, который настраивает учеников на рабочий контакт. Регулярное целенаправленное проведение речевой зарядки без особых усилий и больших затрат времени позволяет учащимся повторить и освоить в речи активную тематическую лексику, новые грамматические структуры и речевые обороты; развивать умения неподготовленного диалога, так называемой спонтанной речи, в том числе умение задавать разного типа вопросы и пытаться точно отвечать на них.

Так, что же обозначает термин речевая зарядка?

Если рассматривать терминологию, то выделяются два научных термина речевая разминка и речевая зарядка.

Речевая разминка. Этап урока, на котором осуществляется подготовка к изучению основного материала. Включает ответы на вопросы, предварительное обсуждение темы, игровые задания.

Речевая зарядка — это совокупность игровых упражнений, которые предназначаются для активизации речевого общения на уроке, создания мотива для речевой деятельности, например, активизации вопросно-ответного взаимодействия, однотипных высказываний на предъявляемые стимулы.

Речевые зарядки — это такой вид деятельности в начале урока (обычно не более 5 минут), который преследует две цели:

первая — помочь учащимся войти в языковую среду после того, как они приходят на урок немецкого языка;

вторая — ввести учащихся в тему урока.

Можно дать следующее определение речевой зарядке: это умело организованное начало урока, которое способно ввести учащихся в иноязычную атмосферу и стимулировать их дальнейшую работу, направленную на решение задач урока.

Сформулируем задачи речевой зарядки:

  •    вызвать у учащихся желание говорить по-немецки;

  • настроить слуховой и речевой аппарат учащихся на иностранный язык;

  • актуализировать в речи изученный на предыдущих уроках языковой материал;

  • активизировать речевую деятельность с целью сохранения образов в долговременной памяти на основе новых ситуаций;

  • развивать спонтанную речь учащихся.

Содержание и форма речевой зарядки всегда будут зависеть от:

  • цели урока;

  • ступени обучения;

  • уровня знаний учащихся;

  • учебного материала урока;

  • значимых для учащихся событий и новостей в мире, стране, школе;

  • особенностей физического и эмоционального состояния учащихся.

При определении содержания и выбора форм речевой зарядки педагогу необходимо руководствоваться и учитывать следующие правила:

1.      учитывать уровень владения языком;

2.      придумать такое начало урока, чтобы вызвать у обучающихся стремление и желание говорить на немецком языке;

3.      связать речевую зарядку с основными задачами занятия;

4.      речевая зарядка, как правило, не должна занимать много времени (например, если это начало урока, то не более пяти минут);

5.      помнить, что речевая зарядка, совершенно неподкрепленная последующим ходом урока, теряет смысл;

6.      подготовить несколько образцов речевой зарядки, поскольку начало занятия может зависеть от определенных обстоятельств, а именно от эмоционального поведения учащихся, будь то усталость, пассивность или возбужденность.


Так какие же виды речевой зарядки чаще всего используются на уроках?

Можно выделить несколько видов разминок в зависимости от целей и ступеней обучения:

I. Одноцелевые (для актуализации конкретных знаний и умений) разминки:

1.      артикуляционные — направлены на правильную постановку отдельных звуков (непосредственно сами фонетические зарядки).          

-        азбука в стихах (при знакомстве с буквами);

-        фонетические сказки для учащихся младшего возраста (при введении и отработке знаков транскрипции параллельно со знакомством с буквами);

-        скороговорки ;

-        подбор рифмующихся слов…


2.      орфографические  - направлены на закрепление правил чтения и орфографии.

-        скороговорки ;

-        заполнение пропущенных орфограмм или знаков транскрипции в словах;

-        подбор слов с данным звуком или орфограммой;

-        составление слова из данных букв (возможно одна лишняя);

-        написание слова к данной транскрипции;

-        анализ омонимов и паронимов…


3.      грамматические — для поиска грамматических явлений и их объяснения.      

-        анализ предложения;

-        анализ грамматической рифмовки;

-        анализ рифмовки неправильных глаголов;

-        анализ с опорой на карикатуру;

-        чтение скороговорки;

-        поиск явлений в отрывке из текста известной эстрадной песни;

-        аудирование грамматического явления и выделение его при помощи хлопков, цветных треугольников, совмещение с физкультминуткой (встали-сели);

-        преобразование данного предложения;

-        считалочки.


4.      лексические — на закрепление лексических единиц по данной теме     

-        пословицы и поговорки;

-        рифмовки;

-        скороговорки;

-        загадки , краткие полезные рецепты, анекдоты;

-        аудирование слов и распределение их на смысловые столбики или заполнение коллажа…


Одноцелевые разминки могут включать в себя сопутствующие цели: работа над интонацией, выделение членов предложения и частей речи, знакомство с фольклором, сохранение мотивации через различные виды наглядности, воспитательная цель и т. п.


II. Комплексные (на развитие и закрепление речевых навыков) разминки:

1. речевая разминка - закрепление произносительных, лексических и грамматических навыков            

-       беседа учителя с классом или учащихся с товарищами по классу (игра «пинг-понг», «журналист») по теме пройденного урока;

-       толкование пословиц , цитат …


2. работа со значением слова        

-       перевод фраз, обладающих наибольшей практической ценностью (например, из разговорника);

-       толкование значения слова или пословицы;

-       подбор синонима, антонима;

-       нахождение лишнего или общего слова;

-       употребление слова в контексте;

-       преобразование начальной формы слова в контексте;

-       перифраз…


Таким образом, можно сказать, что речевая разминка — важный вид активной учебной деятельности, способствующий повышению интереса к изучению иностранного языка и развитие спонтанной речи. Особенно если речь идет о начале урока, когда необходимо создать рабочий контакт как можно с большим числом учащихся, то есть осуществить речевую подготовку естественным путем.

Следовательно, благодаря многообразию форм речевых зарядок или разминок, преподаватель решает целый комплекс задач: обеспечивает контроль знаний; повышает мотивацию; избегает стереотипов; решает воспитательные задачи и самое главное развивает у учащихся неподготовленную спонтанную речь.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!