СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РЕФЛЕКТИВНЫЙ ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МОДУЛЯ «НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ И ОБУЧЕНИИ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

РЕФЛЕКТИВНЫЙ ОТЧЕТ

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МОДУЛЯ «НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ И ОБУЧЕНИИ»

В ПЛАНИРОВАНИИ СЕРИИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ УРОКОВ

К. Д. Ушинский говорил: «Должно постоянно помнить, что следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания, дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач всякого школьного обучения»

На протяжении многих лет при обучении в школе зная, что передо мной сидят совершенно разные дети: с разными уровнями восприятия, мышления, воображения, памяти, с различным темпераментом, уровнем успеваемости и мотивации я даже не задумывалась о том, что каждый из них личность, требующая учета их индивидуальных возможностей и способностей. Задача, которую я ставлю перед собой – это организация деятельности направленное на развитие каждого ученика Целью внедрения модуля «новые подходы в обучении» является развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся, развития интересов и способностей,  умению работать в группе.

При саморегуляции ученик овладевает навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. И развивать эти ключевые навыки на уроках, на мой взгляд, целесообразно при помощи использования презентаций, постеров, кластеров и других работ, выполняемых как в группе, так и индивидуально, которые:

а) предполагают возможность диагностического целеполагания, планирования и проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов;

б) включают в себя обоснованную систему приемов и форм деятельности учителя и учащихся на различных этапах реализации учебного проекта, сформулированные критерии оценки результатов этой деятельности.

в) позволяют более эффективно оценить учителю деятельность учащихся на уроке, и получить адекватную информацию о развитии каждого ученика.

Необходимым итоговым этапом выполнения работы является его защита, коллективное обсуждение. Все эти работы учащихся требуют самостоятельной познавательной деятельности, умения планировать свою деятельность, анализировать полученные результаты и соотносить их с поставленными целями, исследовательского поиска. Таким образом, использование подобной формы работы при формировании саморегуляции учащихся целесообразно. Наиболее ответственным моментом, для учителя, при проведении уроков в такой форме, отводится на момент разработки плана и учета всех тонкостей. Как правило, длительная подготовка к проведению подобных уроков, способствует активной деятельности учащихся на уроке, а мое участие в проведении сводится к тому ,что я являюсь координатором консультантом на уроке. .

Чтобы проследить саморегуляцию учащихся, я использовала на разных уроках, разные подходы.

На первом уроке «Воздух. Значение воздуха. » Распределение по группам произошло по  цветным жетонам. После учащиеся, сами вышли на тему урока. На  втором уроке. «Вода. Свойства воды» на стадии вызова был показан  слайд, с загадкой о воде. Ребята очень хорошо высказали свои мысли, сразу вышли на тему урока, и поставили цели урока. Этот приём учит детей анализировать, учащиеся сами выходят на тему и цель урока.

 

Фото1.Загадка на стадии вызова.

 

На третьем уроке при изучении темы «Вода-растворитель. Значение воды».  На начальной стадии учащиеся были распределены по группам по конфетам. На фазе вызова был проведён приём ассоциаций к слову растворитель. Была проведена серия опытов для усвоения новых знаний.

На завершающем уроке при изучении «Почва. Состав почвы. Значение почвы». Я загадываю загадку про почву. Ассоциации к слову почва, чтобы ребята смогли самостоятельно выйти на тему урока, определили цели урока, задавали вопросы друг другу.

Моей ролью было наблюдение за учащимися. И хочу сказать, что каждый из ребят работал в меру своих знаний. Ученики с высокой саморегуляцией, после выполнения своего задания, помогали учащимся со слабой саморегуляцией в выполнении их задания. И мне кажется, что эти методы и подходы, показали качества ребят в положительном результате, то есть каждый ребенок смог повысить свою мотивацию  по познанию мира.

На протяжении всех четырех уроков, ребята стремились к групповому сотрудничеству. Моя роль, во время проведения уроков, заключалась в роли консультанта, а роль источника информации сводилась к минимуму.

Моей основной целью было последовательно руководить процессом самостоятельной работы каждого ребенка и группы в целом. Необходимо было учитывать индивидуальные и возрастные особенности. В течение всех уроков каждый ученик проявлял себя успешным учащимся. Даже слабоуспевающие ученики старались, как самостоятельно, так и в паре выполнить ту работу, которую им доверили. В итоге получили единую команду, которая старалась достичь поставленной цели.

В результате внедрения модуля, учащиеся научились объективно, оценивать свои знания и это привело к более глубокому пониманию материала.

Для того, чтобы использовать модуль оценивание для обучения и оценивание обучения использую разнообразные стратегии оценивания включающие уровни таксономии Блума (анализ, синтез, оценку и обобщение.)

В своей работе я использую стратегию критического мышления.

Дети демонстрируют умения анализировать, делать выводы.

Включённые навыки критического мышления могут быть описаны как:

Наблюдение, анализ, вывод, интерпретация.

Критическое мышление представлено как процесс целеустремлённого, саморегулируемого суждения использующего рассмотрение доказательств. Рефлексивное преподавание предполагает критическое размышление над тем, что изучили учащиеся, что требует исследования, записи и оценивание поведений и навыков критического мышления, которые они демонстрируют. Характерны особенности критического мышления учеников: Учащиеся способны к синтезированию информаций и идей, способны к суждению о достоверности и относительной важности информации и идей, умеют делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнение идеи других.

Рациональность-стремление найти лучшее объяснение, постановка вопросов, требование и учёт любых доказательств, опора на причину, а не на эмоции. Непредубеждённость-оценка всех выводов, рассмотрение и признание множества точек зрения. Суждение - признание достоинства альтернативных предположений и перспектив. Дисциплина-стремление быть точным, всесторонним и исчерпывающим. Самопознание - осознанное оценивание собственных предположений, точек зрения и эмоций.

Диалог – это среда, в которой учащиеся чувствуют себя свободно и комфортно. В непринужденной, доброжелательной атмосфере учащиеся делятся друг с другом новыми мыслями, раскрывали свой творческий потенциал. Диалогическая, коммуникативная атмосфера на уроке помогала моим ученикам развить эмоциональные, интеллектуальные свойства личности. При этом происходит прочное усвоение нового материала.

Благодаря диалогическому обучению складывалось сотрудничество. Пассивных учащихся с каждым уроком становилось меньше, потому что каждому хотелось выразить свое мнение, свои мысли. Когда работа шла в группе, уже происходило здоровое соперничество: каждый старался  говорить правильнее, грамотнее, опираясь на текст и факты. На таких уроках ученики больше думали, чаще говорили, у них активнее формировалось мышление и речь, системой посильных вопросов и заданий, например: сравни, сопоставь, вспомни, я подвожу учащихся к самостоятельному открытию новых знаний.

Критически мыслящие учащиеся активны в процессе постановки вопросов и анализа доказательств, сознательно применяя стратегии для определения значений, они открыты для новых идей.

Исследование коммуникационных процессов в классе, показывают, что аргументация и диалог – способствуют развитию высокого уровня мышления, интеллектуальному развитию через вовлечение учителей и учеников в совместную деятельность по достижению смысла знаний. Непосредственные столкновения с визуальными и устными источниками предлагают детям возможности намеренно практиковать навыки аргументации и обучаться менее формальным, более личностно значимыми способами. Они «бросают вызов» традиционному акценту на обучение посредством учебника, и учителям необходимо пересмотреть свою роль, чтобы направлять, а не управлять процессами. В диалоге ученики и учителя являются равноправными партнёрами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата, «обмена мыслями». Обмен, может быть, достигнут через диалог с учениками.

Беседа является неотъемлемой частью обучения учеников. Различают три типа бесед, в которые вовлечены субъекты: беседа – дебаты, исследовательская беседа, кумулятивная беседа.

В процессе обучения нужно опираться на опыт детей - это является отправной точкой для дальнейшего получения знаний. В процессе работы учащиеся в тетрадях рисуют смайлики: если ребёнку всё понятно на уроке, то он рисует улыбающийся смайлик, если что-то не понятно – грустное лицо смайлика, а если всё непонятно, тогда уголки рта смайлика опущены вниз. Это позволяет мне определить, кому нужна помощь группы или учителя. Так же мы используем жесты: например если ребёнок правильно ответил и дети согласны они показывают плюс, если нет-минус, или если дети согласны с ответом товарища, поднимают вверх палец, если не согласны, то опускают палец вниз.

Сегодня на занятии в институте мы узнали, что оценивание бывает: формативным и суммативным. Формативное обучение – это оценивание процесса обучения с целью внесений изменений в процессе учения оно позволяет учащимся осознавать и отслеживать собственный прогресс и планировать дальнейшие шаги.

Суммативное обучение – подведение итогов обучения для выставления отметок, процедуры сертификации или регистрации продвижения обучения. В случае если суммативное оценивание используется для принятия решений, которые могут повлиять на статус или будущее, ученика, учителя, школы необходимо обеспечение надёжности измерений, что возможно при использовании специальных тестов. Что такое педагогические знания? Это глубокие знания о процессах, практике и методах преподавания и обучения, базирующихся на знаниях общих образовательных основ. Педагогический аспект знаний представляет единство составляющих: содержания обучения и педагогических знаний.

Учителя, как правило, стремятся к созданию благоприятной среды для достижения максимального успеха в обучении учеников. В отношении детей талантливых и одаренных эта задача значительно сложнее и требует продумывания, обсуждения и тщательного планирования. Различные теории и стратегии направлены преимущественно на определение содержания обучения учеников в рамках соответствующей образовательной программы. Анализ научных исследований показывает, что наибольшего эффекта в удовлетворении потребностей учеников школа достигает при наличии «общешкольной политики» на уровне начального звена и «расширенного» школьного подхода на уровне среднего звена, усложняя школьные стандарты обучения для всех учеников.

На первом уроке на фазе осмысления я предложила учащимся нарисовать кластер на тему свойство воздуха, и презентовать свою работу.На втором уроке фазу осмысления темы провели совместное написание пятистишья, Синквейн

1) Какая? Прозрачная, чистая.

 2) Что делает? Течёт, поит, моет.

3)Придумайте предложение со словом «вода»

Вода нужна всему живому.

4)Назовите слово – ассоциацию. Жизнь. У учащихся вызвала интерес эта работа и активизировала всех учащихся.

На третьем уроке на фазе осмысления. Для закрепления темы прочитайте параграф на стр 50. Беседа кумулятивная .Почему многие птицы гнездятся вблизи водоёмов?

Почему водой морей и океанов нельзя поливать растения ?Можно ли её пить?

Почему нельзя вырубать деревья и кустарники по берегам рек и озёр?

Почему человек ,животные и растения не могут существовать друг без друга.

Перечислите источники загрязнения водоёмов.

Презентация о значении воды.

На фазе рефлексии на первом уроке  составляли  эссе по пройденной теме

«Письмо другу»,

“Дерево успеха”

Домашнее задание прочитать и пересказать параграф и написать синквейн на тему: «Воздух».

На втором уроке рефлексию проводила  при помощи листа рефлексии.

Меня оценивает группа:

Верно ответил на вопрос.

Слушал остальных участников.

 

Фото 2.Дерево успеха.

На третьем уроке на фазе рефлексии при  помощи стикеров. Что узнал? Какое у тебя было настроение? В течении всех четырех уроков использовала невербальную технику оценивания своего психологического состояния «Дерево успеха». На доске были расположены листы с рисунками дерева успеха, на ветки которого учащиеся из урока в урок ставили фигурки человечков, олицетворяющих себя.

Данная техника позволила мне ориентироваться в создании коллаборативной среды, используя тренинги для усовершенствования взаимодействия учащихся в классе.

В результате выполнения заданий, направленных на проявление саморегуляции, мои ученики развили навыки самостоятельного определения проблемы, целей, построение задач для достижения целей, учились делать отбор стратегий

Разные учащиеся воспринимают и усваивают одни и те же объяснения учителя, один и тот же материал по-разному, что и приводит к неодинаковым успехам. В ходе своей деятельности я установила, что для учеников, нуждающихся в помощи, возникает нежелание учиться. Оценивание может мотивировать таких учеников, вызвать у них интерес к процессу своего понимания. Поэтому, ученики должны иметь возможность оценить свой уровень образования и понимать, как они его достигли. Например, в серии последовательных уроков ученикам было предложено сделать самооценку своих знаний по методу «Бортового журнала» «Рефлективного дневника», приема «Самоанализ»

Данная рефлексия позволила оценить себя, что способствовало более глубокому пониманию того, чему научился ученик.

Проанализировав свою деятельность, я научилась организовывать и поддерживать процесс саморегуляции, находить в уроке моменты ее проявления. Сделала для себя вывод, что прочное усвоение материала достигается посредством организации саморегулируемого обучения, в центре которого находится ученик, самостоятельно определяющий проблемы и цели, выбирающий стратегии для достижения целей, организующий свою деятельность по разрешению проблемы.

Содержательный компонент категорий «талантливый» и «одаренный» может быть различным. Ученики могут достигать более высоких уровней, чем от них ожидают в одном или более академических предметах: артистические, спортивные, музыкальные и другие таланты. При этом они могут быть одаренными в одной сфере и испытывать трудности в другой; могут быть чрезвычайно способными на одной стадии развития, но не проявлять способностей на более поздних стадиях. Таланты и способности учеников могут быть выявлены учителями, родителями или другими членами группы или самими учениками, которые нуждаются в предоставлении способностей, умений и потенциала, что может быть для них крайне сложным в раннем возрасте. (Руководство для учителя, стр. 177)

При прохождении практики, во время работы в группах, талантливые дети выполняли, роль командиров, выполняли задания творческого характера.

Настя, Митя, Виолетта, Света были активными помощниками на уроке. Выполняли задания творческого характера.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!