СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реферат по дисциплине: "Современные образовательные и информационные технологии в области преподавания английского языка". По теме: "Диалогическая речь при обучении иностранному языку".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реферат по дисциплине: "Современные образовательные и информационные технологии в области преподавания английского языка".

Просмотр содержимого документа
«Реферат по дисциплине: "Современные образовательные и информационные технологии в области преподавания английского языка". По теме: "Диалогическая речь при обучении иностранному языку".»



ООО Учебный центр

«ПРОФЕССИОНАЛ»




Реферат по дисциплине:

"Современные образовательные и информационные технологии в области преподавания английского языка".

По теме:

«Диалогическая речь при обучении иностранному языку»







Исполнитель:

РУМЯНЦЕВА ВЕРОНИКА ВЛАДИМИРОВНА















Москва 2017год







Содержание

Введение…………………………………………………………………….…….3

1. Диалогическая речь как форма говорения…………………………………4

2. Обучение диалогической речи на всех этапах обучения……………….…5

Заключение……………………………………………………………………....9

Список литературы…………………………………………………………….11









































Введение

Обучению коммуникации в общеобразовательной школе является одной из основных и ведущих целей. Диалогическая речь одна из форм речевого общения.

В педагогике на сегодняшний день развитие диалогической речи на иностранном языке является острой проблемой.

В обучению иностранному языку на любом этапе обучения больше следует с точки зрения последовательности в обучении устной речи все же предпочтение следует отдать диалогической речи нежели монологической.

Уже на начальном этапе обучения английскому языку учащиеся могут, а задача учителя – оказать помощь в приобретении умений применять навыки общения на иностранном языке, преодолевая языковой барьер.

На начальном этапе устное начало с первых шагов создает условия для раскрытия коммуникативной функции языка, учитывая способности учащегося 8 – 10 лет к более легкому восприятию звучащей речи и воспроизведению услышанного и приближает процесс обучения к условиям реального общения, что вызывает интерес учащихся к предмету и создает высокую мотивацию к изучению английского языка.

Говоря о задачах обучения диалогу, надо отметить, что методика обучения диалогической речи не так давно выделилась в самостоятельный аспект обучения устной речи.

Цель данной работы - ознакомиться с опытом обучения диалогической речи на всех этапах обучения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

2. Раскрыть сущность и задачи обучения диалогической речи

3. Рассмотреть лингвистическую и психологическую характеристику диалогической речи.

4. Изучить методы и приемы обучения диалогической речи на всех этапах обучения.


1. Диалогическая речь как форма говорения

И диалогическая и монологическая формы устной речи имеют свои лингвистические особенности.

Диалог – форма устной речи, в ходе которого происходит обмен высказываний между участниками разговора[].

При оформлении, функциональной направленности использования языкового материала диалогическая речь имеет свои особенности. В диалоговой речи часто используются вводные конструкции, междометия, различные штампы, экспрессивная лексика, также выражения оценочного характера.

Для диалога характерно широкое использование экстралингвистических средств выражения мысли: жестов, мимики, указаний на окружающие предметы. [15, c. 245-246].

В психологическом плане диалогическая речь всегда обладает следующими характеристиками:

1. Диалогическая речь всегда мотивирована. Иными словами для высказывания есть определенные причины, преследуется целя для высказывания, которая определяется либо внешними, либо внутренними стимулами.

2. Речь всегда предназначена на конкретного слушателя, адресована аудитории .

3. Речь всегда эмоционально окрашена , поскольку говорящий выражает свои мысли, чувства, отношение к тому, что он говорит.

4. Речь всегда ситуативно обусловлена , так как она протекает в определенной ситуации. [18, c. 138-140].









2. Обучение диалогической речи на всех этапах обучения

На начальном этапе обучения, иностранному языку— формировать у школьников умение общаться (коммуникативные умения). Это необходимые для любого человека в обществе, в коллективе. Оно предполагает умение слушать собеседника, вступать в общение, поддерживать его, и т.д.

Обучение устному общению на данном этапе предполагает широкое использование наглядности, игр, которые дают ребенку возможность подражать увиденным сценам и отношениям людей, уподоблять себя взрослым, усваивать нормы их поведения, в том числе и речевого. Отмечается, что в играх, например при инсценировании сказок, дети легко идентифицируют себя с любыми персонажами, в том числе и с животными. Здесь важны концентрация внимания и частая смена приемов обучения.

 Процесс овладения иностранным языком также требует рассмотрения ряда психологических вопросов. Для учителей начальной школы важно  как происходит овладение иностранным языком на начальном этапе. К начальному этапу мы относим  2 -4 классы школы.

Во-первых, возраст: чем младше школьник, тем продолжительней должна быть устная работа. Именно поэтому первый год обучения  включает обучение только устной речи.

Во-вторых, самим отобранным учебным материалом, насколько его характер и объем позволяют обеспечивать информативность первых устных высказываний.

В-третьих, оснащенность учебного процесса. Например, видеозаписи, когда представляется возможность видеть ситуацию, слышать звучащую речь и видеть ее в виде титров.  

В-четвертых, условия обучения, к которым относятся наполняемость группы, ее личный состав, квалификация учителя, его личностные характеристики. [2, c. 22].

Диалог связан с рядом умений обеспечивающих ход беседы. Самое простое  средство,  которое вызовет ученика на беседу , как стимулирование на высказывание для нас -  вполне стандартные вопросы, использующие изученную в том или ином классе лексику.

Общение осуществляется не только устно, но также через чтение или аудирование.

Одним из эффективных средств создания мотива к иноязычному общению учащихся являются нетрадиционные методы обучения. К ним можно отнести ролевые игры и прием инсценировки.

Обязательным элементом игр является разрешение проблемной ситуации. Это улучшает мотивированность высказываний, делает их более аргументированными и эмоциональными. Ролевая игра, основанная на решении той или иной проблемы, обеспечивает максимальную активизацию коммуникативной деятельности учащихся. Поиск решения поставленной задачи обусловливает естественность общения. Постановка проблемы и необходимость ее решения служат также развитию критического мышления у учащихся. И, наконец, необходимость тщательного продумывания ситуации, поиска правильного решения развивает логическое мышление, умение аргументировать и контраргументировать, убеждать собеседника.

В основу приема инсценировки положены такие принципы:

а) никакой подготовительной работы (написание сценария, подготовка костюмов, декораций, заучивание ролей и т. п.) не проводится;

б) инсценировка осуществляется непосредственно на уроке, на заключительном его этапе (как правило, в течение 5-10 минут);

в) материалом для инсценировки является только известные всем учащимся произведения (сказки, рассказы или их фрагменты);

г) ученикам предоставляется полная свобода выбора языковых средств для реализации выбранной роли, сохраняется лишь фабула произведения;

д) при распределении ролей нужно стремиться к тому, чтобы каждый раз школьник получил новую роль.

На среднем этапе обучения важно развивать у учащихся умение выражать личное отношение к воспринимаемой информации и развитие языковой догадки.

При обучении говорению есть некоторые моменты, которые требуют специального обучения. Так, для умения общаться особую роль играют:

а) способность вступать в общение, свертывать ее и возобновлять;

б) способность проводить свою стратегическую линию в общении, осуществлять ее в тактике поведения, вопреки стратегиям других общающихся;

в) способность учета каждый раз новых (иногда сразу нескольких) речевых партнеров, смен ролей партнеров, или обращенность общения;

г) способность прогнозирования поведения речевых партнеров, их высказываний, исходов той или иной ситуации.

Учащиеся этого возраста характеризуются повышенной общительностью, которая может положительно сказываться на организации группового и парного общения, на проведении коммуникативных игр.

В старших классах средней школы одной из важных и трудных задач обучения иностранному языку является поддержание активного владения учащимися иноязычными речевыми умениями, приобретенными в восьмилетней школе, в том числе диалогической речью.

Выполнение этой задачи осложняется тем, что диалогическая речь учащихся старших классов характеризуется целым рядом недостатков. Прежде всего диалоги старшеклассников нецеленаправлены, т.е. большинство учащихся не планируют возможный хотя и конечный итог учебного диалогического общения, не умеют четко определить свою позицию в ходе развертывания диалогической речи. Учащиеся не стремятся поддержать разговор, развить свою мысль или мысль своего собеседника, вернуться к незаслуженно забытой подтеме разговора и восстановить связь между своими высказываниями в диалоге.

Для того, чтобы повысить результативность обучения устной иноязычной речи учащихся старших классов следует учитывать психологические особенности этого возраста.

Анализ психологических предпосылок совершенствования диалогической речи учащихся старших классов был бы неполным, если не учесть еще некоторых данных теории переноса знаний, навыков и умений. Согласно этой теории перенос способствует более быстрому переходу внешних развернутых действий во внутренние свернутые действия, обеспечивающие способность применять сформированные навыки и умения в иных обстоятельствах.

Трудности планирования диалогической речи объясняются наличием двух равноправных субъектов общения и своеобразной неопределенностью хода их мыслей. Каждый из говорящих ведет свою "речевую партию" в диалоге, преследуя свою цель, которая строится на ролевой позиции я корректируется речевым поведением партнера в каждый данный момент ситуации общения. Специфика же общей стратегии поведения в диалоге соблюдается не всегда строго.

При первом рассмотрении невысокая организованность диалогической речи или незначительная роль планирования для ее протекания может показаться характеристикой, противоречащей самой сути механизма прогнозирования. Но противоречие это лишь кажущееся. В процессе протекания диалогической речи, особенно учебной, прогнозирование имеет немаловажное значение.

Успешное обучение говорению связано у учащихся этого возраста с более совершенной организацией материала (классификация явлений по признакам, ассоциативным и смысловым полям, группировки, применение различных опор и ориентиров). У старшеклассника возникает интерес к стране изучаемого языка, ее истории и культуре. Особый интерес здесь вызывает проблематика нравственных ценностей человеческих отношений, таких тем и текстов, которые позволяли бы сопоставлять разные точки зрения, альтернативные подходы, высказывать собственные суждения, спорить и дискутировать.






Заключение

При обучении иностранному языку на различных этапах обучения считается становит развитие личности ребенка, его мышления, воображения, слуха, предоставление всех условий для адаптации учащихся к употреблению иностранной лексики в речи.

Уже в начальных классах младшие школьники знакомятся с изучаемым языком как средством общения. Уроки проводятся частично на иностранном языке, на каждом уроке вводится новая лексика, фразы, тем самым учатся общаться на изучаемом языке, воспринимают речь на слух (аудирование), учатся выражать свои мысли на иностранном языке ( развивается монологическая и диалогическая речи), также учатся читать и понимать иностранный текст, писать, т.е. пользоваться графикой и орфографией иностранного языка.

Диалогическая речь - одна из основных форм речевого общения. Несмотря на то, что она сложнее монологической, как с точки зрения напряженности внимания, так и разнообразия используемых речевых образцов. Тем не менее, предпочтение в обучении устной речи на начальном этапе обучения иностранным языкам все же отдается диалогической речи.

Наблюдения за школьной практикой обучения диалогической речи показывают, что в ней имеются недостатки, порожденные рядом причин и, прежде всего, недостаточной разработанностью этого вопроса в методике обучения иностранному языку. Одна из причин - смешение понятий диалога и монолога, лежащих в основе создания системы обучения иностранной речи. Объясняется это их тесной взаимосвязью в речевой деятельности.

Диалогическая речь характеризуется определенными коммуникативными, психологическими и лингвистическими особенностями.

На содержание и характер диалогического общения влияют психологические процессы:

- восприятие речи собеседника и ориентировка в ситуации;

- формирование содержательной стороны высказывания;

- языковое оформление мысли и восприятия (декодирования) реплик партнера по общению.

Диалогическая речь всегда мотивированна. Появление у учеников желания что-то сказать, выразить свои мысли, чувства, а не только воспроизводить чужие слова или заученный наизусть текст, создается определенными условиями.

Для того чтобы обучение диалогической речи не было формальным и носило коммуникативный характер, учитель использует разнообразные игры и инсценировки. Более того, слабый ученик в игре может стать первым, находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета.

Ролевые игры и инсценировки способствуют выполнению трех важных задач:

- создают психологическую готовность детей к речевому общению;

- обеспечивают естественную необходимость многократного повторения ими языкового материала;

- тренируют учащихся в выборе нужного языкового варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.















Список литературы

1. Ариян М. А. Использование воспитательного потенциала речевого этикета на иностранном языке// Иностранные языки в школе. – 1991. - № 2. –С.7-8.

2. Брагина О системе упражнений в процессе обучения диалогической речи// Иностранные языки в школе. – 1985. - № 3. – С. 22-27.

3. Борзова Е. В. Диалогическая речь как цель и средство обучения английскому языку в 5-6 классах// Иностранные языки в школе. – 1985. - № 2. – С. 43-40.

4. Будниченко Е. П. Обучение диалогической речи на уроках английского языка// Иностранные языки в школе. – 1991. - № 3. – С. 58-60.

5. Букичева О. А. Коммуникативно-ориентированный подход при обучении диалогической речи на начальном этапе// Иностранные языки в школе. – 2006. - № 5. – С. 50-53.

6. Вишневский Е. И. Опыт построения упражнений для работы в парах// Иностранные языки в школе. – 1974. - № 3. – С. 43-48.

7. Гез Н. И., Ляховицкий М. В. , Миролюбов А. А., Фоломкина С. К., Шатилов С. Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Высшая школа, 1982.

8. Горская Л. Н. Начальный этап обучения диалогической речи// Иностранные языки в школе. – 1984. - № 2. – С. 51-54.

9. Жолнерик Л. И. Обучение диалогической речи// Иностранные языки в школе. – 1985. - № 3. – С. 52-55.

10. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – М.: Просвещение, 1985.

11. Калимулина О. В. Ролевые игры в обучении диалогической речи// Иностранные языки в школе. – 2003. - № 3. – С. 17-2027.

12. Кучерова Л. М. Некоторые вопросы обучения диалогической речи на страницах зарубежных авторов// Иностранные языки в школе. – 1974. - № 2. – С. 94-97.

13. Логинова Л. И. Как помочь ребенку заговорить по английски. – М.: ВЛАДОС, 2003.

14. Маслыко Настольная книга преподавателя. – Минск: Вышейшая школа, 1999.

15. Обучение устной речи и чтению на иностранных языках/ Под ред. Л. С. Желяниной, М. Л. Вайсбурд, С. В. Калининой. – М.: Изд. Академии Пед. Наук РСФСР.

16. Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам. – М.: Русский язык, 1971.

17. Перкас С. В. Повторяемость и вариативность в процессе обучения диалогической речи// Иностранные языки в школе. – 1997. - № 3. – С. 21-24.

18. Рогова Т. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. – М.: Просвещение, 1988.

19. Скляренко Н. К., Олейник Т. И. Обучение диалогической речи с использованием ролевой игры в 6 классе// Иностранные языки в школе. – 1985. - № 1. – С. 28-33.

20. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе/ Под ред. А. Д. Клименко. – М.: Педагогика, 1981.

21. Травкина Л. И. Использование тематического опорного диалога при обучении английскому языку// Иностранные языки в школе. – 1999. - № 4. – С. 21-23.

22. Фищук Л. В. Прием инсценировки на уроках английского языка в младших классах// Иностранные языки в школе. – 1990. - № 5. – С. 58-60.

23. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. – М.: Филоматис, 2004.


10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!