СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реферат Морской флот накануне и в период ВОВ

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в сердцах и душах каждого. Этот реферат расскажет о том, какую роль сыграл морской флот в ВОВ,

Просмотр содержимого документа
«Реферат Морской флот накануне и в период ВОВ»

















Реферат на тему:

«Морской флот накануне и в период Великой Отечественной войны»





Автор: Малюга Анастасия Сергеевна,

учащаяся объединения «Твой образ и стиль»

МБОДО «Центр компетенций «Ориентир»

Руководитель: Колисниченко О.А.,

педагог дополнительного образования

МБОДО «Центр компетенций «Ориентир»











2015 г.

Нам жизнь на флоте сказкой не казалась,
Соленый ветер пыль сдувал с лица,
Мы верными Отчизне оставались,
Готовыми сражаться до конца.
Стал экипаж родным за время службы,
Военный флот нам стал семьей второй,
Мы знаем, как познается дружба,
И как порой нелегок путь домой.

Наша Родина - великая морская держава. На западе и востоке, на севере и юге ее территорию омывают воды двенадцати морей, принадлежащих к бассейнам трех океанов, и двух внутренних морей. История отечественного флота неотделима от истории нашего многонационального государства. Вечную славу заслужили многие поколения российских моряков блистательными победами над иноземными захватчиками, героическими подвигами во имя изучения Мирового океана.

Русские издавна славились искусством мореплавания и самобытного судостроения. Первый российский военный корабль "Орел" был построен в 1669 году в селе Дединово на Оке и по Волге спустился в Астрахань для охраны купеческих судов.

Жизненную необходимость создания военного флота для России хорошо понимал Петр I, по настоянию которого 20 октября 1696 года боярская дума издала указ "морским судам быть".

В ХХ веке благодаря заботам партии и правительства в 1922 году начали бороздить воды морей линкор "Марат", учебные крейсера "Коминтерн" и "Аврора", подводные лодки, эскадренные миноносцы, тральщики и другие суда. Успехи, достигнутые нашей промышленностью, позволили уже с 1927 года развернуть строительство новых кораблей. Благодаря самоотверженному труду всего народа, рабочих-кораблестроителей флот стал пополняться подводными лодками, торпедными катерами, эскадренными миноносцами и другими современными кораблями, созданными на отечественных заводах.

В 1932 году был создан Тихоокеанский флот, а в 1933 году - Северный. В годы предвоенных пятилеток было построено 312 боевых кораблей, 211 находилось в достройке. Новые подводные лодки и надводные корабли обладали мощным оружием и хорошими мореходными качествами. На флотах и флотилиях проводилась интенсивная боевая и политическая подготовка.

На первой сессии Верховного Совета СССР в январе 1938г. Председатель Совета Народных Комиссаров В.М.Молотов заявил: "У могучей советской державы должен быть соответствующий ее интересам, достойный нашего великого дела морской и океанский флот". Слова советского премьера отражали изменившиеся взгляды руководства СССР, и, прежде всего, И.В.Сталина, на приоритеты дальнейшего строительства Военно-Морского Флота. Именно в это время рождалась 10-летняя "Большая кораблестроительная программа", предусматривающая, в первую очередь, постройку линейных кораблей и тяжелых крейсеров, которые олицетворяли бы океанскую мощь государства.

В результате всенародной заботы Военно-Морской Флот к началу Великой Отечественной войны занял достойное место в боевом строю Советских Вооруженных Сил.В его состав входили 3 линкора, 7 крейсеров, 7 лидеров и 52 эскадренных миноносца, 218 подводных лодок, 22 сторожевых корабля, 7 канонерских лодок, 18 минных заградителей, 80 тральщиков, 269 торпедных катеров...

Потерянный в годы гражданской войны и вновь построенный за предвоенный период Флот в полной боевой готовности огнем встретил нападение Германии, и в первый день войны не потерял ни одного корабля (в то время как только на Западном фронте 22 июня мы потеряли 1200 самолетов, 800 из которых даже не успели влететь). С моря противником не была взята ни одна военно-морская база.

В морских сражениях Второй мировой войны принимали участие уже не только линкоры, крейсеры и миноносцы, но также самолеты и подлодки.


Линкоры класса "Гангут"




Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Ленинграда, был поврежден немецким артиллерийским огнем и авиацией. Командиром корабля в 1941—42 годах был М. Москаленко.

Характеристики:

Длина 590 футов

Наибольшая скорость 23 узл

Дальность плавания 2,700 миль / 14 узл.

Артиллерия главного калибра 12 – 12 дюйм/ 52 [4x3]

Главный броневой пояс 9 дюйм

Торпеды нет

Главная бронепалуба 3 дюйм

Броня артиллерии главного калибра 8 дюйм

Броня артиллерии универсального калибра 3 дюйм

Броневая рубка 10 дюйм

Ширина 87 футов

Аварийно-ремонтных групп 4

Аварийных насосных установок 4

Экономический ход 14 узл

Крупнокалиберных артустановок 6

Артустановок среднего калибра 4

Артустановок малого калибра нет

Зенитных пулеметов 36 – 75

Самолеты нет

Экипаж 1276-1546

Стартовых катапульт нет


Линейный корабль "Архангельск"


Заложен 15 января 1914 года в Портсмуте. Спущен на воду 29 апреля 1916 года. Вступил в строй в апреле 1916 года.

Построен в серии с "Revenge", "Royal Oak", "Resolution", "Ramillies" под именем "Royal Sovereign".

Версия линкоров типа "Queen Elizabeth" с умеренной скоростью и несколько меньшими размерами, но с тем же вооружением и бронированием. Вскоре после завершения Первой Мировой войны установлены противоторпедные були (ширина 31,1 м, полное водоизмещение — 33 240 т).

В межвоенные годы линкор не подвергался серьезным модернизациям. В 1920-х гг. с корабля сняли 2 палубных 152-мм орудия СК и добавили 4 зенитных 102-мм ЗУ. В конце 1930-х сняли ТА, одноорудийные 102-мм ЗУ заменили спаренными; добавлены 2x8 40-мм "помпома". Вместо снятых подводных ТА были установлены 4 надводных.

К началу Второй Мировой войны линкор устарел и планировался к выводу из состава флота, как только вступят в строй корабли типа "King George V".

Во время войны корабль не претерпел серьезных изменений, за исключением увеличения в 1942 г. толщины палубы над погребами на 50 мм и демонтажа в следующем году четырех 152-мм орудий. Прочие изменения ограничились увеличением числа стволов малокалиберной артиллерии. В 1941 — 1942 гг. с оставшихся в строю кораблей сняли 12,7-мм пулеметы, добавив 2x4 40-мм "помпома" и 10 — 20-мм "эрликонов". В 1943 г. число последних возросло до 30, в следующем году - сократилось на 4.

30 мая 1944 года передан СССР в счет репараций с Италии и переименован в "Архангельск". 9 февраля 1949 года возвращен Великобритании и 5 апреля 1949 года продан на разборку.

Характеристики:

Водоизмещение стандартное 29150 т

полное 33 500 т

Размерения длина 189,1 м

ширина 32,2 м

осадка 10,8 м

Бронирование

пояс до 330 мм

верхний пояс 152 мм

башни 330-152 мм

палубы 25 + 25 +25 мм

рубка 152 мм

Механизмы

4 турбинных установки системы Парсонса, 4 вала, 40000 л.с. 18 котлов системы Бабкока. 4 винта

Скорость 20,5 узла

Дальность плавания 7500 миль

Экипаж 920 человек

Крейсер "Коминтерн"


Первоначальное название "Кагул". Заложен 23.08.1901 г. (Адмиралтейство, Николаев), спущен 20.05.1902 г., вст. в строй в 1905 г. С 25.03.1907 г. "Память Меркурия". С 31.12.1922 г. "Коминтерн". С 1923 г. учебный крейсер. В 1930 г. 4 котла демонтированы и на их месте размещены учебные классы. Первая дымовая труба демонтирована в конце 30-х годов. В июне 1941 г. переклассифицирован в минный заградитель. 11.03.1942 г. поврежден авиабомбой: пробита палуба юта, разрушена часть правого борта, снесена часть кормовых надстроек, при этом сбил 2 самолета противника. Хода не потерял и продолжал нести службу. 16.07.1942 г. повторно поврежден двумя авиабомбами. Ввиду невозможности капитального ремонта разоружен и затоплен в устье р. Хоби (в районе Поти) для создания волнолома. Корпус сохранился до настоящего времени.

Характеристики:

Водоизмещение 7838 т.

Размерения 133 х 16.6 х 7.2 м.

ГЭУ двухвальная, 2 ПМ, 19500 л.с.

Скорость 12 – 13 узлов (первоначально 23 узла),

дальность 2200 миль.

Бронирование:

палуба 35 – 70 мм,

башни 90 – 125 мм,

казематы 20 – 80 мм,

рубка 140 мм,

вес брони 765 т.

Вооружение:

8 х 130 мм (палубные),

3 х 76.2 мм,

3 х 45 мм,

2 х 25 мм,

5 х 12.7 мм пулеметов,

2 бомбомета,

40 глубинных бомб,

195 якорных мин.





Подводные лодки типа "Д"

Д-3

Заложена 5.03.1927 г., спущена 12.07.1929 г., вст. в строй 14.11.1931 г. и вошла в состав Морских сил Балтийского моря. 21.09. 1933 г. вошла в состав Северной военной флотилии.

21 июня Д-3 вернулась из очередного учебного похода, пришвартовалась к борту плавбазы «Умба». Вечером всей командой смотрели кинофильм «Таинственный остров».

Когда кончился сеанс и зажгли свет, в наступившей тишине мы услышали раскаты зенитных орудий. Так для моряков Северного флота началась война...

На следующий день, 22 июня 1941 года, мы срочно приняли на борт боезапас и другие виды довольствия, и в ночь на 23 июня «Красногвардеец» в числе первых отправился на самую дальнюю боевую позицию - в район Порсангер-фьорда. В этот поход с нами выходил любимец североморских подводников, командир первого дивизиона подводных лодок капитан II ранга М. И. Гаджиев.

Девять суток Д-3 бороздила воды северной части Порсангер-фьорда, но они были пустынны. Видимо, фашисты заранее, до нападения на СССР, подвезли необходимые грузы и в первые дни войны не рисковали выпускать в море свои транспортные суда.

C 17 июля по 28 июля находилась во втором боевом походе. Имели место технические неполадки: поступление воды, поломки лага. Была отозвана на базу в связи с планируемой операцией британской авиации в Норвегии.

С 22 ноября по 15 декабря совершила боевой поход с обеспечивающим действия командиром 2-го дивизиона И. А. Колышкиным. По результатам похода командование посчитало два транспорта потопленными.

17 января 1942 года «Д-3» награждена орденом Красного Знамени

С 20 февраля по 16 марта совершила боевой поход.

3 апреля 1942 года удостоена звания «Гвардейская».

Со 2 мая по 18 мая совершила боевой поход, с обеспечивающим действия начальником штаба Бригады подводных лодок Б.И. Скорохватовым. По возвращении командир доложил о потоплении трёх транспортов суммарным водоизмещением 26 000 брт.

В июне 1942 года вышла в боевой поход, из которого не вернулась. 9 июля истёк срок автономности, 8 августа исключена из списков кораблей флота. Предполагаемыми причинами гибели специалисты называют подрыв на мине, ошибку личного состава или отказ техники. Все 53 члена экипажа пропали вместе с лодкой.

Лидер "Минск"

22 июня 1941 началась война. «Минск» был включен в отряд кораблей, сформированный для постановки минных заграждений в устье Финского залива, а также был оснащён временными размагничивающими устройствами. С 23 июня несколько раз выходил в море для постановки мин на линии Ханко–Осмуссар. 3 июля ставил мины к западу от острова Найссар.

Около сорока человек из экипажа корабля принимали участие в боях и на суше в составе сводного отряда моряков для обороны главной базы флота.

С 23 по 27 августа лидер был атакован батареями в районе Таллина. Вражеские батареи были подавлены, но один из снарядов повредил орудие главного калибра, попав в корму. В течение нескольких часов повреждения были устранены. Был включён во вторую группу Таллинского перехода (отряд прикрытия).

28 августа «Минск» вёл контрбатарейную стрельбу с одиночными немецкими батареями. К вечеру началось движение со скоростью 12 узлов. Мимо острова Аэгна был атакован немецкими батареями, а в 19:00 одновременно начались массированный авианалёт и атака торпедных катеров, но и та, и другая атака были отбиты.

В 21.40 «Минск», шедший со скоростью 14 узлов, подорвался на мине. В корпусе образовалась пробоина площадью около 2,5 кв.м, сам корпус был сильно деформирован. Вышли из строя почти все системы. Вода затопила первый и второй кубрик, появился крен на правый борт и дифферент на нос. Экипаж с большим трудом приостановил распространение воды в 1-й и 4-й погреба. С помощью временной антенны удалось передать радиограмму командующему флотом на «Киров» о происшествии.

Попытка вывести лидер при помощи эсминца «Скорый» провалилась: тот затонул. Только к 2 часам ночи 29 августа удалось восстановить двигатель и электрическое освещение, а вскоре прибыл лидер «Ленинград». «Минск» с поврежденным навигационным оборудованием снялся с якоря и встал ему в кильватер. Начались воздушные налеты, которые, к счастью, не нанесли прямого урона лидерам.

К вечеру 29 августа «Минск» стал на якорь на Большом Кронштадтском рейде, а на следующий день его поставили на ремонт, который завершился 23 сентября. Вышедший только что из ремонта лидер отправился на Большой Кронштадтский рейд, но в этот же день был атакован бомбардировщиками. Две бомбы массой по 50 кг нанесли опасный урон кораблю: взорвался котёл, что привело к затоплению отсеков и крену корабля. Осколками было ранено несколько человек экипажа.

По окончании заделки пробоин и откачки воды буксиры отвели поврежденный корабль в Военную гавань Кронштадта, к Южной стенке, однако из-за потери плавучести и остойчивости «Минск» повалился на борт и затонул на глубине 8,5 м и в 5 м от стенки с креном 40°. Только 25 августа 1942 лидер был поднят и за 60 рабочих суток был восстановлен. В строй вернулся 5 ноября 1942.

В ночь на 9 ноября «Минск» вместе с эсминцами «Славный» и «Грозящий» вышли из Кронштадта в сопровождении 11 катеров и воздушного прикрытия. Ввиду льдов кораблям пришлось идти без дымового прикрытия. «Минск» был обнаружен противником. Освещенный лучами прожекторов, лидер был обстрелян осветительными и фугасными снарядами. Ночью корабль вошёл в Неву и стал на якорь у Петропавловской крепости. Войдя в Большую Невку, лидер встал у завода «Русский дизель» для устранения дефектов, обнаруженных во время испытаний. 22 июня 1943 года лидер «Минск» вновь стал полноценной боевой единицей эскадры КБФ.

19 июля корабль произвел первую после подъема флага артиллерийскую стрельбу по противнику из вновь установленных орудий Б-13-2С. 30 июля «Минск» занял огневую позицию у Невского лесопарка, откуда обстреливал позиции противника в районе Колпино, поддерживая боевые действия частей Ленинградского фронта. Летом 1944 года экипаж успешно выполнил все задачи по боевой подготовке, однако корабль нуждался в полном ремонте. Лишь 28 августа после окончания восстановительных работ он отошел от стенки завода имени А.А.Жданова и перешел в Кронштадт. В апреле следующего года «Минск» вернулся в Ленинград, где и встретил День Победы.

Лидер "Баку"

В мае 1942 года Ставкой Верховного Главнокомандования (СВГК) было принято решение перебросить с Тихого океана на Северный флот несколько современных боевых кораблей, в том числе и лидер «Баку». В период с 15 июля по 14 октября лидер, в составе Экспедиции особого на­значения (ЭОН-18), совершил переход из Владивостока до пролива Югорский Шар, тем самым став одним из первых советских боевых кораблей, совершивших переход Северным морским путем с востока на запад. После перехода кораблей ЭОН-18, приказом командующего флотом Арсения Григорьевича Головко от 24 октября 1942 года в составе Северного флота из трёх дивизионов была создана бригада эсминцев, и лидер «Баку» возглавил 1-й дивизион.

Во время Великой Отечественной войны «Баку» сопровождал союзные транспорты и конвои, участвовал в набеговых операциях на коммуникации противника, входил в состав кораблей охранения, обеспечивавших проводку конвоев. 6 марта 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «Баку» был награждён орденом Красного Знамени.

Морской флот в последние годы войны.

В ходе большого повсеместного наступления Советской Армии в 1944 г. фашистские оккупанты изгонялись из Причерноморья и Прибалтики. В апреле-мае 1944 г. советская армия и флот вступили в Одессу и освободили Крым, в сентябре-октябре - Эстонию и Латвию. Вслед за частями Советской Армии и Военно-Морского Флота в освобожденные порты пришли работники морского транспорта, чтобы в кратчайшие сроки ликвидировать тяжелые последствия войны и возродить нормальную деятельность флота, портов и заводов. Неисчислимые бедствия принесла война всему хозяйству морского транспорта. Особенно пострадал флот. День Победы над фашистской Германией моряки советского торгового флота встретили на трудовой вахте. В освобожденных от врага морских портах обезвреживали тысячи мин, восстанавливали причалы, склады, приводили в порядок перегрузочные механизмы. На заводах производственные мощности переключали на выполнение заказов, необходимых для восстановления народного хозяйства. Балтийские и черноморские военные моряки прокладывали среди минных полей фарватеры для мирной навигации торгового флота. После окончания войны советский морской торговый флот пополнился судами, полученными по репарациям из стран гитлеровской коалиции. Партия и комсомол направили на флот многие сотни коммунистов и комсомольцев, которые наряду с ветеранами флота занялись восстановлением обширного хозяйства морского транспорта.

В августе-сентябре 1945 г. моряки Дальневосточного пароходства приняли участие в войне Советского Союза против Японии, отказавшейся принять условия капитуляции, предложенные США, Англией и Китаем. Военные операции по высадке десантов, доставке боевой техники и вооружения в Корею, на Южный Сахалин и Курильские острова осуществляло более 30 транспортных судов Дальневосточного пароходства. В ходе военно-транспортных операций против Японии несколько судов подорвалось на минах, но моряки-дальневосточники самоотверженно исправляли повреждения и с честью выполняли боевые задания.

За время ВОВ речными флотилиями было переправлено по водным рубежам более 2,5 млн. человек с вооружением, снаряжением и военной техникой. Перевозки по водным акваториям составили свыше 100 млн. т. войсковых и народно-хозяйственных грузов. Было высажено 113 десантов оперативного и тактического масштаба общей численностью 230 тыс. человек. Подводные лодки совершили свыше 1000 боевых выходов, в ходе которых потопили около 160 транспортов противника и 35 кораблей охранения общим водоизмещением около 465 тыс. тонн.

Морская авиация совершила 76,3 тыс. боевых самолето-вылетов, потопив свыше 970 транспортов и 410 кораблей охранения общим водоизмещением 780 тыс. т. Надводные корабли потопили 24 транспорта и более 50 кораблей противника общим водоизмещением 45200 т. Береговая артиллерия уничтожила 14 транспортов и 20 кораблей противника общим водоизмещением порядка 30 тыс. т. На активных минных заграждениях, выставленных авиацией, подводными лодками и надводными кораблями ВМФ подорвалось 110 транспортов и более 100 кораблей противника общим водоизмещением до 250 тыс. т. Всего же за ВОВ силами ВМФ было уничтожено 670 транспортов и 615 кораблей водоизмещением около 1,6 млн. т. Перечисленные успехи, однако, были достигнуты дорогой ценой. За время войны флот потерял 212 надводных кораблей (34% от имевшихся), 102 подводных лодки (35,8%), около 700 боевых катеров (20,5%) и до 5 тыс. самолетов морской авиации. Более трети числившихся в строю кораблей из-за полученных повреждений оказались в небоеспособном состоянии, а большинство продолжавших нести службу кораблей нуждались в ремонте.

В истории отечественного Военно-морского флота известен случай, когда один корабль стал гвардейским дважды. Офицеры и матросы императорской яхты «Штандарт», спущенной на воду в 1895 г., числились в гвардейском экипаже. Экипаж отличился в войне с Наполеоном, где заслужил Георгиевское знамя, и в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., за что офицеры получили почетную надпись на головные уборы, а матросы – черно-оранжевые Георгиевские ленты на бескозырки. Право ношения этих боевых знаков отличия имели, конечно, и члены команды «Штандарта». После октября 1917 г. «Штандарт» долго стоял на консервации. Но в 1934 г. судно, имевшее великолепные морские характеристики, было переоборудовано в минный заградитель и получило новое название – «Марти». На счету корабля уничтоженная фашистская подводная лодка и сбитые вражеские самолеты. 3 апреля 1942 г. «Марти» было присвоено звание гвардейского, и его матросы второй раз в истории корабля получили право носить на бескозырках почетные черно-оранжевые ленточки.

Военно-Морской Флот участвовал во всех оборонительных и наступательных операциях на приморских, приозерных и речных направлениях. Флоты и флотилии надежно обеспечивали фланги сухопутных войск, участвовали в героической обороне Лиепаи, Риги, Таллина, Ленинграда, Москвы, Киева, Одессы, Севастополя, Керчи, Новороссийска и других городов.





Список литературы:

  1. Абрамова Е. П. "Морская пехота в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

  2. -« История мореплавания » Ю. А. Гришин , « Транспорт » , 1972 г.

  3. Источник: http://mopnexu-cebepa.livejournal.com/6672.html

  4. http://www.otvoyna.ru/sfsssr.htm

  5. http://cpacibodedu.ru/article/93-voenno_morskoy_flot_sssr_v_velikoy_otechestvennoy_voyne/

  6. http://cpacibodedu.ru/article/93-voenno_morskoy_flot_sssr_v_velikoy_otechestvennoy_voyne/

  7. http://voynablog.ru/2013/11/21/severnyj-flot-sssr-pered-velikoj-otechestvennoj-vojnoj/

  8. https://ru.wikipedia.org




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!