Город Павлодар
ИПК ПР группа 2
Данилко Е.И.
Рефлективный отчет по модулю «Обучение критическому мышлению»
«Те, кто по-настоящему умеют думать, знают, зачем им это нужно, и готовы приложить усилия, которые требуются для планомерной работы, сбора информации и проявления определенного упорства, когда решение не очевидно или требует нескольких шагов».
Дайана Халперн
«Обучение критическому мышлению» - один из важнейших, на мой взгляд, модулей который я изучила во время прохождения курсов.
В Руководстве для учителя Критическое мышление трактуется как дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям (с. 165).
Наиболее актуальным путём развития критического мышления авторы указывают путь стимулирования детей реагировать на доказательства на основе собственного опыта. Но, также считают, что исследовательский разговор, аргументация и диалог также способствуют развитию высокого уровня мышления, интеллектуальному развитию через вовлечение учителей и учеников в совместные действия по постижению смысла и знаний (Руководство для учителя с. 167).
Формирование критического мышления также предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования – потому что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности. Из этого следует, что ученик, умеющий критически мыслить:
Владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения,
Способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур,
Аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника.
Чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы.
На уровне ценностей - эффективно взаимодействует с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.
Поэтому, внедряя на уроках модуль «Обучение критическому мышлению» я ставила цель развить у учащихся навыки:
Наблюдать
Анализировать
Делать выводы
Интерпретировать информацию
Оценивать источники и постановку вопросов о них
Сравнивать источники и обобщать
Пересматривать предположения и гипотезы по мере обогащения опыта
Я изучила структуру урока в модуле «Обучение критическому мышлению», которая предполагает:
Этапы | Характеристика деятельности ученика |
1. Вызов (ликвидация чистого листа) | Ученик ставит перед собой вопрос: «Что я знаю?» по данной теме урока. Отвечает на вопросы по данной проблеме урока. |
2. Осмысление (реализация осмысления) | Ученик под руководством учителя или с помощью своих товарищей отвечает на вопросы, которые сам ставит перед собой на первой стадии. |
Рефлексия (размышление) | Размышление, обобщение того, «что узнал» ученик на уроке по данной проблеме |
С целью реализации поставленных целей и в соответствии со структурой урока я на каждом уроке, на разных этапах обязательно внедряла различные стратегии развития критического мышления (приложение 1).
В результате проведенной серии уроков учащиеся научились:
Работать с текстами, используя интерактивную систему разметки
Представлять информацию в виде схем (переводить текстовую информацию в графическую)
Интерпретировать информацию
Анализировать
Делать выводы
Работать в группе
Проявлять самостоятельность
Создавать продукт (кластеры и другие схемы)
Проанализировав уроки, я определила проблемы, которые требуют дальнейшего решения:
У учащихся разный уровень мышления («медленные», «средние», «быстрые». Эти данные получены по результатам психологического исследования.
Слабая мотивация к учебной деятельности
Речевые трудности учащихся при ответе на вопросы
Не все учащиеся умеют анализировать и отбирать необходимую информацию.
И спланировала пути их решения:
Сочетать индивидуальную и групповую работу для актуализации знаний и опыта учеников, а также для обмена мнениями между ними.
Для организации работы с текстом применять различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.
Выделять достаточно времени для осмысления прочитанной информации.
Организовывать самостоятельное добывание знаний учащимися.
Стимулировать внимание и использовать задания способствующие развитию памяти.
Учить учащихся ставить цели учебной деятельности и намечать пути их достижения.
Создавать в классе атмосферу открытости и сотрудничества.
Критическое мышление на основе визуальных свидетельств.
Упражнение «Быстрый», «медленный», «средний».
Эта деятельность направлена на работу с картинками, как источником знаний о степени распространенности животных в природе.
Цель:
Наблюдать и записывать процессы критического мышления с помощью очевидцев, как части процесса обучения в социальной науке и для формативного оценивания обучения детей и их когнитивного развития.
В исследовании приняли участие СамирД. (быстрый), Вова К. (средний), Самат Ж. (медленный) по результатам психологических исследований.
Задание 1. Распределите по группам картинки. (Классификация 1)
С данным заданием справилась быстрее Самир (5 групп), далее Вова (5 групп), он правильно распределили животных, но затратил на это несколько больше времени, у Самата также 5 групп, но он затратил на это много времени
Задание 2. Распределите по группам картинки. (Классификация 2)
Самир справился опять же быстрее всех, а вот Вова и Самат справились одновременно.
Результаты деятельности учащихся:
Классификация 1 | Классификация 2 |
Птицы | Виды животных, часто встречающихся в природе |
Млекопитающие | Редкие виды |
Рыбы | Исчезнувшие виды |
Земноводные | |
Насекомые | |
Выбрав определенную картинку, ребята составляли разного рода вопросы к ней:
Вова | Самир | Самат |
Каких размеров был мамонт? Жили ли мамонты на территории Казахстана и Павлодарской области? Чем питался мамонт? Каков был размер бивней мамонта? Причина, по которой мамонты вымерли? | Когда жил пещерный лев? Какие размеры он имел? Чем он питался? Какого цвета была его шерсть? Какой образ жизни вел пещерный лев? | Где жил саблезубый тигр? Когда он жил? Как он охотился? Почему он вымер? Чем саблезубый тигр отличается от современных тигров? |
Из анализа вопросов видно, что все учащиеся составили вопросы высокого и низкого порядка, это свидетельствует о развитии у них критического мышления. Поэтому я могу сделать вывод, что данное исследование действительно способствует развитию критического мышления, активизирует познавательные процессы учащихся, учит их анализировать информацию. Порадовал Самат, которому удалось справиться с поставленной перед ним задачей, в этом я вижу его личностный рост.
Вова К.
Самир Д.
Самат Ж.
Тема урока | Этап урока | Стратегии развития критического мышления и ее цель | Пример задания | Что развивает у учащихся | результат деятельности учащихся |
«Глобальные изменения в биосфере» | Стадия вызова | Мозговая атака цель - активизация имеющихся знаний | I вариант - привести пример положительного влияния человека на природу II вариант – привести пример отрицательного влияния человека на природу. проблемный вопрос: в какую сторону перевешивают чаши? Почему? | умения: мыслить, слушать; Формировать и отстаивать собственную точку зрения; Мобильность | активная познавательная деятельность (приложение 2) |
Осмысление содержания | стратегия Джигсо цель – организация групповой работы "Fishbone" («Рыбная кость») цель - постановка и решение проблемы, | Задание для ученика и работы в группе: Прочти текст. Составь схему «Рыбная кость». Обменяйся информацией с другими учащимися своей группы Внеси изменения и дополнения в схему. | умение мыслить, слушать других, Формировать и отстаивать собственную точку зрения; умение находить причинно следственные связи; переводить текстовую информацию в графическую работать в группе, брать на себя ответственность | заполненные схемы. обмен информацией в группе |
«Экологические проблемы Казахстана» | Стадия вызова | Мозговая атака цель - активизация имеющихся знаний | беседа по вопросам («Тонкие» и «Толстые»). | умения: мыслить; слушать; Формировать и отстаивать собственную точку зрения; Мобильность | активная познавательная деятельность |
Осмысление содержания | Кластеры цель - постановка и решение проблемы | составить кластер по теме «Экологические проблемы Казахстана» | Формировать и отстаивать собственную точку зрения; Умение выделять смысловые единицы текста и графически их оформлять. | |
Рефлексия | Пятиминутное эссе цель - организовать свои мысли | 5 минутное эссе на тему «Моя роль в охране природы» | Анализ и творческую переработку информации | |
«Охрана природы» | Стадия вызова | Мозговая атака цель - активизация имеющихся знаний | Игра «Правда или ложь» | умения: мыслить, слушать; Формировать и отстаивать собственную точку зрения; Мобильность | Активная познавательная деятельность (приложение 3) |
Осмысление содержания Получение новой информации по теме. | Чтение текста и заполнение маркировочной таблицы
| 1. Самостоятельно прочитать текст и на полях сделать пометки с помощью интерактивной системы разметки текста: «v» - «это я знаю»; «+» - «эта информация для меня новая»; «-» - «эта информация противоречит моим знаниям; я думал иначе»; «?» - «эта информация требует пояснения; хочу узнать больше; есть вопросы»; «!» - «это интересно». I вариант – текст $ 63, с. 274 – 275. II вариант - &63, с. 274 – 275 (заповедники) III вариант - текст $ 63, с. 276 2. заполнить таблицу: 3. Обменяться изученной информацией с членами группы и внести корректировки в таблицу. | Грамотное, осмысленное чтение; | заполненная таблица
|
«Красная книга» | Стадия вызова | мозговой штурм, исследовательская беседа цель - активизация имеющихся знаний | разделить животных на группы 1 – произвольно 2 - «часто встречающиеся виды » и «редкие виды»; з – «сокращающиеся виды» и «исчезнувшие виды».
| Формировать и отстаивать собственную точку зрения; Мобильность умения: мыслить; слушать;
| исследовательская беседа (приложение 4) |
| Осмысление содержания | Заполнение кластера, схем «Картография» «Генеалогическое древо» |
| Организацию своей деятельности; Развитие умений: мыслить; сотрудничать; Формировать и отстаивать собственную точку зрения; Партнерские отношения; | кластер «генеалогическое древо» картография |