СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Рекомендации для молодых специалистов по обучению немецкому языку детей с ограниченными возможностями здоровья»

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение различных аспектов и возможностей коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ на уроках иностранного языка

Просмотр содержимого документа
««Рекомендации для молодых специалистов по обучению немецкому языку детей с ограниченными возможностями здоровья»»

























































Аннотация

В последнее время количество детей ОВЗ заметно возросло. Цель обучения таких детей – создание условий, способствующих развитию личности ребенка и эффективному усвоению материала. Педагог должен так организовать учебный процесс, чтобы была задействована система анализаторов, было разнообразие видов деятельности. На уроке должна быть создана ситуация, при которой ученик самостоятельно обрабатывает учебную информацию, содержащую элементы проблемного, познавательного аспекта и стимулирует учащихся к активной деятельности и т.п. Дети в классе работают с разной скоростью, с разной степенью активности. Многие из них нуждаются в пошаговых инструкциях при выполнении фронтальных заданий, так как одной из самых больших проблем для детей ОВЗ является недоразвитие блока программирования и контроля. В ходе обучения иностранному языку необходимо использовать различные формы работы: индивидуальную, фронтальную, работу в микрогруппах. Индивидуальные задания являются одним из эффективных средств для решения проблем конкретного ребенка. Работа в микрогруппах также дает хорошие результаты. Наибольшие проблемы вызывает реализация индивидуального подхода в условиях фронтальной работы с классом. Перед педагогом встает сложная задача. Каким образом можно организовать фронтальную работу, учитывая особенности разных детей? Как осуществить комплексный подход к обучению? В связи со всем вышеизложенным, мне, как учителю иностранного языка, проблема обучения детей с ОВЗ учебным предметам, а главным образом - иностранному языку, представляется актуальной, чем и объясняется мой выбор тематики работы.

Целью моей работы является изучение различных аспектов и возможностей коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ на уроках иностранного языка.

Поставленная цель достигается путем решения ряда задач:

1.Изучить педагогическую, методическую, психологическую и культурологическую литературу по теме.

2.Установить взаимосвязь роли психических особенностей в развитии умственных способностей детей с ОВЗ.

3.Обобщить свой опыт и дать рекомендации учителям для успешного обучения детей с ОВЗ на уроках иностранного языка.

В качестве методов для написания данной работы были использованы аналитический, логический методы, применялся системный, сравнительный анализ, прогнозирование и др.

Структура работы включает введение, основную часть, состоящую из двух глав – теоретической и практической, заключение, приложения, списокиспользованных источников.



Содержание



  1. Введение.



  1. Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ.



  1. Основные принципы отбора и организации содержания обучения

немецкому языку.



  1. Приоритетные виды деятельности на уроках иностранного языка.



  1. Принципы коррекционно-развивающего обучения.





  1. Рекомендации для проведения уроков иностранного языка.





  1. Заключение.





  1. Список использованных источников.





  1. Приложения.























Введение



В настоящее время в образовательных учреждениях происходит становление и совершенствование педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в усвоении учебных программ, в адаптации к школе и социальному окружению. Среди детей около 30% поступающих в школу имеют различные нарушения в развитии, это связано с заболеваниями головного мозга, а так же внутренним дискомфортом - напряжение, переживания в семье, неблагополучные семьи, проблемы родителей, стрессы, влияние экологической среды - все это сказывается на психическом развитии ребенка, следствием которого является диагноз – ограниченные возможности здоровья. Дефект, как правило, обратим, но, к сожалению, детей с таким диагнозом становится все больше и больше. Встала проблема оказания помощи таким детям, педагогической поддержки.

Целью работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является исправление психических и физических функций ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду.

В соответствии с этим главной задачей стало формирование в образовательном учреждении условий, так называемой образовательной среды, обеспечивающей коррекционно-развивающее сопровождение учебного и воспитательного процессов, направленных на всестороннее развитие личности и коррекцию недостатков.

Целью программы коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с ОВЗ выступает создание системы комплексной помощи обучающимся в освоении адаптированной образовательной программы, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация.



















Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это дети с особыми образовательными потребностями. Они определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Обучающиеся с ОВЗ — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, хронические соматические заболевания, воспитывающиеся в неблагоприятных условиях.

Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников.

Все обучающиеся с ОВЗ испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и поведения.

Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп, либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у учащихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

В общеобразовательной школе дети с особенностями в развитии посещают уроки с обычными сверстниками, но в то же время при обучении таких учеников необходимо руководствоваться специальными образовательными программами. Эти дети нуждаются в особых условиях обучения и социально - психологическом сопровождении

Перед учителями школы, и, в частности, перед учителями иностранного языка, возникает вопрос – чему и как учить таких детей? Стоит ли им вообще изучать иностранный язык? Ведь для большинства таких детей характерны трудности в звуковом анализе, нарушен фонематический слух. Целью обучения при этом должно быть не столько практическое овладение языком, сколько общее развитие ребёнка, развитие мышления, памяти, речи, активизация познавательной деятельности. Иностранный язык как никакой другой предмет способствует решению этих задач. Практическое же овладение языком (на определённом уровне) становится средством решения этих задач. При организации обучения необходимо учитывать, что речь детей с ограниченным интеллектом и на родном языке ограничена бытовой тематикой, лексически небогата, грамматически часто неправильна. А так как степень обученности иностранному языку зависит от общего уровня развития ребёнка, то освоить иноязычную речь он сможет только на уровне своего развития. Следовательно, необходимо сократить количество лексических единиц для запоминания и активного применения, часть грамматических явлений вынести только на ознакомление, то есть сделать учебный материал доступным и дать возможность ребёнку поверить в свой успех. Любой даже маленький шаг в изучении иностранного языка надо поощрять и не зацикливаться на исправлении ошибок. Снижение памяти рассматривается как одна из важнейших причин трудностей в обучении детей с ОВЗ. Выявлено, что многие плохо запоминают тексты, стихи, не удерживают в памяти лексические единицы. Для детей с задержкой психического развития характерны более низкие показатели по сравнению с нормально развивающимися детьми. У детей с ОВЗ отмечается снижение объема кратковременной памяти, медленное нарастание продуктивности запоминания при повторных предъявлениях, причем объем запоминаемого материала существенно уменьшается к концу учебной недели.

Необходимо учесть и возрастные особенности. В V классе учатся десятилетние дети. В этом возрасте ребенок начинает осознавать себя как личность, стремится все постигнуть, опираясь на собственный опыт, принимая неохотно готовые истины. На этом этапе личность должна формироваться не путем запоминания правил, а в активных действиях. Поэтому желательно максимально использовать на уроках двигательную активность, учить детей самостоятельно делать выводы, «открытия».





































Основные принципы отбора и организации содержания

обучения немецкому языку

Слабоуспевающий ученик на моем уроке имеет право на бесконфликтное обучение. Создать хорошее настроение на уроке, атмосферу учения с удовольствием, сделать учебный материал доступным для ребенка и заставить его поверить в свой успех — это основа общения между мной и учеником в классе. Любой даже маленький шаг вперед в изучении иностранного языка я стараюсь отметить и поощрить. В этих классах учителю нельзя зацикливаться на исправлении ошибок в речи детей, нужно уметь в ответ на безграмотную речь ученика похвалить его: «Молодец! Я поняла, что ты хотел сказать».

В классе, где есть дети с ОВЗ не может быть единых стереотипов, штампов, рекомендаций в преподавании. Обучение в таких классах можно строить только методом выбора, учитель сам выбирает, что будет наиболее эффективно и действенно для данного контингента детей.

Преподавание должно строиться на основных обще дидактических принципах:

а) систематичность;

б) последовательность;

в) перспективность;

г) преемственность;

д) учет индивидуальных способностей и физического состояния ребенка.

Нельзя отвергать в преподавании такие методы, как:

- коммуникативная направленность обучения иностранному языку;

- личностно – ориентированная направленность обучения;

- взаимосвязанное обучение слушанию, говорению, письму;

- сознательность и активность обучения;

- учет возрастных особенностей;

- доступность и посильность

Одним из условий реализации этих принципов является наличие стимула для занятий языком. С первого урока необходимы специальные приёмы, способствующие усилению интереса и максимальной концентрации внимания. К таким приёмам можно отнести:

- переход от легких упражнений к более сложным,

- наличие различной наглядности на уроке (цветных зрительных опор, рисунков, образцов), стихов и песен,

- постоянная в течение урока смена видов и приёмов работы.

- наличие на уроках физкультурных пауз или музыкальных пауз. Всё это поможет усилить мотивацию и удержать её на должном уровне. Реализации принципа сознательности и активности во многом способствуют и коллективные формы работы, Выполняя парные, групповые или коллективные задания, ребенок активен, проявляет творчество, самостоятельность, т.е. не является пассивным исполнителем речевых действий. Все это в целом является мощным стимулом личностного развития ребенка, его умения социально взаимодействовать с окружающими, регулировать свои поступки, в том числе и речевые. Творческие способности, эмоциональные и психические особенности ребенка с ОВЗ должны быть объектом пристального внимания учителя на уроке и во внеурочной деятельности.

Работа в классе с детьми ОВЗ— кропотливый труд, требующий от учителя огромной выдержки, знаний, умений, навыков. Но интересна эта работа тем, что это — поиск. Работать в обычном классе легче, проще, потому что здесь подходят традиционные методы и подходы: дети с ОВЗ— это индивидуальный подход учителя, его умение уловить все тонкости и нюансы любого детского характера и поведения. И в соответствии с этим подбирать действенные приёмы обучения.

Самой важной рекомендацией при работе является гуманное отношение к ребенку, видение в нем личности, уважительное отношение к его проблемам и индивидуальным особенностям его поведения и характера.

Исключительно полезен метод наблюдения и анализа языковых явлений. Целенаправленность наблюдений достигается четкой постановкой задач. Так, изучение правописание не отделяемых приставок в немецком языке ver-, zer-, be-, ge- и er- , образование временных форм глагола, степеней сравнения прилагательных проводится методом наблюдений и анализа языковых явлений. При постановке задач разрешается детям коллективные обсуждения, один подметил одно, другой другое, потом все вместе находят «истину», своеобразный метод «мозгового штурма» на уроке. Кроме этого большое внимание должно уделяться самостоятельной работе учащихся. На современном этапе популярным методом является обучение, учитывающее уровневый подход. Ученик должен получать посильные для него задания, одна из причин нежелания учиться заключается в том, что ученику со слабыми способностями на уроке предлагается задание, к которому он еще не готов, а ученик более сильный сделал задание и уже скучает. Надо давать детям задание с разной степенью трудности. Для достижения данной цели хорошо использовать карточки. Целесообразность разноуровнего обучения обусловлена стремлением создать более благоприятные условия для гуманизации образования, творческого развития каждого ученика с учетом, его индивидуальных способностей и интересов.

Начинать новую тему нужно всегда с повторения, желательно кратко повторить основные правила изучаемого раздела, т.е. подвести определенную базу и потом развивать новые навыки.

Очень сложная задача — усвоить грамотное письмо. Осознавая каждый орфографический случай, действуя по правилам, ученик постепенно превращает свои знания в умения.

Из опыта работы считаю удачной находкой в формировании грамотного письма — тетрадь для списывания. Дети ежедневно из любого текста просто переписывают несколько предложений. Вырабатывается зрительная память, внимательность, вырабатывается навык грамотного письма, орфографической зоркости.

На каждом уроке надо уделять внимание словарной работе, часто проводить контрольные списывания, различные виды мини-диктантов, письму по памяти.

Очень помогает при работе над грамматическим аспектом речи рифмованный материал. Рифмовки легко заучиваются, образны, содержат важные грамматические структуры, которые запоминаются без труда. 

































Приоритетные виды деятельности на уроках иностранного языка



Приоритетным видом деятельности являются:

- чтение, а также умение пользоваться словарем;

- игра как двигательная активность, сопровождающаяся языковым материалом;

- развитие моторики через интегрированные уроки –

иностранный язык + музыка

иностранный язык + рисование

иностранный язык + труд

Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и проникновения в их эмоциональную сферу. Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка, представляющая собой « сильнейший психологический побудитель, проникающий в подспудные глубина сознания». Известный педагог Ян Амос Каменский считал, что тот, кто не знает музыки, уподобляется не знающему грамоты. Для повышения эффективности обучения ИЯ необходимо широко использовать эмоции учащихся в этом процессе.

Применение песен на уроке способствует совершенствованию навыков иноязычного произношения. С помощью песен ученикам легче усваивается грамматический материал. Использование на уроке музыки способствует эстетическому воспитанию. Благодаря музыке ученики знакомятся с культурой, ее музыкальной жизнью, творчеством знаменитых музыкантов. На песенной основе значительно легче усваивать грамматический материал. Песня стимулирует развитие навыков диалогической речи. Применение песен на уроке способствует совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодическому рисунку песен с частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фразового ударения, особенности ритма и т.д.



Принципы коррекционно-развивающего обучения

При работе с детьми ОВЗ прежде всего я опираюсь на принципы коррекционно-развивающего обучения. Остановлюсь на некоторых из них.

1. Принцип - динамичность восприятия.
Реализация на уроке этого принципа:
- Задания по степени нарастающей трудности (от простого к сложному). Важно чтобы усложнение происходило постепенно, и чтобы каждый шаг этого усложнения был ступенькой для продвижения вперед, а не преградой для ребенка.
- Включение заданий, предполагающих использование различных доминантных анализаторов:
Слуховой анализатор
- Если я задаю вопрос, то, прежде всего, должна дать свой вариант ответа на него. Для одних детей – это образец для повтора, а для других – модель для составления собственного предложения. (Приложение 1)

При работе со словами или текстом использую игровую технологию ( Приложение 2)

Зрительный анализатор (Приложение 3)
- Использование наглядности.
- Опорные таблицы и схемы — перед глазами. (Приложение 4)
Кинестетический анализатор – это развитие мелкой моторики

- Использование раздаточного материала (касса букв, касса цифр, мелкие картинки для запоминания лексики, магнитные буквы и цифры для индивидуальной или парной работы у доски, лото и т.д.

- Изготовление приглашений, поздравлений с краткими надписями на иностранном языке. (Приложение 5)

2. Принцип продуктивной обработки информации.
Реализация этого принципа на уроке:
- Задания, предполагающие самостоятельную обработку информации и языковую догадку.
- Дозированная поэтапная помощь:
На каждом этапе работы разным детям нужна разная помощь:
- Перенос показанного способа обработки информации на своё индивидуальное задание (учимся работать по аналогии, по образцу: рассказал про друга, расскажи о папе).

З. Развитие и коррекция высших психических функций.

Реализация на уроке:
Включение в урок специальных упражнений по коррекции и развитию внимания, памяти, аудирования, навыков чтения и говорения. (Приложение 6)

  1. Принцип мотивации к учению.
    Реализация на уроке:
    - Задания должено быть четким, чтобы ребята понимали, что они должны сделать, чтобы получить результат.
    - Ученик должен быть уверен, что он всегда может воспользоваться (подсказкой или опорой по алгоритму (забыл -— повторю -— вспомню -— сделаю).
    Включение в урок материалов сегодняшней жизни.
    Задания — с условиями, приближенными к действительности.
    Использование межпредметной связи (уроки труда, географии, русского языка, литературы).











































Рекомендации для проведения уроков иностранного языка



  1. Создание благоприятного психологического климата (комфорта) на уроке.

  2. Предупреждение утомляемости (паузы, смена видов работы, песни, считалки).

  3. Частая повторяемость учебного материала:

Учитель  класс  ученик 1, ученик 2 …(начиная с сильного ученика).

  1. Обязательное использование наглядности на уроке (яркая, четкая, разные

варианты одного и того же слова).

Необходимо отметить, что дети c ОВЗ не соответствуют своему психологическому возрасту, то есть не желают взрослеть (имеют уровень пятилетнего ребенка), хотя все учебные программы ориентированы на классы «норма», то есть детей, желающих побыстрее стать взрослыми.

  1. Обучение через игру (обязательно на каждом уроке и желательно не одна).

  2. Введение материала небольшими порциями в контексте.

  3. Поощрение малейшего прогресса + вербальная оценка.

  4. Домашние задания лучше не задавать, так как это вызывает негативную

реакцию и дети выполняют его очень редко в этих классах.





















Заключение



Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать следующие выводы:

1. Любая работа с детьми ОВЗ, их обучение и воспитание должны проводиться в условиях охранительного режима, направленного на обеспечение охраны и укрепления физического состояния учеников, их нервной системы и здоровья в целом.

2.На первое место должна быть поставлена задача развития личности ребенка. Осуществлять личностно – ориентированный подход. Максимально учитывать возможности школьника, его особенности, склонности. Учить самостоятельности, активности. Создавать на уроке комфортные условия, атмосферу учения с удовольствием. Не зацикливаться на исправлении ошибок в речи.

3.На каждом уроке проводить работу по коррекции и развитию мышления детей , их памяти, речи, активизации познавательной деятельности, обогащению их знаниями об окружающем мире.

4.При планировании уроков немецкого языка избегать однообразия для предупреждения утомляемости школьников, привлекать для выполнения заданий все органы чувств: зрительные речевые, двигательные.

5.Для активизации познавательной деятельности применять на уроках немецкого языка яркую наглядность в виде таблиц, карт, картин, рисунков, а также музыку и песни.

Методика обучения детей ОВЗ немецкому языку, как впрочем и любому другому предмету, должна базироваться на стимулировании познавательной активности, на пробуждении у него уверенности в своих силах. Эмоциональный комфорт, чувство защищенности, которое возникает и закрепляется у детей, становится решающим условием душевного здоровья школьников, формирует активную жизненную позицию, адекватную самооценку.

















Список использованных источников

  1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (http://минобрнауки.рф)

  2. Степанова О.А., Вайнер М.Э. «Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями», Москва, «Академия», 2003г.

  3. Защиринская О.В. «Психология детей с задержкой психического развития», Санкт-Петербург, «Речь», 2004г.

  4. «Коррекционная педагогика в начальном образовании» под ред. Кумариной, Москва, «Академия», 2003г.

  5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии.-1966г.-№6.-с.75.

  6. Поваляева, М. А. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике / составитель М. А. Поваляева. – Ростов н/Д . Феникс, 2006. – 350 с.

  7. Боровик В.Г. Об организации инклюзивного образования в условиях совершенствования образовательного законодательства / В.Г. Боровик; В.Г.Боровик // Администратор образования (ОвД). - 2013. - №: 7. - C. 55-61.

  8. Буторина О.Г. «Об опыте воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья» Воспитание школьников. - 2010. - №: 7. - C. 40-44. 7. Быков Д.А.

  9. Кузнецов В.А. «Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья». Педагогическая информатика. - 2006. - №: 1. - C. 18-22.

  10. Левитская А.А. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» : письмо №АФ-150/06 от 18.04.2008 . Справочник руководителя ОУ. - 2013. - №: 8. - C. 102-111.

  11. Селевко Г.К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами / Г.К.Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 140 с. - (Энциклопедия образовательных технологий)











Приложение 1

Упражнения на слуховое внимание

Задание

Классы

1

Найди услышанное слово в тексте

5-9

2

Прослушай слова (словосочетания, предложения) и повтори их вслед за учителем, диктором

2-9

3

Повтори для того, кто тебя не расслышал

2-9

4

Передай фразу по секрету («Секрет» в парах, группах)

4-7

5

Расскажи о том, что ты услышал, не рассказав о том где ты был(а)

6-9

6

Найди лишнее слово в речи учителя, одноклассника, сказочного героя

5-9

7

Прослушай предложения, поднимая руку (карточку-сигнал), когда слышишь вопросительное, повествовательное, восклицательное предложение

2-6

8

Повтори шепотом, затем чуть громче, еще громче и совсем громко, что сказал учитель (персонаж), с разной эмоциональной окраской (интонацией)

2-6

9

Ответьте на вопросы (на доске) по прослушанному тексту, построенном на знакомом, частично знакомом лексическом материале

4-9

10

Упражнение «Отгадай-ка» (Кто и что говорит, делает)

3-7

11

Назови животное по звуку

3-6

12

Упражнение с песенками

2-7

13

Перефразируй услышанное предложение (от простого к сложному)

7-9

14

Определи последовательности, в которой называет учитель

5-9

15

Отметьте паузы в звучании речевого потока

3-6









Приложение 2

Игровая технология

Игровые технологии как показывает опыт, являются самыми эффективными, наиболее доступными для детей с ОВЗ. Процесс обучения становится более успешным, если проводить его в игровой форме на основе предметно-практической деятельности, дающей возможность познать объект, используя все анализаторы, вызывающей у детей необходимость оперировать различными предметами, обыгрывать действия с ними. Так, например, дидактические игры способствуют развитию памяти, сообразительности, внимания, развивают речь детей, тренируют мелкие мышцы кистей рук и пальцев. Использование театрализованных игр позволяет создать атмосферу творчества и психологического комфорта, обеспечивает необходимые условия, где игровая мотивация ученика постепенно смещается на учебную, при этом уменьшается утомляемость и повышается работоспособность ребёнка. Игры наполняют смыслом и содержанием учебный процесс, так как иностранный язык для таких детей – это далёкая от жизни и очень схематичная теория. Когда они справляются с тем или иным заданием, они наполняются чувством гордости, самоуважения, стремлением к интеллектуальному росту и развитию. А самое главное – у них появляется интерес к учебному процессу. Ведь основная проблема таких детей – нежелание учиться, равнодушие к окружающему миру, инертность и пассивность. 

Игру нужно хорошо подготовить с точки зрения, как содержания, так и формы, четко организовать; важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль; только при этом условии их речь будет естественной и убедительной

Лексические игры - тренируют учащихся употреблять лексику в ситуациях приближенных к естественной обстановке, активизируют речемыслительную деятельность учащихся, развивают речевую реакцию, знакомят учащихся с сочетаемостью слова. При обучении лексике, я использую игры на карточках, загадки, кроссворды, чайнворды, игры типа «Найди слово», «Найди пословицу», «Снежный ком», игры – соревнования, викторины, конкурсы.

Детям всегда интересно узнать тему урока. Учитель может предложить ученикам расшифровать тему урока, в словах которой каждая буква закодирована цифрой, соответствующей порядковому номеру буквы в алфавите: А-1, В- 2, С- 3 и т.д.

Например: 4,5,21,20,19,3,8,5 19,3,8,21,12,5,14. (Deusche Schulen)

Ребята составляют коллективный рассказ по теме. Каждая фраза состоит из определенного количества слов: первая из одного, вторая из двух и т. д. Выигрывает тот, кто составляет последнюю фразу. Ведущий записывает все предложения на доске. Например: 1. Der Winter. 2. Es schneit. 3. Alles ist weiss…

Учитель записывает на карточках женские и мужские имена. Ученик должен назвать слово на ту же букву, Например по теме «Профессия»: Susanna-Sekrеtärin, Tom- Techniker.

Грамматические игры - способствуют употреблению учащими речевых образцов, содержащих определённый грамматические трудности, создают ситуацию для употребления данного речевого образца, развивают речевую активность и самостоятельность учащихся.

Учитель прячет предмет. Пытаясь угадать какой он, ученики задают вопросы. Например, - Ist es klein?

Ist es hart?

Играющие садятся в большой круг. В руках у них карточки с числами до 10. Водящий называет любые два числа, из тех, которые указаны на карточках. Двое ребят, у которых в руках карточки с этими числами, должны быстро поменяться местами, но так, чтобы водящий не смог коснуться их рукой. Тот, до которого дотронулись должен быть водящим. Так можно затренировать порядковые числительные, названия предметов, профессий, характеристику героев ит.д

Учитель в ряд раскладывает картинки с изображением животных. Задача учащихся: назвать животных (с помощью порядковых числительных) в том порядке, в котором оно стоит. Например: die erste Katze, der zweite Hund, das dritte Pferd…

Игры для обучения чтению.

На доске школьникам демонстрируется таблица, в клетках которой вразброс различным шрифтом написаны слоги слов. Следует составить как можно больше слов, например:

Оживляет урок и побуждает каждого к активной речемыслительной деятельности игра «Угадай-ка». В старших классах игра несколько видоизменилась, стала называться «Что? Где? Когда?». Задания к ней составляю, обращаясь к упражнениям и текстам учебника. Упражнения игрового характера могут быть разными по своему назначению, содержанию, способом организации и проведения их. Место игр на уроке и отводимое им время зависит от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока.

При работе с текстами применяю такую форму, как «джигсо», все ученики участвуют с интересом. Они получают разрезанные тексты, не видя оригинала, и логически выстраивают их. При этом отрабатывается техника чтения, умение слушать друг друга. Задача усложняется, если дается два разных разрезанных текста, они перепутываются и их надо логически составить. Такая работа может быть групповой и индивидуальной. Это может быть не только прозаический текст, но и стихотворение или телеграмма, где перепутаны предложения.
Применяю в работе «ложную ситуацию», раздаю картинки и предложения, а два или три предложения не соответствуют картинке, так использую тексты – загадки.





Игры для обучения аудированию.

На уровне слова составляется цепочка слов, причем каждое следующее слово начинается с последнего слога или буквы предыдущего слова. Например:

Menschen- schenken- kennenlernen- …

Ученики бросают друг другу мяч, называя при этом слово. Но следующее слово должно начинаться на последнюю букву предшествующего слова, например:

Stuhl, Lampe, Elefant, Tannenbaum….

Игры для обучения аудированию представляют собой аналогию игр для обучения чтению. Разница заключается в том, что их участники воспринимают информацию на слух. «Творческий диктант» например учитель диктует рассказ, а ученики рисуют, затем делают подписи под рисунками.

Игры для обучения говорению.

Класс делится на 2 команды. Учитель предлагает им выбрать по одной картинке для её описания. В течение 5 мин. каждый участник команды составляет по одному предложению, после чего команды зачитывают свои рассказы-описания. В конце работы анализируются и оцениваются.

Каждый ученик пишет предложение в верхней части листочка бумаги на определённую тему, складывает листочек так, чтобы не было видно написанного, и передает его следующему играющему. Предложения записываются в классе по цепочке. Затем ведущий или учитель зачитывает весь получившийся текст.

Учащимся предлагается составить сообщение по нескольким заданным темам (на выбор). Например: Meine Lieblingsstadt, Die beste Freundin.

Проектная технология

Начиная уже со среднего звена, я применяю проектную технологию, которая предлагает благоприятные условия для раскрытия и проявления творчества учеников: развивает их воображение, фантазию, мышление. При этом формируется мотив говорения, возникает необходимость, что-то сказать, которая диктуется желанием принять участие в общении.
Проектную методику я применяю уже  8 лет, потому что я почувствовала, что отработанный по теме языковый материал как бы «повисает в воздухе», требуя какого-то дополнительного выхода. И я стала искать пути наиболее эффективного использования изученного материала, пока не остановилась на методике проектов.
  На мой взгляд, в проектной методике заложены большие возможности для решения таких задач, как преодоление инертности и безынициативности учащихся на уроках, боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи. Проектная методика развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность, так необходимые им в процессе обучения. Использование метода проектов реально превращает учащегося из объекта обучения в субъект учебной деятельности.
   Не могу сказать, что первые проекты были очень успешными, но я поняла, что это одна из наиболее удачных форм контроля, стимулирующая речемыслительную деятельность учащихся, вызывающая у них живой интерес и здоровый азарт. И я продолжаю освоение проектной методике. Так, работу над темой, «Моя семья» в 5кл. мы завершили проектом «Mein Familiesbaum», поскольку большинство учащихся предпочли работать индивидуально, чтобы рассказать о своей семье. Экспертная группа из пяти человек готовила вопросы к участникам проекта.
   При подведении итогов члена экспертной группы вручили каждому участнику памятный знак с надписью: «Die größte Familie», «Die sportliche Familie», «Lustige Familie», «Lesende Familie», «Musikalische Familie», «Interessante Familie», прокомментировав свое решение.










































Приложение 3

Упражнения на коррекцию зрительного восприятия

Задание

Классы

1

Посмотри и скажи что лишнее в логическом ряду, что поменялось местами, изменилось в цветах

2-9

2

Покажи предмет и назови его

2-7

3

Расставь высказывания, используя картинку

4-9

4

Разложи слова в корзинку, мешочек

5-6

5

Выбери рисунки и разложи их в той последовательности, в какой они встречаются в тексте

3-7

6

Использование языкового лото

5-9

7

Одень, достань, расставь, называя предметы

5-9

8

Работая с картинками, опорными конспектами, составление предложений, рассказа по теме

5-9

9

Соотнесение картинок со словами

2-8





Упражнения на развитие устной речи

Задание

Классы

1

Чтение и ответы по тексту (с опорой и без опоры)

5-9

2

Упражнения типа – подтверди, подскажи

5-9

3

Расширь и продолжи текст

5-9

4

Составь и расскажи ситуацию по указанным на карточке ключевым словам (по цепочке, путем добавления каждым учащимся одного или нескольких предложений)

5-9

5

Составление рассказа\пересказа (по аналогии и без)

5-9

6

Выступление с кратким сообщением о … (используя и не используя логико-синтаксическую схему на доске, карточке)

5-9

7

Трансформируйте монологическое высказывание в диалог или набор реплик в связной диалог или монолог

6-9

8

Заполни пропуски в репликах диалога

5-9

9

Составьте рассказ по цепочке (спонтанная устная речь)

5-9



















































Приложение 4

Развитие связной речи на основе упражнений

вербально-графического плана

Задание

Классы

1

Составьте маршрут (поездки, похода в магазин, дороги в школу). Назови слова, необходимые для составления рассказа, расскажи с помощью опор текст.

6-9

2

Составьте схему, грамматическую таблицу для иллюстрации образования указанной грамматической формы и т.д.

6-9

3

Упражнения типа «Кроки» - Кто это, какой …, что делает? Составить с их помощью 2-3 предложения (рассказ)

5-6





Так в 6 классе при изучении темы: Die Schule я использую следующие схемы-опоры

der Schulanfang
das Wiedersehen mit den Lehrern
gute/schlechte Noten
langweilige Hausaufgaben
ein interessantes Buch
die Herbstferien
die bevorstehende Klassenfahrt

Схема позволяет активизировать новую лексику в грамматических конструкциях.







При ответе на вопрос Wie ist die Schule? помогает эта схема











Данная схема – опора помогает составить монологическое высказывание

Eine Dorfschule

Eine typische Stadtschule

Ein Schulkomplex

nicht groβ, nett

im Grunen

im Schulgarten

pflanzen

alt, dreistockig

wenig freundlich

nur einige Baume

richtige Kaserne

neu, groβ, modern

ein Jugendclub

ein Sportplatz

ein Schwimmbad



Урок – эксурсия по школе.

Wollen wir eine Exkursion durch eine Schule machen! Das ist ein Erdgeschoss. Im Erdgeschoss sind … Links sind … Rechts sind …(Монолог учителя)

Was ist das? Was ist im Erdgeschoss? Was ist links (rechts)? Ich gehe die Treppe hinauf. Das ist der 1. Stock. Was ist hier? Hier sind … Was ist links? Links sind …(Схема-опора позволяет учащимся сориентироваться с местоположением кабинетов).

Wo ist die Aula? Wo ist die Bibliothek?...

























Приложение 5

Упражнения на развитие мелкой и общей моторики,

тактильных анализаторов

Задание

Классы

1

Обведи предмет по трафарету, угадай и назови слово (букву)

2-6

2

Напиши букву

2

3

Прокомментируй действия (движения соседа по парте, назови слова на языке)

2-5

4

Подпиши картинку

2-6

5

Нарисуй и напиши, спроси что это?

2-7

6

Выбери из предложенных предметов, подпиши, назови, произнеси (одень из того, что лежит на столе, в корзине и т.д., называя вслух, что делаешь)

6-8

7

Отгадай (на ощупь) что лежит в волшебном мешочке, корзинке и т.д.

5-7

8

Повтори команды учителя, сказочных персонажей, озвучь их (повтори)

3-7

9

Снежный ком

5-6

10

Оформи открытку, приглашение, подарок.

3-6

11

Прочитай рифмовку, используя «кулачки», пальчики, ладошки

2-6

12

Сделай (рисунок) аппликацию к скороговорке, стишку, песенке

5-6

13

Расположи и наклей цвета («Цветочная клумба»)

2

14

Нарисуй и раскрась картинку к песенке, назови слова

2-5

15

Произнеси и покажи. Физкультминутки на уроке

5-9















Приложение 6

Упражнения на развитие и концентрацию внимания и памяти

Задание

Классы

1

Что лишнее, что не хватает (картинки). Найди лишний слог, лишнее слово, второе слово

2-7

2

Назови слова в алфавитном порядке

2-4

3

Что поменялось местами

2-6

4

Восстанови предложения из текста, отрывка

5-9

5

Какие предметы окружают тебя (согласно теме), сколько их, где они расположены («Ищи, наблюдай играя»)

3-9

6

Работа с рисунками, предметами (по темам). Расположи их в той последовательности, в какой они встречаются в тексте

5-8

7

Повтори, подтверди

2-9

8

Повтори для того, кто вас не расслышал

3-9

9

Включи слово в предложение, предложение в высказывание

4-9

10

Отгадай, кто и что говорит (различные голоса)

5-6

Упражнения на развитие аналитико-синтетической деятельности

Задание

Классы

1

Прочитай тему урока, записанную с помощью знаков алфавита (цифр), вывешивается на доске или раздаются на карточках

3-7

2

Прочти зашифрованный текст а) «Разведчики»

б) Расшифруй письмо, которое попало под дождь

5-9

5-7

3

Составление слов из слогов, из букв, предложений из набора слов, данных в разбивку, текста из предложений

3-9

4

Соедини буквы

2

5

Составить диалог из разрозненных реплик, соотнеся их по смыслу

5-9

6

Разложи действия на более мелкие. Сообщи, что ты делаешь

6-9

7

Составь несколько разных предложений

4-9

8

Составь предложения с помощью подстановочной таблицы

5-9




























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!