![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/11/28/s_5a1d7f2e05eca/758086_1.jpeg)
А.А.Федорцов
ГАОУ СПО ТО «Тюменский техникум строительной индустрии
и городского хозяйства» г. Тюмень
«Рейтинговый метод, как система контроля качества
формирования ПК»
Разработка новых государственных стандартов в образовании и внедрение новых технологий обучения повлекли за собой необходимость использования новых подходов к системе контроля и проверки соответствия требований к подготовке выпускников заданным уровневым стандартам знаний. В системе общего образования существует широкий арсенал видов контроля и оценки.
К прогрессивным методам контроля относится рейтинговый метод как способ оценки знаний, умений и навыков. Применение рейтинга является системой, организующей учебный процесс и активно влияющей на его эффективность.
Рейтинговая сумма баллов с учетом перечисленных выше активов формируется по результатам таких видов контроля, как:
1. Входной контроль — контроль знаний и умений обучаемых при начале обучения очередной дисциплине.
2. Текущий контроль — непрерывно осуществляемое "отслеживание" уровня усвоения знаний и умений учащими на уроках.
3. Рубежный контроль — контроль умений и знаний обучаемых по окончании изучения темы (раздела), модуля. Этот вид контроля заключается в написании контрольной работы, или системе заданий в виде тестов.
4. Итоговый контроль — контроль знаний, умений, навыков и поддающихся критериально-оценочной процедуре личностных качеств. Итоговый контроль оформляется в виде зачетного теста по всему предмету.
5.Отсроченный контроль — контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может колебаться от 3 месяцев до полугода и более).
Основные методы контроля
Виды контроля | Название форм контроля |
Входной | Тестирование, Собеседование |
Текущий | Письменный опрос, устный опрос, Оценка активности на практикуме, Решение задач, упражнений, защита лабораторных работ, проект, рефератов |
Промежуточный | Тестирование, контрольная работа, защита группового проекта, коллоквиум |
Итоговый | Экзамен, тестирование, защита выпускной квалификационной работы |
Суть рейтинговой системы в том, что каждая усвоенная тема, каждое действие учащегося имеют свою, заранее оговоренную «цену».
Например, не пришел на урок – 0 баллов; пришел – 1 балл. Ответил на вопрос учителя по принципу «да» – «нет» – 1 балл (не ответил – 0 баллов).
Ответил (не ответил) обстоятельно – заработал 7 (0) баллов.
Решил (не решил) стандартную задачу – 3 (0) балла, решил задачу с подвохом – 7 баллов.
Сам составил задачу или сам провел урок – 15 баллов.
Если используется лекционная форма работы, то можно разным количеством баллов оценить способ, которым ребенок пишет конспект: «все, что успел», в виде схемы или тезисно. (При подготовке к экзаменам учащийся поймет, что ваши оценки действительно отражают реальную ценность его конспекта.)
Когда тема изучена, все полученные рейтинговые оценки суммируются и «конвертируются» в обычные.
Система оценивания результатов учебной деятельности
Рейтинговый балл | Оценка по системе ECTS | Нормативная оценка (ГОС 3) | Нормативная оценка (ГОС 2) |
91 - 100 | А (отлично) | 4,7 - 5 | 5 |
85 – 90 | B (очень хорошо) | 4,0 – 4,6 | 4 |
66 – 74 | D (удовлетворительно) | 2,3 – 2,9 | 3 |
60 - 65 | E (посредственно) | 1,7 – 2,2 | 3 |
60 и менее | F, FX (неудовлетворительно | 0 | 2 |
При разработке ФГОС я непосредственно занимался разработкой рабочей программы профессионального модуля
ПМ.02 «Выполнение работ по сборке и ремонту агрегатов и сборочных единиц сельскохозяйственных машин и оборудования», который использую в своей педагогической деятельности.
Рабочая программа разделена на три раздела:
Раздел 1.Эксплуатация тракторов и сельскохозяйственных машин;
Раздел 2.Техническое обслуживание машинно-тракторных агрегатов;
Раздел 3.Технология ремонта.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений воспользовались рейтинговой системой оценки деятельности. Раздел 1.Эксплуатация тракторов и сельскохозяйственных машин был разбит на отдельные учебные модули – фрагменты программы, оформленные как самостоятельная ее часть.
Каждый модуль включает обязательные виды работ – лабораторные, практические, домашние индивидуальные работы, а также дополнительные работы по выбору (участие в олимпиаде, написание реферата, выступление на конференции, решение тестов повышенной сложности, выполнение комплексных усложненных лабораторных работ). По этому принципу составлен представленный в приложении модуль по разделу 1.Эксплуатация тракторов и сельскохозяйственных машин.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Модуль 1. Двигатель
ММТП-11-1 | Тема 1.1 | Тема 1.2 | Тема 1.3 | Тема 1.4 | И |
Ф.И.О. | 1 | 2 | 3 | л | 1 | 2 | 3 | л | 1 | 2 | 3 | л | т | 1 | 2 | 3 | л | р | |
Абайдулин Н. Р. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Авлаев С. Х. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Анчугов А. Ю. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Барнуков Е.Ю. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Веретенников Д. А. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Поскольку рейтинг — это шкала достижений обучаемых, то совершенно очевидно, что должен быть стандартный инструмент измерения. Таким инструментом является правильно построенный и хорошо составленный тест.
Таким образом, данная система дает возможность:
определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;
отслеживать объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения;
дифференцировать значимости оценок, полученных обучающимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, домашняя, творческая и др. работы);
повысить объективность оценки знаний, поскольку рейтинг служит развитию и закреплению системного подхода к изучению дисциплины. Обобщая достоинства рейтинговой системы как одного из инновационных методов, можно констатировать, что рейтинговая система — это не только оценка уровня усвоения знаний, но и метод системного подхода к изучению дисциплины.
Литература
1.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р.
2.Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе / В.А, Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун и др. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – 148 с.
3.Положение о рейтинговой системе оценки знаний студентов//www.rsvpu.ru
4.Попов Ю., Подлеснов В., Садовников В., Андросюк Е., Кучеров В. Рейтинговая система.// Высшее образование в России. – 2001. - №4. – С. 131 – 137.