СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реферат "Песня на войне"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал районной научно-практической конференции учащихся. 

Просмотр содержимого документа
«Реферат "Песня на войне"»


ВВЕДЕНИЕ

Война и песня, что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата. Песни были необходимы солдатам на войне. И в походе, и на привале, и даже в бою. Они вдохновляли бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники. А сколько было создано песен о войне! Порой только песня, с ее жизненным текстом и музыкой спасала, поддерживала, придавала боевой дух и просто сплачивала...

На рассвете 22 июня 1941 года без объявления войны фашисты перешли границу СССР. В труднейших условиях, нередко в непосредственной близости от врага работники искусства дали сотни тысяч концертов, пройдя вместе с солдатами по трудным дорогам войны.

Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне – выдающееся событие в жизни страны и летописи всего человечества. В этом году мы празднуем семидесятилетие этой Великой победы. Мы часто обращаемся к истории Великой Отечественной войны, стремимся полнее представить себе, как ковалась победа, какие внутренние силы и источники привели к победоносному исходу вооруженной борьбы с фашизмом.

Среди этих многочисленных источников мы хотим выделить роль искусства, в частности музыкальной культуры.

1.1 ПЕСНИ ВОЕННЫХ ЛЕТ

1. В суровое военное время, в годы Великой Отечественной войны советская массовая песня стала мощным идейным оружием. Много замечательных песен звучало в эти годы. Среди них особенно выделяется песня А.В. Александрова на слова В. Лебедева – Кумача «Священная война», проникнутая мужественной решимостью народа отстоять Родину от «фашистской подлой нечисти». Песня была создана в первые дни жестоких сражений с врагом и, по меткому выражению одного советского музыковеда, явилось своего рода, «музыкальной эмблемой Отечественной войны». Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков впоследствии назвал «Священную войну» бессмертной песней.

Текст этой могучей и грозной песни был впервые опубликован в «Известиях», 24 июня 1941 года. В тот же день руководитель краснознаменного ансамбля композитор А.В. Александров написал музыку песни. А на следующий день ее разучила оставшаяся в Москве небольшая группа ансамбля. Премьера песни «Священная война» состоялась на Белорусском вокзале. По просьбе слушателей эта песня звучала еще и еще раз. Она была полна внутренней энергии и огромной силы. Песня «Священная война» с большой силой выразила и в музыке и в словах то состояние, которое испытывал наш народ в начале войны.

2. Во время войны на фронте возникла острая потребность в лирической, задушевной песне. Бойцы, сражавшиеся за честь и свободу Родины, не могли не думать о родном доме, где они оставили родителей, детей, любимую.… К числу лучших лирических фронтовых песен относится патриотическая песня «Вечер на рейде» В.Н. Соловьева – Седого. Вот как вспоминает он о рождении этой песни: «В августе 1941 года пришлось работать на погрузке в Ленинградском порту. Стоял чудесный вечер, какие бывают, кажется лишь, только у нас на Балтике. Невдалеке на рейде стоял какой–то корабль, с него доносились к нам звуки баяна и тихая песня. У меня возникла мысль написать песню об этом чудесном вечере, неожиданно выпавшем на долю людей, которым завтра, может быть, предстояло идти в опасный поход, в бой». Композитор тут же сам придумал первые слова припева: «Прощай, любимый город». И только когда музыка была готова, поэт А. Чуркин написал полный текст. Зимой 1941–1942 года по всем фронтам с молниеносной быстротой распространилась новая песня.

3. Бьется в тесной печурке огонь

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Слова и мотив песни передавались из уст в уста и опережали весть об ее авторах. Песня приходила к солдатам безымянной, и ее окружали легендами – рассказывали, будто сложил ее молодой лейтенант в окопах под Москвой. Позднее выяснилось, что слова «Землянки» принадлежат поэту А. Сурикову, музыка – композитору К. Листову. Но в том, что говорили о песне, одно оказалось совершенно верным: она действительно родилась «в белоснежных полях под Москвой» во время оборонительных сражений за столицу. На фронтах Отечественной войны «Землянку» пели по-разному: ее текст приобретал десятки вариантов. Были сложены и многочисленные песни – «ответы» на это «музыкальное письмо с фронта». Так «Землянка», подобно другим лучшим песням советских композиторов стала, по существу, народной песней того времени.

4. Д. Кабалевский пишет немало в годы войны детских песен. Широко известную песню «Четверка дружная ребят» Дмитрий Борисович написал в творческом содружестве с С.Маршаком в начале войны, в 1941 году. История ее создания такова. По телефону поэт прочитал Кабалевскому первый куплет. Стихи Маршака сразу же привлекли композитора. На другой день, когда поэт хотел прочитать новые куплеты, песня была уже готова! И автору слов и композитору удалось передать серьезное отношение советских ребят к военным событиям. Песня призывала детей помочь взрослым в их трудной борьбе.

5. Особая глава в песенной летописи Великой Отечественной войны – песни о партизанах. Народные мстители боролись против врага в необычной обстановке – в дремучих лесах, среди непроходимых болот… Здесь редко бывали условия для движения в строю с песней. Поэтому посвящались партизанам большей частью песни не походные, не маршевые, а протяжные, повествовательные или же лирические. И еще одна особенность отличает эти песни. Партизанские отряды действовали в сельских местностях, многие партизаны были в недавнем прошлом колхозниками. И естественно, что композиторы стремились в своих партизанских песнях приблизиться к народной крестьянской песенности. Эта задача оказалась особенно по сердцу Владимиру Захарову – композитору, который еще за десять лет до войны возглавил Государственный русский народный хор имени М.Е. Пятницкого. И вот теперь, во время войны композитор решил показать своих героев в новой обстановке – создать песню о партизанах. С предложением написать слова для песни он обратился к своему постоянному соавтору – М. Исаковскому. И вот, 4 октября 1942 года в Москве хор впервые исполнил «Ой, туманы мои, растуманы».

За великие наши печали,

За горячую нашу слезу.

Песня звучала как молитва, как клятва, как надежда.

«Ой, туманы мои, растуманы» – один из самых замечательных памятников песенного творчества военных лет. Ни в одной другой песне не рассказано так любовно и вдохновенно о советских партизанах, и не воплощены с подобной глубиной великие печали народа, из которых вырастает решимость отомстить врагу.

6. Знаменитая «Катюша» стала песней, которая будучи написанной еще до войны, не потеряла своей актуальности, а приобрела другой смысл.

Стихотворение «Катюша» было написано в 1938 году, а песней стало в 1939-м. Поэзия тех лет остро переживала состояние приближающейся военной грозы.

«Катюша» - песня о верности пограничника и любви к пограничнику, написанная поэтом Михаилом Исаковским и композитором Матвеем Блантером в те времена, когда пограничная служба была предметом всеобщего внимания. И лирическая песня, почти песенка, запелась в народе не легко и буднично, а с каким-то глубоким и тревожным чувством. Эта песня воспринималась как что-то личное, задушевное. Это и стало причиной удивительного явления – рождения множества новых песен - переложений.

1. Отцвели вы, яблони и груши,
Только дым клубится над рекой,
В лес ушла красавица Катюша 
Партизанской тайною тропой.
2. Завязался рано на рассвете
Жаркий бой, где яблони цвели.
Билась с ярым недругом Катюша
За клочок своей родной земли.

А вот она уже в другой роли:

1. Катя слово раненому скажет,
Так, что в сердце песня запоёт,
Катя раны крепко перевяжет,
На руках из боя унесёт.
2. Ой, ты, Катя, девушка родная,
Сто бойцов спасла ты из огня.
Может, завтра, раненых спасая,
Из огня ты вынесешь меня.

Однажды в прифронтовом лесу появились страшные грузовики с каким то высоким, косо поставленным сооружением в кузове, плотно, без щелей, укрытым брезентовым чехлом. Машины находились под усиленной охраной.

Настал час, когда исход боя висел на волоске. И тогда на позицию выкатились таинственные машины. Их экипажи быстро сняли брезенты. Раздался залп. В стан врага помчались, чертя траекторию, огненные стрелы. С быстротой их полета распространилась по фронту их слава – слава реактивных снарядов советского изобретения. В первые же дни своего пребывания на фронте они получили, кроме своего технического наименования, сердечное, дорогое имя – Катюша. Вся гитлеровская армия дрожала при слове «Катюша». А в сердце народа, завоевавшего победу, осталась тихая и нежная, лирическая песня Исаковского и Блантера о любви и верности.

Никогда не забудет суровое военное время наш народ, никогда не забудет он и лучшие песни того времени.

1.2 КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АРТИСТОВ

Многие музыканты сражались с врагом в рядах Советской Армии. Оставшиеся в тылу отдавали фронту свой талант и свое искусство. 473 тысячи концертов дали артисты и музыканты на передовых позициях действующей армии. Свыше 500 раз пела К.И. Шульженко перед воинами Ленинградского фронта в первый год войны. Под вражескими пулями звучали арии из опер, песни, произведения камерной и симфонической музыки. Артисты понимали ответственность своей миссии. В холодные дни, в суровых условиях фронта они выступали в концертных костюмах, в лучшей артистической форме, стремясь хоть на короткое время создать для солдат атмосферу праздника. «Прямо на снегу стоит Лидия Русланова... На ней яркий сарафан. На голове цветной платок... На шее бусы. Она поет... Звуки чистого и сильного голоса смешиваются с взрывами и свистом вражеских пуль, летящих через голову» - так в рассказе В.П. Катаева оживает один из концертов певицы, состоявшийся за 15 минут до атаки.

По радио вся страна слушала голоса А.В. Неждановой, Н.А. Обуховой, С.Я. Лемешева, игру пианистов М.В. Юдиной, Гилельса, С.Т. Рихтера, многих других известных и любимых артистов.

Создаются новые художественные коллективы - Государственный хор русской песни под управлением А.В. Свешникова, Воронежский русский народный хор под руководством К.И. Масалитинова, открываются консерватории в Алма-Ате, Казани, Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных в Москве и т.д.

Война шла пять лет, и каждый год рождал все новые и новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу - все то, что помогало преодолеть военные трудности, которым не было числа... И вот она долгожданная ПОБЕДА!!!

В марте 1975 года поэт Владимир Харитонов обратился к Давиду Тухманову с предложением о создании песни, посвящённой Великой Отечественной войне. В ноябре 1975 года в концерте, посвященном Дню милиции, Лев Лещенко исполнил «День Победы» в прямом телевизионном эфире. Публика сразу приняла песню, и «День Победы» был исполнен ещё раз «на бис». После чего эту песню стала петь вся страна.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этом году мы празднуем семидесятилетие Великой победы в Великой Отечественной войне.

В суровое военное время, советская массовая песня стала мощным идейным оружием. Она была неотъемлемой частью быта на фронте и в тылу.

Война – это горе для человека, а о человеческом горе слагается множество песен и пишется множество классических музыкальных произведений. Именно они помогают в трудную минуту вспомнить о том, что необходимо бороться до конца. Это и есть то оружие, которое может все, даже остановить танки, и если бы ни оно, неизвестно как бы закончилась Великая Отечественная война…

Целью нашей работы было доказать, что значение музыки в победе над фашизмом не преувеличено. В своей работе мы постарались привести наиболее яркие примеры тех музыкальных произведений, которые опровергают фразу: «когда говорят пушки, музы молчат». Работа над темой реферата позволила нам познакомиться с направлениями, жанрами и творческой деятельностью работников музыкального искусства, расширила кругозор, позволила изучить одну из страниц Великой Отечественной войны.

У нас появилось желание поделиться моими знаниями с одноклассниками.

7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!