СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Региональный компонент на уроках русского языка. уроки. Что такое "казачество"?

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Региональный компонент на уроках русского языка. Что такое казачество? (Разработки уроков).

Просмотр содержимого документа
«Региональный компонент на уроках русского языка. уроки. Что такое "казачество"?»

30




Региональный компонент

на уроках

русского языка

Что такое казачество?

(Разработки уроков).

























Урок 1.

Тема: Что такое казачество?

Задачи.

1. К/к. Обогащение словарного запаса учащихся; формирование навыка отстаивать свою точку зрения.

2. Л/к. Повторение тем: «Связь слов в словосочетании»; «Постановка тире между подлежащим и сказуемым».

3. К/к. Формирование знаний по истории казачества.


Ход урока.

I. Словарная работа.

Атаман, лампас, шатка, нагайка, башлык, станица, погоны, казак.


Учитель. Как вы поняли из набора слов диктанта, мы с самого начала урока поведём разговор о казачестве, его символах и знаках.


Задание: Составьте из записанных слов три словосочетания всех типов.

(после работы)

Учитель. Создание какого типа словосочетания у вас вызвало затруднение?


II. Акцентологическая работа.

- каза'ки казаки'

Учитель. Как называется такой вид ударения? (вариативный)

- каза'к, казака' — каза'ка (доп.)

Что означает термин «допустимое» ударение?

Но играть в казаки'-разбойники (название игры)


III. Лексическая работа.

Учитель. Какой вывод подсказывает нам название детской игры?

В давние времена определенная часть населения России относилась к казакам как к разбойникам. Вспомните главы из произведения Н.В. Гоголя

«Тарас Бульба».


Учитель. Так кто же такие казаки?

Обратимся к «Толковому словарю» С.И. Ожегова. Запишем.

Казак в старину на Украине и в России - член военно-земледельческой общины вольных поселенцев, активно участвовавших в защите и расширении государственных границ.


Учитель. Что в этом определении словаря 1973 года выпуска ошибочно?

- В старину,.. потому что казачество сейчас возрождено.


Запомните эту дату - 6 декабря 1991 года - дату возрождения Воронцово - Александровского казачества. Учитель демонстрирует обращение и клятву казаков - земляков. (Приложение 1.2)


IV. Этимологическая работа.


Учитель. Как же образовалось слово казак?

Аудирование.

Учитель читает 3 версии образования слова «казак».


1-я версия - саки

Учитель. Персы называли народы, живущие по Днепру и Дону, скифами или саками.

Греки - коссахами (по-скифски означает «белый олень).

Попробуем протянуть нити-связи: кос-сахи по-скифски - Белые олени. Самая первая печать донских казаков при её оттиске передавала изображение белого оленя, пронзённого стрелой. Откуда сюжет? Старинное предание гласит: в глубокой древности покровительницей Приазовья (!) была Диана - богиня целомудрия, хранительница лесов и зверей. Некто Актеон, охотник-иностранец, случайно увидел наготу богини Дианы во время её купания, за что Диана превратила его в оленя и пустила в него смертоносную стрелу.

Получается интересная связка: коссахи - белые олени - славяне Приазовья - печать донских казаков.


2-я версия

Учитель. «Греческий князь Константин Парфирогенет упоминает, что начало казаков происходит со времени 948 году от славянского победителя Татар Косака; и по имени проименовалось воинство его козаками, о чём и Синопсис Киевский пишет тоже, что, победивши Татар, козаки жительствовать остались между реками Доном и Днепром».

Версия очень интересная и правдоподобная, неясно только, о каких Татарах идёт речь за 200 лет до Чингиза и Батыя. Наводит на размышление заглавная буква в слове Татары - это может быть название народа? И ещё, если это так, то не в Крым ли ушли остальные Татары после поражения?


3 версия

Учитель. Казак - тюрк. Слово, обозначающее бездомный, бессемейный человек. (Так и было принято поначалу в казачестве.)

Учитель. Всего 3 версии на происхождение этого слова, а их более 10! Какой мы можем сделать вывод, кто такие казаки?

Запишем ответ.

Казаки - это воины, которые защищали Русь, умножая её

пределы.


Учитель. Обратимся к древнему преданию, в котором мы встретим слова: Длань – ладонь

Ирий - рай

« Мать вывела трёхлетнего сына в степь и, указывая дланью (ладонью) вверх, говорила: «Звёзды - глаза твоих предков. Они следят, как ты защищаешь свой род».

Этот мальчик, став воином, не знал страха смерти: ведь, погибнув в бою с врагами своего рода, он попадёт в «Ирий» (рай) на радость дедов своих.

Пятёрки воинов прорубались через войска Дария туда и обратно и уходили в степь. Персы сходили с ума.

Во время походов Чингисхана два его тумена (20 тысяч воинов) в междуречье Волги и Дона наткнулись на неведомый народ: воины их шли в бой на конях, обнажённые до пояса, с двумя мечами в руках, многие в бою сражались, стоя на коне. Воины эти могли на лету поймать пущенную в них стрелу у своей груди или уклониться. Монгольские тумены были вырублены. Чингиз обошёл это «проклятое место». Что за «проклятое место»?


Учитель. Кого же принимали в казаки?

Принимали всякого: и турка, и черкеса, и немца, и еврея. Единственное требование к вступающему - православная вера. У желающего вступить в казачью общину спрашивали: « В Бога веруешь? Перекрестись!» После этого действия человек принимался в ряды казаков.

Сегодня казачество живёт в России, объединяется в 13 казачьих войск.


Запишем.

Казаки, живущие на территории моего края, относятся к Терскому казачьему войску.

Объясним постановку знаков препинания.


Письмо по памяти (отрывок из стихотворения Витислава Ходарева).

Много было под конями ветра.

Шли они в пустынях и лесах.

Память о казачестве бессмертна.

Подвиги казачества в сердцах.


Подведение итогов работы.

Домашнее задание:

1 вариант. Сочинение-миниатюра «Казак»

2 вариант. Описать подробно 1 версию образования слова «казак».






Урок 2.

Тема: Символы власти и власть в казачьем войске.

Задача урока:

1. К/к. Обогащение лексикона учащихся; отработка умения составлять краткий конспект текста.

2. Л/к. Повторение знаков препинания в простом и сложном предложении.

3. К/к. Углубление знаний по истории казачества.

Оформление доски:

Регалия - 1. Предмет, являющийся символом монархической власти (корона, скипетр и т.д.)

2. Орден, знак отличия.

Ход уроки.

- Сегодня в центре нашего внимания символы, регалии власти в казачьем войске.

- Что обозначает слово «регалия»? Можно ли его использовать применительно к слову казачество?

(Несомненно: регалии власти в казачьем войске.) Запишем отрывок из казачьей песни и объясним знаки препинания:

Опять шумят бурливо сходы,

Над всем царит знакомый звук,

Как в незапамятные годы:

Пернач, булава и бунчук...

Лексическая работа.

Какие слова песни требуют пояснения?

Бунчук - знак ставки, символ атамана в походе. Сделан из конского хвоста. В мирное время вместе со знаменем хранился в Храме.

Булава' (пернач) - символ военной власти, которой наделён атаман. Похож на боевые палицы я шестоперы.

Насека - посох с металлическим навершием, на котором высекаются имена атаманов.

Сделаем вывод по лексической работе, запишем: Знамя, бунчук, булава (пернач), насека, печать – всё это символы власти в казачьем войске.


- Сделаем синтаксический разбор предложения.

- Объясним знаки.

О каких символах власти не поговорили с вами?


Аудирование.

О знамени. Сейчас во время возрождения казачества можно видеть на Круге 3 знамени:

1. Российский бело-сине-красный триколор

(белый цвет - цвет свободы и независимости, синий цвет (лазоревый) - цвет богоматери (неба), под покровительством которой находится Россия. Красный цвет - цвет «державности», императорского достоинства (согласно византийской традиции).

2. Чёрно-жёлто-белый флаг - это монархический флаг, который просуществовал в России до 1883 года. Цвета его символизировали землю - золото - серебро.

3. Флаг казачьего войска.

Несколько слов о таких символах власти атамана, как медаль. Это личный знак атамана. Она носилась на шее, выпускалась на кафтан. На лицевой стороне надпись

«Атаман станицы_________» и государственный герб

или портрет государя. На обороте - имя атамана. По окончании срока медаль оставалась атаману на память. Печать - оттиск на рукояти или перстне. Вручались атаману при выборах. Ею скреплялись все документы.

Заканчивая разговор о символах власти в казачьих рядах, поговорим о главном: кто представлял эту власть? Слово звучало сегодня неоднократно. (Атаман).


Запишем.

Дон детей своих сзывает

В Крут Державный Войсковой,

Атамана выбирает всенародною душой.

Составим схему данного предложения, охарактеризуем его.


- Кто же такой атаман?


Запишем.

Предводитель казачьего войска - вот кто такой атаман.

Найдите грамматическую основу предложения; объясните

постановку тире. Какова стилистическая принадлежность

предложения?


Аудирование с элементами конспектирования.

- Кто же мог стать атаманом? Атаманом мог стать уважаемый всеми человек, настоящий хозяин. Его выбирают на Круге (высший орган власти у казачества) на 1 - 2 года. Регламентировался и возраст атамана — не моложе 40 лет, а войсковые атаманы - не моложе 50 лет.

Среди атаманов всех уровней не держали пьяниц. Загулявших атаманов немедленно смещали с должности.

При избрании он получал символы атаманской власти: булаву, насеку, бунчук, медаль и плётку. Только атаман имеет право «учить» провинившихся казаков. Так вот, чтобы знать, каково быть битым, будущего атамана троекратно стегают по спине после избрания. При переизбрании атаман «клал наземь» все эти регалии, поклонившись на все 4 стороны и поблагодарив казаков, становился в общий ряд.

- Что оставалось атаману на память? (медаль).

- Кого из атаманов Воронцово-Александровской общины вы знаете? Юрий Александрович Александров, Виктор Фёдорович Журба, Александр Дмитриевич Белозёров, Таренко Юрий Георгиевич (ныне действующий атаман).


Заключительная беседа.

- Что мы узнали об атамане?

- Какие регалии атаманской власти существуют в казачестве?

- Кого из атаманов возрождённого Воронцово - Александровского казачества запомнили?

Объяснение домашнего задания.

Написать сочинение-миниатюру «Кто такой атаман».
































Урок З.

Тема: Казак. Символы и знаки рядового казака.

Задачи урока.

1. К/к. Конспектирование речи учителя.

2. Л./к. Повторение: постановка знаков препинания в простом и сложном предложении.

3. К./к. Получение и осмысление информации о казаке, символах и знаках рядового казака.

Ход урока.

I. Повторение.

- Кто такой казак?

(Член военно-земледельческой общины вольных поселенцев на окраинах государства). Но это и человек, который свято соблюдал казачьи заповеди.

Запишем:

Казаку дороги были казачьи заповеди:

люби Россию, ибо она мать твоя, и ничто в мире не заменит тебе её; люби правду, ибо она единственный маяк в жизни человека;

все, кто идёт против Отчизны твоей, - враги; мир, красота, любовь и правда - вот лозунги на твоём знамени.

- О казаках как уникальном народе России Л.Н. Толстой писал: «Граница создала казаков, казаки создали Россию». Возможно, слова Л.Н. Толстого не лишены преувеличения, но не менее восторженно отзывался о них враг России Наполеон: «Надо отдать должное казакам: именно им обязаны русские своими успехами в кампании... если бы я имел их в своей армии, я прошёл бы с ними весь мир». Не правда ли высокая оценка?


Запись.

Символы и знаки рядового казака: лампас, погоны, шашка, нагайка, серьга. Объясним знаки.


Обратимся к словам казачьей песни:

Ведут атаманы Бакланов и Платов

На страх супостатам донские полки.

Сквозь дымы пожарищ алеют лампасы

И молнией блещут казачьи полки.

Найдите метафору в этом стихотворении. Объясните слово «супостат» и «лампас».

Объясните отсутствие запятой во 2-м предложении.

Правильно, «лампас» — это цветная нашивка (полоса) на боковом шве казачьих шаровар (брюк). Символизирует принадлежность к войсковому сословию, а цвет указывает на принадлежность к войску. Лампас совпадает по цвету с околышем фуражки. Он символ казачьей независимости (вроде

личного флага) и освобождения от всех платежей.

- Какого цвета лампасы у наших казаков - терцев? (Синего).

III. Работа над пословицей.

Среди казаков бытовала пословица

«Востра шашка была свашкой,

Штык булатный был дружком».

- Как понимаете эту пословицу?

Казак - воин должен иметь и уметь биться на шашках. Шашка - основное оружие казака. Приведите примеры мастерского использования этого оружия.

С детства умели казачата на полном ходу коня рубить лозу шашкой, нарезать ею арбузы тонкими ломтями, рубить пламя свечи на подставке. Интересен такой факт: в 1888 году в Новочеркасск приехал русский царь Александр III с семьёй. На воинском казачьем смотре вместе со взрослыми показывали свои умения и навыки казачата. Когда началась детская джигитовка, у государыни Марии Фёдоровны не выдержали нервы (она мать), и джигитовка была остановлена.

IV. Аудирование с элементами конспектирования.

Определён был и головной убор казака - шапка. Она имела несколько вариантов: шапка куполообразной формы, синяя с красным околышком фуражка, меховая шапка типа «кубанки», папаха.

С шапкой связаны многие казачьи традиции. Она обязательно снималась во время молитвы, присяги и выступления на Кругу. И всё!


Запишем.

Казак шапки не ломает и перед царём.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- А ещё когда снималась шапка с головы? (Перед мёртвым). Шапка, сбитая с головы, была вызовом на поединок.

В курене или хате шапка вешалась на видном месте. В доме вдовы шапка лежала под иконой, что обозначало: семья находится под защитой Бога. Прочтите, что вы законспектировали.

(Работа над кратким конспектом).

V. Продолжим работу над конспектом.

Аудирование.

Будучи на Кавказе в 1869 году, А.С. Пушкин на автопортрете изобразил себя на скачущем коне в чёрной бурке и с казачьей пикой в руке, написав следующие строки:

Был и я среди донцов,

Гнал и я османов шайку.

В память битвы и шатров

Я домой привёз ногайку.

(Авторское правописание)

Нагайка - короткая конская плеть - оружие. В повседневной жизни знак власти у строевого женатого казака.

Дарилась зятю тестем на свадьбе и висела в доме на левом косяке у двери в спальню.

Как знак полной покорности и уважения могла быть брошена к ногам обиженного или уважаемого гостя, который был обязан её поднять и вернуть хозяину, а бросившего расцеловать.

Если через нагайку переступали, это означало, что покорность не угодна, а обида не прощена.

Нагайка использовалась как оружие в схватке и для телесных наказаний провинившихся казаков по решению Крута.

Серьги у казаков - старый обычай. Он заимствован у русских людей: Дмитрий Донской своим сыновьям подарил по одной серьге.

Не все казаки имели право носить серьгу, потому что она была особым знаком. Так серьга в левом ухе у казака означала, что он один сын у матери; серьга в правом ухе — последний мужчина в роду, а если у казака было по серьге в левом и правом ухе, это означало, что он один ребенок у родителей. В походах таких казаков берегли, как могли, подстраховывали, так как они были кормильцами своих престарелых родителей.

В завершение нашего разговора о казаках мы должны поговорить о первом друге казака - коне. Как важен был конь и любим хозяином, говорят пословицы:

Без коня казак кругом сирота.

Казак голоден, а конь его сыт.

Казаку конь себя дороже.

Казак без коня, что солдат без ружья.

Выберите понравившуюся вам пословицу и запишите её.


VI. Итог урока.

Подведём итог урока: что вы нового узнали о казаке, о казачьих регалиях и символах. Прочтите, что вы отразили в ваших конспектах.

- Каким может быть ваше домашнее задание?

Написать небольшое сочинение «Казак»; нарисовать нагайку, шашку, коня; выучить по тетради заповеди казака.

Выберите любое из этих заданий и выполните его.















Урок 4.

Тема: Казачка.

Задачи:

1. К/к. Составление тезисного плана текста повествовательного характера.

2. Л/к. Повторение: постановка знаков препинания при обращении и диалоге.

3. К/к. Получение и осмысление информации о казачке.

Ход урока.

  1. Вступительная беседа. Составление тезисного плана. Кто такая казачка?

Жена, дочь, сестра казака.

- Женщина сразу вошла в жизнь казака? Вспомните Запорожскую Сечь.

В старину казак не имел жены, так как жизнь была тревожная и опасная. И это продолжалось до середины XVI века. В ином городке насчитывалось один - два женатых казака. Юноша, одолеваемый любовной страстью, а кругу сверстников подвергался насмешкам, по удивительно отношение казаков к редким тогда детям: их баловала и нянчила вся станица. Когда у малыша прорезывались один – два зубика, на это приходили посмотреть многие казаки и не могли скрыть восторга. Вспомните, как гордился своими сыновьями Тарас Бульба, как не могла на них наглядеться мать.

С укреплением казачьих станиц у казаков появилась возможность обзаводиться семьями. Первые жёны были из числа захваченных пленниц (ясырок). Это были черкешенки, турчанки, татарки.

Запишем предложение.

Современники писали: «Соедините красоту и обаяние русской женщины с красотой черкешенки, турчанки и татарки, да если прибавить бесстрашие амазонок - перед вами портрет истинной казачки».

Объясним знаки препинания.


II. Составим тезисный план. Бесстрашие казачек.

Действительно, казачки были бесстрашными. Приведу только два примера. В 1774 году строевые казаки Наурской станицы ушли в поход, и в это время к станице подошёл отряд турок и несколько тысяч человек. Два дня шёл бой. Атаки отбивали старики, подростки и казачьи жёны. Женщины стреляли из ружей и даже из пушек с земляных валов, опоясывающих станицу. С тех пор 10 - 11 июня в станице Наурской отмечается «бабий праздник».

В обороне Азова от турок и татар в 1641 году геройски сражалось более 800 женщин-казачек. Большинство их пало в боях. Подвигу казачек посвящено стихотворение П.С. Полякова.




  1. Работа с поэтическим текстом.

Казачке.

Отче наш... Звенят слова молитвы...

Трупы турок покрывают вал.

Ты в Азове не боялась битвы,

И в руке дымился самопал.

Веря свят Покрову и Пречистой,

Ты за мужем на валы пошла.

И, шипя по склонам травянистым,

Полилась кипящая смола.

Сколько слёз твоих пролили очи.

Сколько болей затаила грудь...

Отче наш, в грядущей страшной ночи

Освяти ей, мученице, путь.


- Какие художественные средства использует автор?

Запишем последнее предложение, объясним знаки препинания.


IV. Конструирование и запись предложений с диалогом.

Как же женщина становилась женой казака? Бракосочетание совершалось на Кругу. Жених и невеста приходили на Круг и, помолясь Богу, кланялись на четыре стороны. Жених говорил: «Ты, Анисья, будь мне жена». Невеста, поклонившись ему в ноги, отвечала: «Ты, Григорий, будь мне муж». После этих слов они целовали друг друга и принимали от всех поздравления. Таким образом, утверждалось бракосочетание.


- Как относились казаки к браку?

К браку казаки относились серьезно.

Сожительство без выполнения описанного обряда считалось прелюбодеянием и жестоко каралось. Непримиримы были казаки и к измене, супружеской неверности (вплоть до «в куль да в воду»). Но, если кто-то из супругов не хотел жить в семье, развод был так же прост, как и заключение брака. Надо было прийти на Круг, вывести жену на середину и сказать: «Вот, честная станица, была она мне хорошей женой, верной, но теперь не люба мне. Кому люба, тог и бери». Если желающего жениться не находилось, обижать женщину не мог никто. Если казак изменим жене, его били до смерти.

- Какое место занимала казачка в семье?

Женщина в семье была равна мужу в правах и обязанностях. Когда казак уходил на войну, на её плечи падали заботы о семье, хозяйстве, детях. Хотя главой семьи всегда считался отец, после его смерти все права переходили к матери, даже если в доме жил старший сын с семьей.



  1. Составление тезисного плана. Воспитание девочек-казачек.

В семьях казаков много внимания уделяли будущей жене, хозяйке, хранительнице домашнего очага, боевой подруге. До 13 лет девочки играли в одни игры с мальчиками, даже обучались верховой езде. С 13 лет они поступали под опеку мамок (крёстных) и бабушек. Молодые казачки учились шить, выстегать узором одеяло или кафтан, выстрочить ожеролок (воротник). Каждое воскресенье и в праздники ходили они в нарядном платье вместе с бабушками в церковь.


VI. Украшение казачек.

Казачки украшали себя бусами, серьгами, носили кольца. Кольца на девичьих и женских руках имели своё значение. Серебряное колечко на левой руке - девушка на выданье, на правой - просватана. Кольцо с бирюзой (камень тоски) - жених служит. Золотое кольцо на правой руке - замужняя, на левой — разведена. Два золотых кольца на левой руке - вдова (второе кольцо мужа).

Задание.

Расскажи о значении колец на руках казачек.


VII. Подведение итогов урока.

По тезисам, сделанным вами, расскажите, что мы узнали сегодня об образе жизни казачки.


  1. Домашнее задание. Пересказ услышанного на уроке.






















Приложение №1.


Клятвенное обещание.


Вступая в СТАВРОПОЛЬСКИЙ союз казаков, КЛЯНУСЬ:

Хранить верность России и казачьим традициям; исполнять в точности, честно и добросовестно возложенные на меня обязанности; не делать и не говорить ничего, что могло бы вести к ослаблению Казачества, семейства и доброй нравственности, Православной церкви. В удостоверение сего целую слово и Крест Спасителя моего.

АМИНЬ!




Приложение №2.


ОБРАЩЕНИЕ!


Воронцово-Александровский казачий Круг объявляет приём в казаки.


БРАТЬЯ, КАЗАКИ, СЛАВЯНЕ!

Посмотрите, что творится вокруг.

Всё больше и чаще возникают межнациональные конфликты. Везде льётся кровь наших братьев. Ширится разгул бандитизма и воровства. Если тебе не безразлична честь и достоинство твоих жён, дочерей и сыновей, и матушки России, если ты настоящий мужчина, то мы призываем тебя самого защитить честь и достоинство твоих близких.

Членами казачьего круга могут быть потомки казачьих рядов, уроженцы традиционных казачьих областей и выходцы из них, а также лица славянского происхождения, родом интересов и практической деятельностью связанные с казачеством, желающие возродить самобытность казачьего этноса, активно способствующие этому, признающие требования казачьего устава и уплачивающие членские взносы.

Наша деятельность будет строиться на исторических, традиционных для казаков принципах круговой демократии, почитания старших, православия, веротерпимости, духовного и военно-патриотического воспитания молодёжи.


Воронцово-Александровский казачий Крут.







Урок 5.

Тема: «Язык казаков».

Задачи.

1. К/к. Обогащение словарного запаса учащихся.

2. Л/к. Совершенствование навыков работы со словарем.

3. К/к. Осмысливание вопроса «История и духовная культура казачества через призму языка».

Ход урока.

I. Повторение. Фронтальный опрос.

- Что означает слово «казак»?

- Расскажите об одной из версий происхождения слова «казак».

- Расскажите о символах власти в казачестве. Какие символы и знаки рядового казака знаете?

II. Лексический диктант. Объяснять значение слов.

Атаман, булава, медаль, пернач, лампас, станица, ясырка, нагайка, шашка, насека.

Дополнительный материал к диктанту.

Ещё одна версия происхождения слова «казак»: по-татарски и по-турецки «гозак» или «гузак» - легко вооружённый конный воин, т.е. воин без доспехов, без кольчуги, без шлема. Таковыми и были первые казаки.

Происхождение слова «атаман»: каждая станица (первоначально - «ватага») выбирала себе старшего, которого, по образцу северных моряков, ходивших и по русским рекам, называли «ват - маном». Отсюда произошло слово «атаман».

III. Новый материал.

Язык казаков довольно своеобразен. Он, безусловно, относится к русскому языку, но имеет значительные особенности диалектного характера.

Запишем текст, объясняя знаки препинания.


Большая группа слов, отражающая быт казачества, имеет несколько значений. Например, слово «курень» (дом, отряд), «майдан» (центральная площадь, здание для собраний, главная улица), «юрт» (место, земельные и водные владения станицы).


- Как называются слова, имеющие несколько значений?

- Где мы можем узнать значение тех или иных слов?


Работа с толковым словарем русского языка.

Проверим, те ли значения имеют слова «курень», «майдам», «юрт».

(«Курень» - да, «майдан» - нет; слово «юрт» в словаре отсутствует.)


IV. Запишем предложение, охарактеризуем его. Объясним знаки препинания.

В языке казаков много слов тюркскою происхождения: ян – напиток из кислого молока; сюзьма – кислое молоко; каймак – кипяченые сливки; холина – крем для лица; майдан – площадь.


Это явление не случайно, потому что и женщины, и мужчины в казачьих семьях любили разговаривать по-татарски. Татарский язык был в моде, и умение говорить на нем являлось знаком хорошего топа. Наверное, этот язык пришёл в казачество вместе с ясырем (пленными) и задержался. Казаки часто общались с кочевниками - знание их языка было необходимым атрибутом, да и жёнам-ясыркам язык остался как память о далекой Родине.

Язык казаков впитал в себя и массу украинских слов:

«драбина» (лестница), «жменя» (горсть), «зараз» (сейчас), «кохать» (любить), «нехай» (пускай) и др. Есть в нем и калмыцкие слова: «будан» (бульон), «шулюн» (говяжий жидкий суп), шуршек (коршун); и даже иранские (хаживали казаки в Персию); нардек (патока), «принч» (рис) и другие.

Таким образом, казачий язык при всех разноязычных выражениях представляет собой достаточно своеобразную разговорную систему.

V. Аудирование с элементами конспектирования.

Большинство слов в казачьем лексиконе связано с их бытом и военными занятиями. Например, среди казачьих воинских чинов были такие как: «урядник» - унтер-офицер, равный младшему офицеру царской армии; «хорунжий» - офицерский чин, равный подпоручику; «есаул» - офицерский чин, равный подполковнику; войсковой «толмач» - переводчик. С земледельческой деятельностью казаков связаны такие слова, как «цеп», «каток» -инструменты, используемые при молотьбе; «поновление»-уточнение спорных границ; «рало» - вид плуга.

Быт казаков характеризуют слова: «курень», «хата», «подклет» (первый этаж дома), «галдерея» (вид крытой веранды), «балясник» (деревянный балкончик), вё'дра-качаны, самовары, турки (сосуды для варки кофе), кубышки (узкогорлые сосуды с широко раздутыми боками), «махотки» (низкие кувшины с широким горлом без ручек), «макитры» (большие широкие горшки) и т.д.

В языке отражалось и отношение казаков к «неказачьему» населению, которое они презрительно называли «сипою» или «сипотою». Со временем сипоту стали разделять на «хохлов», «тавричан», «кацапов» и «евреев». Несмотря на эту презрительность, межнациональной розни в казачестве не возникало. Так на Дону проживали представители сорока наций, среди которых превалировали казаки, русские, украинцы, армяне.


- Доработайте ваши записи. Прочтите, что вы законспектировали.

Запишем вывод:

В «Кодексе казачьей чести» написано: «Все люди равны, и нет народов больших и малых! Никогда не считай сына другого народа ниже или глупее себя».




VI. Обучение пересказу.

Послушайте текст и перескажите его подробно.

Ведя разговор о языке казачества, нельзя не коснуться вопроса отношения казаков к ругательствам. Оскорбление другого обидным словом называлось «шельма» (отсюда пошло слово «шельмовать»: позорить, бесчестить. (Кстати, в « Словаре русского языка» С. Ожегова слово «шельма» имеет другое значение: мошенник, плут.) «Шельма» каралась «очисткой». Атаман давал обиженному палку и говорил: «Очисть - бей его по ногам». Потерпевший отмерял длину палки по своему локтю и отрубал лишнее, потом бил обидчика по ногам, при этом говорил: «Знать не знаю, ведать не ведаю». Бил он до тех пор, пока атаман или старейшины не останавливали его: «Будет. Очистил».

Также матери запрещалось ругать своего ребёнка непотребными словами и проклинать его. Существовало поверье, что если мать будет это делать, то ребёнок обратится в нечистого и исчезнет.


VII. Обучение выборочному конспектированию.

Из рассказа учителя выбрать и записать только слова, от которых образовались казачьи фамилии.

Вы уже знаете, что в казаки мог вступить всякий, главное - вера в Бога. Отсюда пошли и казачьи фамилии:

Грековых - от греков, Татариновьгх - от татар. Турченковых. Турчаниновых - от турок. Жидченковых. Жученковых - от жидов. Грузиновых - от грузин, Персияновых - от персов, Черкесовых - от черкес. Сербиновых, Себряковых - от сербов. Миллеровых - от немцев, Калмыковых - от калмык, Мещеряковых - от мещерских татар, Поляковых - от поляков, но все они стали настоящими казаками, и только фамилии напоминают, кто первый из их рода стал казаком.

- Назовите распространённые в казачестве фамилии.


VIII. Подведение итогов урока.

В заключение урока мы поговорим о слове - символе, услышав которое, всякий понимает: перед ним казак. Это слово «любо». Оно имеет значение: «согласны», «принимаем», «нравится». Звучит это слово на Круге трижды как одобрение принимаемого решения. Если казаки не согласны с тем или иным предложением, они молчат. Был и невербальный жест, действие, обозначающее слово «любо»: в знак согласия казаки бросали вверх шапки.


IX. Объяснение домашнего задания.

Выписать и заучить слова, с которыми мы познакомились в процессе урока.





Урок 6.

Темя урока: Отдых казаков.

Задачи.

1. К/к. Пересказ и конспектирование речи учителя.

2. Л/к. Повторение: постановка знаков препинания в простом и сложном предложениях.

3. К/к. Получение и осмысление информации об отдыхе казаков.


Xод урока.

I. Лексический диктант.

1. Бандурист – музыкант, играющий на бандуре.

2. Танок – хоровод.

3. Гудок – старинный русский струнный музыкальный инструмент.

4. Ложки - русский ударный музыкальный инструмент, состоящий из двух деревянных ложек.

5. Варган - самозвучный щипковый инструмент в виде подковы или пластины с прикреплённым к ней металлическим язычком.

6. Гребешок - обычный гребень, на который накладывали лист бумаги, прикладывая к губам, выводили мелодию.


II. Запишем предложение, объясним знаки препинания,

В казачьей среде существовал обычай хорошо воевать, хорошо работать и хорошо отдыхать.

- Будет ли повтор слова «хорошо» тавтологией?

- Как называется такой стилистический приём?

III. Аудирование с элементами конспектирования.

Дела по хозяйству казаки старались закончить до полудня, а к вечеру они собирались на майдане у становой избы погутарить (поговорить). Мужчины и юноши, женщины и девушки отдыхали и развлекались порознь.

Отдых мужчин.

Сидя в мужском кружке, казаки вязали сети, вентери и тенета (сетки для ловли птиц и зверей) и слушали рассказы стариков о былых походах и подвигах.

Старикам подносили за здравие кружки с мёдом, вином, а они, в свою очередь, могли угостить этим напитком наиболее храбрых молодых казаков, что считалось высокой наградой.

Казаки на таких посиделках пели песни, рассказывали предания, слушали седых бандуристов.

Здесь же, на майдане, устраивали борцовские поединки. Особенно любили калмыцкую борьбу, когда на бой выходили могучие борцы, тела которых смазывались жиром.

Часто вечерами старшие казаки играли в шахматы, шашки или в зернь (мелкие золотые, серебряные или медные шарики). Подростки играли в кости и в бабки. Эти забавы развивали у казачат такую меткость, что они могли брошенным камнем убить зайца или птицу.

- Прочитайте ваш конспект, после обсуждения доработайте.


IV. Пересказ текста по составленным кратким тезисам.

Отдых женщин и девушек.

Замужние казачки в свободное время собирались и пели песни и псалмы. Угощали соседок плодами, семечками арбуза и тыквы. Они также на посиделках пили мёд и вино. Передавая из рук в руки кружку с мёдом, они пели песни о казацкой славе, подвигах. Если мимо шёл казак, казачки кланялись ему приветливо и приглашали в дом: «Подойди к нам, родненький!»

Девичьи же посиделки были закрыты для мужчин. Только на свадьбах юные казачки могли быть вместе с мужчинами. На своих посиделках девушки играли в жмурки, пели и плясали под варган и гребешок, водили танки. Эта пляска казачек напоминала русский хоровод.

- Перескажите предложенный вам текст.


- На каком языке любили говорить казаки и казачки на посиделках? (Татарском).


V. 3апишем предложение, объясним знаки препинания.

Народные праздники считались не просто отдыхом, а

своеобразным спектаклем, выступающим средством воспитания.


VI. Рассказ учителя.

На Пасху и Масленицу собиралась молодежь и устраивала сражения, в которых одна сторона изображала казаков, а другая - турок.

В первый день Масленицы вооружённые казаки в лучших одеждах на конях, блиставших ярко отделанной сбруей, собирались в определённом месте. Туда же приходило всё население станицы.

Для выполнения воинских упражнений устанавливали вертикальную мишень - пучок камыша и отмеряли 200 саженей. С этого места всадники начинали разгоняться, чтобы на полном ходу поразить цель. Первым выезжал престарелый казак, у мишени он спрыгивал с коня и продолжал нестись с ним рядом, держась за гриву, выдёргивал пистолет и стрелял по камышу. Через секунды он снова был в седле. За ним скакали другие казаки. Они на конях перепрыгивали через горящий камыш, поднимали на скаку с земли монету и, бросив её вперёд, затем ловили на скаку.

О меткости казаков, которую они демонстрировали на праздниках, ходили легенды. Из лука или ружья они могли попасть в яйцо, а самые меткие - в монету, зажатую между пальцев, не поранив держащего её.


VII. Запишем предложение, объясним знаки препинания.

Церковные праздники и праздники, обусловленные календарно- обрядовым календарём, у казаков соответствуют русским традициям.

- Как понимаете это предложение?

(Такие праздники, как Рождество, Масленица, Пасха, Троица и другие - казаки отмечали примерно так же, как и весь православный люд.)


VIII. Подведение итогов урока.


- Что вы узнали нового об образе жизни казаков?

- Какие факты удивили, запомнились?


IX. Домашнее задание.


1. Выучить слова из лексического диктанта.

2. Доработать конспект «Отдых казаков».

































Урок 7.

Тема: Казачьи песни.

Задачи.

1. К/к. Обогащение словарного запаса учащихся.

2. Л/к. Повторение: знаки препинания в сложном предложении.

3. К/к. Формирование знаний по истории казачьей песни.

Оформление доски.


Опять блестит волной кудрявой

Почти уснувшая река.

И песни мощи, песни славы

Звенят, летят издалека...

Н.А. Келин


Ход урока.

I. Повторение. Тестирование.

- В каком ряду помещены все слова из казачьего лексикона.

  1. Есаул, хорунжий, лейтенант.

  2. Балясник, балкон, лоджия, летник.

  3. Атаман, бунчук, ясырка, пасека.

  4. Сюзьма, кефир, холина, драбина.

- Какие слова из второго ряда являются синонимичными?

Составьте синонимический ряд к слову «дом», используя казачью лексику.


II. Новый материал.

Работа с эпиграфом к уроку.

В душе многие казаки были мечтателями и романтиками. Они выбирали для своих жилищ живописные места: любили углубляться в лесные заросли, подниматься на степные курганы, чтобы полюбоваться открывающимися далями. Любили казаки слушать своих певцов-баянов или слепцов-кобзарей, нередко и сами складывали песни, красота которых трогает душу и сейчас.

Всем знакома старинная казачья песня «Черный ворон», которая записана в нескольких вариантах.

Первый вариант.

Черный ворон, что ты вьешься

Над моею головой?

Ты добычи не дождешься:

Черный ворон, я не твой!

Ты лети-ка, черный ворон,

К нам на славный Тихий Дон,

Отнеси-ка, черный ворон,

Отцу, матери поклон

И жененке молодой.

Ты скажи ей, черный ворон,

Что женился на другой,

На пулечке свинцовой.

Наша свашка была шашка,

Штык булатный был дружком,

А венчался я на поле под ракитовым кустом.


- Какие художественные средства использованы в этой песне?

Запишем последнее предложение, составим его схему.


- Обратите внимание на концовку этой песни в другом варианте.

- Чем отличаются?


А женился в чистом поле,

В чистом поле, под кустом,

Востра шашка была свашкой,

Штык булатный был дружком.

Калена стрела венчала

Среди битвы роковой.


История казачества наполнена рассказами о том, как днем и ночью шли русские люди за линию московских засек и сторожевых башен, шли искать себе боевого счастья на тихом Дону.

И всех Дон принимал, и всем находил место.

- Чем же жили казаки?

Ответ на этот вопрос находим в песне донской. Запишем её.


Степью широкою!

Степью необъятной!

Там!.. – на воле, на тихом Дону!

Скучно станет – на Волгу пойдем,

Бедно станет – и денег найдем.

Волга-матушка всех приютит,

Всех приласкает и всех одарит…

Жили набегами. Жили войною.

Жили добычею.

Этих людей звали казаками.


Анализ поэтического текста.

- Найдите в тексте старинной песни эпитеты и метафоры.

- Какие слова повторяются в тексте? Определите роль этого повтора. - Как называется данный прием?

- Объясните значение слов «набег», «добыча»?

- Объясните знаки препинания в четвертом предложении.


Исторические факты свидетельствуют о том, что первые казаки земли не пахали, хлеба не сеяли, а жили добычей, которую брали у татар и турок. У врагов они отбирали и коней, и оружие, и дорогую материю для одежды, и золото, за которое покупали себе все, что нужно. С той поры и в песню казачью вошли слова. Запишем их:


У нас, на Дону, живут не по-вашему:

Не ткут, не прядут, не сеют, не жнут,

А хорошо живут…


Проанализируем орфограммы и пунктограммы, которые встречаются в данном тексте.


Не раз говорили мы уже о традициях казачества, о правилах решения общих вопросов на Круге. Об этом тоже поется в казачьей песне.


Собирались казаки – другие, люди вольные,

Собирались они, братцы, во единый Круг,

Они думали думушку все единую.


Если была в казачьем городке какая-нибудь часовенка, то и Круг собирался возле неё, а если её не было, то на майдан выносили образ Спаса или Николая Чудотворца и, поставив его на аналой, становились вокруг него. Николай Чудотворец – самый почитаемый святой у казачества. О нем поется и в песне:


Лишь Николай Угодник, Егорий –

Волчий пастырь – строитель земли –

Знают были пустынь и поморий,

Где казацкие кости легли!


III. Подведение итогов урока.


- Что узнали новое?

- С какими видами песен познакомились?

- Вели ли мы разговор о любовных песнях казаков?

- Какую любовную песню казаков знаете?

(Песня о Стеньке Разине:

… И за борт её бросает в набежавшую волну… )

- Звуча ли сейчас по радио, телевидению казачьи песни?



IV. Объяснение домашнего задания.


  1. Составить словарный диктант из 20 слов казачьего лексикона.

  2. Составить предложение по схеме на тему урока.


Урок 8.

Тема: Предания старины казацкой.


Материалы к уроку.


Казаки смолоду и до гробовой доски берегли свои воинские традиции. Из уст дедов и седых бандуристов слышали они предания о воинских подвигах предков и передавали их своим детям. Славу казачью берегли казаки во все времена. Не случайно в одной из казачьих песен поётся:

Былью, сказкою, песней призваны,

Не подвластны векам. Судьбе!

Отмечали рожденье тризнами.

Чтобы память нести в себе.


Предание о цветке лазоревом.


Особое место в казачьих легендах и поверьях занимает «цветок лазоревый» - дикий степной красный тюльпан, распускающийся на короткое время в весенней степи. Не алые головки тюльпанов, гласит предание, колышет весенний ветер - это души казаков, погибших в боях, походах и на чужбине, на несколько дней распускаются на родной сторонке. Поэтому цветок лазоревый похож цветом на кровь, пролитую казаками. Выйди весной в степь, оглядись кругом и увидишь, что вся нераспаханная степь и курганы окроплены кровавыми каплями-тюльпанами. Казаки называют свою степь лазоревой и никогда не рвут цветок лазоревый.


Предание о ковыль-траве.


Исстари казаки считают ковыль-траву - травой мёртвых: она растёт на костях павших в бою воинов. Казаки не рвут ковыль-траву и не вносят её в дом. Об этой святой траве они складывают песни:

На площадях ржут звонко кони,

И степь закуталася в пыль,

А по межам призывно стонет

Седой задумчивый ковыль.


Предание, связанное с воспитанием казака.


С рождения казаки воспитывали мальчика как будущего воина. Когда ребёнку исполнялся 1 год, отец обязательно вёз сына верхом на лошади, и от священника получат благословение маленький казак.

Вернувшись домой, отец передавал малыша матери и говорил; «Казак родился - Отчизне пригодился, а тебе пусть будет хороший сын!» Этим и завершалось младенческое благословение.

Казака-воина воспитывала в детстве мать. Об этом рассказывает древнее предание. (Смотри урок №1.)


Предания о любви и верности.

Много у казаков преданий на тему любви и верности.


Легенда о шиповнике.


В Прихоперье было дело. Бедная девушка-казачка полюбила молодого юношу. Любовь их была взаимной. Но понравилась девушка богатому и знатному казаку-атаману, и пообещал он родителям красавицы при «просватывании» добрых коней и много денег. Согласились родители. После сватовства девушка убежала в лес и вонзила в сердце своё кинжал, подаренный ей любимым. На месте её гибели вырос куст необычайной розы с шипами (от злых людей), с яркими, как кровь, цветами. Это и был шиповник.

Этот же сюжет использует по-своему в легенде «Невинный мыс» ставропольский поэт Сергей Рыбалко.

Старинную эту легенду

Поведали мне казаки.

Жила молодая казачка

У быстрой Кубани-реки.

Глаза, что две чистые криницы»,

Под дугами чёрных бровей.

Лукавой и кроткой улыбкой

Она привлекала парней.

Но хмелем за ней увивался

Напрасно станичный кутан,

Напрасно седой и богатый

К ней сватался сам атаман.

Любила степная казачка

Не роскошь, не звон кошелька,

А славную волюшку-волю

Да чуб смоляной казака.

В кубанке, лихой, чернобровый,

Был люб ей казак молодой.

И гордая сердцем дивчина

По нём потеряла покой.

Про то, как встречались украдкой,

Как жарко любили они,

Лишь ведают лунные ночи

Да в сумерке синем плетни.

Но счастье чужое не в радость

Завистливым злобным умам.

И чёрное дело задумал

Отвергнутый ей атаман.

Однажды проснулись соседи.

Взглянули - ворота, забор,

Все ставни обмазаны дегтем –

Ужасный бесчестья позор!

Не вынесло сердце казачки,

Ушла она в синюю рань

И бросилась с мыса крутого

В ревущую шумно Кубань.

С тех пор этот мыс называют

Невинным, а город степной

Зовётся в народе «Невинкой»

Так в память красавицы той.


Бытовые предания и сказы.


Есть среди казацких преданий бытовые сказы и поверья.

Так казаки считали, что в новую хату вначале надо впускать кошку, если кошки нет, то можно курицу. На кошке, по мнению казаков, в новое жилище въезжает домовой - добрый хранитель очага.

Казаки уважительно относились к хлебу и другой пище. Строго заведён был порядок: за обедом доедать свою порцию, иначе объедок твой может доесть кто-то другой и завладеть твоей силой.


Современные казачьи предания.


Казачьи предания, сказания были не только сохранены в веках, но пишутся и в наши дни. Ярким примером этого является быль, написанная Петром Воронкиным


«Как казак чужой металл немцам отдал».


Приключилась эта история не так уж давно - года два - три назад в государстве нашем, тогда ещё Союзе нерушимом республик свободных.

Жил себе в городе - курорте Ессентуки казак Григорий по батьке Пантелеич. Годов ему было не так уж много, если учесть, что и сегодня зовёт его в сердцах отец «пацаном», ведь отцу уже 97, а ему всего 73!

Жил Григорий Пантелеич, как все: детей растил, создал материальную базу строительства светлого будущего, до девок охоч был и в хозяйстве домашнем расторопным слыл. Умудрялся через фронтового друга, коему жизнь в сорок втором спас, каждую пятилетку личную «Волгу» менять, даром что друг в Москве в больших начальниках ходил. Завидовали многие его казачьей хватке, поэтому и в партию, наверное, не принимали. Так он и жил бы, но случилась беда.

Как-то сразу заныли фронтовые раны, занемог Пантелеич и «прописался» на больничных койках. Где только не лечили ветерана, все структуры нашего бесплатного здравоохранения прошёл Пантелеич, а болезнь не сдается, нет улучшения.

Собрал тогда казак всё своё золотишко, хорошо, имелась малость «презренного металла» в семье (не зря же в период застоя он по тридцать коек курортному люду сдавал), и выхлопотал направление в «Кремлевку».

Лечили в Москве Пантелеича врачи - светилы отечественного здравоохранения с высокими званиями и большими степенями. Каких только процедур он не принимал, что только не брали на анализ, какие только «эксперименты» не проводили, а причин болезни не нашли. Температура не снижалась, боли не утихали, казак терпел.

Гуляя однажды по больничному парку, встретил он академика Сахарова - видно, судьба. И посоветовал Андрей Дмитриевич казаку добиться консультации в Германии, указал клинику и профессора, который мог бы помочь. Другой же академик на просьбу ветерана отвечал скептически: «Зря всё это: возраст такой, природа так распорядилась»...- дескать, жди, дед, смерти спокойно. «Взорвался» тогда Пантелеич, стал стыдить, по его мнению, вторых после Бога авторитетов-врачей. И еще затребовал из дому привезти «презренного» металла... Привезли. Добился - таки своего казак: направили его во Франкфурт-на-Майне к профессору Швагерусу на консультацию. Поехал Григорий Пантелеич через сорок с лишним лет в Германию во второй раз, теперь уже штатским порядком - за плату.

Встретили его в побеждённой им же стране хорошо, оперативно обследовали и пригласили на беседу к профессору. Спрашивали о разном, особенно о прежних профессиях: не работал ли в шахтах, на камнедробилке, в карьере, у токарного станка? Нет. Тогда откуда в селезенке инородное тело?! Вспомнил казак Довгополый об одном из восьми фронтовых ранений - осколочном, что получил в 1943 году.

Удивились немецкие врачи его памяти: знал фронтовик, где его ранили, когда это было и лицо немецкого солдата не забыл. Ведущие специалисты клиники сделали заключение о необходимости хирургического вмешательства и с сожалением сообщили Григорию Пантелеичу о том, что оплачена за него только консультация, «ауфидерзейн», так сказать. А тот русский, что Григорий, скандал великий начал: «Металл ношу чужой, ваш осколок, вы его и забирайте». Переводчик стал успокаивать казака, говорить о приличии, об авторитете державы - ничего не желает слушать Пантелеич. Лёг на кушетку и говорит: «Зубами буду держаться, а домой не поеду, покуда железки свои не заберёте!» Переглянулись врачи, что-то сказали переводчику и ушли.

Через день опять зовут на беседу. «Уговаривать, должно, будут», - подумал казак. Но не стали его уговаривать немцы, видно, приглянулся им упрямый ессентучанин. Сам профессор Швагерус согласился делать операцию Григорию Пантелеичу бесплатно, а остальные марки для операции выделил союз ветеранов вермахта. «Что же, и на том «данке», - подумал их бывший противник.

Операция прошла успешно и без осложнений. Через пять дней Григорий уезжал домой. Профессор Рудольф сказал: «Ты, Григорий, настоящий казак. Я видел твоё тело в шрамах от ран войны, и все шрамы спереди: видно, спины ты в бою не показывал. Если в России таких много - её нельзя победить! Возьми осколок на память, внукам покажешь».

Не взял казак Долгополый этот кусок металла. «Не мой, - говорит, - я его временно носил, не ведая, и чужого мне не надо, немецкий он, пусть в Германии остается».

С тем и уехал в Ессентуки, где и сейчас казакует, когда батька позволяет.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!