МКОУ «Непрядвенская средняя общеобразовательная школа»
Воловский район Тульская область
Региональный компонент на уроках истории и обществознания
Подготовила учитель истории и обществознания
Санкина О.Н.
Региональный компонент на уроках истории и обществознания
«Изучая предков, мы узнаём самих себя. Без знаний истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего мы в нём живём, как и к чему мы должны стремиться».
В.О.Ключевский.
Воспитать бережное, трепетное отношение к родному краю, чувство гордости за свою малую Родину – одна из важнейших задач, поставленных перед современным учителем и перед новой школой в целом. В нашем крае, как известно, педагоги общеобразовательных учреждений уделяют этому вопросу большое внимание, так как прежде чем ребенок станет гражданином страны, он должен быть гражданином родной школы, станицы, города, знать их традиции и жить их жизнью и заботами.
В процессе школьного обучения, обретая знания, учащийся накапливает свой интеллектуальный потенциал, что служит основой для реализации личностью своих гражданских свобод, прав и обязанностей. Знания о родном крае - существенная часть интеллектуального потенциала человека, гражданина.
Особая роль в воспитании патриота отведена учителю истории и обществознания. Через использование регионального компонента на уроках истории и обществознания учитель решает, на мой взгляд, самую важную задачу в современном российском образовании – воспитание гражданственности, патриотизма, любви к Родине, в том числе малой. Здесь главное – суметь привлечь внимание ученика, заинтересовать его, а не просто заставить его выучить материал; помочь ученику развить любознательность, толерантность, умение быть коммуникабельным.
Учитель призван через использование регионального компонента на уроках истории и обществознания, реализовать в своей практической деятельности принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе «Об образовании»:
• воспитание гражданственности и любви к Родине;
• защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;
• формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний;
• формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической, экологической культуры;
• содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными этническими, религиозными и социальными группами.
Мы все живем в Тульской области. И необходимо, чтобы дети знали свои истоки, традиции туляков, природу и историю края. Мне как историку это особенно важно. Современные школьники получают огромное количество информации через компьютер, различные средства массовой информации, но далеко не всегда дети могут ответить на элементарные вопросы о знаменитых земляках, о культурных и исторических памятниках своей малой Родины. Всегда беспокоит вопрос как при изучении истории нашей страны не только не потерять, но и сохранить у учащихся интерес к истории своего родного края, поэтому при составлении календарно – тематического планирования по истории и обществознанию я отражаю региональный компонент и реализую его на своих уроках.
На уроках истории я реализую региональный компонент на протяжении всего курса. («Древние славяне - вятичи», «Хозяйство и быт населения в начале XIX века», «Тульская губерния в начале XIX века и в период Отечественной войны 1812 года», «Туляки - декабристы», «Тульский край в годы подготовки и проведения крестьянской реформы», «Революционное движение 70-80-х годов 19 века в нашем крае», «Культура нашего края XIX века», «Наш край в начале 20 века», «Установление и упрочение Советской власти в нашем крае», «Наш край в годы Гражданской войны и интервенции», «НЭП в Тульском крае», «Коллективизация и индустриализация Тульского края», «Культурное строительство 20 – 30 е годы XX века», «Тула в годы Великой Отечественной войны», «Наш край в послевоенные годы», «Тульская область на новом переломном этапе» и другие.)
Преподавание истории с использованием регионального компонента в обучении в школе предполагает как минимум три условно выделяемых уровня познавательной работы учащихся (в реальной школьной практике они органически связаны друг с другом, составляют единое «поле» познавательной деятельности школьников):
1) получение учащимися «готовых» знаний о мире, стране, крае со слов учителя и из федеральных и региональных учебников;
2) самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (школьники в процессе учебного исследования делают «открытия для себя», то есть фактически открывают заново уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни).
3) углубленный исследовательский поиск, представляющий научный интерес (ученики фактически выступают в роли «юных ученых » -исследователей).
Основным источником знаний и средством обучения является школьный учебник. В дидактике утвердилось такое определение школьного учебника: это массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные для обязательного усвоения учащимися с учётом их возрастных и иных особенностей.
Дети на моих уроках работают не только с основными (базовыми) учебниками для общеобразовательных школ, но и с учебниками Владимир Пеньков «История Тульской области (с древнейших времен до конца XIX века», Владимир Пеньков «История Тульской области XX век»; Гавриил Чуднов «История Тульского края», Н.И. Троицкий «Тульские древности», И. Афремов «История Тульского края», С.А. Рассаднев «Прогулки по улицам Тулы» и др.
При проведении ряда уроков по обществознанию («Значимость образования в условиях информационного общества», « Развитие предпринимательства в Тульской области», «Безработица, её причины и последствия», «Средства массовой информации Тулы», «Права ребёнка и их защита») я широко использую метод проектной деятельности. Ведь проектная деятельность – это деятельность, способствующая развитию творческих возможностей личности. Бесспорно, что если с детства учащихся включать в творческую деятельность, то у них обнаруживаются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность к глубокому пониманию причинно – следственных связей.
По истории при изучении тем, посвящённых изучению истории Великой Отечественной войны, предлагаю учащимся разработать исследовательский проект «О чём рассказала старая фотография». Ведь почти в каждой семье есть старинные фотографии, почётные награды, какие – то письма, удостоверения, которые могут рассказать ребёнку о жизни близких и родных в те далёкие годы. Замечу, что ребёнок учится любить сначала свою семью, родных, потом друзей, школу, жителей своей местности и только потом – огромную страну. Так по крупицам формируется любовь к Родине!..
Моя задача как учителя обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни
Сохранению психического здоровья учащихся на моих уроках способствует доброжелательный микроклимат в классе (эмоциональная комфортность, призванная обеспечить эмоциональное тепло, поддержку каждому ребёнку, доброжелательность во взаимоотношениях, основанная на принятии ученика как личности: педагог - ученик, ученик – ученик, родители – ребёнок), а также устранение перегрузки на уроке и строго дозируемое домашнее задание. Выполнение разноуровневых заданий, исключают дискомфорт учащихся на уроке, создаёт ситуацию успеха каждого ученика на уроке.
Проведение нестандартных уроков (урок – путешествие «Тульская губерния на рубеже XVIII – XIX веков», урок диспут «Долг моральный и долг общественный», урок –экскурсия «Культура и замечательные люди Тульского края XIX века», урок – конференция « Россия и Тула в годы Отечественной войны 1812 года», урок – круглый стол « Декабристы - туляки»), интегрированных уроков снижает напряжённость в классе, прямую зависимость усталости ребёнка от длительности проведения урока. Я привлекаю учащихся к выполнению сообщений, презентаций об образе жизни туляков, их нравах и обычаях, обрядах и праздниках, народных промыслах и ремёслах,
Проведение уроков нетрадиционной формы, применение различных методических приемов с использованием материалов регионального компонента формирует активную жизненную позицию учащихся, умение взглянуть на себя со стороны, оценить свои дела и поступки, ощутить себя частью мира, в котором мы живём. Учащимся прививается интерес к учебному труду, повышается их уровень культуры, качество их предметной подготовки, растет познавательная активность.
Результаты моей педагогической деятельности по использованию регионального компонента на уроках истории и обществознания:
Увидеть в истории края историю всей России, актуализировать личностный смысл учащихся к изучению материалов регионального компонента;
Формирование интересной творческой личности, способной выразить себя в слове и поступке, воспитание гражданской, идейно-нравственной позиции учеников;
Развитие самобытного мышления, способностей учащихся;
Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
Решение воспитательных задач:
- воспитание гражданственности и любви к Родине;
- бережного отношения к прошлому Тульской области, её природе;
- уважение к людям, активная жизненная позиция.
Таким образом, сегодня в школах края использование регионального компонента на уроках истории и обществознания обеспечено наличием достаточно мощной базы учебно-методической литературы, что делает возможным проводить интересные, насыщенные, увлекательные уроки.
Я уверенна, что планомерное и систематическое использование регионального компонента на уроках истории и обществознания в школах нашего края будет способствовать укреплению связи с малой родиной, воспитанию патриотов родной земли, людей неравнодушных не только к прошлому, но, главное, к настоящему и будущему Тульской области, так и России. Не случайно Ф.А. Щербина писал: « Знание родного края - сила и величие Родины».