СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рефлексия учащихся на уроке в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад "РЕФЛЕКСИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ" сделан на педагогическом совете.Он знакомит с понятием “рефлексия”; дает представление о классификации рефлексии; показываеат конкретные варианты проведения рефлексии на уроках .

 

Просмотр содержимого документа
«Рефлексия учащихся на уроке в начальной школе»

" РЕФЛЕКСИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Слайд 1

Я расскажу вам одну легенду.


Слайд 2

- Жил мудрец на свете, который знал всё . Но один человек захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.


Слайд 3

Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное, успешным

Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.


Слайд 4

Мои задачи сегодня:

-Познакомить с понятием “рефлексия”;

-Дать представление о классификации рефлексии;

-Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках .


Слайд 5 А что же такое рефлексия?

В словаре Ожегова указано, что в слове рефлексия ударение нужно ставить на слог ле.

  • Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.


  • Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.


  • Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.


Слайд 6

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии: Коммуникативная, Личностная, Интеллектуальная.


В зависимости от обстоятельств я использую один из видов учебной рефлексии.

1) физическую (успел – не успел);

2) сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);

3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).


Слайд 7

Рефлексия бывает: индивидуальная и групповая.


Проведение индивидуальной рефлексии позволяет ученику осознавать свою индивидуальность , формировать образ собственного “Я”.

Например, я говорю: "Сегодня мы будем работать в 4 группах.

Предлагаю поздороваться тем, кто родился зимой, летом, весной, осенью. Кто пришел с хорошим настроением".


Групповая рефлексия позволяет оценить деятельность каждого члена группы для достижения результата. «Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)», «Какую помощь в работе оказал… (имя)».

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку.

Слайд 8.

Исходя из функций рефлексия делится на:

  • Рефлексия настроения

  • Рефлексия деятельности

  • Рефлексия содержания учебного материала


Расскажу о некоторых приемах рефлексии эмоционального состояния.

Слайд 9.

  • Использование карточек с изображением лица (" веселого" - всё хорошо,"грустного"- грустно);

  • показ большого пальца вверх или вниз.

  • «Солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось.


Слайд 10.

Рефлексия деятельности. Этот вид хорошо использовать на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.

  • «Лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось.

  • «Наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.

Слайд 11.

«Дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.

Слайд 12

  • «Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, где было неинтересно. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика

  • «Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока. Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.


Слайд 13.

С помощью рефлексии содержания учебного материала можно определить уровень осознания пройденного. Обычно в конце урока подводятся итоги. 


"Рефлексивный экран" Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я понял, что…


Слайд 14

  • «Плюс – минус - интересно". (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников) . Его можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, может быть полезно. В графу ««минус» - все, что не понравилось на уроке, показалось скучным. В графу «интересно» вписывают все любопытные факты, вопросы к учителю.

Слайд 15

  • "Пометки на полях (маркировка)" – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:

«+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать


  • "Шпаргалка" –составление памяток, схем.


  • "Ранжирование" - расположение в нужном порядке понятий.


Слайд 16

Анкетирование

  • На уроке я работал (Активно/пассивно )

  • Своей работой на уроке я (Доволен/не доволен )

  • Урок для меня показался (Коротким/длинным)

  • За урок я (Устал/не устал)

  • Моё настроение (Стало лучше/хуже )

  • Материал урока мне был (Понятен/не понятен )

  • Домашнее задание мне кажется (Лёгким/трудным )


 

Слайд 17

Не менее интересна форма "Синквейна"  (пятистишия).Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.



- первая строка – название темы (одно существительное);

- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.




Процесс рефлексии должен быть  многогранным. Это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс. Правда, некоторым формам рефлексии необходимо научить.









РЕФЛЕКСИЯ ПЕДСОВЕТА

Работа в группах.

Составьте синквейн по теме педсовета.


1. _________________________________________________

название темы(существительное)

2. _________________________________________________

описание темы в двух словах ( два прилагательных)

3._________________________________________________________________

описание действия в рамках этой темы тремя словами

4._________________________________________________________________

– это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

5._________________________________________________________________

синоним, который повторяет суть темы.


Зачитывают синквейны.


Сегодняшняя встреча подходит к завершению и пусть результатом нашей работы будет памятка о видах и формах рефлексии. Надеюсь, она поможет вам в работе.






Всем большое спасибо за сотрудничество!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!