СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реферат на тему "почему не иссякает родник слез"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная работа посвящена одной из самых трагических страниц нашей истории- депортации некоторых народов ссср- чеченцев-аккинцев, калмыков, турков-месхетинцев и крымских татар в 1944году. материал можно использовать как дополнительный материал на уроках 9 и 11 кл.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Реферат на тему "почему не иссякает родник слез"»































Аннотация

Данная работа посвящена одной из трагических страниц истории нашей страны-депортации некоторых народов СССР- чеченцев, калмыков, турков-месхетинцев и крымских татар- в феврале 1944 года.

Целью данной работы является изучение истории депортированных народов на примере моих односельчан.

Для раскрытия данной проблемы мы использовали в своей работе такие методы и приемы как: - сбор и обработка исторических фактов и событий;

-сбор материала воспоминаний очевидцев;

-рассмотрели как отразилось насильственное переселение на дальнейшей судьбе чеченцев-ауховцев и алмакцев.

В ходе изучения проблемы выяснили, что недальновидная политика руководства страны породило для будущих поколений массу сложных и трудноразрешимых вопросов.

Для изучения мнения молодого и подрастающего поколения провели опрос- анкетирование «Для Вас имеет значение национальность человека»

Пришли к выводу, что:

  1. 1. От депортации пострадали чеченцы-аккинцы и насильственно переселенные алмакцы;

  2. Представителям чеченцев-аккинцев и аварцев надо объединиться для решения проблем межнациональной терпимости;

  3. Администрациям сел Ленинаул и Калининаул организовать совместные мероприятия, конференции, чтобы сблизить подрастающее поколение.

  4. Руководству страны тоже надо всячески поддерживать наши народы в стремлении жить вместе и дружно. Ведь в сентябре 1991 года противостояние чеченцев – акинцев и аварцев в Ленинауле, когда в Казбековском районе было введено чрезвычайное положение, удалось разрешить благодаря вмешательству чеченца Руслана Хасбулатова и аварца Р. Абдулатипова в Дылыме.

















План

Ι. Введение

ΙΙ. Почему не иссякает родник слез

1.Предыстория депортации чеченцев-аккинцев

2.Депортация ауховцев

3.Воспоминания очевидцев депортации

4.Хрупкий мир

ΙΙΙ.Заключение

Ιv. Список использованной литературы






















Ι.Введение

В феврале 2014 года исполнилось 70 лет депортации некоторых народов нашей страны, но проблемы до сих пор остаются. И в первую очередь – это проблема компактного проживания депортированных и насильственно переселенных. Проблема депортированных народов - это боль моих предков, моего народа. Было очень интересно изучить отражение на судьбах моих односельчан тягот депортации.

Во мне течёт кровь двух великих народов – чеченского и аварского. По отцовской линии я представительница рода знаменитого наиба имама Шамиля – Умалхата Алмакского.

В нашем доме часто гостит родня из Чеченской республики. Родственники отца мне очень симпатичны, потому что отличаются от многих других собранностью, целеустремленностью, уважительным отношением друг к другу. Отличаются почитанием старших, стремлением и умением помогать молодым, вести их по праведному пути.

В один из таких приездов речь зашла о тяготах, выпавших на чеченский народ в годы «высылки».

«Из раны кровь стекает струйкой длинной,

Но ни слезинки… Есть у нас закон:

Дороже крови слёзы для мужчины

А иначе – какой мужчина он? – читала я у Расула Гамзатова, но слёзы на глазах этого старого Аци были другие. Эти слёзы всколыхнули мою душу. А что такое «высылка», «А почему так произошло?», «А что они такого страшного натворили?». С такими вопросами я обращалась к родителям, к бабушке, к учительнице.

Целью данной работы является:

- изучение истории депортированных народов на примере моих односельчан;

- изучение состояния совместного проживания обеих народов.

Задачи: 1. изучение истории моей семьи, предков, народа;

2. изучение причин насильственной депортации чеченцев-аккинцев.

Попыткой решения данного вопроса занимались и занимаются 1-й заместитель министра по национальной политике, делам религий и внешним связям Республики Дагестан Ильясов Зикрула Зиявдинович и старший преподаватель кафедры истории ДГПУ Мансуров Шамсудин Мансурович.

Мой вклад в решении этой проблемы видится в том, что необходимо через национальное своеобразие прийти к всеобщему сотрудничеству, согласию, миру во имя будущих поколений.

ΙΙ. Почему не иссякает родник слез

  1. Предыстория депортации чеченцев-акинцев

В ходе поиска ответов на свои вопросы, я узнала, что раньше, когда ещё меня не было на свете, существовало большое государство под названием СССР. Это государство было огромным, в нём большое количество народов жили как одна семья: учились, трудились, отдыхали вместе, не различая национальной и религиозной принадлежности. Все жили не очень богато, но счастливо.

Но 1941 году на СССР напало другое государство – фашистская Германия. Началась Великая Отечественная война. На защиту Родины поднялся весь народ. В 1944 наша страна уверенно шла к победе. Но почему- то руководству СССР показалось, что не все народы одинаково хорошо воюют и решили некоторые народы «наказать», выслав из своих земель. В этот список попали соседи алмакцев - чеченцы-аккинцы из сёл Юрт-Аух и Акташ-Аух. Хотя ауховские мужчины воевали на фронтах с самого начала войны (только среди защитников Брестской крепости было несколько десятков чеченцев).

  1. Депортация ауховцев

С 23 февраля по 9 марта 1944 года жители Ауховского района были депортированы в Среднюю Азию и Казахстан. Операция носила название «Чечевица», а началом 02ч. 00мин. стало кодовое слово «Пантера».

В одночасье для 1444 человек из Юрт-Ауха и 2335 человек Акташ-Ауха жизнь остановилась. Жизнь остановилась и для тысячи людей из Чечено-Ингушской республики, калмыков, турков-месхетинцев и крымских татар.

Чеченцев отправили очень далеко. Некоторых перевезли на кораблях по Каспийскому морю, некоторых поездами. Больные и старики умирали по дороге, трупы выгружали на станциях, а с кораблей бросали в море на глазах родных.

Пройдя все ужасы репрессий, чеченцы-аккинцы были реабилитированы в 1957 году и вернулись обратно. В данное время в нашем селе их осталось 286 признанных и 134 не признанных человек. Мы решили сходить к некоторым из них в гости и поговорить о высылке.

  1. Воспоминания очевидцев депортации

Абакарова Усамат (приложение 1) была в 7 классе, когда проводилась депортация. Еще с января 1944 года у них в доме жили солдаты. Каждая семья должна была содержать в своем доме по 15 солдат. Их забирали днем. Мужчин собрали якобы на собрание и больше домой не отпустили. Усаймат в ту ночь ночевала у подружки. Там же находились еще несколько девочек и, когда солдат пришел их забирать, он спросил, почему у всех разные фамилии. На площади она осталась без родителей, уходить тоже нельзя было, потому что солдаты предупредили, что в случае бегства они будут стрелять. Было очень страшно, но помог солдат, который жил у них в доме. Он и повел ее домой. Радости Усаймат не было конца, когда она увидела родителей. Их семью оставили на три дня дома. Брат был вторым секретарем райкома, поэтому сделали поблажку. Отец начал резать скот, мололи муку и готовились на дорогу. Жили они до высылки хорошо (приложение 2). Было много скота ,14 мешков кукурузы, много птицы , дом находился в центре села. В семье было шестеро детей: Магомед, Адерс, Абдулахи, Нуржан,Нажабат,Усамат и родители- Джабраил Шуайпов и Халимат Бацацаева. Брат долго ходил по дому, будто прощаясь с родным гнездом. Он взял щипцы и сказал: « На память. Больше я этот очаг не увижу». Дядя по маме занимал хорошую должность и за несколько месяцев до депортации предупредил отца, чтобы он продал скот, так как государство собирается сократить количество скота. И когда уходили, и после, находясь в Киргизии он очень переживал , что эти люди остались бы с деньгами на дорогу, если бы не купили их коров. Ехали они в товарном вагоне 20 дней. Все ,что они заготовили на дорогу пропало ,когда их сажали на поезд. Отец по дороге сильно заболел. И если бы не брат, который его спрятал в дальнем углу поезда, отца могли выбросить. Были очень голодные. Больше всего бабушка Усамат запомнила мальчишку, который потерял родителей. Он ходил по вагону и кричал: « Не теряйтесь, не плачьте. Там, где бы мы ни оказались, есть Аллах, и он нам поможет!». Потерявший своих близких, этот маленький человек, давал надежду всем тем, кто был на краю неизвестности и черной бездны.

Встретили киргизы их очень плохо, издевались. Оказывается, им власти сказали, что идут людоеды и мучайте их, как можете. На новом месте ничего не было. Было холодно и голодно. Но, тем не менее, вопреки всему, обустроились. Когда делали списки, брат постарался сделать два списка, чтобы получить два огорода по 25 соток. Отец заболел перед новым годом. Усамат приготовила суп, но отец не покушал. Всю ночь просидела она рядом с отцом. Ей показалось, что отец странно спит и побежала к брату это сообщить. «Больше нет нашего нана»,- сказал брат. Через три дня умер шестилетний брат. Так же тихо, как и отец, во сне, на руках у сестры. Через три дня умерла сестра. Через три дня еще одна сестра. А еще через три дня - брат. За 15 дней семья похоронила пять человек. Через три месяца умерла мама. Усаймат хотели забрать в детдом , но брат не отпустил.

Усаймат осталась в Киргизии до 1967 года (приложение 3). Она вышла там же замуж. Вернее, ее похитили – по старым чеченским обычаям. Работала. У них с мужем было хорошее хозяйство. 150 кур, огород. Мы спросили у нее, а почему так долго не возвращалась? Неужели домой не тянуло? Оказывается, тетя мужа, похоронив всю семью в Киргизии, не хотела оттуда уезжать, а племянник не хотел без тети возвращаться. А в один день тетя пришла и сказала, если завтра поедем, я согласна. Вот так, оставив все, бабушка Усамат и приехала. Долгое время пришлось ей с семьей ютиться в одной комнатке у родственников мужа (приложение 4.). Очень скучала по друзьям, которые остались в Киргизии. По ночам снилась собака, которую пришлось оставить там. И долго она не забывала ее глаза , и как она скулила , когда они уезжали.

Пять раз мы давали выпить воды бабушке Усамат. Горечь тех трудных лет еще осталась. Это ее словами мы назвали нашу работу: «Почему не иссякает родник слез…»

Минсултанова Манзай (приложение 5) была в 4 классе, когда их депортировали. Из 7 человек их семьи вернулись двое. Не любит вспоминать тот ужас, который казался вечным. Помнит, особенно много детей, которые умирали по дороге, и которых выбрасывали по пути. Голод, который мучил и днем, и ночью. 18 дней пути в Киргизию были длиннее года. А на новом месте к голоду прибавилась и работа. «Много, много, много работы »,- вспоминает бабушка Манзай. Она там вышла замуж. Родила и вырастила 8 сыновей, четверо из которых родила в высылке. Она жалуется на боль в пояснице, потом смеется и говорит, что она еще на хлопковых полях свое отработала (приложение 6).

Сепихановой Йисирханум (приложение 7) было 7 лет в тот роковой год. Их семья состояла из восьми человек. Маленькую Йисирханум записали в школу, но не суждено было маленькой девочке увидеть этот долгожданный праздник. Она каждый день готовила сумку, сшитую ей мамой. Мужчин собрали на собрание и сразу забрали. В каждый двор заходили по два солдата и выводили на площадь. До Гудермеса шли пешком, а потом посадили в вагон , где перевозили скот. Помнит, как было страшно, как голодали и какая вонь стояла от трупов , которых родные прятали от солдат , чтобы довезти до пункта назначения и похоронить по мусульманским обычаям. В Узбекистане они работали на хлопковых плантациях. Как было трудно. В холодные зимние ночи ходили в соседние аулы в надежде добыть горстку зерна, как страшно боялись волков. И это все Йисирханум считает пустяком, потому что их семья вернулась почти полностью. Потеряли только младшую сестренку. Бабушка Йисирханум много лет лежит, прикованная к постели, но она такая веселая, жизнерадостная, шутит. Рассказывает, как она ловила змей, на хлопковых полях, а потом пугала подружек. Родила 9 детей. Бабушка Йисирханум - сплошное обаяние (приложение 8). Сидит на кровати как королева, рядом несколько пультов от телевизора, и хвастается, что в курсе всех мировых новостей.





  1. Хрупкий мир

Самое интересное, что ни один из пострадавших не поднимает земельно-территориальный вопрос, национальный вопрос. Никогда не забыть с каким радушием нас принимали в каждом доме, хотя мы пришли без предупреждения. Принимали как самых долгожданных друзей. Но проблемы взаимоотношений аварского и чеченского народа существуют. Любая мелочь, например, ссора детей в садике, грозит большими разборками на национально-территориальной почве. Значит мир между двумя моим народом очень хрупкий?

Нелегко пришлось и алмакцам, которых насильно переселили на чеченские земли. Люди переселялись, оставив свои дома и большую часть нажитого тяжелым трудом имущества. Одной семье выделяли одну арбу и разрешали брать то, что уместится. Все остальное переходило к государству. Между Акташ-аухом и Алмаком расстояние не такое большое, но Алмак находится намного выше Ленинаула над уровнем моря. По этой причине климат этих сел отличается. Привыкание к климату протекало сложно. По словам моей прабабушки, очень много людей из-за этого заболело и умерло. Выходит, что и алмакцы пострадали?

Нам нужно обращаться к опыту наших предков, которые испокон веков жили вместе одной дружной семьей. В трудные минуты наши предки приходили друг другу на помощь. Мы считаем, что нужно организовывать конференции для детей и молодежи села, совместные мероприятия. Чтобы узнать настрой молодежи к решению проблем межнациональных отношений мы провели опрос среди учеников 11-х и 4-х классов нашей школы и Ленинаульской средней школы №1. Опросом было охвачено 88 учащихся нашей школы и 93 учащихся Ленинаульской первой школы ( всего 181 учащихся). Ученикам нужно было ответить на один вопрос: «Для Вас имеет значение национальность человека?». Результаты очень приятные. Для 97% опрошенных не имеет значения, какой национальности принадлежит человек (приложение 9, 10). Можно сделать вывод, что подрастающее поколение хочет жить в мире и без конфликтов.









ΙΙΙ. Заключение

«Самые тяжёлые испытания посылаются тем, кому это по силам» - говорится в изречении древних. Чеченцы - акинцы выдержали тяжелые испытания, но до сих пор проблемы остаются. Это проблема земли. А куда девать «насильственно переселённых», тех, кто прожил на новом месте уже десятки лет? Выросло три поколения. Теперь восстанавливают «справедливость» и опять по живому. Начиная с конца 80-х годов XX века между моими народами – чеченцами и аварцами происходят конфликты. Печально, но решение этому вопросу, чтобы не затронуть незаживающую рану, нет и быть не может.

Странно: молятся одному и тому же Богу, но отдельно, в разных мечетях- даже это стало проблемой для моих народов.

Выводы:

  1. От депортации пострадали чеченцы-аккинцы и насильственно переселенные алмакцы;

  2. Работа общественных организаций: через ученические общественные организации строить совместную созидательную работу для сближения представителей чеченцев и аварцев;

  3. Работа с родителями: в общешкольном масштабе проводить мероприятия с привлечением обеих национальностей;

  4. Используя возможности учебного плана и внутреннего компонента ОУ организовать и проводить в школах спецкурсы по изучению истории, литературы, традиций и обычаев обеих народов;

  5. Джамаату: при возникновении противоречий на национальной почве использовать возможности народной дипломатии, методов и способов маслиата.

  6. Администрациям сел Ленинаул и Калининаул организовать совместные мероприятия, конференции, чтобы сблизить подрастающее поколение.

  7. Руководству страны тоже надо всячески поддерживать наши народы в стремлении жить вместе и дружно.



В своем интервью «Интерфаксу» 5 марта 2013 года Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов отметил: «Думаю, что они все пострадали, другой вопрос – кто больше, а кто меньше пострадал. Им надо объединиться, чтобы решить совместную проблему».





Литература:

  1. Искусство слова. Н.Р.Зияродинова, Махачкала 2011г.

  2. Краткий политический словарь. Политиздат .М.1978г.

  3. Работа краеведа школы Давурбеговой К.Ж.

  4. Школьный словарь «Россия 20 век»М.2002г.

  5. Осведомители:1. Абакарова Усамат

2.Минсултанова Манзай

3. Сепиханова Йисирханум
























Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 6.

Приложение 7.

Приложение 8.

Приложение 9.

Приложение 10.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!