Рефлексивный анализ
опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Староильдеряковская СОШ»,
Пикаловой Марины Николаевны
За последнее десятилетие мир разительно переменился: количество информации возросло в десятки раз. И если взрослый человек умеет отбрасывать ненужные сведения, то у младшего школьника этого умения нет. Он как губка впитывает в себя любые знания, пока может воспринимать информацию. Однако возможности ребенка не беспредельны, а источников информации становится все больше — помимо школы это телевидение, радио, газеты, журналы, интернет.
От перегрузки сведениями организм спасается привычным способом — лишняя информация не воспринимается, быстро забывается. В результате современные школьники плохо запоминают, мало знают, слабо читают, быстро утомляются.
Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество.
А значит задачей учителя является такое построение учебного процесса, в котором нарастает самостоятельная, поисковая деятельность учащихся, выполняются задания, ведущие от воспроизводящей деятельности к творческой. Необходимо научить учащихся связывать различные части информации между собой, научиться рассматривать и осмысливать новые идеи и знания в соответствующем контексте.
На мой взгляд, решению проблемы способствует методика развития критического мышления, которая выделяется как самостоятельная технология в рамках личностно-ориентированного обучения. Применение технологии развития критического мышления (Она была разработана американскими педагогами Джинни Стил, Кертис Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером) обеспечивает достижение качественно нового результата. Одна из основных целей технологии развития критического мышления - научить учащегося самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию.
Реализация на практике нетрадиционных приемов работы с текстом на уроках литературного чтения предусматривает несколько иное представление учителя об этапах урока. В основе работы с информацией лежат приемы технологии развития критического мышления через чтение .
Я остановлюсь на тех приёмах, которые меня заинтересовали, которые использую на своих уроках. Напомню, базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
Вот некоторые приёмы стадии «Вызова»:
Приём «Дерево предсказаний» (заимствован у американского учителя Дж. Белланса). Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Прием «Кластер» (автор Гудлат)
Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, используется на всех стадиях. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Ученики легко используют этот прием. Достаточно 2 - 3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Мои ученики с удовольствием используют кластеры.
Приём «Загадка». Тема урока зашифрована в виде загадки или загадки-описании.
Приём «Проблемный вопрос». Урок начинается с вопроса, записанного на доске. Ответ на него учащиеся получают в ходе урока
Приёмы стадии «Осмысления»:
Приём «Чтение с пометами» (авторы Воган и Эстес).
Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки,
"V" – это я знаю
"+" – это новое для меня
"-" – я думаю иначе
"?" – необходимо разъяснение
"!!" – это меня очень заинтересовало и др.
Прием «Толстые и тонкие вопросы»
Он может быть использован на любой из трех стадий урока. У каждого учителя вопросы для каждой фазы урока свои. Главное – эти приемы действенны. Они помогают ученику конструировать учебный процесс, отслеживать направления своего развития, самому определять конечный результат.
Прием «Чтение с остановками»
Данный прием содержит все стадии технологии. Работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
Урок литературного чтения в 3 классе, УМК «Школа России»
Тема: Л.Толстой «Лев и собачка».
Чтение 1 части: -Как вела себя собачка оказавшись в клетке у льва?
Чтение 2 части: - Как ведет себя лев, увидев маленькое существо в клетке?
Чтение 3 части: Прошло ли чувство тревоги у собачки?
Как одним словом можно сказать, когда кто – то полагается на друга?
Что произошло в отношениях между животными, когда мы видим с одной стороны заботу? А с другой стороны доверие?
Найдите слова, показывающие, что чувства льва и собачки переросли в дружбу.
Чтение 4 части: - Почему животные расстались? Что их разлучило?
Сразу ли лев принял смерть собачки?
Каким стало поведение льва. Когда он понял, что собачка умерла?
Прочитайте слова, с помощью которых автор передает эту тоску?
При использовании этого приема полезно использовать прием «Дерево предсказаний» после первой и второй остановки.
Приёмы стадии «Рефлексии»
Прием «Синквэйн» или «Диаманта»
Написание стихотворений по алгоритму – один из интересных приемов работы на уроке. Это универсальный прием, т. к. его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете. Уместнее использовать в конце урока или в качестве домашнего задания для осмысления изученного на уроке. В своем классе использую два алгоритма написания таких стихотворений.
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Старуха
злая, жадная
сидит, прогнала, бранится
пряжа, сеть, рыба, желание
закинул, отпустил, отвечает
добрый, послушный
старик
Тема: Виктор Драгунский " Друг детства"
Друг.
Мягкий, пушистый.
Утешает, радует, слушает.
Он в беде не бросит.
Игрушка.
Прием «Цветопись»
Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.
Прием « Пятиминутное эссе»
Этот вид письменного задания применяется в конце урока, чтобы помочь ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
Теория развития критического мышления предполагает применение огромного количества различных приемов, среди которых всегда можно найти «свои», в зависимости от темы, типа урока и стиля преподавания.
На курсах повышения квалификации я познакомилась ещё с одним приёмом «Чтение с вопросами» (по методике Коулома). Это групповая работа, где у каждого своя роль, которую они должны выполнить. Приём очень понравился и я буду использовать его на своих уроках литературного чтения в 4 классе.
В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом мне помогают приёмы технологии развития критического мышления.
Применение технологии развития критического мышления через чтение даёт детям чёткий алгоритм работы с любым научно-познавательным текстом, повышает социальную ответственность, способствует развитию мышления и творчества. Создает условия для мотивации, формирования чувства времени, активности познающего. Дает право на риск, на ошибку. Разрешает размышления. Воспитывает уважение к окружающим. Подчёркивает ценность опыта каждого. По- новому учит работать с информацией, формируя информационную компетентность учащихся.
Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью и очевидно, что все методы и приемы РКМ дают возможность:
- развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся;
- повышать познавательное отношение к прочитанному;
- развивать положительное отношение к заданиям творческого и проблемного характера.
Все эти приемы и методы РКМ учат учащихся рефлексировать свою деятельность и развивать коммуникативную культуру.
Результаты у меня пока ещё незначительные, но используя некоторые методы и приемы технологии развития критического мышления через чтение, я смогла добиться следующих результатов:
1) Изменила отношение детей к учёбе.
2) Изменила у учащихся отношения к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы над художественным текстом.
3) Учащиеся стали лучше запоминать учебный материал.
4) Стали задавать разумные вопросы и делать логические умозаключения
5) Повысилось активность детей на уроках.
6) Изменилось отношение учеников к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.
Список используемой литературы
1.С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175с.
2.Е.С. Полат. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.
3. Д.Халперн . Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. - 503 с.