СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рефлективный отчет по модулю «Обучение критическому мышлению»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рефлективный отчет содержит анализ модуля "Критическое мышление". Позволит проанализовать собственную деятельность при внедрении модуля в практику работы.

Просмотр содержимого документа
«Рефлективный отчет по модулю «Обучение критическому мышлению»»

Город Павлодар

ИПК ПР группа 2

Данилко Е.И.

Рефлективный отчет по модулю «Обучение критическому мышлению»

«Те, кто по-настоящему умеют думать, знают, зачем им это нужно, и готовы приложить усилия, которые требуются для планомерной работы, сбора информации и проявления определенного упорства, когда решение не очевидно или требует нескольких шагов».


Дайана Халперн

«Обучение критическому мышлению» - один из важнейших, на мой взгляд, модулей который я изучила во время прохождения курсов.

В Руководстве для учителя Критическое мышление трактуется как дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям (с. 165).

Наиболее актуальным путём развития критического мышления авторы указывают путь стимулирования детей реагировать на доказательства на основе собственного опыта. Но, также считают, что исследовательский разговор, аргументация и диалог также способствуют развитию высокого уровня мышления, интеллектуальному развитию через вовлечение учителей и учеников в совместные действия по постижению смысла и знаний (Руководство для учителя с. 167).

Формирование критического мышления также предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования – потому что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности. Из этого следует, что ученик, умеющий критически мыслить:

  • Владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения,

  • Способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур,

  • Аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника.

  • Чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы.

  • На уровне ценностей - эффективно взаимодействует с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.

Поэтому, внедряя на уроках модуль «Обучение критическому мышлению» я ставила цель развить у учащихся навыки:

  • Наблюдать

  • Анализировать

  • Делать выводы

  • Интерпретировать информацию

  • Оценивать источники и постановку вопросов о них

  • Сравнивать источники и обобщать

  • Пересматривать предположения и гипотезы по мере обогащения опыта

Я изучила структуру урока в модуле «Обучение критическому мышлению», которая предполагает:

Этапы

Характеристика деятельности ученика

1. Вызов (ликвидация чистого листа)

Ученик ставит перед собой вопрос: «Что я знаю?» по данной теме урока. Отвечает на вопросы по данной проблеме урока.

2. Осмысление (реализация осмысления)

Ученик под руководством учителя или с помощью своих товарищей отвечает на вопросы, которые сам ставит перед собой на первой стадии.

Рефлексия (размышление)

Размышление, обобщение того, «что узнал» ученик на уроке по данной проблеме

С целью реализации поставленных целей и в соответствии со структурой урока я на каждом уроке, на разных этапах обязательно внедряла различные стратегии развития критического мышления (приложение 1).

В результате проведенной серии уроков учащиеся научились:

  • Работать с текстами, используя интерактивную систему разметки

  • Представлять информацию в виде схем (переводить текстовую информацию в графическую)

  • Интерпретировать информацию

  • Анализировать

  • Делать выводы

  • Работать в группе

  • Проявлять самостоятельность

  • Создавать продукт (кластеры и другие схемы)

Проанализировав уроки, я определила проблемы, которые требуют дальнейшего решения:

  • У учащихся разный уровень мышления («медленные», «средние», «быстрые». Эти данные получены по результатам психологического исследования.

  • Слабая мотивация к учебной деятельности

  • Речевые трудности учащихся при ответе на вопросы

  • Не все учащиеся умеют анализировать и отбирать необходимую информацию.

И спланировала пути их решения:

  1. Сочетать индивидуальную и групповую работу для актуализации знаний и опыта учеников, а также для обмена мнениями между ними.

  2. Для организации работы с текстом применять различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.

  3. Выделять достаточно времени для осмысления прочитанной информации.

  4. Организовывать самостоятельное добывание знаний учащимися.

  5. Стимулировать внимание и использовать задания способствующие развитию памяти.

  6. Учить учащихся ставить цели учебной деятельности и намечать пути их достижения.

  7. Создавать в классе атмосферу открытости и сотрудничества.



Критическое мышление на основе визуальных свидетельств.

Упражнение «Быстрый», «медленный», «средний».

Эта деятельность направлена на работу с картинками, как источником знаний о степени распространенности животных в природе.

Цель:

Наблюдать и записывать процессы критического мышления с помощью очевидцев, как части процесса обучения в социальной науке и для формативного оценивания обучения детей и их когнитивного развития.

В исследовании приняли участие СамирД. (быстрый), Вова К. (средний), Самат Ж. (медленный) по результатам психологических исследований.

Задание 1. Распределите по группам картинки. (Классификация 1)

С данным заданием справилась быстрее Самир (5 групп), далее Вова (5 групп), он правильно распределили животных, но затратил на это несколько больше времени, у Самата также 5 групп, но он затратил на это много времени

Задание 2. Распределите по группам картинки. (Классификация 2)

Самир справился опять же быстрее всех, а вот Вова и Самат справились одновременно.

Результаты деятельности учащихся:

Классификация 1

Классификация 2

Птицы

Виды животных, часто встречающихся в природе

Млекопитающие

Редкие виды

Рыбы

Исчезнувшие виды

Земноводные


Насекомые


Выбрав определенную картинку, ребята составляли разного рода вопросы к ней:

Вова

Самир

Самат

Каких размеров был мамонт?

Жили ли мамонты на территории Казахстана и Павлодарской области?

Чем питался мамонт?

Каков был размер бивней мамонта?

Причина, по которой мамонты вымерли?

Когда жил пещерный лев?

Какие размеры он имел?

Чем он питался?

Какого цвета была его шерсть?

Какой образ жизни вел пещерный лев?

Где жил саблезубый тигр?

Когда он жил?

Как он охотился?

Почему он вымер?

Чем саблезубый тигр отличается от современных тигров?

Из анализа вопросов видно, что все учащиеся составили вопросы высокого и низкого порядка, это свидетельствует о развитии у них критического мышления. Поэтому я могу сделать вывод, что данное исследование действительно способствует развитию критического мышления, активизирует познавательные процессы учащихся, учит их анализировать информацию. Порадовал Самат, которому удалось справиться с поставленной перед ним задачей, в этом я вижу его личностный рост.

Вова К.











Самир Д.















Самат Ж.

Тема урока

Этап урока

Стратегии развития критического мышления и ее цель

Пример задания

Что развивает у учащихся

результат деятельности учащихся

«Глобальные изменения в биосфере»

Стадия вызова

Мозговая атака цель - активизация имеющихся знаний


I вариант - привести пример положительного влияния человека на природу

II вариант – привести пример отрицательного влияния человека на природу.

проблемный вопрос: в какую сторону перевешивают чаши? Почему?

умения: мыслить, слушать;

Формировать и отстаивать собственную точку зрения;

Мобильность

активная познавательная деятельность

(приложение 2)

Осмысление содержания

стратегия Джигсо

цель – организация групповой работы

"Fishbone" («Рыбная кость»)

цель - постановка и решение проблемы,


Задание для ученика и работы в группе:

  1. Прочти текст.

  2. Составь схему «Рыбная кость».

  3. Обменяйся информацией с другими учащимися своей группы

  4. Внеси изменения и дополнения в схему.

умение мыслить, слушать других, Формировать и отстаивать собственную точку зрения;

умение находить причинно следственные связи; переводить текстовую информацию в графическую

работать в группе, брать на себя ответственность

заполненные схемы.

обмен информацией в группе

«Экологические проблемы Казахстана»

Стадия вызова

Мозговая атака цель - активизация имеющихся знаний


беседа по вопросам («Тонкие» и «Толстые»).

умения: мыслить; слушать;

Формировать и отстаивать собственную точку зрения; Мобильность

активная познавательная деятельность


Осмысление содержания

Кластеры

цель - постановка и решение проблемы


составить кластер по теме «Экологические проблемы Казахстана»

Формировать и отстаивать собственную точку зрения;

Умение выделять смысловые единицы текста и графически их оформлять.

Рефлексия

Пятиминутное эссе

цель - организовать свои мысли

5 минутное эссе на тему «Моя роль в охране природы»


Анализ и творческую переработку информации

«Охрана природы»


Стадия вызова

Мозговая атака цель - активизация имеющихся знаний


Игра «Правда или ложь»


умения: мыслить, слушать;

Формировать и отстаивать собственную точку зрения;

Мобильность

Активная познавательная деятельность (приложение 3)


Осмысление содержания

Получение новой информации по теме.

Чтение текста и заполнение маркировочной таблицы






























1. Самостоятельно прочитать текст и на полях сделать пометки с помощью интерактивной системы разметки текста:
«v» - «это я знаю»;
«+» - «эта информация для меня новая»;
«-» - «эта информация противоречит моим знаниям; я думал иначе»;
«?» - «эта информация требует пояснения; хочу узнать больше; есть вопросы»;
«!» - «это интересно».

I вариант – текст $ 63, с. 274 – 275.

II вариант - &63, с. 274 – 275 (заповедники)
III вариант - текст $ 63, с. 276

2. заполнить таблицу:


v

+

-


!

?







3. Обменяться изученной информацией с членами группы и внести корректировки в таблицу.

Грамотное, осмысленное чтение;

заполненная таблица



«Красная книга»

Стадия вызова

мозговой штурм, исследовательская беседа

цель - активизация имеющихся знаний

разделить животных на группы

1 – произвольно

2 - «часто встречающиеся виды » и «редкие виды»;

з – «сокращающиеся виды» и «исчезнувшие виды».



Формировать и отстаивать собственную точку зрения;

Мобильность

умения: мыслить; слушать;



исследовательская беседа (приложение 4)



Осмысление

содержания

Заполнение кластера, схем «Картография»

«Генеалогическое древо»



Организацию своей деятельности;

Развитие умений: мыслить; сотрудничать; Формировать и отстаивать собственную точку зрения;

Партнерские отношения;

кластер

«генеалогическое древо»

картография





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!