СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рефлексивный отчет по внедрению и управлению изменениями в рамках всей школы. Отчет С. "Лидерство учителя в педагогическом сообществе".

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный отчет является итоговым в рамках обучения по программе повышения квалификации педагогических работников  республики Казвхствн "Лидерство учителя в педагогическом сообществе".

Просмотр содержимого документа
«Рефлексивный отчет по внедрению и управлению изменениями в рамках всей школы. Отчет С. "Лидерство учителя в педагогическом сообществе".»

Сопрович Евгения Васильевна Портфолио учителя Отчет С

Группа 3 "Лидерство учителя в педагогическом сообществе"

Город Кокшетау 20.10.2016


Рефлексивный отчет по внедрению и управлению изменениями в рамках всей школы



Проработав более 20 лет в школе я на уроках основной акцент делала на преподавание предмета, т.е. я ставила цели урока, объясняла тему, выставляла оценки. И я была уверена, что успешный ученик – это дисциплинированный, внимательный, старательный, исполнительный субъект образовательного процесса. Он может точно воспроизвести все то, что ему говорит учитель. А  роль учителя сводится к тому, чтобы передавать готовые знания. Прохождение курсов "Лидерство учителя в педагогическом сообществе" и последующая практика помогли мне поменять мне мои убеждения. Нельзя не согласится с утверждением Пожареса(1992), что убеждения учителя имеют большее влияние, чем его знания, поскольку в процессе обучения влияют на все его действия в классе. Обновление содержания образования поменяло все мои убеждения, показало новый взгляд на образование и ученика.

В то же время я не могу сказать, что ранее мои уроки были не интересны, ведь в своей работе, я сама того не понимая, применяла приемы критического мышления, проблемно-диалогическое обучение, работа в парах, КСО, но теперь понимаю, что как-то формально, однобоко. Я даже не предполагала, что настолько можно изменить вид своей деятельности не меняя профессии. Сейчас я взглянула на свою деятельность совершенно другими, новыми глазами.

Современный мир диктует новые подходы в образовании и обучении, это связано с тем, что в 21 веке требуется молодое поколение, позитивное, креативно мыслящее, компетентное, способное реализовать в быстро меняющемся мире, применить на практике свои знания. Обучившись на курсах "Лидерство учителя в педагогическом сообществе", я приступила к внедрению на практике идей семи модулей Кембриджского университета

1.Новые подходы в преподавании и обучении.

2.Обучение критическому мышлению.

3.Оценивание для обучения и оценивание обучения.

4.Использование ИКТ в преподавании.                                                                  

5.Обучение талантливых и одаренных детей.

6.Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

7. Управление и лидерство в обучении.

За основу педагогической деятельности я взяла слова И. Г. Песталоцци

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача-помочь им раскрыться, развить собственные идеи».

Перед собой я поставила цель: во время моей педагогической практики через внедрение инновационных образовательных технологий в учебный процесс, способствовать развитию, самодостаточной, рефлексирующей личности ученика.

На втором этапе - «Практика в школе», я внедрила в свою работу, через серию последовательных уроков, идеи семи модулей. Мой выбор остановился на предмете "Познание мира" т. к. этот предмет дает возможность для использования широкого спектра различных методов, приемов и является стартовой площадкой для реализации внедрения идеи семи модулей. Период практики выпал на сентябрь, октябрь месяцы, поэтому среднесрочное планирование началось с изучения раздела "Человек и природа" в который включены темы - "Что нас окружает", "Я- человек", "Человек и природа", "Роль человека в охране природы". Работа по планированию дала мне возможность увидеть существенное различие традиционного планирования от среднесрочного. На протяжении многих лет планирование сводилось к переписыванию и распределению по четвертям календарного плана из методического пособия. Сегодняшнее видение среднесрочного планирования – это последовательно продуманное, связанное темами планирование, из которого видно – что и как задумал проводить учитель, прописываются цели урока, включены критерии успеха для учеников, различные виды работ, формы оценивания, взаимосвязь идей семи модулей, используемые ресурсы, инструментарий, а главное – конечный продукт, то на что должна нацелить учащихся в начале урока и получить к концу. Я пришла к выводу, что планирование серии последовательных уроков - это трудоемкий, требующий времени творческий подход к своей деятельности, нацеленный на видение всей картины будущих уроков. Но зато краткосрочное планирование облегчает подготовку к уроку, так как известно, что было на прошлом уроке, что успели сделать, чем будем заниматься, и какие изменения могу внести.

Программа семи модулей, которая базируется на конструктивистской теории, заставили меня задуматься о роли и месте учителя при обучении учеников. Для меня было самым сложным отказаться от своих стереотипов и работать по новому. Да, я еще только в начале пути, но изученная теория + практика помогут мне стать учителем "ЛУПС".

Урок – это главная составляющая образовательного процесса.  На моих уроках присутствовала координатор сетевого сообщества Есильской средней школы им. С. Серикова, учитель прошедший 1 уровень - Смоляная Т. Г. Она отметила динамику развития от урока к уроку и предложила мне принять участие в районном обучающем семинаре "Современные подходы в преподавании и обучении" для учителей не прошедшие уровневые курсы. И я дала согласие. Урок, который я попыталась максимально приблизить к званию «современный», стал урок "Познания мира" во 2 "г"классе по теме "Человек и природа". Цель данного урока: понять важность бережного отношения к природе и ее богатствам. Так же после проведения трех уроков я должна выявить уровень усвоения учениками теоретического материала. Мой урок претерпел изменения от первоначально запланированного. Я постаралась отобрать наиболее эффективные приемы для урока, направленные на достижение поставленных целей, то есть включила наиболее удачные приемы и стратегии, апробированные на предыдущих уроках. Во-первых: цели обучения достаточно реалистичны: Понять важность природного богатства, во-вторых, согласно конструктивистской теории ученики знакомятся с новым материалом с опорой на имеющиеся знания, для этого был использован прием «Горячий стул». Дети с удовольствием задают друг другу вопросы. В своей речи используют слова «Я принимаю ответ», «Я дополняю ответ», «Нет, я не принимаю ответ» и т. д. В третьих, составление кластера «Природа», разрабатывались экологические правила, которые учат детей работать в группе, развивают критическое мышление, коммуникативные навыки, уважение к другим точкам зрения, ответственность. Данный вид работы вовлекает всех учеников, деятельность интересна детям, ученики активны и открыты у них нет страха высказывать неверные суждения. Здесь же проявляются лидерские качества спикеров, которые контролируют группу и дают оценку каждому участнику. В течении урока прослеживался диалог «учитель-ученик», «ученик – ученик». Не остался без внимания модуль работа с талантливыми и одаренными, так как им требуется иное задание по сравнению с их сверстниками, другими словами более сложное. Поэтому на подготовительном этапе было дано задание подготовить рассказ об исчезающих животных из Красной книги. Я считаю, что учет возрастных особенностей занимает немаловажное место на уроке, поэтому применялись музыкальные физминутки, так же выдержаны временные рамки. На этапе рефлексии дается детям возможность, порассуждать, закончить фразы Я узнал…., было трудно….., мне понравилось… и т. д. на помощь приходит рефлексивный экран. ИКТ – работа с интерактивной доской на протяжении всего урока.

Последующая обратная связь имела положительные отзывы, что придало мне сил и уверенности, что я на правильном пути.

Да, теперь я понимаю о необходимости включать в свою работу ключевые идеи Программы, все-таки внедрение новых подходов в обучении положительно влияет на учебную и эмоциональную сферу моих учеников. Но на ряду с положительными моментами мне с классом предстоит отработать деление на группы, научить детей выставлять оценки объективно: не занижать и не завышать, при составления кластера уметь отражать знания: имеющиеся и полученные, и тогда и меня и моих второклашек ждет успех!

Практика в школе началась с проведения беседы с коллегами о внедрении семи модулей. Изначально мной был запланирован коучинг на тему: «Преподавание и обучение в соответствии возрастных особенностей учеников». Но результаты беседы выявили, что особый интерес вызывает модуль – оценивание обучения т. к. контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Поэтому было принято решение провести коучинг- занятие по теме: «Критериальное оценивание в учебном процессе.»

Целью данного занятия показать важность видов оценивания в учебном процессе. Оказание поддержки коллегам в обеспечении эффективности использования критериального оценивания.

Задачи: выявить уровень знаний учителей по данной проблеме; обосновать необходимость критериального оценивания знаний; научить разрабатывать критерии оценивания.

Проведя анализ коучинга, могу отметить положительные моменты: психологический настрой "Ладошки" создал доверительные взаимоотношения; деление на группы с последующей работой в них способствовало общению. Понимание сути критериального оценивания было достигнуто через задание "Нарисуй дом", учителя проявили творчество и задание, во время взаимооценивания групп посчитали, что подошли объективно, но при повторном оценивании, когда были озвучены критерии оценивания рисунка, результат был ниже оценка от 5 опустилась до 3. Знание критериев оценивания приводит к улучшению результатов, к такому выводу пришли участники коучинга и сами разработали критерии к своим урокам. Стратегия «Две звезды, одно желание», дала возможность оценить работу в группах.

Но, к сожалению, есть и негативные моменты: в связи с занятостью учителей т. к. школа работает в две смены, участники коучинга долго собирались, кто-то выходил или заходил в самый разгар занятия, а это непредвиденные заминки и отвлечения. Так же мне предстояло переубедить учителей-скептиков, которые в силу своего многолетнего накопленного опыта не желают меняться по новым стандартам. Поэтому некоторый дискомфорт все же присутствовал.

Доказательствами обучения учителей являются оформленные постеры, фотоматериалы проведенного коучинг занятия, разработанные самостоятельно критерии учебного задания, а также рефлексия в конце занятия «Паутина»- передавая клубок, участникам занятия необходимо сделать комментарии, предложения по теме коучинга или рассказать, что взяли для себя интересного.

Одним из этапов прохождения практики - это менторинг. Моей подопечной стала учитель начальных классов Демина О. учитель 2 категории, пед стаж составляет 8 лет. Оксана учитель молодой, творческий, мобильный, готова воспринимать новые идеи. Она сама обратилась ко мне за помощью т. к в этом году у неё 1 класс и работает по программе обновления содержания образования РК. В ходе предварительной беседы, учитель поделилась, что испытывает определенные трудности, а именно низкая мотивация учащихся по предмету "Обучение грамоте". Предлагаю цель реализуемого процесса менторинга через использование новых подходов в обучении. В ходе менторской деятельности я наблюдала за методами и приёмами, которые применяет моя подопечная, посетив четыре урока. Было решено просмотр действий на традиционном уроке и отснять фотоматериал. Учитель начинает урок с орг момента, создает атмосферу непринужденности, повторяют пройденный материал. Учащиеся читают буквы, слоги, составляют предложения. Работа над темой урока приводится в виде игры "Спасти принцессу". Для снятия усталости проводится физминутка. В конце урока подводится итог, дети получают за работу жетоны. Мои наблюдения таковы: мотивация у детей низкая, ученик А в начале урока активен, но по прошествии 10 мин. его активность резко падает и постепенно присоединяется к ученикам В и С, которые скорей наблюдатели, чем участники процесса. При отгадывании загадок ученик С не успевает включиться в работу - загадку отгадали ученики А,В. Учитель говорила на уроке более 20 минут из 35 (объясняет, задает вопросы, повторяет, делает замечания по поводу дисциплины и т. д.) .

Обратную связь мы провели с менти после просмотра фотоматериалов урока и коллега увидела себя со стороны. Она сама увидела свои ошибки и поместила их на стикерах: очень много говорит, сама спрашивает и сама же отвечает, не дает подумать, много раз за урок просит учеников угомониться, ученик С «сидит в сторонке». Я менти предложила ознакомиться с идеями семи модулей и внедренить их в серию последовательных уроков, взаимопосещение уроков с последующем анализом и самоанализом, поскольку применение теории на практики является нарабатыванием опыта в педагогической деятельности. Я объяснила подопечной технологию работы в парах и группах и стали применять при составлении звуко - буквенного анализа слов, при этом правильно распределять дозировку урока с учетом возрастных особенной, больше уделять внимания на задания направленные на определение последовательности событий в сказке, учить высказывать оценочное суждения. Советую применять на уроке формативное оценивание при проверке письменных работ, например, для учеников А, если в строке допущена ошибка за поля выносим грустный смайлик, давая возможность ученику самому найти и исправить ошибку, ученикам С, пометить смайлик над ошибкой. Обязательным этапом проведение рефлексии. Так же применять музыкальные видеофизминутки, пальчиковые гимнастики и т. д.

Последовательно, от урока к уроку, появилась четкая организация, появилась уверенность, менти подводила учащихся к проблеме, но было видно, как тяжело контролировать свои порывы к рассуждению, повторению вопроса и ответа. Коллега последовала моему совету и применила формативное оценивание на всех этапах урока, что способствовало вовлечению учеников в процесс, продумывание вопросов, которые повысят их мотивацию, развивать у них критичность мышления, научить детей анализировать, давать себе и товарищам оценку. Работа строилась с учетом интереса ученика В, С. – дать возможность им подумать, т. е увеличить время между заданным вопросом и получением ответа от 3 до 7 секунд. Результат был положительный - дети получили свои звезды, а в конце оценили себя на "Лесенке знаний".  Когда ученик С поместил свою звездочку на самую нижнюю ступеньку ребята не согласились с его мнением, и проведя анализ участия в процессе работы  перенесли его звезду на ступеньку повыше - мальчик был рад. Коллега еще раз убедилась, что коллаборативная среда  раскрепощает, содействует сплочению через сотрудничество, мотивирует процесс обучения.

Совместная плодотворная работа, дала положительный результат, как моему менти, так и мне. Ведь в процессе менторинга усовершенствуется и моя практика. Продолжим процесс взаимодействия в атмосфере взаимоуважения. Переходя на двенадцати летнее образование я считаю, что программа «ЛУПС» необходима, потому что сама цель программы и состоит в коренных изменениях. И я, пройдя эти курсы, должена применять свои знания в обучении своих коллег.

Сетевые сообщества школ играют важную роль в жизни современного общества. Они служат проводником в процессе обмена знаниями и информацией. В настоящее время нет определённой единой модели сетевого сообщества для всех школ т.к. каждая школа уникальна. Структура сообщества должна отражать политику каждой конкретной школы и потребности учеников и учителей тех школ, которые состоят в конкретном сообществе. Сообщества объединяют такое количество школ, которыми можно управлять.

Разрабатывая план сетевого сообщества на период практики,   я обозначила следующую тему: «Усовершенствование процессов преподавания и обучения через формативное оценивание". Данная тема для педагогического сообщества выбрана неслучайно, т.к. оценивание является одной из особенностей обновленного содержания среднего образования в РК. Новизна современного оценивания направлена на объединение с процессом обучения. Из числа современных научных подходов наиболее популярное и получившее высокое мировое признание являются подходы основанные на конструктивистской теории, а она в свою очередь предполагают, что успешность ученика будет зависеть от сотрудничества между учителем и учеником, от предоставленной возможности размышлять над своими знаниями, перестраивать свое понимание предметов во время изучения. Но тем не менее контроль за обучением детей осуществляется учителем через оценивание. Поэтому различные виды оценивания ставятся во главе достижения высоких результатов обучения.

В план работы сообщества школы входят: проведение коучингов, менторинга, открытых уроков, выступления на заседаниях МО и педагогических советах. В каждом из запланированных мероприятий продумывается постановка цели и ожидаемые результаты, назначение ответственных и указание используемых ресурсов.

В свою рабочую группу привлекались учителя прошедшие уровневую подготовку, т. к они владеют багажом необходимых знаний и навыков для внедрения новых подходов в учебный процесс, а так же учителя начальных классов

Согласно плана, в период прохождения практики в школе, прошла беседа с директором школы для ознакомления плана работы, объяснение сути нового проекта и свою миссию в школе. Получила положительное отношение к данной информации т. к поддержка и понимание придают уверенности.

Проведя анкетирование педагогов выявились следующие проблемы: учителя испытывают интерес к инновационной деятельности -100%, В школе созданы условия для реализации использования новшеств – 85%. Инновационная деятельность привлекает учителей возможностью создавать новое, необычное и лучшее, чем было, и повышается интерес детей к учению -70%. Так же выявлены причины препятствующие в освоении и разработке новшеств, можно отметить: сила привычки т. к. меньше времени требуется для работы по известному и привычному. Мониторинг деятельности учителя и ученика ведется на недостаточном уровне. Обратная связь и оценивание учителей осуществляются в основном для выполнения административных требований. Поэтому, главной целью педагогического сообщества на первых порах будет тактичное и непринужденное подведение педагогов к осознанию несовершенств своей профессиональной практики, ну а потом, и к осознанию необходимости внести в нее изменения.

Коучинг и менторинг заняли свое достойное место среди новых подходов в образовании. Размышляя о коучинге и менторинге хочется сказать, что выбирать какая из них эффективнее затруднительно, они обе стали  грамотными инструментами, и достаточно  хорошо дополняют друг друга. Беседа ментора с подопечным  придает уверенность и способствует беспрепятственному и  безболезненному решению возникающих проблем. А если менторинг удался, то он является  залогом  успешного и грамотного коучинга. Значит следующее изменение – это внести в организацию и проведение методических объединений школьных советов в форме коучинга, на которых можно в активной форме участвовать в обсуждении темы, решать профессиональные проблемы и вопросы в сотрудничестве. 

Придя на практику в школу планирование пришлось доработать с учетом потребностей школы. Я приняла участие в проведении Lesson study - в 8"Б" классе, моя роль заключалась в наблюдении за учеником А т.к. Lesson study носит цикличный характер, последующие уроки запланированы в ноябре.

В нашей школе действует сетевое сообщество "Импульс", координатором которого является учитель высшей категории прошедшая курсы 1 уровня Смоляная Т.Г., а так же учителя уровневики. Сообщество курирует учителей 15 магнитных школ района. Мне было предложено принять участие в районам семинаре на базе нашей школы на тему "Постановка целей на современном уроке" для учителей района не прошедших уровневые курсы. В начале был предложено посещение уроков, а затем через коучинг - занятие научить участников ставить СМАРТ – цели урока. Учебная цель тесно связана с оцениванием. Проверочная работа должна фиксировать уровень достижения целей учениками. Для учителя четко сформулировать цель — значит облегчить подготовку к контрольной работе и быть готовым к составлению теста, ориентированного на комплекс учебных целей. Определение эффективности коучинга через мини-анкету по методу «Шкалирование», рефлексию вслух «По кругу», визуальную рефлексия «Древо познания»

Значимость взаимопосещения велика, она дает возможность наблюдать за деятельностью учащихся и учителя на уроке, приемами и стратегиями, которые использовались на занятии, по окончании уроков. Рефлексия учителей и обратная связь присутствующих на открытых уроках - это самый действенный и эффективный способ вовлечения учителей, к изменению своей практики преподавания и обучения.

В план сетевого сообщества включила посещение ежемесячных вебинаров т. к. всем давно известно о том, что педагог должен не только обучать, но и активно заниматься самообразованием.



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!