Обществознание, 7 класс
Урок №12
Регулирование поведения людей в обществе (практикум)
Д.З.: Индивидуально по § 1-7, «Вспомним» к § 8
© А.И. Колмаков
Цели урока
- Способствовать формированию у учащихся правового сознания.
- Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий:
- целеполагание, планирование, коррекция и оценка;
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Знать и уметь
- Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.
- Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников
Понятия, термины
- социальные нормы;
- привычки;
- обычаи;
- ритуалы;
- традиции;
- этикет;
- манеры;
- законы
- права человека;
- гражданские права;
- политические права;
- экономические;
- социальные;
- культурные права;
- документы о правах человека;
- характер прав человека (неотчуждаемый, всеобщий и неделимый);
- обязанности человека;
- Конституция РФ;
- Конвенция о правах ребёнка
- армия и флот; священный долг;
- воинская обязанность; патриотизм;
- Гражданственность ;
- защита Отечества.
- законопослушный человек;
- табу; талион (возмездие);
- противозаконное поведение;
- правонарушение;
- проступок;
- преступление;
- виды преступлений; кража; грабёж;
- подстрекатели; соучастники;
- ущерб;
- ответственность несовершеннолетних;
- права человека;
- гражданские права;
- политические права;
- экономические;
- социальные;
- культурные права;
- документы о правах человека;
- характер прав человека (неотчуждаемый, всеобщий и неделимый);
- обязанности человека;
- Конституция РФ;
- Конвенция о правах ребёнка
- правопорядок;
- прокуратура; суд;
- противоправная деятельность;
- нотариат; нотариус; завещание;
- лицензия;
- свидетель; приговор;
- милиция (полиция);
- ДПС, МОБ; ГИБДД/ГАИ;
- презумпция невиновности;
- паспортно-визовая служба;
- ФСБ; таможня
- внутренняя, внешняя;
- общеобязательная, специальная;
- военная, рудовая, учебная, технологическая.
- Самоконтроль.
- Качества дисциплинированного человека:
- воля, самостоятельность, решительность, настойчивость, упорство, выдержка, самообладание.
Проверка знаний
Вариант 1
Вариант 2
1. Какое из приведённых положений служит примером формальной социальной нормы?
1. Какую функцию выполняют обычаи в обществе?
- требование этикета уступить место в транспорте пожилому человеку
- рукопожатие при встрече мужчин
- предписание правил дорожного движения
- предписание для мужчины пропустить женщину вперёд
- регулируют экономические отношения
- объединяют людей
- способствуют развитию науки
- облегчают принятие политических решений
Проверка знаний
Вариант 1
Вариант 2
2. Характерная черта формальных социальных норм заключается в том, что они
2. К экономическим правам человека относится право на
- обеспечиваются силой привычки
- являются желательными образцами поведения
- чётко зафиксированы в письменной форме
- выполняются в силу закрепившегося стереотипа поведения
- владение имуществом
- отдых
- неприкосновенность личности
- доступ к культурным ценностям
Проверка знаний
Вариант 1
Вариант 2
3. В юридической науке под свободой понимают
3. В Российской Федерации предусмотрена возможность прохождения военной службы
- вседозволенность
- возможность делать всё, что угодно
- возможность делать то, что не запрещено законом
- возможность не обращать внимания на социальные нормы
- по контракту
- по желанию
- добровольно
- по трудовому договору
Проверка знаний
Вариант 1
Вариант 2
4. В отличие от норм морали, нормы права
4. Выполнение этих социальных норм является общеобязательным и гарантируется со стороны государства. Это нормы
- являются обязательными для исполнения
- носят рекомендательный характер
- регулируют поведение людей
- обращены ко всему обществу
- моральные
- религиозные
- правовые
- эстетические
Проверка знаний
Вариант 1
Вариант 2
5. Верны ли следующие суждения о нормах права?
5. Какую функцию выполняют традиции в обществе?
А. Нормы права регулируют не только поступки людей, они вмешиваются в мир их чувств и идей.
- регулируют экономические отношения
- регулируют поведение людей
- способствуют развитию науки
- облегчают принятие политических решений
Б. Право охраняется государством, но не создаётся им.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
Проверка знаний
Вариант 1
Вариант 2
6. В приведённом списке перемешаны черты сходства и черты различия понятий ритуал и традиция . Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия.
6. Ниже приведён ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к неписаным социальным нормам.
- регулируют поведение людей в обществе
- отличаются особой неизменностью своих правил
- складываются по мере развития общества
- передаются от поколения к поколению
1) мужчина уступил место в транспорте женщине; 2) в Уголовный кодекс внесли новую статью; 3) опоздание на встречу друзей; 4 ) друзья обмениваются рукопожатием при встрече; 5) родители отпраздновали годовщину свадьбы.
- Найдите и выпишите номер характеристики, «выпадающей» из этого ряда.
Ответ: __________________
Проверка знаний
Вариант 1
Вариант 2
7. К проявлению внутренней дисциплины относится
7. В отличие от норм морали, нормы права
- контроль со стороны других людей
- боязнь показаться смешным
- боязнь санкций со стороны общества
- необходимость выполнять правовые нормы
- опираются на силу государства
- носят рекомендательный характер
- регулируют поведение людей
- обращены ко всему обществу
Проверка знаний
Вариант 1
Вариант 2
8. Нормы морали, в отличие от норм права
8. Верны ли следующие суждения о нормах права?
- регулируются государством
- касаются отношений только определённой группы людей
- регулируют поведение всех людей
- изменяются в связи со сменой правительства
А. Нормы права регулируют только чувства и идеи людей.
Б. Право создаётся обществом, а охраняется государством.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
Проверка знаний
Вариант 1
Вариант 2
9. Административным проступком является
9. Эти социальные нормы возникли одновременно с появлением государства. Они зафиксированы в специальных актах. Речь идёт о нормах
- угон автомобиля
- безбилетный проезд в транспорте
- кража имущества из квартиры
- нанесение тяжких телесных повреждений
- религии
- права
- морали
- этики
Проверка знаний
Вариант 1
Вариант 2
10. Верны ли следующие суждения о нормах права?
10. Правило поведения людей в какой-либо правовой ситуации, которое должно обязательно исполняться, — это
А. Нормы права могут быть запрещающими, обязывающими и управомочивающими.
- религиозная норма
- правовая норма
- норма морали
- эстетическая норма
Б. Нормы права могут быть устными и письменными.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
Проверка знаний
Вариант 1
Вариант 2
11. Нормы уголовного права
11. Эти социальные нормы принимаются в особом порядке государственными органами, уполномоченными лицами и закрепляются в специальных документах. Это нормы
- устанавливают отношения между органами власти и гражданами
- регулируют имущественные отношения между людьми
- упорядочивают отношения между работодателями и работниками в процессе труда
- определяют, какие деяния являются преступными, и устанавливают наказания за них
- моральные
- религиозные
- правовые
- эстетические
Проверка знаний
Вариант 1
Вариант 2
12. В приведённом списке перемешаны черты сходства и черты различия запрещающих и управомочивающих норм права. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия.
12. В приведённом списке перемешаны черты сходства и черты различия понятий прокуратура и адвокатура . Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия.
- определяют правила поведения людей
- ограничивают возможность совершения определённых поступков
- предписывают гражданам совершать определённые поступки в определённых ситуациях
- зафиксированы в нормативно-правовых документах
- являются правоохранительными органами
- осуществляет надзор за исполнением законов
- главная задача — поддержание правопорядка
- защищает обвиняемого в суде
Вариант 1
Вариант 2
13. Установите соответствие между функциями права и их примерами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
13. Установите соответствие между правоохранительными органами и их задачами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ЗАДАЧИ
ПРИМЕРЫ:
А)представление интересов обвиняемого
ФУНКЦИИ
А) регулирование общественных отношений
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ
ПРАВА
ОРГАНЫ
Б) установление юридической ответственности нарушителей права
Б) удостоверение письменных договоров и сделок
- регулятивная
- охранительная
- полиция
- адвокатура
- прокуратура
- нотариат
В) осуществление надзора за исполнением закона
защита интересов граждан
Г) охрана общественного порядка
Г) установление моделей поведения участников общественных отношений
С.1. Прочитайте текст и выполните задания.
...Нравственный принцип требует, чтобы люди свободно совершенствовались; но для этого необходимо существование общества; но общество не может существовать, если всякому желающему представляется беспрепятственно убивать и грабить своих ближних; следовательно, принудительный закон, действительно не допускающий злую волю до таких крайних проявлений, разрушающих общество, есть необходимое условие нравственного совершенствования и, как таковое, требуется самим нравственным началом, хотя и не есть его прямое выражение.
Положим, высшая нравственность (с аскетической своей стороны) требует, чтобы я был равнодушен к тому, что меня убьют, искалечат или ограбят. Но та же высшая нравственность (с альтруистической стороны) не позволяет мне быть равнодушным к тому, чтобы мои ближние беспрепятственно становились убийцами и убиенными, грабителями и ограбленными и чтобы общество, без которого и единичный человек не может жить и совершенствоваться, подвергалось опасности разрушения. Такое равнодушие было бы явным признаком нравственной смерти.
Требование личной свободы, чтобы оно могло осуществиться, уже предполагает стеснение этой свободы в той мере, в какой она в данном состоянии человечества несовместима с существованием общества или общим благом. Эти два интереса, противоположные для отвлечённой мысли, но одинаково обязательные нравственно, в действительности сходятся между собою. Из их встречи рождается право.
- Соловьёв В. С. Оправдание добра. М., 1996. С. 330-331.
1). Определите главную мысль текста и озаглавьте его.
2). Какие «два интереса» рассматривает в приведённом отрывке В.С. Соловьёв?
Ответы:
Тксты
Работа с текстом
- Основная мысль текста и его заглавие могут быть определены как «Свобода и нравственность» или в близком по смыслу значении.
- В качестве двух интересов, названных автором, могут быть отмечены: 1) требование личной свободы; 2)стеснение этой свободы в той мере, в какой она в данном состоянии человечества несовместима с существованием общества или общим благом.
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
Литература:
- Обществознание. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций / Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. ; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2016
- Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. Организаций / Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. . - М.: Просвещение, 2016
- Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс. Учебное пособие для общеобразоват. организаций. / Котова О.А., Лискова Т.Е. . 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016
- Калачёва Е. Н. Промежуточное тестирование. Обществознание. 7 класс / Е. Н. Калачёва. — М.: Издательство «Экзамен», 2015