СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реферат по теме "Общечеловеческая ценность "внутренний покой" в моей жизни" в рамках программы НДО "Самопознание"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реферат по теме "Общечеловеческая ценность "внутренний покой" в моей жизни". Данная работа содержит теоретическую часть изучения ценности "внутренний покой" и его влияние на жизнь чеорвека, а также личный опыт и пути обретения внутреннего покоя, как одной из главных общечеловеческих ценностей.

Просмотр содержимого документа
«Реферат по теме "Общечеловеческая ценность "внутренний покой" в моей жизни" в рамках программы НДО "Самопознание"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ФИЛИАЛ АО «НЦПК «ОРЛЕУ» ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПО КОСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ»








РЕФЕРАТ

Тема: «Общечеловеческая ценность «внутренний покой»

в моей жизни».







Выполнила: Галеева С.А.

учитель самопознания












Костанай 2016



Содержание


Введение…………………………………………………………..................

3

1

Внутренний покой как смысл человеческого существования………………………….…………………………......


4


1.1

Система ценностей по Петраковой Т.И………………………..

4


1.2

Сущность внутреннего покоя, как составляющая часть общечеловеческих ценностей…………………………………..


5


1.3

Природа ума и природа Высшего разума……………………...

5


1.4

Способы достижения внутреннего покоя……………………...

6

2

Анализ личного опыта в практике ценности «внутренний покой»...

7

Заключение…………………………………………………………………...

10

Список использованной литературы……………………………………….

11





































ВВЕДЕНИЕ

Нравственно-духовное воспитание в современном мире, к сожалению, стоит на втором месте, после материальных ценностей. В то же самое время отечественная педагогическая наука понимает значимость развития этого компонента внутреннего мира человека.

Вектор развития данного направления задается самим главой государства и его программными документами, такими, например, как «Стратегия «Казахстан-2050» и другими. Нурсултан Назарбаев понимает значимость нравственного развития человека и в особенности подрастающего поколения, и призывает систему образования, а в ее лице каждого педагога прививать внутренние духовные ценности своим воспитанникам.

Последним нескольким поколениям населения нашей планеты активно внедрялась идея материальных ценностей в ущерб духовным. Формировалось так называемое «общество потребления», где основным показателем успешности, счастья человека, а также смыслом существования являются ценности материального мира – высокооплачиваемая работа, достаток и другие материальные составляющие. Нужно отметить, что эти ценности и ориентиры были распространены и на систему образования и воспитания, которые в конечном итоге ответственны за морально-нравственные ориентиры будущих поколений.

Между тем, так было не всегда. У прошлых поколений смысл человеческого существования не всегда заключался в материальном. Если для примера взять античных философов, то Аристотель целью существования ставил познание мышления и мира, Эпикур – получение удовольствия, а вот Диоген – внутренний покой.

Внутренний покой – понятие очень широкое и многозначительное, но коротко говоря это то к чему не имеет доступа никто, кроме самого обладателя, а также его внутреннее состояние. Покой здесь приводится не в смысле спокойствия, а в смысле многогранного внутреннего состояния.

Программа школьного предмета «Самопознание», проект которой был разработан С.А.Назарбаевой уникальна и не имеет аналогов в образовательных системах других странах мира. Ее ценность состоит в том, что учащиеся в процессе усвоения этого курса становятся «людьми мира». В результате программа должна обеспечивать непрерывность формирования внутреннего мира и преемственность на всех уровнях образования.

И, так как будущее нашего общества целиком и полностью зависит от системы образования и воспитания, а сегодняшние дети завтра станут художниками действительности, то ее (прим. система образования) роль и в особенности роль учителя в этом сложном процессе очень важна. Именно учитель является ключевой фигурой в так сказать проектировании будущего нашей страны и всего человечества.





1. Внутренний покой как смысл человеческого существования.


1.1. Система ценностей по Петраковой Т.И.

Данная работа посвящена рассмотрению внутреннего покоя, как одной из составляющих системы ценностей. Для моего исследования наиболее подходящей является система, предложенная доктором педагогических наук Петраковой Т.И., занимающейся вопросами аксиологии в образовании и воспитании. Она выделяет три вида ценностей: природные или первичные, приобретенные или усвоенные и абсолютные или общечеловеческие. Теперь коротко о каждом.

Природные. К этому виду относится категория ценностей, получаемая им (прим. человеком) при рождении. Это творческие способности и одаренность, скорость мышления и память, стойкость воли и великодушие. Каждый человек, пришедший в этот мир от рождения наделен определенной системой ценностей, причем у каждого человека эта система уникальна.

Приобретенные. Данный вид ценностей является искусственным или усвоенным. Человек в процессе всей своей жизни формирует эти ценности. Приобретенные ценности являются итогом интеллектуального, а также эмоционально-нравственного развития. К ним можно отнести вежливость, отзывчивость, великодушие уважение, благодарность, терпение и др. Приобретенные, наряду с природными ценностями являют обществу внутреннюю наполненность человека.

Абсолютные. К этому виду относятся общечеловеческие ценности. Они не имеют различия в зависимости от общества, расы, нации, социальных групп или еще каких-либо критериев. Эти ценности едины для всех, они составляют как бы симбиоз природных и приобретенных ценностей и проявляются прежде всего в человеческой совести, понимании мира, любви и поведения.

Если рассматривать этот вопрос глубже то, окажется что человек «награжден» задатками абсолютных ценностей с самого своего рождения, они есть в каждом представителе рода Homo Sapiens и призваны создавать единую общечеловеческую систему культурных взглядов на все миропонимание. Когда данные ценности применяются в практике повседневной жизни и профессиональной деятельности они начинают перерастать в качества человека, к которым можно отнести сострадание, любовь, мудрость, верность и справедливость, радость, честность и т.д.

Вся система ценностей для человека, его жизни очень важна. Нельзя какой-то один вид ценностей возвысить, показав его превосходство над другими. Они все дополняют друг друга и являются единым целым в процессе внутреннего поиска и понимании себя как частички мира во вселенном круговороте бытия.





1.2. Сущность внутреннего покоя, как составляющая часть общечеловеческих ценностей.

Именно абсолютные общечеловеческие ценности должны формироваться и развиваться в неразрывном процессе образования и воспитания. Внутренний покой занимает одно из важнейших мест в системе ценностей внутреннего мира человека. Он очень близок, но в то же самое время невозможно далек от современного человека. Человек должен стремиться к поиску внутреннего покоя, делать шаги в его направлении, что в конечном итоге приведет к обретению искомого.

Для более полного понимания состояния «внутренний покой» необходимо познакомиться с человеком, как с личностью в целом, с ее внутренним миром и внешними проявлениями. В структурном плане личность состоит из пяти уровней или пятиступенчатой иерархии:

  1. Физический. Самый низкий – первичный уровень. Он включает в себя 5 органов чувств, через которые организм получают всю информацию;

  2. Эмоциональный. Его составляют чувства человека. Считается, что человек, который не контролирует свои чувства, сам под контролем, таким человеком легко управлять, манипулировать. Этот уровень имеет еще одно название - подсознание;

  3. Ментальный. Включает в себя ум и впечатления;

  4. Уровень различения. Знания и разум являются составляющими этого уровня. Третий и четвертый уровень в отличие от второго уже являются составляющими индивидуального сознания или формируемого каждым человеком самостоятельно и в процессе приобщения к культуре общества в котором он находится;

  5. Духовный. Самый высший уровень, его составляют вдохновение, совесть и интуиция. В результате разницы в индивидуальном сознании, духовный уровень, может быть раскрыт каждым человеком по-своему.

Более подробно следует остановиться на индивидуальном сознании, а если говорить конкретно – на «уме» и «высшем разуме».

1.3. Природа ума и природа Высшего разума.

Что же такое ум и в чем его смысл? Так как ум – это субстанция внутреннего мира человека, поэтому увидеть или потрогать мы его не в силах, однако он оказывает влияние на общее поведение человека и проявление его внутреннего состояния во внешнем мире.

Исходя из идей гуманной педагогики Ум является контролирующим органом для чувств. Он не отличает хорошее от плохого и наоборот, он является ключом от сердца. Сердце же можно назвать местом выбора своей дороги, то есть если ум повернуть в сторону материального направления своего развития, то замок закроется и различного рода беспокойства войдут в нашу жизнь и наполнят ее. Если же мы повернем ум в сторону духовности, замок откроется и тогда внутренний покой войдет в нашу жизнь. Таким образом, ум может привести человека к обретению истинного счастья, в случае правильного выбора направления.

Более высшей ступенью в духовном понимании в отличие от ума является высший разум или интеллект. Именно он способен разделить мир на две его составляющие – добро и зло, хорошее и плохое, свет и тьму, а для кого-то может даже ин и янь. Разум контролирует ум подобно тому, как ум контролирует и направляет чувства. Именно через разум человек может осознать свою природу, предназначение и смысл человеческого существования.

Исходя из вышесказанного, ум и разум являются контролирующими и направляющими субстанциями внутреннего мира человека, и, следовательно, его чувств, эмоций и, что самое главное мыслей. Мысли в понимании выдающегося педагога современности Амонашвили Ш.А. не просто информация, о которой знает сам их «автор». Мыслями пронизано все человечество, мысли проникают внутрь всего, в том числе и в человека. Мысль – невидимая сила, она оказывает влияние на все происходящее в мире, именно поэтому наши мысли должны быть чисты и непорочны, возвышенны и священны.


1.4. Способы достижения внутреннего покоя.

Достичь внутреннего покоя возможно, существуют пути его достижения, точнее рекомендации или наблюдения за собственной жизнью, поступками и мыслями. Всего в этом плане педагоги-гуманисты и философы выделяют 5 направлений. Необходимо наблюдать за:

  1. Словами. Мы должны следить за своей речью, произносить только правду, причем целиком, т.к. часть правды является обманом, говорить при этом нужно с любовью. Это направление приводит к постижению истины;

  2. Действиями. Человек должен стремиться тому, чтобы его действия были направлены на созидание и помощь, при полном исключении из своей жизни разрушающих моментов. Поступать во всех жизненных ситуациях следует, по совести. Это направление приводит к праведному поведению;

  3. Мыслями. Выше упоминалась важность позитивного мышления для отдельно взятого человека и для человечества в целом. Люди должны мыслить положительно, исключая из своих раздумий гнев, зависть и обиды. Это направление приводит к достижению внутреннего покоя;

  4. Характером. Необходимо проявлять доброту, счастье и истинную, а не искусственную суть своего Я. Это направление приводит к постижению истинной любви;

  5. Сердцем. Люди должны проявлять истинную любовь, духовную, чистую, просто так, а не за что-то. Это приводит к постижению ненасилия.

В результате осознания истины и в процессе совершения праведных, возвышенных поступков, наполненных любовью, в душе у этого человека расцветают благоуханные цветы внутреннего покоя.


2.Анализ личного опыта в практике ценности «внутренний покой».


Внутренний покой… С одной стороны, в этих двух словах все довольно просто и понятно, однако с другой стороны для того, что в них разобраться нужно изрядно «покопаться» в своем внутреннем Я. Совсем недавно, до момента начала моего обучения на курсах, я мало, что могла сказать о внутреннем покое. Я считала, что это всего лишь спокойствие души, когда меня ничего не тревожит. Я действительно верила, что это определение самое точное и полное. Передо мной, при рассмотрении этого вопроса часто возникали образы, они были антогоничны, также как ночь и день. Мне казалось существует два типа людей, которых можно разделить по уровню душевного внутреннего спокойствия. Первый образ, и, следовательно, тип людей – это те, которые не имеют покоя, они постоянно куда-то спешат, ничего не успевают, их беспокойство «написано» у них на лице. Я считала, что эти люди несчастны, они не видят жизни, не замечают прекрасного, они просто не успевают этого почувствовать. Мало того, в какой-то мере себя я относила именно к этому типу людей и часто сравнивала себя с ними.

Второй же образ и тип людей мною расценивался, как что-то недосягаемое. Они всегда спокойны, их лица излучают «свет» и чистоту. По всему их внешнему виду чувствуется внутреннее удовлетворение и покой. Их никогда не увидишь спешащими, но в то же самое время, они все успевают.

В какой-то момент времени я считала, что разница в этих типах зависит чисто от внешней загруженности, то есть первый тип людей сильно «загружен» работой или еще чем-то, второй же тип был более свободным и потому чувствовали его представители себя более свободно и раскованно. Сейчас я понимаю, что это была ошибка!

Буквально с первых занятий курсовой подготовки, я начала менять свое отношение к людям, работе, да и к жизни в общем. Я впустила в свою жизнь любовь… Нет, не ту, что проявляться в отношениях мужчины и женщины, или любовь к близким родственникам. Эта любовь наполняет всю меня изнутри, я чувствую, как мое сердце начинает «увеличиваться» и я его начинаю дарить всем окружающим. Я понимаю, что слова мои в какой-то мере могут быть непонятны и даже могут звучать, как бред сумасшедшего, но в этом и есть любовь. Она необъяснима, и в тоже время всесильна, она имеет власть над всем. Именно через любовь человек приходит к внутреннему блаженству и покою. Для того человека, который не впустил любовь в себя, приведенные выше мысли окажутся всего лишь набором несвязных слов.

Из всего я поняла, что внутренний покой и любовь понятия неразлучные, идущие всегда вместе. Причем, нужно сказать, любовь первична. Выше приводились конкретные способы по достижению внутреннего покоя – всего их 5. Исходя из них человек должен наблюдать за своими словами, действиями, мыслями, характером и сердцем. Основа этого наблюдения заключается в том, что следует подавлять в себе все негативное и разрушающее, и излучать свет и добро во всем – и во внутренних своих переживаниях, и во внешнем их проявлении. Сначала я разделяла все эти рекомендации, как бы на отдельные составляющие, но через некоторое время я словила себя на мысли, что все это есть любовь. Высокая духовная любовь! Только любовь в силах указать путь к постижению внутреннего покоя. «Специально» человек его не достигнет. Как бы человек не старался наблюдать за собой, контролировать свои мысли, поступки, у него этого не получится, пока не получиться постигнуть любовь. Только тогда наблюдение и контроль над всеми пятью составляющими будет происходить сам собой, и позитивная энергия наполнит все даже самые отдаленные уголки нашей души. И только тогда придет покой.

Курсы открыли мне глаза на жизнь. Я стала по-другому смотреть на многое происходящее вокруг. Я ощутила силу мысли, действительно – она материальна. Существует выражение: «Мы то, что мы едим». Я бы его немного переделала: «Мы то, о чем думаем». Мы наполняемся мыслями, мысли имеют над нами силу. Раньше я считала, что моменты в которых так случалось, что происходили какие-то события, о которых я когда-то думала - это чистое совпадение. И просто этому удивлялась, считая, что иногда могу почувствовать или даже увидеть будущее. Сейчас же я точно знаю – я сама делаю свое будущее. Огромное значение в этом процессе играют мои мысли – они, то, что будет со мной в будущем. Причем я заметила, намного сильнее те мысли, которые возникают спонтанно, молниеносно, кратковременно, о которых я даже не успеваю задуматься – они сразу покидают мою голову. Но уже через определенное время я о них вспоминаю, так как они «оживают» в моей жизни. Но сейчас я этому уже не удивляюсь – я знаю – это закономерно. Мысли нас могут как усилить, так и ослабить. Если мысль отрицательна, имеет в себе негатив, гнев, обиду – она нас начинает разрушать изнутри. Если же мысль чиста, наполнена любовью и благодарностью ко всему, что находится под Солнцем – она созидательна, она наводит порядок в нашем внутреннем мире и в конечном итоге приводит к постижению внутреннего покоя.

Я стала замечать, как мое отношение к детям на уроке в процессе педагогической деятельности начинает меняться, я больше улыбаюсь, на некоторые моменты сейчас смотрю по-другому, переосмыслено. Раньше на некоторые выходки учащихся могла даже повысить голос, сейчас же пониманию – это дети, а дети, как говорит Шалва Александрович, наши учителя. Мы не их учить должны, а у них учиться. С этими словами я каждый день захожу в кабинет, и в каких-то сложных ситуациях заставляю себя вспоминать эти простые слова, которые сразу же расставляют все по местам. Дети блаженны! Они живут и учат нас, однако взрослый человек чаще всего в силу своей неосведомленности в этом вопросе считает себя мудрее и начинает учить, а точнее переучивать ребенка жизни. Заставляя его свернуть с истинного пути на дорогу обмана, зла и материальных ценностей. А потом мы удивляемся: был маленький – всех нас радовал, такой хорошенький был, вырос и ничего не осталось от того, что было, стал меньше радовать, стал «такой как все». А кто в этом виноват? Неужели ребенок? Да, мы – взрослые в этом и виноваты. А потом придумываем красивые выражения такие, например, как это: «Маленькие детки – маленькие бедки, большие детки – большие бедки». Как будто ребенок сам по себе в процессе взросления начинает меняться в плохую сторону. Он впитал в себя то, чему его научили и забыл то, с чем он пришел в этот мир, точнее его заставили забыть. И ребенок потерял тот внутренний покой, с которым начал эту жизнь.

Являясь не только учителем, но и мамой я поняла, что многое мною сделано не так, многое я упустила, но знаю, что сейчас тех ошибок, которые совершала ранее допускать не буду. Сейчас я смотрю на своего ребенка и понимаю – в нем есть смысл моей жизни, он мой учитель, духовный наставник и именно он поможет мне найти дорогу к постижению внутреннего покоя!

























Заключение

Подводя итоги, следует упомянуть одну истину, к которой приводят нас психологи: «необходимо излечить в себе свое Чадо». Что это значит? Это значит, что все мы были детьми, и все получили душевную или психологическую травму. Виновники этого – взрослые. Скорее всего это произошло не из злости или подобных чувств, это произошло в результате искренней заботы наших родителей, дедушек и бабушек. Они с чистым сердцем желали нам всего самого лучшего, но в результате оставили в нашей душе глубокие раны, которые необходимо излечить.

Достижение внутреннего покоя – цель, смысл жизни каждого человека. Не каждый может прийти к этому заключению, но это так. Лишь достигнув этого человек почувствует себя счастливым. Ничто материальное не произведет такого благотворного и умиротворяющего воздействия на нашу душу, как внутренний покой. Это то направление, которое ведет человека к блаженству.

Место учителя в этом процессе очень важное. Самые всемогущие люди сегодня – это учителя. Они не только могут увидеть будущее, но и сами являются ее авторами. Ш.А.Амонашвили называет учителей художниками, которые рисуют середину XXI века. Как точно подмечено. Учитель может наполнить души и сердца своих воспитанников либо созидательными началами, либо разрушительными. Все в его силах! Если он приведет своих учеников к любви и внутреннему покою, значит в мире будет больше позитива, положительных мыслей и созидательной энергии. Если он этого не сделает, а будет только «набивать» головы своих чад информацией, продолжится процесс саморазрушения человеческой цивилизации, который уже запущен самим человеком.

Путь к внутреннему покою в образовательном процессе возможен только при условии перехода от авторитарной педагогики к гуманной. Нельзя в процессе давления и научения привести внутреннее состояние подопечного к покою – это не естественно. К внутреннему покою можно прийти только сообща, находясь на одном уровне с учеником. Это сложнее, но несоизмеримо важнее и полезнее.

Именно к этому и должен стремиться современный педагог, если он себя считает таковым!











Список использованной литературы


1.Амонашвили Ш.А. Путешествие к истокам мысли. Электронное издание.

2.Методическое пособие для учителя / Мукажанова Р.А., Омарова Г.А.Алматы ННООЦ «Бобек», 2014.-130стр.

3.Джилл Эдвардз. Полная гармония. Электронное издание.

4.Амонашвили Ш.А. Духовная основа образования. Электронноеиздание.

5.Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан по нравственно – духовному образованию «Самопознание». Алматы, 2014 год

6.Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. –М.: Импэто, 1997. – 96 с.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!