Рефлексивный анализ урока мировой художественной культуры,
10 класс
Тема: «Особенности культуры Востока»
Данный урок входит в цикл уроков «Мировая художественная культура», является авторской разработкой. Необходимо было так выстроить систему уроков, и урок МХК в частности, чтобы прозвучали аспекты бинарности. Так как бинарность – это не просто соединение материала из двух образовательных учебных областей, а особая форма реализации межпредметных связей и интеграции предметов, ассимилирующих в процессе проведения урока.
Содержание материалов урока дает возможность опираться на полученные уже знания по предметам: изобразительное искусство, история, география, философия. Отобранный материал соответствует базовому уровню преподавания предмета «Мировая художественная культура».
Готовясь к уроку, я поставила перед собой с цель: сформировать у обучающихся представления об основных особенностях культуры Востока, ее философской основы.
Задачи:
знакомство с характерными чертами, определяющими своеобразие культуры Востока;
расширение лексикона в пределах темы урока;
развитие навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой, находить необходимые сведения;
воспитание коммуникативных умений, т.е. умение общаться, слушать отвечающих.
Перед учащимися я поставила следующую цель:
- на основе обобщения изученного материала углубить компетентностные навыки по специфическим чертам и художественным особенностям культуры Востока.
Поскольку урок проходил в классе, где 20 обучающихся, то я старалась применить разнообразие приемов и методов, направленных на восприятие информации всеми десятиклассниками (визуалами, кинестатами и аудиалами). Практика показывает, что большинство учащихся является визуалами, поэтому считаю эффективным использовать метод наглядной передачи информации (использование технических средств – компьютера, мультимедийного проектора) и зрительного восприятия иллюстраций картин художников, примеры архитектурных сооружений (демонстрация, наблюдение), а так же слухового восприятия музыки.
•Развивающие:
1. Формировать умение анализировать произведение искусства, обобщать материал, сопоставлять, грамотно формулировать личное мнение, творчески переосмысливать художественные традиции различных народов.
2. Создавать условия для развития самостоятельности суждений.
Для этого я использую методы стимулирования и мотивации учащихся: проблемный метод, демонстрационный метод, метод развития художественных эмоций, художественного мышления и художественного сознания.
•Воспитательные:
1. Развитие эстетической культуры обучающихся, их эрудиции в искусстве.
2. Способствовать пониманию учащимися значимости различных источников художественной культуры.
3. Формирование толерантного отношения к культуре разных народов.
Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Для погружения в культурную среду восточного региона использовалась компьютерная презентации, в которой демонстрировались элементы изобразительного искусства, изображения шедевров архитектуры Востока. В канву урока были включены здоровьесберегающие технологии – поэтапные переходы к различным видам деятельности. Использовались групповые формы работы, что позволяло снимать напряжение учащихся, вносить психологическое равновесие. Перед этапом «Художественно-практическая деятельность» была проведена валеологическая пауза в рамках музыкальной культуры Востока.
Урок начался с организационного этапа, задача которого подготовить учащихся к работе на уроке. Обучающие самостоятельно определили тему урока, объединились для дальнейшей работы в группы. Ознакомились с системой оценивания. Данный этап очень непродолжительный, позволил быстро включиться в работу.
2 этап – Мотивация. Десятиклассники пояснили слова Киплинга о Востоке, высказав свое мнение.
3 этап Актуализация знаний.
С помощью блиц-опроса были проверены художественно-теоретические знания по различным разделам моровой художественной культуры.
4этап Применение знаний в новой ситуации.
Использовались различные формы работы с элементом анализа, урока художественной культуры, обобщения и сопоставления на базе предоставленного материала. На этом этапе были реализованы обязательные составляющие урока художественной культуры: восприятие искусства и художественно-практическая деятельность.
5этап Подведение итогов.
Учащиеся охарактеризовали особенности культуры Востока, составив таблицу.
6этап Рефлексия.
Возможность оценить себя на уроке.
7этап Контроль усвоения знаний.
Руководители охарактеризовали работу в группах. С помощью таблиц определили лучшие результаты обучающихся.
Десятиклассники работали в группах. Каждая группа старалась проявить активность, каждый обучающийся старался не подвести свою группу, используя не только знания по программе, но и дополнительные источники по искусству. Данный урок способствовал развитию познавательного интереса к разным областям искусства. А форма проведения - урок-путешествие «Восточный экспресс» позволила охватить большой культурный пласт восточных стран.
Выводы:
На уроке удалось заинтересовать учащихся с помощью системно-деятельностного подхода в обучении.
Удачно были подобраны формы и методы работы по формированию универсальных учебных действий.
Сложнее была подготовка, чем непосредственно проведение урока.
В своем арсенале опыта обязательно буду использовать задания на сопоставление, анализ, синтез материала.
В дальнейшей работе больше внимания необходимо уделять монологической речи при анализе произведения искусства, формировать умение выражать личное отношение к художественному явлению.
Цель урока реализована полностью.
Учитель мировой художественной культуры Гапоненкова Н.В.