" РЕФЛЕКСИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
Слайд 1
Я расскажу вам одну легенду.
Слайд 2
- Жил мудрец на свете, который знал всё . Но один человек захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.
Слайд 3
Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное, успешным
Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.
Слайд 4
Мои задачи сегодня:
-Познакомить с понятием “рефлексия”;
-Дать представление о классификации рефлексии;
-Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках .
Слайд 5 А что же такое рефлексия?
В словаре Ожегова указано, что в слове рефлексия ударение нужно ставить на слог ле.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.
Слайд 6
Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии: Коммуникативная, Личностная, Интеллектуальная.
В зависимости от обстоятельств я использую один из видов учебной рефлексии.
1) физическую (успел – не успел);
2) сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Слайд 7
Рефлексия бывает: индивидуальная и групповая.
Проведение индивидуальной рефлексии позволяет ученику осознавать свою индивидуальность , формировать образ собственного “Я”.
Например, я говорю: "Сегодня мы будем работать в 4 группах.
Предлагаю поздороваться тем, кто родился зимой, летом, весной, осенью. Кто пришел с хорошим настроением".
Групповая рефлексия позволяет оценить деятельность каждого члена группы для достижения результата. «Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)», «Какую помощь в работе оказал… (имя)».
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку.
Слайд 8.
Исходя из функций рефлексия делится на:
Расскажу о некоторых приемах рефлексии эмоционального состояния.
Слайд 9.
Использование карточек с изображением лица (" веселого" - всё хорошо,"грустного"- грустно);
показ большого пальца вверх или вниз.
«Солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось.
Слайд 10.
Рефлексия деятельности. Этот вид хорошо использовать на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.
«Лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось.
«Наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.
Слайд 11.
«Дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.
Слайд 12
«Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, где было неинтересно. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика
«Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока. Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
Слайд 13.
С помощью рефлексии содержания учебного материала можно определить уровень осознания пройденного. Обычно в конце урока подводятся итоги.
"Рефлексивный экран" Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
Слайд 14
«Плюс – минус - интересно". (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников) . Его можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
В графу «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, может быть полезно. В графу ««минус» - все, что не понравилось на уроке, показалось скучным. В графу «интересно» вписывают все любопытные факты, вопросы к учителю.
Слайд 15
«+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать
Слайд 16
Анкетирование
На уроке я работал (Активно/пассивно )
Своей работой на уроке я (Доволен/не доволен )
Урок для меня показался (Коротким/длинным)
За урок я (Устал/не устал)
Моё настроение (Стало лучше/хуже )
Материал урока мне был (Понятен/не понятен )
Домашнее задание мне кажется (Лёгким/трудным )
Слайд 17
Не менее интересна форма "Синквейна" (пятистишия).Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.
- первая строка – название темы (одно существительное);
- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
Процесс рефлексии должен быть многогранным. Это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс. Правда, некоторым формам рефлексии необходимо научить.
РЕФЛЕКСИЯ ПЕДСОВЕТА
Работа в группах.
Составьте синквейн по теме педсовета.
1. _________________________________________________
название темы(существительное)
2. _________________________________________________
описание темы в двух словах ( два прилагательных)
3._________________________________________________________________
описание действия в рамках этой темы тремя словами
4._________________________________________________________________
– это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
5._________________________________________________________________
синоним, который повторяет суть темы.
Зачитывают синквейны.
Сегодняшняя встреча подходит к завершению и пусть результатом нашей работы будет памятка о видах и формах рефлексии. Надеюсь, она поможет вам в работе.
Всем большое спасибо за сотрудничество!