СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реферат на тему "Лермонтов и музыка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

исследование жизни и творчества М. Ю. Лермонтова.  Рассмотрение вопросов: как  музыкальные дарования отразились в поэзии Лермонтова  и как творчество поэта воплотилось в музыке? Тема работы: «Лермонтов и музыка». Эта обширная и увлекательная область включает три главных раздела. Первый из них относится к личности и биографии поэта: каковы были его музыкальные интересы и вкусы, какое место занимала музыка в  жизни Лермонтова.  Второй раздел связан с лермонтовским творчеством: как претворились музыкальные образы и впечатления в его поэзии. Наконец, третий раздел, непосредственно относящийся к теме данной работы, подразумевает отражение поэзии Лермонтова в музыке.  

Просмотр содержимого документа
«реферат на тему "Лермонтов и музыка"»





Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Песковская средняя общеобразовательная школа

Петропавловского района Воронежской области





Региональный (областной) конкурс

«Литературный лабиринт»

РЕФЕРАТ

Лермонтов и музыка





Выполнил:

ученик 7 класса Колесов Даниил

Руководитель:

учитель русского языка и литературы

Гончарова Татьяна Михайловна





с. Пески

Петропавловского района

Воронежской области

2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Формирование личности поэта под воздействием музыки………………….5

1.1 Любовь к музыке М. Ю. Лермонтова………… ……………………………5

1.2 Занятия музыкой в юношеские годы………………………………………..5

1.3 Музыкальные интересы и вкусы поэта……………………………………..6

2 Лермонтов и музыка……………………………………………………………7

2.1 Музыкальные образы и впечатления в поэзии М. Ю. Лермонтова……….7

2.2 Отражение творчества М. Ю. Лермонтова в музыке………………………8

2.3 Истолкование стихотворения «Парус» в жанре романса Александра Варламова………………………………………………………………………….9

Заключение……………………………………………………………………….11

Список используемой литературы……………………………………………..12











Лирическую поэзию можно сравнить

Только с музыкою.

В. Г. Белинский1

Введение

На пороге 21 столетия утончённый и талантливый 19 век кажется давно ушедшим в прошлое, но не канувшим в Лету. Этот золотой век русской литературы живёт в памяти потомков блестящим созвездием имён, достойнейшее место среди которых занимает имя М. Ю. Лермонтова. Одухотворённая поэзия, тончайшая проза, страстные драмы, изящные акварели, гениальная одарённость и, наконец, звук лиры – всё это о Лермонтове. О нём написано много, более того о нём начали писать рано. «Литература последних лет многими потоками своими стремится опять к Лермонтову как к источнику», - писал А. Блок о современной ему литературе.2 И сейчас спустя 200 лет после рождения М. Ю. удивительная сила его произведений, побуждает каждого нового читателя попытаться разрешить для себя таинственную загадку творчества и судьбы поэта.

Познакомившись с жизнью и произведениями М.Ю.Лермонтова, я выяснил, что творчество М. Ю. Лермонтова - творчество не только поэта, но и человека одаренного и в музыке. Его поэзия, с которой мы знакомимся на уроках литературы в школе, никого не оставляет равнодушным. Мы с удовольствием читаем стихи поэта и слушаем романсы русских композиторов на их тексты. Я исследовал жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова. Передо мной встали вопросы: как музыкальные дарования отразились в поэзии Лермонтова, и как творчество поэта воплотилось в музыке? Поэтому я выбрал тему работы: «Лермонтов и музыка». Для реализации своего замысла мною была поставлена следующая цель: показать, какое место музыка занимает в жизни и творчестве Лермонтова как творчество М.Ю. Лермонтова преломилось в искусстве композиторов XIX и XX вв.

Цель определяет задачи моей работы:

- выяснить, что способствовало формированию музыкальности личности поэта, каковы были музыкальные интересы и вкусы Лермонтова;

- определить, как претворились музыкальные образы и впечатления в его поэзии;

- проследить, какие композиторы обратились к поэзии М. Ю. Лермонтова;

- повысить интерес молодого поколения к творчеству М.Ю. Лермонтова и к изучению русской литературы в целом.























1 Формирование личности поэта под воздействием музыки

1.1 Любовь к музыке М. Ю. Лермонтова

Лермонтов – один из самых музыкально одаренных русских поэтов. Уже в раннем детстве он слышал песни от матери. «Песню матери моей»3 (так он пишет в дневниковых записях) Михаил пронес в сердце все свои годы, не раз вспоминал в своих стихах. В литературе высказывалось предположение, что у мальчика был абсолютный слух. Его развитию, несомненно, способствовала Мария Михайловна, хорошо певшая, любившая музицировать. В те же ранние годы, проведенные в деревне, в Тарханах близ Пензы, пробудилась любовь юного Лермонтова к народным песням, а также сказкам и преданиям, услышанным от местных крестьян; позднее — на Кавказе.

1.2 Занятия музыкой в юношеские годы

После переезда из Тархан в Москву (1828) Лермонтов поступил в университетский Благородный пансион. В это время он начал писать стихи и продолжал занятия музыкой, начатые еще в доме бабушки Е. А. Арсеньевой. В пансионе много внимания уделялось музыке. Лермонтов учился не только игре на фортепиано, но и — особенно успешно — на скрипке под руководством Карла Геништы (его брат композитор и виолончелист Иосиф Геништа позднее, в 40-е годы, написал четыре романса на стихи Лермонтова: «Казачья колыбельная песня», «Тучи» и др.). Успехи Лермонтова-скрипача были столь несомненны, что на одном из переходных экзаменов, когда начались «испытания в искусствах»4, он выступил на вечере воспитанников (29 декабря1829 года) и сыграл довольно сложную пьесу — Allegro из скрипичного концерта Людвига Маурера (немецкого композитора). В Известиях того года был отмечен успех воспитанника, привлёкший бесчисленную публику.

1.3 Музыкальные интересы и вкусы поэта

В годы московской жизни Лермонтов был усердным посетителем не только концертов, но и оперных спектаклей. В недавно открывшемся Доме-музее М. Ю. Лермонтова в Москве на Малой Молчановке представлен кабинетный рояль рубежа 19-20 веков – так называемый «тафель-клавир», на котором музицировал поэт. В комнате поэта лежит  аутентичная гитара начала XIX столетия. Известно, что Лермонтов, будучи студентом, познакомился с гитаристом М. Т. Высотским, знаменитым виртуозом; бывал у него, собирался даже учиться на гитаре.

Встречи с серьезной музыкой в последние годы жизни были в те немногие месяцы, проведенные опальным поэтом — между ссылками — в столице. Его радушно встречали в салоне В. Ф. Одоевского, приглашавшего к себе видных композиторов и исполнителей; бывал он у Валуевых, где хозяйка дома (дочь П. А. Вяземского) занимала гостей профессиональной игрой на клавикордах; посещал знаменитые в Петербурге музыкальные вечера в доме Михаила Юрьевича Виельгорского.

Во всем этом, несомненно, нашел выражение особый, еще не достаточно изученный музыкальный склад мышления Лермонтова, его удивительная способность воспринимать мир через звуки и краски. В одном из писем (23 декабря 1834 года) поэт сам указал на ту роль, какую играют звуки в его мировосприятии: «...мне благотворны были бы самые звуки ваших слов. Право, следовало бы в письмах ставить ноты над словами.5







2 Лермонтов и музыка

2.1 Музыкальные образы и впечатления в поэзии М. Ю. Лермонтова

По небу полуночи ангел летел
     И тихую песню он пел… 
Он душу младую в объятиях нес
    Для мира печали и слез; 
И звук его песни в душе молодой
    Остался — без слов, но живой.6

Так из детства, от материнской песни звуки музыки пришли в поэзию Лермонтова. По этим нескольким строкам можно судить, как бывает напевна, мелодична лирика поэта. Подобное ощущение остается от многих его  стихов.

Лермонтовское стихотворение «Звуки» (1830), показывает, как свободно звуковые впечатления претворялись у юного Лермонтова в поэтические образы:

Что за звуки! Неподвижен, внемлю
Сладким звукам я;
Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя.

Разнообразием и глубиной звуковых впечатлений отмечены и многие другие стихотворения Лермонтова разных лет, в них почти всегда имеется в виду пение без слов. Это прежде всего «Ангел», где напеву песни, «звуку» отдается первое место, мелодия приобретает самостоятельный смысл:

И звук его песни в душе молодой

Остался — без слов, но живой.

Здесь же надо назвать стихотворения «Сосед» («Кто б ни был ты, печальный мой сосед»), «Еврейская мелодия», а также «Она поет — и звуки тают» и «Как небеса твой взор блистает».

Во время ссылок поэт постоянно прислушивается к народно-песенному творчеству. Он знакомится с местными музыкальными инструментами, впитывает звуки песен, пленявших его и словами, и мелодией. Так, в «Тамани» приводится «от слова до слова» песня, которую поет «ундина» («Как по вольной волюшке...»), и тут же дается краткое описание мелодии: «…напев странный, то протяжный и печальный, то быстрый и живой».

Как по вольной волюшке -

По зелену морю,

Ходят все кораблики

Белопарусники.

Мы наблюдаем и обилие песен в «Песни про царя Ивана Васильевича...», которую певцы поют под гусли:

Мы сложили ее на старинный лад,

Мы певали ее под гуслярный звон...

Есть множество других примеров, показывающих, что лермонтовские стихи и проза разных лет буквально насыщены музыкальными, особенно песенными темами и образами.

2.2 Отражение творчества М. Ю. Лермонтова в музыке

“Читая всякую строку, вышедшую из-под пера Лермонтова, будто слушаешь музыкальные аккорды и в то же время следишь взором за потрясенными струнами, с которых сорваны они рукою невидимою”, – писал В. Г. Белинский.7 Всё это делает естественным обращение русских композиторов к лирике Лермонтова.

Еще при жизни поэта композиторы обратились к его стихам. Причем интересно, что чем значительнее композитор, тем с большей осторожностью относился он к сочинению музыки на стихи поэта. О творчестве поэта Чайковский писал: «…текст до того силен, что вряд ли музыка может достигнуть этой высоты, но я все-таки дерзнул».8 «Дерзость» Чайковского принесла прекрасные плоды: его романс «Любовь мертвеца» стоит в ряду лучших произведений на тексты поэта.

Немало романсов, тонко передающих настроение лермонтовской поэзии, сочинил М. Балакирев. Писали музыку на стихи Лермонтова Алябьев, Варламов (всем известен его «Парус»), Гурилев, Даргомыжский, А. Рубинштейн, Аренский, Рахманинов, Гречанинов, Метнер… Навеяны поэзией Лермонтова и замечательные симфонические произведения. Это прекрасная поэма Балакирева «Тамара», фантазия юного Рахманинова «Утес», симфоническая картина Спендиарова «Три пальмы». Не раз обращались к творчеству Лермонтова современные композиторы. В спектаклях театров и в концертном исполнении всегда с неизменным успехом звучит музыка А. Хачатуряна к драме «Маскарад».

2.3 Истолкование стихотворения «Парус» в жанре романса Александра Варламова

Первым композитором, обратившимся к музе Лермонтова, был Александр Варламов. На примере этого произведения я хочу показать, как лермонтовская «поэзия становится музыкой»9. С его «Паруса» (Белинский) и начинается её истолкование в жанре романса в исполнении С. Я. Лемешева. Юношеское стихотворение «Парус» было воспринято композитором как «лирический голос поколения»10. Он разделил с поэтом чувство неудовлетворённости и мятежный порыв. Музыка помогает глубже вникнуть в переживания героя. Романс звучит в динамичном темпе, энергичном ритме. Это усиливает изобразительный и слуховой ряд стихотворения. Воображение рисует «подвижные картины»11, которые создают ощущение вечно меняющегося моря: туман голубой, струя светлей лазури, луч солнца золотой, играют волны, ветер свищет… Выделяется из этого ряда образ белого паруса. Музыка выделяет ещё один, не менее важный образ – образ моря, которое является не только фоном. Не будь его в стихотворении, прекрасного, изменчивого, беспредельного, нельзя было бы почувствовать одиночества паруса, поверить в его мятежность. Голос Лемешева звучит задушевно, передавая сложную гамму чувств и настроений. Певец сочувствует, сопереживает герою:

Увы, - он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Всё это даёт основание считать «Парус» Варламова лучшим среди романсов, созданных на этот текст. Говорить об этом произведении искусства – значит говорить о втором рождении стихотворении М. Ю. Лермонтова, о новой жизни, которую ему дал композитор Варламов.



















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Русская музыка — от Глинки до наших дней — всегда развивалась в тесной связи с поэзией, под ее несомненным влиянием.

Каждый из композиторов по-своему чувствовал «силу благодатную в созвучье слов живых»12. И естественно, что они обращались к лермонтовской поэзии, находили в стихах поэта близкие, волнующие их мотивы. Знакомясь с музыкальными произведениями, положенными на стихи поэта, мы глубже понимаем своеобразие творчества Лермонтова, проникаем в мир его мыслей и чувств.

Работая над темой (Лермонтов и музыка), я пришёл к выводу:

- сама личность поэта поражает своей незаурядностью (он обладал редкой музыкальностью - играл на скрипке, на рояле, пел арии из своих любимых опер, даже сочинял музыку);

- музыка органично вошла в мир его поэзии, велик музыкальный потенциал творчества Лермонтова, делающий его поэзию утонченной, возвышенной;

- огромную роль сыграла лирика поэта в развитии музыкального искусства, оказав серьезное влияние на отечественную музыку.

Творчество Лермонтова открывает широкий простор перед искусством, в частности, перед таким синтетическим его видом, как опера; оно содержит огромные, далеко еще не исчерпанные возможности для музыкального воплощения. Данная проблема актуальна в наши дни, так как Лермонтов – то явление в поэзии, которое принято называть чудом. Идёт третье тысячелетие, а Лермонтов становится поэтом всё более современным. Каждый заново открывает его для себя. Стихи Лермонтова и созданные его гением поэтические образы навсегда останутся неисчерпаемым источником вдохновения композиторов и исполнителей, источником радости для любителей музыки.

Список использованной литературы

1. “Лермонтовская энциклопедия”. М, 1981

2. Белинский В.Г. ПСС. М., 1954, т.5

3. Журналы “Литература в школе”. Москва «Просвещение», 1986 №1,1989 №4, 1997 №2, 1998 №2, 2000 №4

4. Журналы «Русский язык в школе». Москва «Просвещение», 1986 №4, 1994 №3

5. Лермонтов в музыке. Справочник. / Сост. Л. Морозова, Б. Розенфельд. — М.: Советский композитор, 1983, 176 с.

6. П.А. Висковатов. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Москва. "Современник". 1987

7. Канн Е. И. М. Ю. Лермонтов и музыка. М., 1939

8. Ломунов К. Н. М. Ю. Лермонтов: Очерки жизни и творчества.- М.: 1989

9. Лермонтов М. Ю. Стихотворения. Поэмы. Маскарад. – М.:Дрофа: Вече, 2002. – 400с.

Медиаресурсы:



1. http://www.nofollow.ru/video.

2.http://cyclowiki.org/w/index.php?title=%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0&oldid=314515

3.http://muzbaron.com/dll/%D0%9B%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0



1 Белинский В.Г. ПСС. М., 1954, т.5

2 “Лермонтовская энциклопедия”. М, 1981

3 “Лермонтовская энциклопедия”. М, 1981

4 Канн Е. И. М. Ю. Лермонтов и музыка. М., 1939



5 П.А. Висковатов. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Москва. "Современник". 1987

6 Стихотворение «Ангел» (1831)

7 Белинский В.Г. ПСС. М., 1954, т.5

8 Лермонтов в музыке. Справочник. / Сост. Л. Морозова, Б. Розенфельд. — М.: Советский композитор, 1983, 176 с.

9 Канн Е. И. М. Ю. Лермонтов и музыка. М., 1939

10 Канн Е. И. М. Ю. Лермонтов и музыка. М., 1939

11 Канн Е. И. М. Ю. Лермонтов и музыка. М., 1939

12 Лермонтов в музыке. Справочник. / Сост. Л. Морозова, Б. Розенфельд. — М.: Советский композитор, 1983, 176 с.

13




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя