СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реферат по литературе «У леса на опушке жила зима в избушке» (Зимние образы и мотивы в литературе и искусстве)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реферат выполнен ученицами 7 класса. 

Данная тема заинтересовала нас сказочностью, таинственностью, неповторимостью. Представления  человека о Зиме связаны с  большими русскими  праздниками - Рождеством, Новым Годом, Масленицей.   Это  русские традиции, русская культура. И образ самой Зимы не менее интересен и уникален. К  данному образу  обращались и поэты, и композиторы, и  художники.

Цель нашей работы - выявить основные характеристики создания образа «Зимы» в  литературе, музыке и живописи.

Просмотр содержимого документа
«Реферат по литературе «У леса на опушке жила зима в избушке» (Зимние образы и мотивы в литературе и искусстве)»

Введение

и вот сама

Идет волшебница зима.

А. С. Пушкин

Данная тема заинтересовала нас сказочностью, таинственностью, неповторимостью. Представления человека о Зиме связаны с большими русскими праздниками - Рождеством, Новым Годом, Масленицей. Это русские традиции, русская культура. И образ самой Зимы не менее интересен и уникален. К данному образу обращались и поэты, и композиторы, и художники.


Цель работы - выявить основные характеристики создания образа «Зимы» в литературе, музыке и живописи.


Для достижения поставленной цели определены задачи:

• изучить литературу по теме;

• подобрать произведения русской поэзии, живописи и музыки, в которых присутствуют зимние образы и мотивы;

• проанализировать образы Зимы и Снегурочки в произведениях литературы и искусства.


Предмет исследования – произведения литературы и искусства, в которых присутствуют образы Зимы и Снегурочки.

























Зимние образы и мотивы в литературе и искусстве

Зима - самое сказочное и волшебное время года.

Волшебное - потому что зимой празднуют Новый год и Рождество, загадывают желания.

Сказочное - потому что леса и поля преображаются, земля укутывается в белоснежное одеяло, вся природа засыпает и видит во сне будущее весеннее пробуждение.


Спи, земля моя, усни,

Сны волшебные храни:

Жди, в парчу одета,

Нового рассвета!

(Пожаров М.)


Зима одевает в праздничные кружевные наряды деревья, украшает бисером поля, вышивает серебристыми нитями пейзажи на окнах.


Разукрасилась зима:

На уборе бахрома

Из прозрачных льдинок,

Звездочек-снежинок.

Вся в алмазах, жемчугах,

В разноцветных огоньках,

(Пожаров М.)


Сердца многих писателей, поэтов, композиторов и художников были тронуты красотой русской зимы. Множество произведений искусства посвящено этой поре года. Сразу вспоминаются знаменитые строки Пушкина «Зима! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь…»

И, действительно, зима – это торжественное состояние души. Природа выглядит нарядно и изящно. Конечно, эта красота холодная. Не случайно ведь русские морозы являются легендарным явлением. Но, несмотря на морозы, от искрящегося снега становится тепло и радостно на душе.

В литературе и искусстве этот период всегда ассоциируется с различными «снежными» образами и мотивами: Мороз-воевода, укутанные в белые шапки леса, бабушка Метелица, пушистые белые покрывала на полях, сани, пробирающиеся через высокий снег, веселые снеговики, Снежная королева.

И все люди с приближением Нового года становятся похожими на персонажей из сказок. В каждой девочке можно разглядеть Снегурочку. Женщины похожи на добрых фей. Идёшь по сказочным улицам и веришь, что ты попал в сказку «Морозко».

В нашей работе мы хотим остановиться на двух зимних образах: это Зимушка-зима и Снегурочка.

Глава 1.

Образ Зимушки-зимы в славянской мифологии


Описание образа Зимы разнообразно и неповторимо.

ЗИМУШКА-ЗИМА - так ласково называли в русском народе самое суровое время года, стараясь магией слов «зимушка», «зимунья», «зимонька» смягчить холода.

В славянской мифологии ЗИМЕРЗЛА — белолицая и краснощекая царица зимы, дышащая холодом и морозами суровая богиня-красавица. Изображалась в белоснежной одежде наподобие шубы, сотканной из инея, или снежной накидке с украшенным градинами ледяным венцом на голове. Служат ей метели и вьюги, заметая землю снегом. Зимерзле поклонялись и молились, прося ее смилостивиться и умерить свою жестокость. Ну, а к мартовскому теплу эта краснощекая красавица превращалась в довольно-таки дряхлую старуху. Весело ее встречали, но еще веселей провожали.

Также ее называли Мара – Богиня Смерти. Когда Зима приходит, природа "замирает", "обмирает", "умирает до Весны".

В олицетворении Зимы страшным демоном сохранились древнейшие представления славян о смене времен года. С течением столетий люди сжились с круговоротом зимы, весны, лета и осени, перестали пугаться зимы и даже попытались примириться с нею. Зиму начали гораздо чаще воображать в образе жестокой красавицы, одетой в белоснежную душегрейку. В ноябре она проезжает по горам и долам на пегой кобыле. Зима дышит на все встречное таким леденящим дыханием, что даже нечисть, даже все духи тьмы торопятся укрыться подобру-поздорову куда-нибудь подальше да поглубже от краснощекой, белолицей красавицы, замораживающей своими поцелуями кровь в жилах.

Слуги Зимы — метели, вьюги, поземки. Длинной свитою тянутся они по следу госпожи, и уж когда дает им Зима работу, крутятся над землею снежные вихри, метут метели, бушуют бураны. Зима старается, чтобы все вокруг было белым-бело, снежным-снежно!


Ты, метелица, чуди,

Хороводы заводи,

Взвейся вихрем белым

В поле поседелом!


Идет время, Зима стареет. И к марту месяцу, накануне прихода Весны — Красной девицы, Зима в народном представлении обращается в уродливую старуху, зловредную мачеху, которую мы мечтаем как можно скорее спровадить туда, откуда она пришла: за горы — за моря, в снеговые, ледяные хоромы, чтобы насладилась теплом уснувшая земля, пробудилась и расцвела. Тогда наступает праздник Масленицы, когда старуху Зиму с облегчением гонят со всех дворов.

Вспомним стихотворение Ф. Тютчева «Зима недаром злится». Образ тютчевской Зимы соответствует фольклорным представлениям об этом времени года. Именно в славянской мифологии злую зиму сопровождали духи тьмы, холода, бед. Как видим, древние славянские верования органично присущи Тютчеву - поэту.


Зима недаром злится,

Прошла ее пора -

Весна в окно стучится

И гонит со двора.


Зима олицетворяется со злой ведьмой, Весна - с прекрасным ребёнком.

Слова "Зима" и "Весна" написаны, как имена собственные, с большой буквы, что делает эти времена года живыми героинями стиха, самостоятельно и по-разному действующими, имеющими свой характер.

Зима злится на Весну, которая стучится к ней в окно и гонит её со двора. Поэтому Зима вынуждена ворчать на Весну и хлопотать о своём пребывании на дворе.

А в чём могут выразиться ворчание и хлопоты Зимы? Ранней весной и снежные метели возможны, и ночные морозцы

Зима не выносит смеха Весны, её действий и убегает в бешенстве, напоследок запустив в Весну то ли увесистым снежком, то ли обрушив на неё целую лавину снега.

Противопоставлением (антитезой) в этом тексте могут являться такие понятия, как " ведьма злая" (Зима) и " прекрасное дитя" (Весна) и две эмоции - злость Зимы и смех (радость) Весны.


Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя...


Орудие битвы Зимы, снег. Весна, как истинный философ-мудрец, несмотря на свою молодость, берёт на пользу себе: " умылася в снегу и лишь румяней стала..."

С помощью картины неравной битвы ( исход которой предопределён ) старой ведьмы и удивительного румяного младенца Тютчев даёт картину смены времён года в духе метафорических представлений наших предков, исповедовавших язычество, - картину яркую, динамичную, ведь на наших глазах происходит столько превращений.


Зима недаром злится,

Прошла ее пора -

Весна в окно стучится

И гонит со двора.


И все засуетилось,

Все нудит Зиму вон -

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.


Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит...


Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя...


Весне и горя мало:

Умылася в снегу,

И лишь румяней стала,

Наперекор врагу.


В русской пейзажной лирике вряд ли ещё встретится подобное описание Зимы: зима, как правило, в русских народных песнях, в литературных обработках фольклора - герой, хотя порой и суровый, но положительный, а не отрицательный. Её ждут, её приветствуют, её любовно поэтизируют:


Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

( И.Никитин )


Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

( Сергей Есенин )


В 1852 году, через шестнадцать лет после " злящейся Зимы", Ф.И. Тютчев написал стихи о зиме несколько в ином ключе:

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит...

Однако если прежде Зима характеризовалась Тютчевым как " ведьма", то затем она превратилась в " чародейку", "колдунью". Собственно все эти три слова - ведьма, чародейка, колдунья - синонимы. Правда, в нашем сознании слово " чары" связано с какими-то волшебными, чарующими явлениями. Зима, чародейка в начале своего появления, перерождается по мере своего истощения в ведьму, чьи чары ослабевают.

Подолгу находящийся в отрыве от родины, Тютчев ввёл в зимнюю тематику скорее всего представления западно-европейской поэтики, но тем и обогатил русскую поэзию. Он внёс в стихи о природе свой, тютчевский, оттенок.







































Глава 2.

Зима в фольклорных произведениях


Про волшебницу зиму, которую зовут еще седой хозяйкой, что «тряхнула перинки – над миром пушинки», народ сложил немало пословиц и поговорок. Разумеется, основной темой в них являются холода.

Вот, например, сколько вариантов «шубного» вопроса: - зимой без шубы не стыдно, а холодно; - шубка зимой не шутка; - зима – не лето, в шубу одета; - в зимней шубке и морозы – шутка; - мороз одетым кланяться велит, а не одетых сам навещает.

Об опасности замерзнуть предупреждает пословица: мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет. Про то, как он подгоняет любого прохожего, тоже подмечено: - в зимний холод всякий молод; - мороз не велик, да стоять не велит (или: мороз не дюж, а всякого гнет); - береги нос в большой мороз.

А самое главное: зима лодыря морозит. Вот уж о ленивцах-то – целая россыпь народных выражений: - летом пролежишь, а зимой с сумой побежишь; - летом нагуляешься, зимой наголодаешься; - коли летом не вспотеешь, так и зимой не согреешься; - что летом иссоришь, зимой не соберешь; - кто спит весною, мерзнет зимою; - зима спросит, что летом припасено. Но и по зиме не стоит залеживаться на печи, советует народная мудрость: - готовь сани летом, а телегу зимой; - лето работает на зиму, а зима на лето. О том, как «бьет по карману» самое холодное время года, говорится так: - лето собериха, зима подбериха (другой вариант: лето собирает, а зима поедает); - что летом ногой пихнешь, то зимой рукой подымешь; - у зимы брюхо велико; - у зимы долгий нос.

Но и в стуже народ, тем не менее, находит свои преимущества:

- холодно, да не оводно;

- зимой волка бойся, а летом мухи;

- холодная зима – жаркое лето;

- чем крепче зима, тем скорее весна;

- зима стелет холсты, а мороз наводит мосты.

Более того, пословица предупреждает о примете, согласно которой «в Рождество на крылечке, на Пасху у печки», что означает: тепло зимой может отозваться холодом по весне.

Конечно же, не забыт в пословицах и снег:

- зимой снег глубокий – летом хлеб высокий (или: снег глубок – год хорош; зима без снега – лето без хлеба);

- зимой съел бы грибок, да снег глубок;

- снег земле-кормилице – теплый кожух;

- не то снег, что метет, а то, что сверху идет;

- снег холодный, а от стужи укрывает;

- ветер снег съедает;

- солнце в туманном кругу – жди пургу.

О неминуемости календарных смен тоже немало сказано:

- год кончается, а зима начинается;

- январь – году начало, зиме – середина;

- будет зима – будет и лето;

- не пугай, зима: весна придет;

- зима лето пугает, да все равно тает.

Зима всегда оставляла время для творчества простому люду - именно поэтому так много о зиме загадок, примет, стихов. Действительно, зимой землю не покопаешь, в огороде не повозишься. Зато много зимою забав и праздников.

Загадки про зиму

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом -

Все покрылось серебром. (Зима)


Замела я всё вокруг,

Прилетев из царства вьюг.

Осень, лучшую подружку,

Я отправила на юг.

Я морозна и бела

И надолго к вам пришла. (Зима)


Тётушка крутая,

Белая да седая

В мешке стужу везёт,

На землю снег трясёт,

Сугробы наметает,

Ковром землю устилает. (Зима)

Пословицы, поговорки, приметы про зиму

Зима бредет понурив голову, а лето бежит вприпрыжку.

Зима в одну ночь надолго становится.

Зима все найдет, что лето впрок отложило.

Зима лето пугает, да знай себе тает.

Зима ночью во двор на цыпочках крадется.

Зима резвится не только в лесу, а у нас на носу.

Зиме да лету никак союзу нету.

Зимнее солнце что мачеха: всем светит, да только совсем не греет.

Часто зима и лето объединялись в единое, хотя и противоречивое, целое. Всем известно веселое приветствие: «Сколько лет, сколько зим!». В старину подметили, что от характера зимы зависит и характер будущего лета, что отразилось в русских пословицах и поговорках: «Много снега — много хлеба», «Зима лето строит», «По зиме ложится лето», «Снег на полях — хлеб в закромах», «Зимнее тепло — летний холод», «Холодная зима — жаркое лето». В то же время зима резко противопоставлялась лету. Она представлялась сном природы, лето — бодрствованием.











































Глава 3. Образ Зимы в русской поэзии


Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки- зимы.


Чародейка-зима околдовывала и вдохновляла многих поэтов и писателей. Сколько чудесных поэтических строк посвящено этому времени года!

Стихотворения А. С. Пушкина "Зимняя дорога" и Ф. И. Тютчева "Чародейкою Зимою..." — тоже о ней. Читая их, мы по-новому видим зиму и нам близки те чувства, какие она вызвала в душе поэтов. У А. С. Пушкина в стихотворении "Зимняя дорога" зима тоскливая и холодная. Печальные поляны освещены холодным лунным светом. Пустынная зимняя дорога кажется поэту "скучной". "Глушь и снег... Навстречу мне только версты полосаты попадаются одни". Даже веселый колокольчик тройки "утомительно гремит". Дорога кажется бесконечной, а в душу поэта закрадывается сердечная тоска, пробужденная песнями ямщика. В такую холодную зимнюю ночь становится очень тоскливо и невольно метается о встрече с дорогим сердцу человеком возле горящего камина. Но зима может быть совсем иной, например такой, какой отразил ее в своем стихотворении "Чародейкою Зимою..." Ф. И. Тютчев. Здесь зима — добрая колдунья, окутавшая лес "снежной бахромой", оковавшая его легкой пуховой цепью. Зимний лес стоит, очарованный волшебным сном. Когда солнце касается его своими лучами, лес вспыхивает и сияет "ослепительной красой". Величественная, волшебная и необыкновенная пора. Словно живая, чародейка-зима меняет маски и играет с нами, заставляя нас то тосковать, то восхищаться ею.


Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит —

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, —

Не мертвец и не живой —

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мечет

На него свой луч косой —

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Зимняя дорога

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.


По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.


Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска...


Ни огня, ни черной хаты,

Глушь и снег... Навстречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне...


Скучно, грустно... Завтра, Нина,

Завтра к милой возвратясь,

Я забудусь у камина,

Загляжусь не наглядясь.


Сергей Есенин тоже любит и понимает красоту зимы. Поэт с помощью олицетворений изображает её живой, очеловеченной. Зима поёт, аукает, лес баюкает, вьюга стучит и злится, метелица стелется. Яркие эпитеты и метафоры делают пейзаж красочным, насыщенным, одухотворённым: "мохнатый лес", "седые облака", "ковром шелковым", «"с рёвом бешеным", "вихри снежные" стозвон сосняка. Все это помогает передать восхищение и любование зимней природой.


Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром пушистым стелется,

Но больно холодна.

Воробушки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.


Это образы зимы, метелицы, вьюги, воробышков и весны. Автор одушевляет их, используя прием олицетворение - неодушевленные предметы, явления изображаются как живые, наделенные человеческими чувствами, мыслями, действиями. В частности, он пишет: поет зима, аукает, баюкает. И мы слышим звуки зимы. Что значит поёт? Она воет, ревет, стонет, гудит, стучит. «Мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка». Баюкает - поет колыбельную. Но это не тихая и ласковая песня, а звон сотни колоколов - стозвон. Поэт прибегает к контрасту, противопоставлению. На этом приеме держится смысл всего стихотворения. «А по двору метелица ковром шелковым стелется,…»- пишет Есенин. Теперь мы уже видим зиму, она предстает в образе метелицы. Автор сравнивает метелицу с ковром. Ковер – это что-то мягкое, пушистое, теплое, но он шелковый, а значит, холодный. Потому и пишет автор: «но больно холодна». Метелица сверкает множеством снежинок, искрится, сияет, переливается, светится серебром, горит тысячами алмазов. Как красиво! Но нет тепла, «но больно холодна», то есть холодна до боли. И снова контраст: беспомощные воробышки противопоставляются бешеной вьюге. А вьюга с рёвом бешеным стучит по ставням свешенным и злится всё сильней». На фоне бешеного рева вьюги, снежных вихрей беспомощность птиц вызывает чувства боли, жалости, страха за их судьбу и стремление защитить. «Суровость зимы становится еще заметнее, ведь от неё страдают ни в чем неповинные воробьи. И вновь контраст: «И дремлют пташки нежные под эти вихри снежные у мерзлого окна. Окно холодное, мерзлое, но несет свет, а значит, надежду на перемены. Цветовая палитра небогата. Оттенки серого, черного, белого характерны для зимнего пейзажа. Но и здесь чувствуется контраст. Седые облака, злая вьюга, снежные вихри несут мрачные, холодные оттенки и грустное, тоскливое настроение. Вызывают страх перед обезумевшей природой. Образ весны напротив пронизан теплом. Автор в трех строчках собрал столько светлых, солнечных слов: прекрасная, в улыбках солнца, ясная, красавица весна.

Контраст цвета, образов помогает передать настроение стихотворения: от грустного, мрачного, полного страха и беспомощности к радостному и восторженному. Образы суровой зимы: вьюги, метели, снежные вихри, лютые морозы - это образы зла. Их больше, они сильнее. Но образы добра: маленькие воробышки, красавица весна тянутся друг к другу, согревают друг друга, а значит, обязательно победят. На смену холодной, злой зиме, снежным вихрям, ревущей вьюге спешит весна и знаменует победу добрых, светлых сил: «И снится им прекрасная, в улыбках солнца ясная, красавица весна».

Как много нового и интересного можно увидеть во время дальней поездки или путешествия! Если же ты отправляешься в путь зимой и дорога твоя лежит через лес, то у тебя есть прекрасная возможность попасть в чудесную сказку.

Многих замечательных поэтов и прозаиков впечатления от зимней дороги вдохновляли на создание настоящих мировых шедевров. У каждого свой взгляд, свое открытие, ведь зима не бывает одинаковой для всех, а дорога — тем более. Насколько же преображается природа, когда в путь отправляется Есенин! Он попадает в чудесную страну.


ПОРОША

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.


Что же это за "невидимка", заколдовавшая лес, погрузившая его в "сказку сна"? Конечно же, зима. Это она превратила "бесконечную дорогу" в звенящую под копытами белую ленту, это она повязала на обычную сосну "белую косынку", сделав ее похожей на старушку. Простор и свобода не угнетают поэта, не заставляют его погрузиться в себя, почувствовать себя одиноким. Напротив, глубокое ощущение сопричастности любому изменению в природе делают его чуткое сердце еще более восприимчивым, наполняют его чувством радости и счастья. Разнообразие звуков зимы делает дорогу для поэта интересной и веселой. В начале стихотворения Есенин говорит, что вокруг "тихо", однако, прислушиваясь, замечает, что везде кипит жизнь: "серые вороны расшумелись", "долбит дятел", "слышны звоны копыт". Таким образом, зима постоянно преподносит путнику сюрпризы, приоткрывает свои тайны, загадывает загадки.

Разные люди ездят разными дорогами. Каждый находит что-то свое. И здесь многое зависит от настроя человека на общение с природой, на открытость его сердца. Здорово, что поэты так по-разному восприняли зимнюю дорогу и сумели очень живописно поделиться с нами своими впечатлениями. Хочется, укутавшись в пушистую теплую шубу, прокатиться на тройке со звенящими бубенцами вдоль лесов, полей, замерзших рек, послушать песни ямщика и звон копыт на укатанной санями дороге. (Три белых коня)




























Глава 4. Образ Снегурочки

С образом Зимы в русском фольклоре связана история девочки Снегурочки, вылепленной из снега и любившей только дождь да град, которому она радуется, «будто меньшому брату». Повели ее подружки в лес по ягоды, по грибы, а там затеяли прыгать через большой и жаркий костер. Не решилась отстать от подруг Снегурочка, прыгнула — и растаяла, как тает снег под солнцем: «Только эхо в лесу откликнулось!» Вся эта сказка — точно эхо наших летних, немного грустных воспоминаний о минувшей зиме и всех радостях, которые она нам так щедро приносила. Именно поэтому, в отличие от злого Морозки и смешной Масленицы, сказки всегда рисуют Снегурочку печальной белолицей красавицей, полной неизъяснимой, прохладной прелести. Это Зима в ее лучшую, любимую народом пору.

В языческой древней Руси кружево метелей и белые бури олицетворялись с девой снега. Чаще всего она представлялась дородной, величественной. С эпитетом белая отождествлялись блеск, сияние, красота.

Позднее она представлялась в сказках то доброй Матушкой-зимой, то злой мачехой. Являлась в образах седой чародейки и юной Снегурочки.

Снегурочка - мифологический персонаж русской сказки. В образе Снегурочки сохранились древнейшие черты умирающих и воскрешающих богов, мифы о которых распространены по всему миру. Вероятно, с образом Снегурочки соединилась одна из версий такого мифа. До нашего времени сохранилась лишь первая часть сказания, ставшая самостоятельным сюжетом.

Сюжет о девочке - Снегурочке, слепленной дедом и бабой и ожившей им на радость, встречается в многочисленных пересказах, вошел он и в детский фольклор.

В образе Снегурочки практически отсутствуют традиционные черты сказочной героини. Она внешне похожа на обычную девочку, которой (это единственное отличие от окружающих) запрещается выходить на солнечный свет. Нарушение запрета приводит к гибели героини.

Снегурочка – чисто русское явление. Она становится внучкой Деда Мороза и ассоциируется с Рождественскими и Новогодними праздниками.

В сказке «Девочка Снегурочка» В. И. Даля старик со старухой наблюдали за чужими ребятами, «как они из снегу комочки катают, в снежки играют» и решили слепить себе дочку. «Старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять». Так появилась девочка «беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок». Сказочная Снегурочка тает, прыгая с подружками через большой жаркий костер, и превращается в маленькое облачко, улетающее в небо.

Новую окраску приобретает образ под влиянием весенней сказки А. Н. Островского «Снегурочка». Из маленькой девочки – внучки героиня превращается в прекрасную девушку, способную зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви.

Действие происходит в сказочном месте - царстве Берендея. Снегурочки совершенно не похожа на всех вокруг. Она является дочерью Мороза и Весны. Именно поэтому Снегурочка - существо очень противоречивое. В ее сердце холод - это наследие ее отца, сурового и угрюмого Мороза. Долгое время Снегурочка живет в глуши лесной, а ее терем старательно охраняет суровый отец. Но, как оказалось, Снегурочка похожа не только на своего отца, но и на мать, прекрасную и добрую Весну. Именно поэтому она устала жить в одиночестве, взаперти. Ей хочется увидеть настоящую человеческую жизнь, познать всю ее красоту, принять участие в девичьих забавах, послушать чудесные песни пастуха Леля.

Она говорит своей матери:


..Мама, счастья

Найду, иль нет, а поищу.


Снегурочка поражает людей своей красотой. Она кажется прекраснее, скромнее и нежнее, чем все окружающие девушки. Но она не знает любви, поэтому не может ответить на горячие человеческие чувства. В ее душе нет тепла, и она отстраненно взирает на страсть, которую испытывает к ней Мизгирь. Существо, не знающее любви, вызывает жалость и удивление. Не случайно никто не может понять Снегурочку.Она решает выпросить у своей матери горячую любовь. Такую, которая сжигает человеческое сердце, заставляет забывать обо всем на свете:


Любви прошу, хочу любить.

Отдай Снегурочке девичье сердце, мама!

Отдай любовь иль жизнь мою возьми!


Весна дарует своей дочери чувство любви, но этот дар может оказаться губительным для Снегурочки. Весна томима тяжкими предчувствиями, ведь Снегурочка - ее дочь. Любовь оказывается трагичной для героини.

Влюбленная Снегурочка становится удивительно трогательной. Для нее открывается целый мир, совершенно неизвестный ей ранее. Но первые яркие лучи солнца убивают Снегурочку.


Но что со мной? блаженство или смерть?

Какой восторг! Какая чувств истома!

О мать Весна, благодарю за радость,

За сладкий дар любви!


В 1879 году за создание оперы по пьесе А. Н. Островского берется Н. А. Римский-Корсаков,

Одним из главных моментов является музыкальная сцена таяния Снегурочки. Незащищенность Снегурочки, ее обреченность кажутся особенно трагичными.

И все-таки в музыке нет мрака и горечи. Чудесное, таинственное ощущение рождает тема Снегурочки. Последнее обращение ее к любимому: «О милый мой, твоя, твоя...» Звучит оно трогательно и светло, как прощание с обретенной любовью и с жизнью. Наконец, и эта мелодия, становясь все прозрачней, воздушней, медленно исчезает, истаивает, как и сама Снегурочка. Музыка оставляет ощущение чарующей красоты, трепета, дрожания воздуха, льющейся струи света.   

Островский очень точно назвал музыку Римского-Корсакова „чудесной“ и „удивительной“, потому что она о самом красивом человеческом чувстве — о любви. То, что выразил в словах Островский, удалось передать в музыке Римскому-Корсакову. Эта музыка о судьбе и гибели Снегурочки. Но жизнь не прекращается. Снегурочка тает от любви, потому что не желает знать других законов, кроме законов настоящей человеческой жизни.

К созданию внешнего облика Снегурочки имели отношение несколько известных художников: В.М. Васнецов, М.А. Врубель, Н.К. Рерих.

Васнецов написал картину «Снегурочка - дочь Мороза и Весны» (сейчас она находится в Третьяковской галерее). Картина написана в холодных тонах красок. Чистейший нетронутый снег, который занимает половину картины и представлен на ее первом плане, как бы отражает чистоту души девушки и холод ее сердца. Ее образ написан в движении, она вышла на поляну зимнего леса и оглядывается вокруг, как бы желая что-то распознать в открывшемся пейзаже. Она прекрасна! Ее чудесное личико излучает чистоту и нежность. Этот прекрасный образ юной девушки автор дополнил чудесной шубкой из дорого материала – парчи. А миленькая шапочка придает образу Снегурочки чистоту и женственность и нежность.

Она очаровательна, даже сама природа восторгается красотой своего творения. Картина подсвечена снизу снегом, будто все вокруг еще больше хочет подчеркнуть необыкновенную красоту юной девушки. Таинственность леса на втором плане, говорит о глубине русской души, которую невозможно постичь разумом. Там, в глубине картины видны дома, где своим смыслом наполнена жизнь. В образе Снегурочки, В. М. Васнецов воплотил свое понимание женской красоты, которое неразрывно с глубиной русской души и чистотой ее образа. Это полотно автора поражает проникновенностью и глубиной насыщенности чувств.

М.А. Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки для декоративного панно в доме А.В. Морозова. Позднее, в 1912 году, свое видение Снегурочки представил Н.К. Рерих, участвовавший в работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге.

Современный облик Снегурочки вобрал в себя отдельные черты художественных версий всех трех мастеров кисти. Она может приходить на елку в светлом сарафане с обручем или повязкой на голове — так, как увидел ее В.М. Васнецов; в белой, сотканной из снега и пуха одежде, подбитой горностаевым мехом, как изобразил ее М.А. Врубель; или в меховой шубке, которую надел на нее Н.К. Рерих.








































Глава 5. Образ Зимы в живописи

Обратимся к творчеству известных русских художников, которые любили изображать Зиму в своих произведениях.

На картине Шишкина «Зима» величественное изображение дремучего зимнего леса. Прошел, видимо, не один снегопад и лес хорошенько завалило снегом. На переднем плане мы видим и поваленные старые стволы, и крупные ветви, и молодую поросль - маленькие елочки. Все это покрыто толстым слоем снега, а часто - только угадывается под снегом. На снегу нет ни человеческого, ни звериного следа - это абсолютно пустынный, немой, скованный морозом лес. Жизнь замерла в нем.

Изображение леса абсолютно реальное, его можно было бы даже принять за фотографию, если не знать, что картина написана тогда, когда любители-фотографы еще не ходили по лесам, обвешанные фотоаппаратами. Но, несмотря на реальность изображения, так и хочется сказать о лесе: "сказочный". Есть в этой картине какая-то таинственность, загадка, и если вдруг из-за деревьев выйдет сказочный Морозко или гномик - не удивишься. Именно в этом замерзшем лесу, кажется, и происходили все народные зимние сказки.

Выбрав для картины всего два цвета - белый и черный, художник умело пользуется ими, создавая светлое пятно на переднем плане - здесь расположена небольшая полянка, заваленная старыми деревьями. Взгляд уходит по светлой полосе в глубину картины, где есть еще просвет между деревьями, он залит светом. Так удачно художник соединяет передний, средний и задний планы.

По бокам от светлого пятна и светлой "дорожки" - темные древние деревья. На переднем плане - это мощные вековые стволы. Деревья в перспективе выглядят уже не такими впечатляющими. На всех ветках тяжело лежит снег. Свет легко проникает внутрь зимнего леса, стволы хорошо освещены.

Если хорошо присмотреться, то для изображения деревьев художник взял не черную краску, как кажется с первого взгляда, а все оттенки коричневого. Да и снег написан не только белой краской - здесь множество сероватых и желтоватых оттенков, что дало игру света на снегу и помогло понять, что снег лежит давно, зима началась не вчера. Да и не такой пустынный этот лес - на одной из веток, выступающих в световом просвете, сидит птица. И она тоже кажется какой-то мистической, сказочной в этом пейзаже.

На картине И. Левитана «Зимой в лесу» мы видим зимний лес, черный, голый, прозрачный, холодный. Белый снег, черные деревья, серое низкое небо, тонкие ветки кустарника, торчащие из-под снега - все выглядит безрадостным, печальным, унылым. Вдали лес более густой, стоит сплошной темной стеной. На переднем плане - опушка, редкие деревья, мощные черные стволы их производят удручающее впечатление. От пейзажа веет одиночеством, тоской, грустью, бесконечным холодом. И любовью - так грустят и печалятся о чем-то любимом, что не оставляет равнодушным.

Левитан дружил с другим художником-пейзажистом, Алексеем Степановым. В то время они много ездили вдвоем, искали материал для своих картин и даже жили вместе. В их картинах много похожего и различного. Например, Левитан больше любил "чистый пейзаж" - без присутствия в нем живых существ или людей. А Степанов очень любил выразить настроение через фигуры присутствующих в картине животных или людей. Этот художник был также выдающимся анималистом - он умел не просто точно нарисовать животное, но и придать ему характер. Особенно удавались ему волки. Ему нравилась дикая и немного страшная красота этих животных. Однажды на охоте - а Степанов был еще и хорошим охотником - он целился в волка и уже готов был выстрелить, но опустил ружье, пораженный красотой зверя.

Когда Левитан закончил свой пейзаж "Зимой в лесу", он показал его другу. Они оба видели, что картина удалась и все же ей не хватает еще одного акцента, чтобы усилить тему одиночества, отчаяния, тоски. И тогда мастер-анималист Степанов твердой рукой внес в пейзаж Левитана фигуру одинокого волка - сильного, матерого зверя, который также бессилен перед холодом и голодом, как и остальные. И картина стала называться "Зимой в лесу. Волк".






















Глава 6. Образ Зимы в музыке

Смена времен года – тема, которая притягивает внимание художников, творящих в различных видах искусства. Особое внимание они уделяют зиме. Многие авторы воспринимают зиму жизнерадостно, находя в ней источник таких удовольствий, как катание на санях, маскарады, встреча Нового года, празднование Масленицы…

В русской музыке XIX века, пожалуй, самые интересные страницы, посвященные зиме, принадлежат перу Петра Ильича Чайковского (1795—1880 ). Наглядные картины зимы композитор создает в фортепианном цикле «Времена года», где каждому месяцу посвящена пьеса с литературным эпиграфом. Так январю («У камелька») предшествуют строчки А. Пушкина из стихотворения «Мечтатель» (1815):

И мирной неги уголок

Ночь сумраком одела,

В камине гаснет огонек,

И свечка нагорела.

Февралю – «Масленица» – строчки П. Вяземского из стихотворения «Масленица на чужой стороне» (1853):

Скоро Масленицы бойкой

Закипит широкий пир.

Декабрю – «Святки» – слова из баллады В. Жуковского «Светлана» (1811):

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали.

Еще одним инструментальным вальсом, ставшим в последнее десятилетие визитной карточкой русского гения, является «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик». Новому всплеску интереса к этому сочинению способствовал талант выдающегося художника Андрея Шемякина (р.1943): он вместе с дирижером Валерием Гергиевым в 2001 году осуществил в Мариинском театре новую постановку «Щелкунчика». В ней А. Шемякин выпустил на сцену «снежинок», облаченных в черные трико, усеянные ослепительно-белыми кружками. В результате художник добился невероятного зрительного эффекта: на темном фоне декораций очертания фигур танцовщиц как бы растворились, а рассыпанные по их одеяниям «снежки» искрились и кружились, создавая иллюзию вьюги немыслимой красоты. Шемякин рассказывал, что образ черных снежинок родился у него после того, как он увидел в окно снежный вихрь на фоне ночного неба.

Композиторам русской школы всегда были близки образы фатальной стихии, которая властвует над человеческой жизнью, и в картинах зимы они находили им достойное воплощение. В список сочинений, связанных с этой тематикой, в полной мере можно включить этюд-картину Рахманинова ми бемоль минор ор. 33, этюд Скрябина Фа диез мажор ор. 42, сцену метели из оперы Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный».

С образами зимы связана и музыка выдающегося русского композитора Георгия Свиридова (1915–1998), созданная к кинофильму по повести Пушкина «Метель». Оркестровая сюита, составленная автором в 1974 году из музыки к этому фильму, принесла ее автору всенародную любовь. Из этого сочинения наибольшей популярностью пользуется «Вальс» – он как нельзя более соответствует духу пушкинской повести. Открывает цикл музыкальных иллюстраций пьеса «Тройка». «...Едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла в мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землей. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу, лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались... Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось».

Скрипичный концерт «Зима» А. Вивальди необычайно эмоционален и по-итальянски мелодичен. Тревога и возвышенное просветление, драматическое напряжение и обаяние покоя сменяются в этом произведении столь талантливо, что и после окончания прослушивания продолжают волновать воображение.

Таким образом, Зима - как воплощение надежды, волшебства, волновали многих поэтов, художников и композиторов.





















Заключение

Зима. Каждый из нас воспринимает её по – своему. Кто-то откровенно любуется зимой, кто-то видит в ней нечто зловещее, мрачное. А кому-то радостно и весело. Но одно, несомненно: зима никого не оставляет равнодушным. Оказывается, об одном явлении можно рассказать по-разному: художник передаёт свежесть и великолепие зимы красками, поэт пользуется выразительными средствами языка, композитор передаёт зимнее настроение человека, его восхищение красотой природы звуками. И эти картинки, как мозаика, складываются в большую и яркую картину жизни природы, где можно увидеть не просто зиму, а зиму весёлую и радостную, тревожную и печальную, праздничную и игривую, волшебную и наполненную чудесами. Зима не усыпляет человека, а зовет к действию, бодрит. Все это вызывает у нас приподнятое настроение, прилив сил, одним словом – радость жизни. Можно утверждать, что образ Зимы - это внутренний мир человека, где каждый ищет и находит для себя ценностно-духовные приоритеты, которые остаются неизменными на протяжении времён.





























Библиография


1. Алпатов С. Русский фольклор. М., 2000.

2. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3т.М., 1994.

3. Богданова С. Мифологические мотивы в сюжете пьесы Островского «Снегурочка» // Литература, 1996, №33.

4. Большой справочник школьника. 5-11 классы. -- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2000.

5. Есенин С. Стихотворения и поэмы. М., Профиздат, 2009.

6. Кожинов В. В. «Книга о русской лирической поэзии 19 века. Развитие стиля и жанра». М., 1978

7. Королев К.М. Мифические существа. Энциклопедия. М., 1997.

8. Мой Пушкин. Энциклопедия русской жизни: Петр Град — Москва, АСТ, 2006 г.

9. Пушкин А. С. Стихотворения и поэмы. М. 1978.

10. Островский А.Н. Драматургия. - М.: Олимп, 1997

11. Откуда появилась Снегурочка. www.snegurochka.org/content

12. Скатов Н.Н «Русские поэты природы». Очерки. М., 1991

13.Соловцов А. Статья Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка — весенняя сказка» // Римский-Корсаков Н. А. «Снегурочка — весенняя сказка» (Тематический разбор). М., 1978.

14. Тютчев Ф. Стихотворения. М., Эксмо, 2009.

15. Художественная галерея №48, 56, 64, 65

16.Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М: Педагогика, 1984.

17. Энциклопедия детской литературы. Русские народные сказки. - Санкт-Петербург: «Тригон», 1998.

18. Эпштейн М. «Природа, мир, тайник вселенной...» Система пейзажных образов в русской поэзии. М., 1990

19. Ссылки на ресурсы Интернет по теме:

http://festival.1september.ru/

http://ou.tsu.ru/

www.tretyakovgallery.ru

www.rusmuseum.ru

www.ucheba.ru/referats/

www.pocketpcrussia.com/


28



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!