СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РЕФЕРАТ «Работа художника - постановщика по созданию сценографии».

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творчество художника – постановщика вызывает в сознании зрителя образы места и времени действия. Но тут все гораздо сложнее, ведь театр — искусство коллективное, а значит, сценографическое решение должно взаимодействовать с актерами-персонажами, а они с ним, а еще с музыкой, светом, проекцией и т. д.

Просмотр содержимого документа
«РЕФЕРАТ «Работа художника - постановщика по созданию сценографии».»







РЕФЕРАТ

Тема: «Работа

художника - постановщика по созданию сценографии».

















































Художник-постановщик — важнейший соавтор режиссера, и судьба спектакля часто напрямую зависит от творчества этого важнейшего человека в театре.

Многие из нас ходили в театр и обращали внимание на то, что когда в зале гаснет свет, поднимается занавес, и всех зрителей охватывает ощущение волшебства и тайны. Мы ещё не видим героев спектакля, но на сцене уже начинается какая-то другая, необыкновенная жизнь, открывается новый мир. Первое, что видит зритель после того, как откроется (или поднимется) занавес,- это сценическое пространство, в котором размещены декорации. Как и любой другой вид искусства (музыка, живопись, литература), театр обладает своими, особыми признаками. Это искусство синтетическое: театральное произведение (спектакль) складывается из текста пьесы, работы режиссёра, актёра, художника и композитора. Термин сценография (от греч. "скенё" – "палатка* и "графо") появился сравнительно недавно. Прежде принято было говорить о театрально декорационном искусстве. Сюда включалось оформление сцены, обозначение места действия, стиль костюмов персонажей, особенности реквизита. Понятие "сценография" значительно шире. Художник-сценограф строит театральное пространство, учитывая взаимодействие сцены и зрительного зала. Сценография- вид художественного творчества, занимающийся оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа, существующего в сценическом времени и пространстве. Сценография, прежде всего, есть пространственное решение спектакля, строящегося по законам визуального эстетического восприятия действительности. Сценография в структуре театрального образа определяет его визуальную значимость. Вследствие того, что образный строй сценографии основывается на зрительном восприятии, в конкретном произведении он выражается через определенный материал, обладающий параметрами пространства. Закономерность этого материала объективной действительности в художественном произведении определяет его композиционные уровни, находящиеся во взаимодействии, формируя каждую деталь произведения. Сценография – это декорации, костюмы, грим, свет. Все, что задает художник-постановщик, то есть пространственная определенность среды. Сценография – это и пластические возможности актерского состава, без чего невозможна пространственная композиция театрального произведения.

Декорации указывают место действия, историческое время, отражают национальный колорит. При помощи пространственных построений можно передать даже настроение персонажей (например, в эпизоде страданий героя погрузить сцену во мрак или затянуть её задник чёрным). Во время действия с помощью специальной техники декорации меняют: день превращают в ночь, зиму – в лето, улицу – в комнату. Очень созвучны термины «сценография» и «скенография», который в свое время понимался как «роспись сцены», т. е. применение «живописных перспектив» в оформлении сцены. «Скенография есть рисунок фасада и картина внешнего вида будущего здания, сделанного с надлежащим соблюдением его пропорций». (Учитывая, что скена — это фасад театральных помещений, перед которыми и находилась площадка, где разыгрывалось представление). Сценография- это пространственное решение спектакля.

В Древней Греции, и мы видим, что с этого момента начинается уже собственно театр, как самостоятельный вид художественного творчества, и начинается игровая сценография, как исторически первая система оформления его спектаклей. В античном театре амфитеатр (от греч. "амфи" – "с обеих сторон", "кругом" и "тёатрон" – "место зрелищ") с местами, возвышавшимися уступами, охватывал с трёх сторон небольшую круглую площадку – орхестру (от греч. "орхёомай" – "танцую"), на которую выходили актёры и хор. Они появлялись из здания скены, где хранились костюмы и маски, проходили через просцениум – площадку перед стеной скены – и по небольшим лесенкам спускались на орхестру. Зрителю, смотревшему сверху и сбоку из амфитеатра, пустая круглая плоскость орхестры казалась фоном для фигуры актёра. Античная драматургия не предполагала изображения конкретного места действия. Сидя в огромном амфитеатре, зритель ощущал себя частью единого театрального целого.

В Средние века спектакли стали снова играть под открытым небом. Формы средневекового народного, уличного театра сохранились и в эпоху Возрождения – в конструкции шекспировской сцены. Именем великого английского драматурга называют тип построения театрального пространства, существовавший в период правления королевы Елизаветы I Тюдор (1558-1603 гг.), - театр Шекспира. Шекспировские трагедии, комедии и хроники шли в помещении театра "Глобус" (построен в 1599 г.). Название объясняется внешним сходством: зрительный зал охватывал сценическую площадку с трёх сторон и напоминал глобус. Однако есть и иной, символический смысл названия: театр – это мир, а в пьесах представлены все основные сюжеты человеческой жизни. Над сценой "Глобуса" был навес, а над головами зрителей – открытое небо.

Ещё в античности сформировалось два типа сцены и зрительного зала: сцена коробка и сцена амфитеатр. Сцена коробка предусматривает ярусы и партер, а сцену амфитеатр зрители окружают с трёх сторон. Сейчас в мире используют оба типа. Очень многое из того, что придумали театральные архитекторы и художники в эпоху Возрождения, сохранилось в театре до наших дней. Линию рампы (фр. rampe), границы между зрительским и игровым пространством, до сих пор часто обозначают маленькими светильниками. Снабжённые специальными отражателями, они расставляются, чтобы ярче осветить сцену и лица актёров. На консольных креплениях, выдвинутых из стены, натягивали тросы (верёвки), и при помощи особого устройства персонажи пролетали над сценой. Несмотря на новейшие достижения современной сценической техники, принцип этого устройства по-прежнему считается самым надёжным. К концу XVII в. в театральной архитектуре окончательно оформилась сцена-коробка – такая же, какую можно встретить в театре сейчас. Особое внимание художники – постановщики вплоть до конца XIX в. уделяли тому, каким способом сохранить у зрителя ощущение, что в этой коробке заключено огромное пространство. Эта так называемая итальянская сцена стала самой распространённой в европейском театре.

Как самостоятельный вид искусства театрально-декорационное искусство складывается только к середине XIX в. Драматургия начала ставить перед театром новые задачи – не только обозначать место действия или историческую эпоху. Театральные традиции прошлого изучаются и используются современной режиссурой. В наши дни с режиссёром постоянно работают сценографы. Художники- постановщики проявляют себя не только в обычных функциях художника – определение формы, цвета, масштабов, освещения находящихся на сцене предметов, – а в действии как этих предметов, так и актеров, с этими предметами связанных. Сначала художник -постановщик, в течение длительного времени работавший вместе с режиссёром над художественным решением спектакля, приносит в театр эскизы декораций. Но эскизы – плоское, двухмерное изображение, а сцена пространства трёхмерное. Поэтому результаты своего труда театральный художник может правильно оценить, только выполнив макет декораций. На этом необходимом и крайне важном этапе на помощь художнику приходит макетчик. Уникальность профессии театрального макетчика состоит в том, что он одновременно и художник, и столяр, и слесарь, и драпировщик. Работает мастер в определённом масштабе – 1:20. В каждом театре есть подмакетник – уменьшенное в двадцать раз изображение сцены. В этой "коробочке" и "колдует" макетчик. Сначала он обычно делает так называемую прирезку – "прикидывает" декорации из обычной бумаги. Это как бы черновик, с которого затем можно уже начисто, без ошибок, из дерева, картона, ткани и других материалов изготовить макет. Используют декорации нескольких видов. Жёсткие, или строенные, изготавливают из дерева (досок, брусков, фанеры) и металла. Они должны быть одновременно и прочными, и лёгкими, быстро устанавливаться на сцене. Жёсткие декорации делают разборными – чтобы было удобно хранить и перевозить во время гастролей. Мягкие декорации – это половик, которым затягивают планшет сцены (пол), кулисы, перекрывающие сцену по бокам, падуги, закрывающие верх сцены, а также задники, создающие фон.

Создание декораций происходит в мастерских театра или специализированных мастерских, и здесь художник- постановщик участвует уже как консультант — контролер.

Творчество художника – постановщика вызывает в сознании зрителя образы места и времени действия. Но тут все гораздо сложнее, ведь театр — искусство коллективное, а значит, сценографическое решение должно взаимодействовать с актерами-персонажами, а они с ним, а еще с музыкой, светом, проекцией и т. д. Да и еще само по себе нести эмоционально-драматургическую нагрузку. Такая удивительная особенность театра делает профессию театрального художника - постановщика совершенно уникальной, и не каждый художник или дизайнер может оформить спектакль. Редкой профессии художника-постановщика учат в Театральных ВУЗах на факультете сценографии. Для создания декораций современному специалисту необходимы навыки дизайнера, архитектора и конструктора, он одинаково профессионально должен уметь чертить и работать с технической документацией, разбираться в сценическом оборудовании, знать технологию изготовления декораций. Более того, будучи соавтором спектакля, сценограф должен разбираться в режиссуре, актерском мастерстве и знать классическую и современную драматургию.

Сценография – область творческой деятельности, направленная на создание внешней художественно-образной формы спектакля (концерта, представления).

Художник-постановщик, являясь автором произведения сценографического искусства, в процессе реализации его художественного замысла осуществляет авторский контроль и авторское руководство художниками-технологами и работниками производственных мастерских, изготавливающих оформление спектакля (концерта, представления), а также авторский контроль в период показа спектаклей (концертов, представлений).

Художник-постановщик создаёт визуальное решение представления, которое помогает раскрыть замысел режиссёра и даёт нужный эмоциональный настрой.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!