РЕЧЕВОЕ ТВОРЧЕСТВО НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Хворостова Ю.В.
МБОУ НОШ №14
г. Биробиджан
Важнейшая задача учителя – создание условий для появления у школьников положительных эмоций по отношению к учебной деятельности. Развитие, совершенствование и обогащение речи – главная задача уроков речевого творчества
Творчество - это создание нового, прекрасного, оно противостоит шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.
Творчество - не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений. Способность и готовность к творчеству становится чертой личности человека, креативностью (от латинского - сотворение, творчество). Поэтому в деле воспитания, образования понятие творчество обычно связывается с понятиями способность, развитие, одарённость.
Курс развития творческого воображения (РТВ) очень интересен и разнообразен. Он необходим, чтобы разбудить творческое воображение учащихся и повысить их творческую активность на уроке. Система работы над развитием речевого творчества помогает тренировать внимание к английской речи, ее звуковому звучанию, мелодике, рифме и интонационному рисунку, обогащает словарный запас учащихся. Приемы РТВ стараюсь использовать на уроках английского языка уже в течение двух лет работы. Сначала были стихи по пройденным темам, переводы стихов с английского языка, работа в проектах, ролевые игры, праздники.
Сейчас добавила такие приемы как сочинение стихов, коротких стихов для тренировки грамматических явлений, игровые двустишия, подбор слов в рифму к данному слову, синквейны, акростихи.
Примеры творчества детей:
1. Учитель дает два рифмующихся слова, например:
school– rule
Ученики по заданной рифме сочиняют стишки (могут работать в парах, в небольших группах или командах):
In our school
There is a strict rule -
Not to miss the school!
(3 класс)
2. Самостоятельно сочиненные стихи по прохождении темы:
The Bidzhan is a Jewish river
That runs parallel the Bira,
They had a special aim
To give our town its name!
Birobidzhan is 75
This town is still full of life
It is in the Russian Federation
With its unique culture and nation.
There are many interesting places
And a great deal of ample green spaces.
It has beautiful broad embankments,
Several museums, squares and monuments
Where we experience our happiest moments.
Never-dying and forever young
Happy Birthday Birobidzhan!!!
3. Push – Pin Poem (стихотворение, сочиненное на уроке, с употреблением приколотых на доске вразброс слов)
На доске: can, can’t, grandpa, grandma, naughty, forty, funny, play the guitar, clever, never).
Стихотворение появилось как итог работы по теме «Семья» на закрепление модального глагола can в 3 классе. Дети работали в группах и вот одно из стихотворений:
This is my grandpa,
He can play the guitar,
He is only forty,
But he is very naughty.
This is my grandma,
She can’t play the guitar,
She is very funny,
But never gives me money.
При изучении программных стихов для расширения словарного запаса и закреплении грамматического материала учащиеся по аналогии сочиняют свои работы.
Стихотворение в учебнике 4 класса из сказки “Goldilocks and the three bears”: "Please put my burgers"
Детям предлагается заменить выделенные слова:
Please put my porridge
In a pretty little pot.
I like it for my breakfast
And I like it nice and hot!
Porridge, porridge,
As tasty as can be.
Porridge, porridge,
The only food for me!
Вот что у них получилось:
Please put my biscuits
In a pretty little pot.
I like them for my lunch
And I like them nice and hot!
Biscuits, biscuits,
As tasty as can be.
Biscuits, biscuits,
The only food for me!
Please put my soup
In a pretty little pot.
I like it for my dinner
And I like it nice and hot!
Soup, soup,
As tasty as can be.
Soup, soup,
The only food for me
(учащиеся 4 класса)
Учащиеся 3 класса сочиняли стихи с модальным глаголом can по теме «Животные»
I can fly like a bird,
I can jump like a rabbit,
I can walk like a dog,
I can crawl like a spider.
Ко дню рождения дети сочиняют небольшие акростихи для своих одноклассников. Стихотворение, в котором начальные буквы строк, читаемые сверху вниз, составляют слово или фразу. Такое стихотворение необязательно должно быть в рифму.
I like your character
Really nice
And I can repeat it twice.
Merry
And
Sweet
Honest
Attractive.
Акростих можно написать по любой из пройденных тем, например, по теме «Семья»
Father
And
Mother
I
Love
You. (3 класс)
Еще один вид нерифмованной поэзии, который я использую на уроках больше в старшей школе это Синквейн
Синквейн (от фр. cinquains, англ.cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Пример синквейна на тему спорт:
Sports!
Interesting, amusing.
Run, jump, is recovering.
Everyone should do sports!
Health!
Пример синквейна на тему наша Земля:
Earth
Beautiful, blue
Live, produce, pollute
Can be kind, cаn hurt
Planet
Пример синквейна на тему Животные:
Lion
Big and dangerous
Hunts, jumps, runs
The king of animals
Beast
Синквейн, посвященный символу нашего города сопке.
Hill
Green, tall
Shining, flaunting, broadcasting
Our beautiful national treasure
Symbol
Еще один вид поэзии – это клерихью. Основная тема клерихью—биографии известных людей.
1 строка – имя известного человека,
2 строка – рифмуется с этим именем,
3 и 4 строки рифмуются между собой..
Вот один из примеров клерихью, написанный ученицей 10 класса.
Sholom-Aleichem,
All Birobidzhan citizens know him
Our main street has his name,
As a writer he won a world fame.
Изучение клерихью стимулирует учащихся к поиску сведений об известных личностях, расширяют их общий кругозор. Ребята готовят перевод клерихью (по возможности не только построчный), выступают перед одноклассниками с сообщениями о знаменитых деятелях культуры, истории, экономики, упомянутых в четверостишиях.
Работа с разными поэтическими жанрами развивает ребенка, обогащает его духовный мир, прививает чуткость к поэтическому слову. Кроме того, занятия иностранным языком становятся более содержательными, мотивационно-направленными, повышается интерес к изучению предмета.
Скорее всего, в дальнейшей жизни большинству моих учеников никогда не придется иметь дело ни с акростихами, ни с клерихью. Но я буду счастлива, если когда-нибудь, услышав эти необычные слова, мой выпускник не будет беспомощно озираться: “Господи, а что это такое?”, а радостно воскликнет: ”А мы это проходили в школе!”, и светлая улыбка знания озарит его лицо.