СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реферат на тему: "Экономическая сущность налогов и основы налогообложения"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реферат на тему:Экономическая сущность налогов и основы налогообложения

Просмотр содержимого документа
«Реферат на тему: "Экономическая сущность налогов и основы налогообложения"»



Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края

КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства»



ПЦК (кафедра) товароведения и предпринимательства






РЕФЕРАТ



на тему: «Экономическая сущность налогов и основы налогообложения»







Выполнил студент ________ «___» _________________ 2016 г. О.И. Волкова

Специальность 380201 «экономика и бух. учет (по отраслям)» Группа Б-151

Руководитель работы ________ «___» ________________ 2016 г. Ю.В. Соловьёва

Работа защищена «___»____________________2016 г. Оценка __________





Барнаул 2016

Оглавление



Введение 3

1. Виды и порядок налогообложения. 4

2. Элементы налогообложения 6

3. Источники уплаты налогов, сборов, пошлин 11

4. Общая характеристика Налоговой системы России 13

Заключение 15

Литература 17







Введение

Среди экономических рычагов, с помощью которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Владение основами и особенностями теории и практики современного российского налогообложения, умение ориентироваться в сложном и, зачастую, противоречивом налоговом законодательстве, является принципиально важным для эффективной и качественной работы будущих менеджеров, финансистов, экономистов, бухгалтеров, аудиторов.

Совершенствование налоговых систем определяется объективными факторами, такими как необходимость государственного вмешательства в процесс формирования производственных отношений, и социально-экономическими границами налогообложения. Противоречие между потребностями в налоговых доходах и возможностями их получения является основным при формировании налоговых систем.

От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Именно налоговая система на сегодняшний день остается одним из главных предметов дискуссий о путях и методах реформирования. Актуальность её очевидна, так как каждому человеку рано или поздно придётся столкнуться с выплатой налогов и/или подачей налоговой декларации, тем более, если он планирует заниматься частным предпринимательством или создавать свою фирму.

1. Виды и порядок налогообложения.

В настоящее время существуют следующие виды налогообложения:

1. Традиционная (классическая) система налогообложения

2. Упрощенная (УСН или УСНО) система налогообложения

3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Классическая схема налогообложения

В классической схеме налогообложения юридическое лицо платит подоходный налог, налог на добавленную стоимость, единый социальный налог и другие налоги, необходимость уплаты которых предусмотрена налоговым законодательством, а также платит взносы в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, в Фонд социального страхования.

Упрощенная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения предусматривает уплату единого налога (ЕН) по результатам хозяйственной деятельности, а именно освобождение организации от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (НП), налога на имущество организаций (НИ) и единого социального налога (ЕСН).

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (НДС), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Также организация платит взносы в Пенсионный фонд и Фонд Социального страхования.

Налогообложение в виде единого налога на вмененный доход

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход сохраняет признаки упрощенной системы налогообложения, и формируется в виде единого платежа от заранее задекларированного объема доходов налогоплательщика.

Данный вид налогообложения регламентируется местным региональным законодательством, и применим только для определенных видов деятельности.

Система налогов Российской Федерации

Система налогов и сборов РФ – это совокупность определенных налогов и сборов, которые образуют группы и тесно связаны между собой. Законодательство РФ о налогах и сборах устанавливает правила и порядок их взимания.В соответствии с гл. 2 Налогового кодекса РФ система налогов и сборов в РФ состоит из 15 налогов и сборов и 4 специальных налоговых режимов.В начале отчета уже были рассмотрены системы налогов и сборов.







































2. Элементы налогообложения

Установление налога (сбора) определяет определение налогоплательщиков (субъектов налогообложения) и элементов налогообложения, а именно:

1) Обязательные элементы налогообложения.

1.1) Объект налогообложения(ст.38 НК) – обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Объектом налогообложения может выступать:

· Реализация товаров, работ, услуг. Товаром считается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работой деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

· Имущество;

· Прибыль;

· Доход;

· Расход и др.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК, а до ее принятия – в соответствии с действующими федеральными законами.

Наличие объекта обложения обычно связано с возникновением обязанности по исчислению налога и предоставлению налоговой отчетности.

1.2) Налоговая база(ст.53 НК) – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

С наличием налоговой базы непосредственно связана обязанность налогоплательщика по уплате налога. В отдельных случаях даже при наличии объекта налогообложения налоговая база может отсутствовать (или может быть равной нулю), например, если все объекты налогообложения у налогоплательщика освобождены от налогообложения (льготируются).

1.3) Налоговая ставка(ст.53 НК) – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

В общем случае действует следующая формула для исчисления налога:

Налог = Налоговая база × Налоговая ставка.

Налоговые ставки бывают 4-х видов:

o адвалорные – выраженные в процентах, применяются, когда налоговая база определяется в рублях:

[руб.] = [руб.] × [%].

o специфические – выраженные в рублях на единицу измерения налоговой базы (например – рубль на лошадиную силу, рубль на тонну и т.п.):

[руб.] = [л.с.] × [руб./л.с.].

o комбинированные – суммирующие два вышеуказанных типа ставок:

[руб.] = [руб.] × [%] + [т.] × [руб./т.].

o альтернативные – предусматривающие выбор одной из двух первых типов ставок:

[руб.] = [руб.] × [%], но не менее [тыс.шт.] × [руб./тыс.шт.].

Чаще всего в России применяются адвалорные и специфические ставки.

1.4) Порядок исчисления налога(ст.54 НК).

При обложении налогами действуют три способа взимания налогов:

а) Декларационный. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Этот способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления – декларации о величине налоговой базы. В налоговую декларацию могут включаться данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и вычетах, другие данные.

Формы отчетности по налогам, в том числе декларации, разрабатываются Министерством финансов РФ совместно с Федеральной налоговой службой РФ (ФНС РФ) и утверждаются соответствующими приказами.

б) Кадастровый. В случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган.

Такой способ предполагает использование кадастра – реестра (описи), содержащего перечень сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, строений, сооружений), которые используются при исчислении соответствующего налога.

В этих случаях налоговый орган направляет налогоплательщику не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговое уведомление (по форме, установленной ФНС РФ), в котором должны быть указаны:

- расчет налоговой базы;

- размер налога, подлежащего уплате;

- срок уплаты налога.

Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации или физическому лицу (их законным или уполномоченным представителям) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, данное уведомление направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

в) У источника выплаты. В некоторых случаях, предусмотренных законодательством, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налогового агента.

Третий способ предполагает исчисление и изъятие у источника образования объекта обложения. Обычно он используется бухгалтерией предприятия, индивидуальным предпринимателем или органом, который выплачивает доход или по закону имеет такое право.

1.5) Налоговый период (ст. 55 НК) – календарный год или иной период времени (квартал, месяц) применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Налоговая декларация предоставляется по итогам налогового периода, а по итогам отчетных периодов предоставляются расчеты авансовых платежей.

1.6) Порядок и сроки уплаты налога(ст. 57,58 НК).

Уплата налога (сбора) производится налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) в установленные сроки в наличной (только для физических лиц) или безналичной форме разовой уплатой всей суммы или в ином порядке, предусмотренном НК и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Конкретный порядок и сроки уплаты налога (сбора) устанавливается применительно к каждому налогу. Изменение установленного срока уплаты допускается только в порядке, предусмотренном НК.

При уплате налога (сбора) с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Изменение срока уплаты налога (сбора) может производиться только при наличии условий, установленных НК в следующих формах: отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит.

2) Необязательные элементы налогообложения.

2.1) Льготы по налогу(ст. 56 НК) – предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, по сравнению с другими налогоплательщиками (плательщиками сборов), включая возможность не уплачивать налог (сбор) или уплачивать его в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам (сборам), не могут носить индивидуального характера.

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы или приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК.

Все элементы налогообложения по федеральным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ.

По региональным и местным налогам соответственно законодательные органы региональных властей и представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать только следующие элементы налогообложения:

1) Налоговые ставки – в пределах определенных НК. НК при этом определяет минимальный и максимальный уровень налоговых ставок.

2) Порядок и сроки уплаты налога.

3) Налоговые льготы – дополнительно к льготам, предусмотренным НК.

Остальные элементы налогообложения по региональным и местным налогам устанавливаются НК (до принятия соответствующих глав НК – законами РФ).



























3. Источники уплаты налогов, сборов, пошлин

Источник уплаты налога

К категориям, дополняющих или тесно связанные с объектом налогообложения, относится и понятие источника налога.

В некоторых случаях источник налога может совпадать с объектом налогообложения (доход при расчете налога на прибыль), но в большинстве случаев – это два разных понятия. Источником уплаты основной массы налогов являются доходы плательщика. Причем если для физических лиц можно действительно говорить о доходах, куда войдут заработная плата, пенсии, доходы от предпринимательской деятельности и т.д., то для юридических лиц в основном речь идет о чистый доход – прибыль. Ведь из общей суммы выручки необходимо восстановить средства производства (материальные затраты) и затраты рабочей силы (фонд заработной платы), и только после этого остается прибыль.

Иногда как источник налога рассматривают капитал налогоплательщика, требует дополнительной аргументации. Во-первых, доходы уже является элементом капитала плательщика. Во-вторых, если иметь в виду имущество плательщика, а точнее – средства, полученные за его счет (суммы от реализации недвижимости, накопленные средства), то в этом случае – ситуация экстраординарная, поскольку зачастую для уплаты налога реализуют объект налогообложения (продают земельный участок для перечисления платы за землю) или осуществляют процессы, в результате все равно приводят к потере права собственности на объект (налоговые платежи за счет средств, предназначенных для расширения, реконструкции; заемных средств).

основным источником, за счет которого выплачивается основная масса налогов, является доход. Существует также определенный порядок уплаты налогов за счет дохода.

1.Спочатку налогооблагаемая доход уменьшается на имущественные налоги, пошлины и другие платежи.

2.На втором этапе перечисляются местные налоги, вы траты по уплате которых относятся на финансовые результаты деятельности налогоплательщика.

3.На третьем этапе выплачиваются все налоги, оставшиеся с тех, которые оплачиваются за счет дохода.

Специфические особенности имеет внесение страховых взносов за счет дохода. Главное здесь заключается в том, что они составляют часть себестоимости и исчисляются по установленным ставкам фактических расходов на оплату труда. Таким образом реализуются денежные накопления, с помощью которых часть чистого дохода направляется на различные виды обязательного государственного страхования.

Источник налога – средства плательщика (преимущественно – доход), что ресниц использует для уплаты налога. Исключительными источниками уплаты налога являются:

1) любые денежные суммы, поступившие налогоплательщику;

2) доходы и другие средства, полученные платно или бесплатно налогоплательщиком, в том числе приобретенные за счет дохода;

3) заемные средства и средства целевого финансирования.

Детализированный механизм, регулирующий источники уплаты налогов, закрепленный ст. 7 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21 декабря 2000 рака. Согласно этой статье, источниками самостоятельной оплаты налоговых обязательств или погашения налогового долга налогоплательщика есть любые собственные средства, в том числе полученные от продажи товаров (работ, услуг), имущества и неимущественных ценностей, выпуска ценных бумаг, в том числе корпоративных прав, полученные в заем (кредит), а также из других источников.



















4. Общая характеристика Налоговой системы России

Налоговая система – совокупность всех налогов и сборов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке.

Система налогов – совокупность налогов, сборов и платежей, взимаемых на определенной территории. В России система налогов определена Налоговым кодексом и включает в себя следующие виды налогов и сборов:

Федеральные налоги (Ст.13 НК РФ):

1. Налог на добавленную стоимость (НДС)

2. Налог на прибыль организаций

3. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

4. Акцизы

5. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

6. Водный налог

7. Сбор за использование объектов животного и растительного мира

8. Государственная пошлина

Региональные налоги (Ст.14 НК РФ):

1. Налог на имущество организаций

2. Транспортный налог

3. Налог на игорный бизнес

Местные налоги (Ст.15 НК РФ):

1. Налог на имущество физических лиц

2. Земельный налог

Основным законодательным актом по налогам и сборам является Налоговый Кодекс РФ, части 1 и 2. В первой части НК РФ даны основные понятия, закреплены права, обязанности и ответственность налогоплательщиков, налоговых органов и их должностных лиц и прочие общие положения. Вторая часть НК РФ содержит положения по механизму исчисления и уплаты налогов, действующих на территории РФ и определенных частью 1 НК РФ.

Принципы,положенные в основу формирования налоговой системы РФ приведены в Статье 3 НК РФ

Налоговым кодексом РФ предусмотрены также специальные налоговые режимы, к которым относятся:

1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

2. Упрощенная система налогообложения

3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов в бюджет осуществляет Федеральная налоговая служба (ФНС РФ), деятельность которой координируется Министерством финансов РФ.



















Заключение


Налоги в нашей жизни определяют многое, от того, сколько их будет собрано, зависит благополучие страны, региона, конкретного города. В сложное для нашей страны время налоги играют немалую роль в укреплении экономической позиции России. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

.Налоги - обязательные, преимущественно денежные платежи, устанавливаемые исходя из реалий экономического базиса, но строго императивно;

В налогах выражен повсеместный охват доходов, групп граждан, видов деятельности, типов предприятий, отраслей, а также территорий;

Налоги обеспечивают определенность поступления государственных доходов;

Налоги используемые для пополнения доходов бюджета, не должны препятствовать развитию производства на новой структурно-технической основе;

В налогах заложены органичное сочетание и относительное равновесие двух функций: фискальной и регулирующей.


Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.


Являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны:

а) гасить возникающие "сбои" в системе распределения;

б) заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитии той или иной формы деятельности.


Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.



































Литература

1.Абросимова И.В. Обращение взыскания налога за счет имущества налогоплательщика. // Бухгалтерский учет, 2003, №22.

2.Брызгалин А.В. О функциях налогообложения и о регулятивном значении налогов в экономике. // Налоги, 2000, №1

.Борейко А.А. "В России две беды: налоги и законодательство". "Сегодня" №68, 29.03.2001 года.

.Грисимова Е.Н. Налогообложение: учеб. Пособие. - СПб.: СПб. ун-та, 2003

.Глухов В.В., Дольдэ И.В., Налоги: теория и Практика. - СПб.: Спец. литература, 2002

.Гаврилова Н.А. Особенности налогообложения имущества организаций. // Бухгалтерский учет, 2003, №2

.Гутнов Е.В. Правовое значение объекта налогообложения // Изв. вузов. Правоведение. 1998. № 2.

.Гуськова М.Ф., П.Ф. Стерликов, Ф.Ф. Стерликов Экономика: 100 вопросов - 100 ответов: Учеб. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999.

.Ивлиева М.Ф. К понятию налога и объекта налогообложения // Вестник Московского университета. Сер. II, Право. 1997. № 3.

.Курс экономики: учебник. Под ред. Райзберга Р.А. - М.: ИНФРА - М., 1999

11.КонсультантПлюс - надежная правовая поддержка: www.consultant.ru Основные направления налоговой политики РФ на 2013 г. и на плановый период 2014-2015 гг. дата публикации на сайте 28.04.2012 г

.Ларионов И.К. О налоговой системе России. - М.: Финансы, 2006

.Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. - М.: Госполитиздат, 1955 - Т4

.Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: 2 издание, Т 21

15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!