СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Региональный компонент на уроках истории и обществознания.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Изучая предков, мы узнаём самих себя. Без знаний истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего мы в нём живём, как и к чему мы должны стремиться».

                                                                                           В.О.Ключевский

Просмотр содержимого документа
«Региональный компонент на уроках истории и обществознания.»

МКОУ «Непрядвенская средняя общеобразовательная школа»

Воловский район Тульская область













Региональный компонент на уроках истории и обществознания







Подготовила учитель истории и обществознания

Санкина О.Н.

Региональный компонент на уроках истории и обществознания

«Изучая предков, мы узнаём самих себя. Без знаний истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего мы в нём живём, как и к чему мы должны стремиться».

В.О.Ключевский.

Воспитать бережное, трепетное отношение к родному краю, чувство гордости за свою малую Родину – одна из важнейших задач, поставленных перед современным учителем и перед новой школой в целом. В нашем крае, как известно, педагоги общеобразовательных учреждений уделяют этому вопросу большое внимание, так как преж­де чем ребенок станет гражда­нином страны, он должен быть гражданином родной школы, станицы, города, знать их тра­диции и жить их жизнью и за­ботами.

В процессе школьного обучения, обретая знания, уча­щийся накапливает свой интел­лектуальный потенциал, что служит основой для реализа­ции личностью своих граждан­ских свобод, прав и обязаннос­тей. Знания о родном крае - существенная часть интеллек­туального потенциала челове­ка, гражданина.

Особая роль в воспитании патриота отведена учителю истории и обществознания. Через использование регионального компонента на уроках истории и обществознания учитель решает, на мой взгляд, самую важную задачу в современном российском образовании – воспитание гражданственности, патриотизма, любви к Родине, в том числе малой. Здесь главное – суметь привлечь внимание ученика, заинтересовать его, а не просто заставить его выучить материал; помочь ученику развить любознательность, толерантность, умение быть коммуникабельным.

Учитель призван через использование регионального компонента на уроках истории и обществознания, реализовать в своей практической деятельности принципы государ­ственной политики и общие тре­бования к содержанию образо­вания, сформулированные в Законе «Об образовании»:

• воспитание гражданствен­ности и любви к Родине;

• защита системой образо­вания национальных культур и региональных культурных тра­диций в условиях многонацио­нального государства;

• формирование у учащихся картины мира, адекватной со­временному уровню знаний;

• формирование мировоз­зренческой, нравственной, экономической, социальной, политической, экологической культуры;

• содействие взаимопони­манию и сотрудничеству между людьми, различными этничес­кими, религиозными и соци­альными группами.

Мы все живем в Тульской области. И необходимо, чтобы дети знали свои истоки, традиции туляков, природу и историю края. Мне как историку это особенно важно. Современные школьники получают огромное количество информации через компьютер, различные средства массовой информации, но далеко не всегда дети могут ответить на элементарные вопросы о знаменитых земляках, о культурных и исторических памятниках своей малой Родины. Всегда беспокоит вопрос как при изучении истории нашей страны не только не потерять, но и сохранить у учащихся интерес к истории своего родного края, поэтому при составлении календарно – тематического планирования по истории и обществознанию я отражаю региональный компонент и реализую его на своих уроках.

На уроках истории я реализую региональный компонент на протяжении всего курса. («Древние славяне - вятичи», «Хозяйство и быт населения в начале XIX века», «Тульская губерния в начале XIX века и в период Отечественной войны 1812 года», «Туляки - декабристы», «Тульский край в годы подготовки и проведения крестьянской реформы», «Революционное движение 70-80-х годов 19 века в нашем крае», «Культура нашего края XIX века», «Наш край в начале 20 века», «Установление и упрочение Советской власти в нашем крае», «Наш край в годы Гражданской войны и интервенции», «НЭП в Тульском крае», «Коллективизация и индустриализация Тульского края», «Культурное строительство 20 – 30 е годы XX века», «Тула в годы Великой Отечественной войны», «Наш край в послевоенные годы», «Тульская область на новом переломном этапе» и другие.)

Преподавание истории с использованием регионального компонента в обучении в школе предполагает как ми­нимум три условно выделяемых уровня познавательной работы учащихся реальной школьной практике они органически связаны друг с другом, составляют единое «поле» познаватель­ной деятельности школьников):

1) получение учащимися «готовых» знаний о мире, стране, крае со слов учи­теля и из федеральных и региональных учебников;

2) самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (школьники в процессе учебного исследования делают «открытия для себя», то есть фактически открывают заново уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности ок­ружающей жизни).

3) углубленный исследовательский поиск, представляющий научный интерес (ученики фактически выступают в роли «юных ученых » -исследователей).

Основным источником знаний и средством обучения является школьный учебник. В дидактике утвердилось такое определение школьного учебника: это массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные для обязательного усвоения учащимися с учётом их возрастных и иных особенностей.

Дети на моих уроках работают не только с основными (базовыми) учебниками для общеобразовательных школ, но и с учебниками Владимир Пеньков «История Тульской области (с древнейших времен до конца XIX века», Владимир Пеньков «История Тульской области XX век»; Гавриил Чуднов «История Тульского края», Н.И. Троицкий «Тульские древности», И. Афремов «История Тульского края», С.А. Рассаднев «Прогулки по улицам Тулы» и др.

При проведении ряда уроков по обществознанию («Значимость образования в условиях информационного общества», « Развитие предпринимательства в Тульской области», «Безработица, её причины и последствия», «Средства массовой информации Тулы», «Права ребёнка и их защита») я широко использую метод проектной деятельности. Ведь проектная деятельность – это деятельность, способствующая развитию творческих возможностей личности. Бесспорно, что если с детства учащихся включать в творческую деятельность, то у них обнаруживаются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность к глубокому пониманию причинно – следственных связей.

По истории при изучении тем, посвящённых изучению истории Великой Отечественной войны, предлагаю учащимся разработать исследовательский проект «О чём рассказала старая фотография». Ведь почти в каждой семье есть старинные фотографии, почётные награды, какие – то письма, удостоверения, которые могут рассказать ребёнку о жизни близких и родных в те далёкие годы. Замечу, что ребёнок учится любить сначала свою семью, родных, потом друзей, школу, жителей своей местности и только потом – огромную страну. Так по крупицам формируется любовь к Родине!..

Моя задача как учителя обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни

Сохранению психического здоровья учащихся на моих уроках способствует доброжелательный микроклимат в классе (эмоциональная комфортность, призванная обеспечить эмоциональное тепло, поддержку каждому ребёнку, доброжелательность во взаимоотношениях, основанная на принятии ученика как личности: педагог - ученик, ученик – ученик, родители – ребёнок), а также устранение перегрузки на уроке и строго дозируемое домашнее задание. Выполнение разноуровневых заданий, исключают дискомфорт учащихся на уроке, создаёт ситуацию успеха каждого ученика на уроке.

Проведение нестандартных уроков (урок – путешествие «Тульская губерния на рубеже XVIII – XIX веков», урок диспут «Долг моральный и долг общественный», урок –экскурсия «Культура и замечательные люди Тульского края XIX века», урок – конференция « Россия и Тула в годы Отечественной войны 1812 года», урок – круглый стол « Декабристы - туляки»), интегрированных уроков снижает напряжённость в классе, прямую зависимость усталости ребёнка от длительности проведения урока. Я привлекаю учащихся к выполнению сообщений, презентаций об образе жизни туляков, их нравах и обычаях, обрядах и праздниках, народных промыслах и ремёслах,

Проведение уроков нетрадиционной формы, применение различных методических приемов с использованием материалов регионального компонента формирует активную жизненную позицию учащихся, умение взглянуть на себя со стороны, оценить свои дела и поступки, ощутить себя частью мира, в котором мы живём. Учащимся прививается интерес к учебному труду, повышается их уровень культуры, качество их предметной подготовки, растет познавательная активность.

Результаты моей педагогической деятельности по использованию регионального компонента на уроках истории и обществознания:

  • Увидеть в истории края историю всей России, актуализировать личностный смысл учащихся к изучению материалов регионального компонента;

  • Формирование интересной творческой личности, способной выразить себя в слове и поступке, воспитание гражданской, идейно-нравственной позиции учеников;

  • Развитие самобытного мышления, способностей учащихся;

  • Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

  • Решение воспитательных задач:

- воспитание гражданствен­ности и любви к Родине;

- бережного отношения к прошлому Тульской области, её природе;

- уважение к людям, активная жизненная позиция.

  • Накопление методических материалов и использование их в учебно-воспитательной работе

  • Написание научных и творческих работ учащимися.

Таким образом, сегодня в школах края использование регионального компонента на уроках истории и обществознания обеспечено наличием достаточно мощной базы учебно-методической литературы, что делает возможным проводить интересные, насыщенные, увлекательные уроки.

Я уверенна, что планомерное и система­тическое использование регионального компонента на уроках истории и обществознания в школах нашего края будет способствовать укреплению связи с малой родиной, воспитанию патриотов родной земли, людей неравнодушных не только к прошлому, но, главное, к настоящему и будущему Тульской области, так и России. Не случайно Ф.А. Щербина писал: « Знание родного края - сила и величие Родины».


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!