СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Регулирование поведения людей в обществе. Практикум по обществознанию, 7 класс, ФГОС-2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по обществознанию "Регулирование поведения людей в обществе" (урок-практикум) предназначена для учителей и учащихся 7 класса (УМК Л.Н. Боголюбова), академический учебник, ФГОС-2. Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Обществознание. 7 класс" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«Регулирование поведения людей в обществе. Практикум по обществознанию, 7 класс, ФГОС-2»

Обществознание, 7 класс Урок №12 Регулирование поведения людей в обществе  (практикум) Д.З.: Индивидуально по § 1-7, «Вспомним» к § 8 © А.И. Колмаков

Обществознание, 7 класс

Урок №12

Регулирование поведения людей в обществе (практикум)

Д.З.: Индивидуально по § 1-7, «Вспомним» к § 8

© А.И. Колмаков

Цели урока Способствовать  формированию у учащихся правового сознания. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: целеполагание, планирование, коррекция и оценка; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Цели урока

  • Способствовать формированию у учащихся правового сознания.
  • Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий:
  • целеполагание, планирование, коррекция и оценка;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Знать и уметь Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников

Знать и уметь

  • Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.
  • Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников

Понятия, термины

  • социальные нормы;
  • привычки;
  • обычаи;
  • ритуалы;
  • традиции;
  • этикет;
  • манеры;
  • законы
  • права человека;
  • гражданские права;
  • политические права;
  • экономические;
  • социальные;
  • культурные права;
  • документы о правах человека;
  • характер прав человека (неотчуждаемый, всеобщий и неделимый);
  • обязанности человека;
  • Конституция РФ;
  • Конвенция о правах ребёнка
  • армия и флот; священный долг;
  • воинская обязанность; патриотизм;
  • Гражданственность ;
  • защита Отечества.
  • законопослушный человек;
  • табу; талион (возмездие);
  • противозаконное поведение;
  • правонарушение;
  • проступок;
  • преступление;
  • виды преступлений; кража; грабёж;
  • подстрекатели; соучастники;
  • ущерб;
  • ответственность несовершеннолетних;
  • права человека;
  • гражданские права;
  • политические права;
  • экономические;
  • социальные;
  • культурные права;
  • документы о правах человека;
  • характер прав человека (неотчуждаемый, всеобщий и неделимый);
  • обязанности человека;
  • Конституция РФ;
  • Конвенция о правах ребёнка
  • Дисциплина:
  • правопорядок;
  • прокуратура; суд;
  • противоправная деятельность;
  • нотариат; нотариус; завещание;
  • лицензия;
  • свидетель; приговор;
  • милиция (полиция);
  • ДПС, МОБ; ГИБДД/ГАИ;
  • презумпция невиновности;
  • паспортно-визовая служба;
  • ФСБ; таможня
  • внутренняя, внешняя;
  • общеобязательная, специальная;
  • военная, рудовая, учебная, технологическая.
  • Самоконтроль.
  • Качества дисциплинированного человека:
  • воля, самостоятельность, решительность, настойчивость, упорство, выдержка, самообладание.
Проверка знаний Вариант 1 Вариант 2 1. Какое из приведённых положений служит примером формальной социальной нормы? 1. Какую функцию выполняют обычаи в обществе? требование этикета уступить место в транспорте пожилому человеку рукопожатие при встрече мужчин предписание правил дорожного движения предписание для мужчины пропустить женщину вперёд регулируют экономические отношения объединяют людей способствуют развитию науки облегчают принятие политических решений

Проверка знаний

Вариант 1

Вариант 2

1. Какое из приведённых положений служит примером формальной социальной нормы?

1. Какую функцию выполняют обычаи в обществе?

  • требование этикета уступить место в транспорте пожилому человеку
  • рукопожатие при встрече мужчин
  • предписание правил дорожного движения
  • предписание для мужчины пропустить женщину вперёд
  • регулируют экономические отношения
  • объединяют людей
  • способствуют развитию науки
  • облегчают принятие политических решений

Проверка знаний Вариант 1 Вариант 2 2. Характерная черта формальных социальных норм заключается в том, что они 2. К экономическим правам человека относится право на обеспечиваются силой привычки являются желательными образцами поведения чётко зафиксированы в письменной форме выполняются в силу закрепившегося стереотипа поведения владение имуществом отдых неприкосновенность личности доступ к культурным ценностям

Проверка знаний

Вариант 1

Вариант 2

2. Характерная черта формальных социальных норм заключается в том, что они

2. К экономическим правам человека относится право на

  • обеспечиваются силой привычки
  • являются желательными образцами поведения
  • чётко зафиксированы в письменной форме
  • выполняются в силу закрепившегося стереотипа поведения
  • владение имуществом
  • отдых
  • неприкосновенность личности
  • доступ к культурным ценностям
Проверка знаний Вариант 1 Вариант 2 3. В юридической науке под свободой понимают 3. В Российской Федерации предусмотрена возможность прохождения военной службы вседозволенность возможность делать всё, что угодно возможность делать то, что не запрещено законом возможность не обращать внимания на социальные нормы   по контракту по желанию добровольно по трудовому договору

Проверка знаний

Вариант 1

Вариант 2

3. В юридической науке под свободой понимают

3. В Российской Федерации предусмотрена возможность прохождения военной службы

  • вседозволенность
  • возможность делать всё, что угодно
  • возможность делать то, что не запрещено законом
  • возможность не обращать внимания на социальные нормы
  • по контракту
  • по желанию
  • добровольно
  • по трудовому договору

Проверка знаний Вариант 1 Вариант 2 4. В отличие от норм морали, нормы права 4. Выполнение этих социальных норм является общеобязательным и гарантируется со стороны государства. Это нормы являются обязательными для исполнения носят рекомендательный характер регулируют поведение людей обращены ко всему обществу моральные религиозные правовые эстетические

Проверка знаний

Вариант 1

Вариант 2

4. В отличие от норм морали, нормы права

4. Выполнение этих социальных норм является общеобязательным и гарантируется со стороны государства. Это нормы

  • являются обязательными для исполнения
  • носят рекомендательный характер
  • регулируют поведение людей
  • обращены ко всему обществу
  • моральные
  • религиозные
  • правовые
  • эстетические

Проверка знаний Вариант 1 Вариант 2 5. Верны ли следующие суждения о нормах права? 5. Какую функцию выполняют традиции в обществе? А. Нормы права регулируют не только поступки людей, они вмешиваются в мир их чувств и идей. регулируют экономические отношения регулируют поведение людей способствуют развитию науки облегчают принятие политических решений Б. Право охраняется государством, но не создаётся им.  верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны

Проверка знаний

Вариант 1

Вариант 2

5. Верны ли следующие суждения о нормах права?

5. Какую функцию выполняют традиции в обществе?

А. Нормы права регулируют не только поступки людей, они вмешиваются в мир их чувств и идей.

  • регулируют экономические отношения
  • регулируют поведение людей
  • способствуют развитию науки
  • облегчают принятие политических решений

Б. Право охраняется государством, но не создаётся им.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны

Проверка знаний Вариант 1 Вариант 2 6. В приведённом списке перемешаны черты сходства и черты различия понятий ритуал и традиция . Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия. 6. Ниже приведён ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к неписаным социальным нормам. регулируют поведение людей в обществе отличаются особой неизменностью своих правил складываются по мере развития общества передаются от поколения к поколению 1) мужчина уступил место в транспорте женщине; 2) в Уголовный кодекс внесли новую статью; 3) опоздание на встречу друзей; 4 ) друзья обмениваются рукопожатием при встрече; 5) родители отпраздновали годовщину свадьбы.  Найдите и выпишите номер характеристики, «выпадающей» из этого ряда. Ответ: __________________

Проверка знаний

Вариант 1

Вариант 2

6. В приведённом списке перемешаны черты сходства и черты различия понятий ритуал и традиция . Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия.

6. Ниже приведён ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к неписаным социальным нормам.

  • регулируют поведение людей в обществе
  • отличаются особой неизменностью своих правил
  • складываются по мере развития общества
  • передаются от поколения к поколению

1) мужчина уступил место в транспорте женщине; 2) в Уголовный кодекс внесли новую статью; 3) опоздание на встречу друзей; 4 ) друзья обмениваются рукопожатием при встрече; 5) родители отпраздновали годовщину свадьбы.

  • Найдите и выпишите номер характеристики, «выпадающей» из этого ряда.

Ответ: __________________

Проверка знаний Вариант 1 Вариант 2 7. К проявлению внутренней дисциплины относится 7. В отличие от норм морали, нормы права контроль со стороны других людей боязнь показаться смешным боязнь санкций со стороны общества необходимость выполнять правовые нормы опираются на силу государства носят рекомендательный характер регулируют поведение людей обращены ко всему обществу

Проверка знаний

Вариант 1

Вариант 2

7. К проявлению внутренней дисциплины относится

7. В отличие от норм морали, нормы права

  • контроль со стороны других людей
  • боязнь показаться смешным
  • боязнь санкций со стороны общества
  • необходимость выполнять правовые нормы
  • опираются на силу государства
  • носят рекомендательный характер
  • регулируют поведение людей
  • обращены ко всему обществу

Проверка знаний Вариант 1 Вариант 2 8. Нормы морали, в отличие от норм права 8. Верны ли следующие суждения о нормах права? регулируются государством касаются отношений только определённой группы людей регулируют поведение всех людей изменяются в связи со сменой правительства А. Нормы права регулируют только чувства и идеи людей.  Б. Право создаётся обществом, а охраняется государством. верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны

Проверка знаний

Вариант 1

Вариант 2

8. Нормы морали, в отличие от норм права

8. Верны ли следующие суждения о нормах права?

  • регулируются государством
  • касаются отношений только определённой группы людей
  • регулируют поведение всех людей
  • изменяются в связи со сменой правительства

А. Нормы права регулируют только чувства и идеи людей.

Б. Право создаётся обществом, а охраняется государством.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны
Проверка знаний Вариант 1 Вариант 2 9. Административным проступком является 9. Эти социальные нормы возникли одновременно с появлением государства. Они зафиксированы в специальных актах. Речь идёт о нормах угон автомобиля безбилетный проезд в транспорте кража имущества из квартиры нанесение тяжких телесных повреждений   религии права морали этики

Проверка знаний

Вариант 1

Вариант 2

9. Административным проступком является

9. Эти социальные нормы возникли одновременно с появлением государства. Они зафиксированы в специальных актах. Речь идёт о нормах

  • угон автомобиля
  • безбилетный проезд в транспорте
  • кража имущества из квартиры
  • нанесение тяжких телесных повреждений
  • религии
  • права
  • морали
  • этики

Проверка знаний Вариант 1 Вариант 2 10. Верны ли следующие суждения о нормах права? 10. Правило поведения людей в какой-либо правовой ситуации, которое должно обязательно исполняться, — это А. Нормы права могут быть запрещающими, обязывающими и управомочивающими. религиозная норма правовая норма норма морали эстетическая норма Б. Нормы права могут быть устными и письменными.  верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны

Проверка знаний

Вариант 1

Вариант 2

10. Верны ли следующие суждения о нормах права?

10. Правило поведения людей в какой-либо правовой ситуации, которое должно обязательно исполняться, — это

А. Нормы права могут быть запрещающими, обязывающими и управомочивающими.

  • религиозная норма
  • правовая норма
  • норма морали
  • эстетическая норма

Б. Нормы права могут быть устными и письменными.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны

Проверка знаний Вариант 1 Вариант 2 11. Нормы уголовного права 11. Эти социальные нормы принимаются в особом порядке государственными органами, уполномоченными лицами и закрепляются в специальных документах. Это нормы устанавливают отношения между органами власти и гражданами регулируют имущественные отношения между людьми упорядочивают отношения между работодателями и работниками в процессе труда определяют, какие деяния являются преступными, и устанавливают наказания за них   моральные религиозные правовые эстетические

Проверка знаний

Вариант 1

Вариант 2

11. Нормы уголовного права

11. Эти социальные нормы принимаются в особом порядке государственными органами, уполномоченными лицами и закрепляются в специальных документах. Это нормы

  • устанавливают отношения между органами власти и гражданами
  • регулируют имущественные отношения между людьми
  • упорядочивают отношения между работодателями и работниками в процессе труда
  • определяют, какие деяния являются преступными, и устанавливают наказания за них
  • моральные
  • религиозные
  • правовые
  • эстетические

Проверка знаний Вариант 1 Вариант 2 12. В приведённом списке перемешаны черты сходства и черты различия запрещающих и управомочивающих норм права. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия. 12. В приведённом списке перемешаны черты сходства и черты различия понятий прокуратура  и адвокатура . Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия. определяют правила поведения людей ограничивают возможность совершения определённых поступков предписывают гражданам совершать определённые поступки в определённых ситуациях зафиксированы в нормативно-правовых документах являются правоохранительными органами осуществляет надзор за исполнением законов главная задача — поддержание правопорядка защищает обвиняемого в суде

Проверка знаний

Вариант 1

Вариант 2

12. В приведённом списке перемешаны черты сходства и черты различия запрещающих и управомочивающих норм права. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия.

12. В приведённом списке перемешаны черты сходства и черты различия понятий прокуратура и адвокатура . Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия.

  • определяют правила поведения людей
  • ограничивают возможность совершения определённых поступков
  • предписывают гражданам совершать определённые поступки в определённых ситуациях
  • зафиксированы в нормативно-правовых документах
  • являются правоохранительными органами
  • осуществляет надзор за исполнением законов
  • главная задача — поддержание правопорядка
  • защищает обвиняемого в суде

Вариант 1 Вариант 2 13. Установите соответствие между функциями права и их примерами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. 13. Установите соответствие между правоохранительными органами и их задачами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.  ЗАДАЧИ ПРИМЕРЫ: А)представление интересов обвиняемого ФУНКЦИИ А) регулирование общественных отношений ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА ОРГАНЫ Б) установление юридической ответственности нарушителей права Б) удостоверение письменных договоров и сделок регулятивная охранительная   полиция адвокатура прокуратура нотариат В) осуществление надзора за исполнением закона защита интересов граждан   Г) охрана общественного порядка Г) установление моделей поведения участников общественных отношений

Вариант 1

Вариант 2

13. Установите соответствие между функциями права и их примерами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

13. Установите соответствие между правоохранительными органами и их задачами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ЗАДАЧИ

ПРИМЕРЫ:

А)представление интересов обвиняемого

ФУНКЦИИ

А) регулирование общественных отношений

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ

ПРАВА

ОРГАНЫ

Б) установление юридической ответственности нарушителей права

Б) удостоверение письменных договоров и сделок

  • регулятивная
  • охранительная
  • полиция
  • адвокатура
  • прокуратура
  • нотариат

В) осуществление надзора за исполнением закона

защита интересов граждан

Г) охрана общественного порядка

Г) установление моделей поведения участников общественных отношений

С.1. Прочитайте текст и выполните задания.

...Нравственный принцип требует, чтобы люди свободно совершенствовались; но для этого необходимо существование общества; но общество не может существовать, если всякому желающему представляется беспрепятственно убивать и грабить своих ближних; следовательно, принудительный закон, действительно не допускающий злую волю до таких крайних проявлений, разрушающих общество, есть необходимое условие нравственного совершенствования и, как таковое, требуется самим нравственным началом, хотя и не есть его прямое выражение.

Положим, высшая нравственность (с аскетической своей стороны) требует, чтобы я был равнодушен к тому, что меня убьют, искалечат или ограбят. Но та же высшая нравственность (с альтруистической стороны) не позволяет мне быть равнодушным к тому, чтобы мои ближние беспрепятственно становились убийцами и убиенными, грабителями и ограбленными и чтобы общество, без которого и единичный человек не может жить и совершенствоваться, подвергалось опасности разрушения. Такое равнодушие было бы явным признаком нравственной смерти.

Требование личной свободы, чтобы оно могло осуществиться, уже предполагает стеснение этой свободы в той мере, в какой она в данном состоянии человечества несовместима с существованием общества или общим благом. Эти два интереса, противоположные для отвлечённой мысли, но одинаково обязательные нравственно, в действительности сходятся между собою. Из их встречи рождается право.

  • Соловьёв В. С. Оправдание добра. М., 1996. С. 330-331.

1). Определите главную мысль текста и озаглавьте его.

2). Какие «два интереса» рассматривает в приведённом отрывке В.С. Соловьёв?

Ответы: Тксты Работа с текстом Основная мысль текста и его заглавие могут быть определены как «Свобода и нравственность» или в близком по смыслу значении. В качестве двух интересов, названных автором, могут быть отмечены: 1) требование личной свободы; 2)стеснение этой свободы в той мере, в какой она в данном состоянии человечества несовместима с существованием общества или общим благом.

Ответы:

Тксты

Работа с текстом

  • Основная мысль текста и его заглавие могут быть определены как «Свобода и нравственность» или в близком по смыслу значении.
  • В качестве двух интересов, названных автором, могут быть отмечены: 1) требование личной свободы; 2)стеснение этой свободы в той мере, в какой она в данном состоянии человечества несовместима с существованием общества или общим благом.
рефлексия Что узнали? Каким способом? Чему научились? Какие испытывали трудности? Интересно ли было на уроке?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?
Литература: Обществознание. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций /  Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.  ; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2016 Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. Организаций /  Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.  . - М.: Просвещение, 2016 Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс. Учебное пособие для общеобразоват. организаций. /  Котова О.А., Лискова Т.Е.  . 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016 Калачёва Е. Н. Промежуточное тестирование. Обществознание. 7 класс / Е. Н. Калачёва. — М.: Издательство «Экзамен», 2015

Литература:

  • Обществознание. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций / Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. ; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2016
  • Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. Организаций / Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. . - М.: Просвещение, 2016
  • Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс. Учебное пособие для общеобразоват. организаций. / Котова О.А., Лискова Т.Е. . 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016
  • Калачёва Е. Н. Промежуточное тестирование. Обществознание. 7 класс / Е. Н. Калачёва. — М.: Издательство «Экзамен», 2015


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!