СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рефлективный отчет по проведенной серии последовательных уроков

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

отчет содержит анализ проведенных уроков в рамках внедрения 7 Модулей программы

Просмотр содержимого документа
«Рефлективный отчет по проведенной серии последовательных уроков»

Город Павлодар

ИПК ПР группа 2

Данилко Е.И.

Рефлективный отчет по проведенной серии последовательных уроков

Пройдя первый этап курсов профессионального развития «Лицом к лицу» и изучив Руководство для учителя, я узнала, что внедрение Программы Кембриджского университета ставит перед нами (учителями) цель научить учеников тому, как учиться. Поэтому я должна была перестроить свою школьную практику таким образом, чтобы мои ученики смогли научиться этому, а значит, могли стать самотивированными, увлечёнными, уверенными людьми с развитым критическим мышлением и проявляющие компетентность в цифровых технологиях (Руководство для учителя с.119).

Изучив на курсах семь модулей программы, я постаралась так построить среднесрочное планирование, чтобы внедрить все модули в свои уроки и на практике реализовать идеи Программы.

Составляя среднесрочное планирование, я опиралась на знания, полученные на первом этапе курсов, использовала ресурсы, предложенные Кембриджским университетом. Вначале не верилось, что на одном уроке можно использовать все семь модулей, но, проведя уже первый урок, мне стало понятным, то, что это возможно. Конечно, не все получилось из того, что было запланировано, появилась проблема – не хватало времени на уроке, т.к. 1) я совместно с учащимися осваивала новые формы работы, 2) в чем-то была не конца уверена, все время использовала метод проб и ошибок, 3) я предлагала учащимся творческие задания, которые требуют большего времени на выполнение, чем стандартные.

Во время школьной практики я ставила перед собой такие задачи, которые позволили бы мне развить в учениках глубокое понимание предмета биологии, помогли бы им применить полученные знания в нестандартной обстановке, научили учеников размышлять над своими знаниями, задавать вопросы, а также помогли ученикам для самоопределения во взрослой жизни.

Для прохождения практики в школе на основании календарно-тематического планирования, я определила серию последовательных уроков по блокам «Биосфера и человек» и «Рациональное использование природных ресурсов, их охрана в Казахстане». Эти блоки уроков являются последними т.к. завершают курс биологи 9-го класса.

Для того, чтобы провести данные уроки, я сделала отбор материала к каждому уроку, выбрала форму обучения, определила методы и приёмы работы на уроках. При отборе содержания опиралась на знания и умения учащихся, имеющиеся у них не только по предмету биология, но и из курса географии, истории и даже литературы. Все задания для учащихся входили в зону ближайшего развития.

При разработке уроков я учитывала возрастные особенности и реальные возможности учеников 9 класса. В этом классе 26 учеников, мальчиков – 15, девочек- 11, отношения между ребятами достаточно ровные, дружественные, хотя дружат они в основном по видам спорта. Ребята воспитаны, между ними не бывает конфликтов, работали друг с другом в группах достаточно хорошо, помогали друг другу. Хотя надо отметить, что уровень работоспособности учащихся, уровень словесно-логического мышления и уровень сформированности общеучебных умений и навыков средний.

Ранее я довольно редко применяла на уроке групповую форму работы учащихся, но, изучив материалы, предложенные на курсах, проработав четыре недели в разных группах, и после консультации с психологом школы, я определила для себя тему школьного исследования «Влияние групповой работы на развитие коммуникативных способностей учащихся».

Цель: Определить как работа в группе влияет на развитие коммуникативных способностей учащихся

Мне стало интересно, смогут ли мои ученики работать в группе так, что бы получился результат не только одного конкретного ученика, а группы и класса в целом. Я решила организовать учащихся в группы сменного состава.

Поэтому в первые дни прохождения практики я изучила результаты исследований, проведенных психологом, и выявила группы учащихся:

  • ШТУР (школьный тест уровня развития)

«быстрые»

«медленные»

София В., Татьяна Г., Самир Д., Анастася Ш., Михаил Л., Алина А.

Вадим Б., Расул К., Анна Е., Самат Ж., Максим М.


  • Тест «Социометрия»

«лидеры»

«предпочитаемые»

«принятые»

«отвергнутые »

-

Виктор Е., Татьяна Г.,

Влад П., София В.,

Максим М., Расул К.,

Юлия В., Самир Д.,

Аслан Е., Эльмира А.,

Павел К., Асхат А.,

Анастасия Ш., Алина А.,

Алексей А., Сергей Щ.,

Анастасия П., Алена М., Алина Б.,

Самат Ж., Владимир К., Вадим Б.,

Анна Е., Михаил Л.

-


  • Тест «Выявление уровня тревожности»

высокий уровень «Общая тревожность в школе»:

высокий уровень «переживание социального стресса»:

Виктор Е., Анастасия П., Самат Ж., Сергей Щ., Алена М., Алина Б., Анастасия Ш., Диана С., Владимир К., Вадим Б., Юлия В., Анна Е.


Сергей Щ.,


  • Тест выявления уровня агрессивности:

Враждебность

Агрессивность


выше нормы

ниже нормы

выше нормы

ниже нормы

Алина А., Алена М., Сергей Щ., Виктор Е.,

-

-

Миша Л., Максим М.

Начала я практику с того, что провела с учащимися несколько мероприятий, направленных на установление атмосферы сотрудничества в группах, результаты этой работы:

  • правила работы в группе разработанные самими учащимися.





  • Социометрия - диагностика межличностных и отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования.

  • Игра «Начали» - определила лидеров по итогам выполненного задания:

Татьяна Г., Владимир К.




  • Игра «Необитаемый остров» - Учащиеся учились понимать и оценивать друг друга, согласовывать свои действия, преодолевать и раскрывать свои творческие способности





Проанализировав все результаты исследований, я решила создавать группы сменного состава на каждый урок, менять состав групп в течение урока, а также использовать метод делегирования. Поэтому большинство учащихся в ходе проведенных уроков общались друг с другом.

При проведении уроков для реализации внедрения модуля «Диалоговое обучение», я использовала метод организации беседы. Во время выполнения этой работы учащиеся учились общению друг с другом, высказывали свои мысли, выслушивали друг друга, и совместно принимали решения – между ними возникала исследовательская беседа:

Конечно, нужно отметить, что работа не во всех группах проходила слаженно. Были группы, в которых достаточно долго по времени не наблюдалось обмена мнениями, учащиеся практически молчали, ожидая помощи от учителя либо от своих одноклассников, например, так было в группе: Самат Ж., Максим Ф., Вадим Б., Расул К., Диана С., Павел К. Поэтому, что бы активизировать их деятельность на следующем уроке я рассаживала этих ребят в группы с другими учащимися.

Для обмена информацией между группами я использовала принцип делегирования - спикеры


переходили в другие

группы, объясняли новый материал. В это время происходил обмен информацией между учащимися, учащиеся задавали спикерам вопросы, предлагали свои варианты видения проблем, спикеры дополняли свои ответы и затем, вернувшись в группы, делились полученной информацией – возникала кумулятивная бес

Применение таких заданий на уроках как составление учащимися кластеров, постеров, схем «Картография», «Генеалогическое древо» «Рыбная кость» способствует развитию их критического мышления: учащиеся организуют свою деятельность; развивают умения мыслить; сотрудничать; формировать и отстаивать собственную точку зрения; а также развивает партнерские отношения между учащимися;






На уроках я обратила внимание на то, как развивается у учащихся саморегулируемое обучение.

Например, София В, самостоятельно осуществила поиск информации в учебнике на странице «Алфавитный указатель имен и терминов» и быстро нашла нужный термин и определила его значение, затем привлекла к данной работе членов своей групп. Саморегулируемое обучение здесь проявилось в самостоятельном принятии решения учеником для выхода из возникшей проблемы.

Даже работая по одной теме, все группы составили кластеры, отличающиеся как по оформлению, так и по содержанию, я считаю, что в этом также проявилось их саморегулируемое обучение, т.е. они работали не по образцу, а творчески.

кластер, группы № 4

кластер, группы № 2



кластер, группы № 3




При работе в группах учащиеся самостоятельно распределяли роли, выбранные учащиеся выполняли порученное им задание достаточно сознательно, в этом я также считаю, что проявляется их саморегулируемое обучение.



При проведении уроков учащиеся осуществляли оценку деятельности на уроке по следующим критериям:

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

Критерий

1. На уроке был активен

2. Давал полные ответы на вопросы.

3. Самостоятельно осуществлял поиск новой информации.

4. Задавал вопросы высокого порядка.

5. Активно выступал в роли руководителя, спикера или секретаря

1. На уроке был активен

2. Давал неполные (односложные)

ответы на вопросы.

3. Поиск новой информации осуществлял самостоятельно, но обращался за консультацией к товарищам или учителю.

4. Задавал вопросы высокого и низкого порядка.

5. Не достаточно активно выступал в роли руководителя, спикера или секретаря

1. На уроке был недостаточно активен.

2. Давал неполные (односложные)

ответы на вопросы.

3. Поиск новой информации осуществлял с помощью товарищей или учителя.

4. Задавал вопросы низкого порядка.

5. Не активно выступал в роли руководителя, спикера или секретаря


1. На уроке был не активен

2. Давал неполные (односложные)

ответы на вопросы.

3. Поиск новой информации не осуществлял.

4. Не задавал вопросов.

5. Не справился с ролью руководителя, спикера или секретаря

заполняли листы оценивания, решение о второй оценке принималось ими совместно.

Таким образом, я внедрила модуль «Оценивание для обучения».

Наблюдая за деятельностью этих учащихся при работе в группах, я отметила ряд учащихся, которые проявили свою одарённость и лидерские качества:

Для Софии В. характерно саморегулируемое обучение, которое она продемонстрировала на всех уроках.





Самир Д. ярко проявил лидерские качества при организации групповой работы на всех уроках, а особенно ярко на уроке «Экологические проблемы Казахстана», когда в группе не получалась работа над кластером, он взял руководство на себя и практически самостоятельно выполнил его;

Самир руководит работой группы Самир руководит работой группы

урок «Экологические проблемы Казахстана» урок «Красная книга»

Лидерские качества проявились в работе Насти Ш., она активно работала на всех уроках и успешно выступала в роли спикера.

Настя активно работает в группе Настя руководит работой группы

над созданием кластера.

Татьяна активно включалась во все формы работы, отвечала на вопросы, придумывала их сама, при проведении тренингов по установлению благоприятного психологического климата в группе.







Татьяна активно принимает участие в создании постера и схемы «Картография» на уроке «Красная книга».

Для внедрения модуля «ИКТ» я предлагала учащимся осуществить поиск информации с использованием Интернет-ресурсов, группы выбрали учащихся которые осуществляли этот поиск, или же работали всей группой.



Наблюдая за деятельностью отдельных учащихся, хотелось бы отметить Вадима Б.

На уроке по теме «Глобальные проблемы экологии» я отметила, что Вадим был без инициативен, пассивен, много отвлекался, практически не работал самостоятельно ни на одном из этапов урока: это можно проследить на видео (приложение 1). Так, на этапе «Стадия вызова» он много отвлекался, ждал, когда ему дадут ручку, невнимательно прослушал инструктаж, и поэтому выполнил задание не своего варианта. На этапе «Осмысление содержания» он заполнял схему под руководством Насти П. На этапе «Стадия размышления» при обсуждении результатов работы групп он не мог поделится с учащимися полученными знаниями. При выполнении тестового задания на стадии «Закрепление понятий» Вадим даже не приступил к его выполнению. А вот на втором уроке по теме «Экологические проблемы Казахстана» он был уже достаточно активен и выступил в роли спикера(приложение 2) хотя он не вполне уверенно доносил материал одноклассникам, но то, что он проявил желание выступить в этой роли и есть его личное достижение. Таким образом участие в групповой работе повлияло на данного ученика положительно: проявились навыки саморегулируемого обучения. Он активизировал свою работу в группе.

После проведения практики я провела с ребятами анкетирование.

Групповая форма работы вызвала большой интерес у учащихся, и это они отметили в своих анкетах:

Вопрос

Да

Нет

Понравилось работать в группах

16

2

Различные ученики в вашей группе помогли вам в обучении

15

3

Ребята отметили, что в работе в группе им помогало:

  • люди, работавшие со мной,

  • обсуждение идет с друзьями;

  • дружба;

  • хорошее отношение между собой;

  • помощь одноклассников;


Общий вывод: проведя серию уроков я отметила, что групповая работа положительным образом влияет на развитие коммуникативных способностей учащихся, способствует развитию мотивации, повышению у них позвательного интереса к предмету, развитию критического мышления, повышению самооценки.

Ранее я довольно редко применяла групповую форму работы, но, увидев результаты работы своих учащихся, я думаю в будущем продолжить и шире развить применение групповой формы работы на уроке. Таким образом, я постараюсь вовлечь каждого ученика в обсуждение вопросов, это будет способствовать развитию у учащихся речевых навыков, это в свою очередь облегчит общение между ними, развитие критического мышления позволит ученику самоопределится во взрослой жизни.



Результаты социометрии 9 класс СШИОСД

Ф.И. учащегося

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Кол-во выборов

1. Алексей А.





















+



+


4

2. Эльмира А.


























0

3. Алина А.


















+








3

4. Асхат А.
















+









+

4

5. Вадим Б.



+























3

6. Алина Б.


























4

7. Юлия В.



+








+












+



3

8.София В.









+











+


+




5

9. Татьяна Г.





+

+







+













3

10.Самир Д.












+





+

+








1

11. Анна Е.



+




+
















+



1

12. Аслан Е.










+







+

+








2

13. Виктор Е.


























4

14. Самат Ж.

+







+





+













0

15. Владимир К.




+



+





+














1

16. Расул К.





+








+












+

1

17.Павел К.




+




+










+








3

18. Михаил Л.




+













+









4

19.Максим М.

+












+











+


0

20.Алена М.






+


+














+




1

21.Влад П.

+





+


+


















1

22. Анастасия П.





+



+

+

















2

23. Анастасия Ш




+



+








+











2

24. Сергей Щ.

+





+



+

















2

25.Максим Ф.


























2

26.Диана С.































9клас Школьный тест умственного развития

Ф.и.

Осведомм 1

Осведом 2

аналогии

классификация

обобщение

Числовые ряды

всего

Школьные предметы

Типы мыслительных связей

Понятия

Литера-тура

Матем.

Физика.

История

Био-гия

Геогра-фия

Род-вид

Часть целое

Причина

следстви





Противопол.

Порядок след ован

Рядоположность

Функцион. отн

Абстракт


смешан

Конкрет

1.Жалелов С.

45%9

25%5

28%7

35%7

35%7

33%5

31%40

18%3

15%3

23%4

0-0

22%4

20%1

0-0

100%3

0-0

0-0

0-0

25%2

25%1

42%3

33%3

2..Волошина С.

55%11

55%11

64%16

60%12

80%16

66%10

65%76

50%8

21%4

29%5

30%4

38%7

80%4

33%1

33%1

100%4

100%1

0-0

62%5

50%2

57%4

66%6

3..П.одымова А.

40%8

35%7

44%11

55%11

65%13

53%8

47%58

43%7

42%8

17%3

0-0

22%4

60%3

66%2

33%1

50%2

0-0

0-0

37%3

75%3

71%5

33%3

4..Горостовская Т.

55%11

80%16

60%15

70%17

75%15

53%8

67%82

56%9

36%7

23%4

38%5

22%4

80%4

100%3

0-0

0-0

0-0

0-0

50%4

75%3

57%4

77%7

5.Бондарева А.

30%6

55%11

32%8

45%9

80%16

73%11

50%61

12%2

31%6

23%4

23%3

11%2

40%2

33%1

33%1

0-0

100%1

0-0

37%3

50%2

42%3

44%4

6.Пикалов В.

15%3

30%6

48%12

65%13

65%13

40%6

44%53

43%7

36%7

29%5

15%2

22%4

60%3

33%1

33%1

0-0

100%1

100%1

62%5

75%3

71%5

44%4

7.Щипанский С.

45%9

15%3

28%7

35%7

80%16

40%6

39%48

31%5

21%4

5%1

7%1

16%3

20%1

0-0

33%1

75%3

0-0

0-0

25%2

25%1

28%2

44%4

8..Елин В.

35%7

45%9

52%13

55%11

50%10

33%5

44%55

37%6

42%8

11%2

15%2

33%6

60%3

66%2

33%1

50%2

0-0

0-0

62%5

75%3

42%3

44%4

9..Майор М.

40%8

20%4

28%7

35%7

55%11

13%2

30%39

12%2

15%3

17%3

23%3

16%3

40%2

0-0

33%1

0-0

100%1

25%1

37%3

0-0

28%2

55%5

10.Мащенко А

25%5

40%8

44%11

50%10

65%13

13%2

39%48

31%5

21%4

17%3

30%4

27%5

60%3

33%1

33%1

75%3

100%1

0-0

25%2

25%1

57%4

55%5

11Андреенко А.

40%8

40%8

28%7

25%5

35%7

46%7

33%42

12%2

31%5

17%3

30%4

27%5

40%2

33%1

33%1

25%1

100%1

0-0

37%3

0-0

28%2

44%4

12.Бутенко В.

35%7

40%8

36%9

10%2

30%6

66%10

33%39

6%1

5%1

11%2

7%1

0-0

40%2

33%1

33%:1

25%1

0-0

0-0

37%3

25%1

0-0

33%3

13.Абикеева Э.

35%7

45%9

36%9

50%10

60%12

53%8

44%55

18%3

31%6

17%3

23%3

22%4

40%2

33%1

33%1

50%2

0-0

0-0

30%4

50%2

42%3

44%4

14.Керимбеков Р.

40%8

30%6

32%8

15%3

55%11

26%4

32%37

31%5

15%3

0-0

15%2

5%1

20%1

33%1

33%1

25%1

0-0

0-0

30%4

25%1

0-0

22%2

15.Джангиров С.

55%11

60%12

64%16

50%10

55%11

53%71

43%54

56%9

31%6

23%4

38%5

22%4

60%3

33%1

66%2

50%2

0-0

0-0

50%4

50%2

58%4

44%4

16.Шепотько А.

65%13

40%8

44%11

50%10

55%11

53%81

49%56

62%10

36%7

17%3

38%5

33%6

60%3

66%2

66%2

75%3

0-0

0-0

75%6

50%2

85%6

77%7

17.Карпеченко В.

50%10

55%11

32%8

25%5

45%9

40%6

40%49

18%3

26%5

17%3

15%2

0-0

0-0

33%1

33%1

25%1

100%1

0-0

50%4

25%1

28%2

22%2

18.Есеркепов А.

35%7

20%4

48%12

55%11

50%10

33%5

40%49

56%9

26%5

23%4

15%2

16%3

40%2

33%1

100%3

50%2

100%1

0-0

37%3

75%3

42%3

55%5

19.Кузьмин П.

50%10

60%12

28%7

45%9

50%10

46%7

44%55

37%6

15%3

11%2

15%2

16%3

40%2

33%1

33%1

25%1

0-0

0-0

25%2

50%2

28%2

55%52

20.Сагинтаева Д.

40%8

35%7

48%12

35%7

35%7

40%6

38%47

18%3

26%5

23%4

23%3

22%4

0-0

33%1

66%2

75%3

0-0

100%1

62%5

25%1

28%2

44%4

21,Ермолаева А.

25%5

40%8

52%13

35%7

60%5

46%7

34%45

37%6

26%5

17%3

30%4

22%4

60%3

33%1

33%1

100%1

0-0

0-0

37%3

50%2

57%4

37%3

22.Волик Ю.

40%8

30%6

48%12

35%7

40%8

40%6

38%47

25%4

31%6

17%3

7%1

22%5

60%3

33%1

33%1

50%2

100%1

0-0

50%4

25%1

42%3

33%3

23.Ахметов А.

35%7

45%9

32%8

30%6

50%10

33%5

36%45

18%3

26%5

17%3

15%2

5%1

20%1

0-0

33%1

0-0

100%1

0-0

62%5

50%2

28%2

37%3

24.Логвиненко М.

45%9

75%15

76%19

85%17

100%22

73%11

78%93

56%9

42%8

47%8

38%5

33%6

60%3

66%2

66%2

75%3

100%1

100%1

87%7

100%4

85%6

77%7

25. Александрова А.

60%12

60%12

60%15

80%16

60%12

66%10

64%77

50%8

21%4

35%6

46%6

38%7

60%3

66%2

33%1

75%3

100%1

0-0

62%5

100%4

57%4

88%8

26. Федин М

35%7

20%4

48%12

55%11

50%10

33%5

40%49

56%9

26%5

23%4

15%2

16%3

40%2

33%1

100%3
































Пояснительная записка.

Школьный тест умственного развития.

Дата проведения: октябрь 2011год.

Класс: 9 «б»

Анализ

В начале учебного года был проведен тест ШТУР. При написании теста в классе присутствовало 17человек. Анализ сделан в сравнении с прошедшим учебным годом Результат улучшен на 7%. (было 40%, стало 47%)

Осведомленность 1 – 30% - 43%

Осведомленность 2 - 45% - 46%

Аналогии - 41% - 42%

Классификации - 44% - 49%

Обобщения - 56% - 64%

Числовые ряды - 49% - 43%

Литература, Русский язык - 28% - 35%

Математика, Физика - 27% - 26%

История - 13% - 20%

Биология - 18% - 19%

География - 18% - 22%

Род – вид - 34% - 47%

Часть целое - 30% - 33%

Причина следствие - 31% - 33%

Противоположность - 31% - 40%

Порядок следования - 26% - 43%

Рядоположенность - 13% - 18%

Функциональные отношения – 37% - 61%

Абстрактные понятия -51% - 50%

Смешанные понятия - 51% - 53%

Конкретные понятия - 37% - 49%



Хорошие результаты показали такие ребята как: Волошина С., Фрейман С., Горостовская Т., Бондарева А.



Самый низкий результат: Жалелов С., Майор М., Андриенко А.



провела час общения «Правила работы в группе» с целью создания благоприятного психологического климата в классе и развития коммуникативных навыков общения



Для того чтобы увидеть чему научились ученики на уроках, я предусмотрела разные виды формативного оценивания и продумала проведение контрольного урока (суммативное оценивание).

Основываясь, на исследования психологической службы и личные наблюдения, я делила учеников на группы на каждом уроке по-разному с учётом потенциала мыслительных операций и скорости их выполнения. Внутри каждой группы, ученики объединялись в пары и тройки для выполнения отдельных заданий произвольно.

В первые дни прохождения практики я провела час общения «Правила работы в группе» с целью создания благоприятного психологического климата в классе и развития коммуникативных навыков общения



Проанализировав деятельность учащихся на уроках, я выявила трудности, с которыми они столкнулись при выполнении упражнений в диалогической речи, это -

  • необходимость распределения внимания между слушанием и подготовкой собственной реплики; не все учащиеся умеют слушать и слышать.

  • Ограниченность времени на уроке;

  • преодоление языковых трудностей при построении собственного ответа; не всегда учащимся удавалось легко и четко выразить собственные мысли.

  • Выражение суждения по поводу реплики собеседника.

Но были и результаты:

  • Между учениками происходило общение.

  • Они высказывали свои мнения и идеи.

  • Они аргументировали свои ответы.

  • У них развивается критическое мышление.

  • Я наблюдаю, на какой стадии развития находится ученик в процессе своего обучения.

Поскольку ранее я довольно редко применяла групповую форму работы, но, увидев результаты своих учащихся, я думаю в будущем продолжить и шире развить применение групповой формы работы на уроке. Поэтому темой самообразования моей дальнейшей работы будет «Как влияет групповая работа на развитие диалогической беседы между учащимися на уроках биологии». Таким образом, я постараюсь вовлечь каждого ученика в диалог, с целью развития речи учащихся, умения задавать отрытые вопросы, давать


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!