СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рефлексивный анализ опыта работы по развититю критического мышления на уроках литературного чтения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье я описала свой опыт работы по развититю критического мышления на уроках литературного чтения.Описала какие методы и приемы использую на стадии вызова, осмысления и рефлексии и чего я добилась.

Просмотр содержимого документа
«Рефлексивный анализ опыта работы по развититю критического мышления на уроках литературного чтения.»

Рефлексивный анализ

опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Староильдеряковская СОШ»,

Пикаловой Марины Николаевны


За последнее десятилетие мир разительно переменился: количество информации возросло в десятки раз. И если взрослый человек умеет отбрасывать ненужные сведения, то у младшего школьника этого умения нет. Он как губка впитывает в себя любые знания, пока может воспринимать информацию. Однако возможности ребенка не беспредельны, а источников информации становится все больше — помимо школы это телевидение, радио, газеты, журналы, интернет.

От перегрузки сведениями организм спасается привычным способом — лишняя информация не воспринимается, быстро забывается. В результате современные школьники плохо запоминают, мало знают, слабо читают, быстро утомляются.

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество.

А значит задачей учителя является такое построение учебного процесса, в котором нарастает самостоятельная, поисковая деятельность учащихся, выполняются задания, ведущие от воспроизводящей деятельности к творческой. Необходимо научить учащихся связывать различные части информации между собой, научиться рассматривать и осмысливать новые идеи и знания в соответствующем контексте.

На мой взгляд, решению проблемы способствует методика развития критического мышления, которая выделяется как самостоятельная технология в рамках личностно-ориентированного обучения. Применение технологии развития критического мышления (Она была разработана американскими педагогами Джинни Стил, Кертис Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером) обеспечивает достижение качественно нового результата. Одна из основных целей технологии развития критического мышления - научить учащегося самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию.

Реализация на практике нетрадиционных приемов работы с текстом на уроках литературного чтения предусматривает несколько иное представление учителя об этапах урока. В основе работы с информацией лежат приемы технологии развития критического мышления через чтение .

Я остановлюсь на тех приёмах, которые меня  заинтересовали, которые использую на своих уроках. Напомню, базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Вот некоторые приёмы стадии «Вызова»:

Приём «Дерево предсказаний» (заимствован у американского учителя Дж. Белланса). Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Прием «Кластер» (автор Гудлат)

Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, используется на всех стадиях. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Ученики легко используют этот прием. Достаточно 2 - 3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Мои ученики с удовольствием используют кластеры.

Приём «Загадка». Тема урока зашифрована в виде загадки или загадки-описании.

Приём «Проблемный вопрос». Урок начинается с вопроса, записанного на доске. Ответ на него учащиеся получают в ходе урока

Приёмы стадии «Осмысления»:

Приём «Чтение с пометами» (авторы Воган и Эстес).

Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки,

"V" – это я знаю

"+" – это новое для меня

"-" – я думаю иначе

"?" – необходимо разъяснение

"!!" – это меня очень заинтересовало и др.

  Прием «Толстые и тонкие вопросы»

Он может быть использован на любой из трех стадий урока. У каждого учителя вопросы для каждой фазы урока свои. Главное – эти приемы действенны. Они помогают ученику конструировать учебный процесс, отслеживать направления своего развития, самому определять конечный результат.

Прием «Чтение с остановками»

Данный прием содержит все стадии технологии. Работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

Урок литературного чтения в 3 классе, УМК «Школа России»

Тема: Л.Толстой «Лев и собачка».

Чтение 1 части: -Как вела себя собачка оказавшись в клетке у льва?

  • Прочитайте, что она чувствует в этот момент?

  • Что мы знаем о льве? Какое это животное?

Чтение 2 части: - Как ведет себя лев, увидев маленькое существо в клетке?

  • Какими словами автор показывает, что лев – хищник?

  • Какое это чувство?

Чтение 3 части: Прошло ли чувство тревоги у собачки?

  • Как одним словом можно сказать, когда кто – то полагается на друга?

  • Что произошло в отношениях между животными, когда мы видим с одной стороны заботу? А с другой стороны доверие?

  • Найдите слова, показывающие, что чувства льва и собачки переросли в дружбу.

Чтение 4 части: - Почему животные расстались? Что их разлучило?

  • Какие чувства испытывает лев после смерти собачки?

  • Сразу ли лев принял смерть собачки?

  • Каким стало поведение льва. Когда он понял, что собачка умерла?

  • Прочитайте слова, с помощью которых автор передает эту тоску?

При использовании этого приема полезно использовать прием «Дерево предсказаний» после первой и второй остановки.
Приёмы стадии «Рефлексии»

  Прием «Синквэйн» или «Диаманта»

Написание стихотворений по алгоритму – один из интересных приемов работы на уроке. Это универсальный прием, т. к. его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете. Уместнее использовать в конце урока или в качестве домашнего задания для осмысления изученного на уроке. В своем классе использую два алгоритма написания таких стихотворений.

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Старуха

злая, жадная

сидит, прогнала, бранится

пряжа, сеть, рыба, желание

закинул, отпустил, отвечает

добрый, послушный

старик

Тема: Виктор Драгунский " Друг детства" 

Друг.
Мягкий, пушистый.
Утешает, радует, слушает.
Он в беде не бросит.
Игрушка.


Прием «Цветопись»

Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.

Прием « Пятиминутное эссе»

Этот вид письменного задания применяется в конце урока, чтобы помочь ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Теория развития критического мышления предполагает применение огромного количества различных приемов, среди которых всегда можно найти «свои», в зависимости от темы, типа урока и стиля преподавания.

На курсах повышения квалификации я познакомилась ещё с одним приёмом «Чтение с вопросами» (по методике Коулома). Это групповая работа, где у каждого своя роль, которую они должны выполнить. Приём очень понравился и я буду использовать его на своих уроках литературного чтения в 4 классе.

     В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу  в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом мне помогают приёмы технологии развития критического мышления.

    Применение технологии развития критического мышления через чтение даёт детям чёткий алгоритм работы с любым научно-познавательным текстом, повышает социальную ответственность, способствует развитию мышления и творчества. Создает условия для мотивации, формирования чувства времени, активности познающего. Дает право на риск, на ошибку. Разрешает размышления. Воспитывает уважение к окружающим. Подчёркивает ценность опыта каждого. По- новому учит работать с информацией, формируя информационную компетентность учащихся.

       Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью и очевидно, что все методы и приемы РКМ дают возможность:

- развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся;

- повышать познавательное отношение к прочитанному;

- развивать положительное отношение к заданиям творческого и проблемного характера.

Все эти приемы и методы РКМ учат учащихся рефлексировать свою деятельность и развивать коммуникативную культуру.

Результаты у меня пока ещё незначительные, но используя некоторые методы и приемы технологии развития критического мышления через чтение, я смогла добиться следующих результатов:

1)      Изменила отношение детей к учёбе.

2)      Изменила у учащихся отношения к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы над художественным текстом.

3) Учащиеся стали лучше запоминать учебный материал.

4) Стали задавать разумные вопросы и делать логические умозаключения

5) Повысилось активность детей на уроках.

6)      Изменилось отношение учеников к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.



Список используемой литературы

1.С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175с.
 

2.Е.С. Полат. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.

3. Д.Халперн . Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. - 503 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!