СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации для студентов по составлению конспекта руководства трудовой деятельностью дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по составлению конспекта руководства трудовой деятельностью дошкольников на производственной практике адресованы студентам педагогического колледжа по специальностям 44.02.01 «Дошкольное образование», 44.02.04 «Специальное дошкольное образование». Рекомендации помогут студентам грамотно сформулировать задачи педагогической работы, подобрать педагогические средства ее реализации.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации для студентов по составлению конспекта руководства трудовой деятельностью дошкольников»

Методические рекомендации для студентов педагогического колледжа по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»,

44.02.04 «Специальное дошкольное образование»

по составлению конспекта руководства трудовой деятельностью дошкольников на производственной практике


Конспект руководства трудовой деятельностью детей строится следующим образом. На титульном листе выписывается заголовок конспекта:

Конспект руководства

трудовой деятельностью

детей старшей группы МДОУ №10

студентки 2 «ДО» курса

ГПОУ ТО «Тульский педагогический колледж»

Ивановой Светланы Игоревны

Внизу справа указывается:

Дата проведения: 10 апреля

Количество детей: 21

Роспись преподавателя:_____

На развороте листа конспект выписывается в соответствии со следующей структурой:

1 половина дня.

I. Виды труда: (перечисляются организуемые виды труда – самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе; в старшем дошкольном возрасте – ручной и художественный труд).

II. Форма организации труда: (перечисляется, в каких формах будут организованы разные виды труда. Рациональнее для первой половины дня выбрать поручения – индивидуальные и групповые; в младших группах уход за растениями, сервировка стола, подготовка материала к занятиям организуется в форме поручений. Дежурства организуются в зависимости от возрастной группы – во 2 младшей – по столовой, со средней группы – по уголку природы, со старшей – по занятиям. Коллективный труд организуется либо в утренние часы, либо на прогулке; в младших группах коллективный труд может быть организован после занятий; обязательно указывается форма объединения детей в коллективном труде - «рядом», по звеньям, пооперационный. Во второй половине дня труд организуется во всех формах).

III. Задачи руководства трудом. Задачи руководства ставятся в зависимости от возраста, трудовых навыков детей, на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду», и подразделяются на группы:

  1. Формирование трудовых умений и навыков: «учить последовательному выполнению действий (действия перечисляются - ...) по уборке уголка игрушек»; «закреплять умение (...отжимать тряпку досуха; подклеивать бумажную полосу к развороту книги и т.п.)».

  2. Воспитание трудолюбия, положительных нравственных качеств личности, умения действовать сообща: «формировать умение работать вместе, распределяя работу»; «воспитывать желание трудиться на общую пользу» и т.п.

Следует учитывать, что в конспекте обязательно должны быть отражены методы и приемы реализации намеченных задач. Например, если мы уделяем внимание воспитанию аккуратности, то в тексте должны появится следующие пояснения «Смотри, выполняй работу аккуратно, не замочи рукава. Осторожно включай воду, чтобы не забрызгать себя и ванную комнату». Художественное слово подбирается в соответствии с поставленными задачами («Поспешил – людей насмешил», «Семь раз отмерь – один отрежь») Записываются подходящие по содержанию и возрасту поговорки, пословицы, небольшие стихотворения, загадки для повышения интереса детей к работе.

  1. Закрепление знаний о свойствах и качествах материалов: «закреплять знания о свойствах материалов: бумага тонкая, рвется, мнется, работать с ней надо аккуратно»; в тексте конспекта необходимо показать решение этой задачи в речи – называть свойства и качества материалов, спрашивать о них детей, подсказывать способы обследования, увязывать с характером последующей работы.

IV. Оборудование и материалы (перечень инструментов и материалов дается в табличке:

У воспитателя

У детей



При этом в младших группах оборудование готовится и размещается воспитателем, деть частично привлекаются к его уборке; в средней и старших группах к подготовке, размещению и уборке непосредственно привлекаются дети.

V. Руководство трудом детей.

В организационно – методической работе подробно описываются методы и приемы работы с детьми, с помощью которых он вызывает интерес к предстоящей работе, распределяет обязанности, обговаривает результат труда, руководит и координирует работу детей, принимает участие в общем деле. Все действия воспитателя описываются от первого лица. Например, в утренние часы воспитатель обращается к девочке: «Света, посмотри, пожалуйста, не пора ли помыть листья у фикуса? Что тебе понадобиться для работы?» (такие приемы используются, если ставилась задача закрепления навыков по организации ребенком рабочего места).

Дается мотивировка труда: для чего, зачем будем трудиться, и ставится конкретная цель. В младших, средней группе мотивировка может носить частично игровой характер - «ждем гостей», «поможем игрушкам», «книжкина больница» и т.п. В старших группах желательно использовать нравственную мотивировку труда - «убраться, чтобы было чисто и всем было приятно».

  • Проговаривается объем работы – что конкретно надо сделать.

  • Распределяется работа между детьми и определяется место работы каждой подгруппы (или всех детей).

Желательно в тексте конспекта нарисовать схему размещения оборудования, детей и воспитателя во время работы.

В младших группах распределяет работу воспитатель, учитывая возможности детей, уровень овладения трудовыми умениями и навыками, интересы и зарождающиеся дружеские отношения. В старших группах воспитатель обговаривает с детьми объем работы для звена, назначает старшего – звеньевого (мотивируя свой выбор положительными качествами личности ребенка), а внутри звена предлагает детям договориться самим, кто что будет делать; в случае необходимости помогает распределить работу. В процессе этого решаются задачи нравственного воспитания, поставленные воспитателем.

Совместно обсуждается выбор места работы, подбор и размещение необходимого оборудования – так, чтобы было удобно работать самим и не мешать другим детям трудиться; при этом воспитателю надо помнить, что надо держать в поле контроля все работающие подгруппы.

Детям обязательно напоминается о подготовке рабочего места и себя самих - «надо закатать рукава, надеть фартуки» и т.п. Воспитатель должен дать образец внешнего вида в процессе работы.

Уточняется последовательность деятельности. В этих целях:

  • задаются вопросы о последовательности работы - «что надо сделать сначала, что потом, чем закончить работу»;

  • проверяется распределение обязанностей в звеньях;

  • проверяется наличие у детей необходимого материала и оборудования, в случае необходимости напоминается, где его можно взять;

  • напоминается, что работать надо аккуратно, дружно, помогать друг другу.

В младших группах, при освоении новых трудовых умений воспитатель проводит прямой показ действий. В зависимости от их сложности показ может быть пооперационным (раскрывает последовательность и технику выполнения действий). В старших группах показ может быть частичным. Хорошо, если воспитатель трудится вместе с детьми, создавая у них эмоционально – положительное отношение к труду как совместной деятельности.

В ходе трудовой деятельности воспитатель осуществляет контроль за ходом работы детей в двух направлениях: за качеством работы (насколько правильно совершаются трудовые действия, операции, насколько качественным получается результат; в случае необходимости используется подсказка, частичный показ, пример другого ребенка и т.п.); за характером взаимоотношений детей во время работы (предотвращение и разрешение конфликтов, побуждение к согласованию действий, взаимопомощи и т.д.).

По окончании труда организуется уборка оборудования. К уборке привлекаются дети всех возрастных групп, воспитатель убирает только тяжелые и громоздкие вещи.

Обсуждаются результаты труда детей. Для этого дети собираются вместе, воспитатель эмоционально оценивает результаты общей работы: «каждый делал свое дело, а все вместе мы убрали группу»; обращается внимание на красоту, чистоту, аккуратность, общую пользу (особенно при организации поручений и дежурств); обговаривается то, что можно сделать в следующий раз. Обязательно оцениваются проявленные детьми взаимопомощь, сотрудничество; оценивается индивидуальная работа детей (ответственное отношение к делу, настойчивость в работе, проявление внимания к другим детям, результата, помощь затрудняющимся детям). Подчеркиваются индивидуальные приращения ребенка - «раньше не мог сделать сам, а сегодня получилось».

В младших группах оценка может проходить в игровой форме, в зависимости от мотивировки труда, от лица игрушки. Гостя и т.п.

Содержание, объем, посильность заданий, задачи руководства трудом в обязательном порядке согласуется с воспитателем группы в детском саду; также необходимо проверить количество и исправность используемого оборудования и материалов.

Конспект, заверенный воспитателем детского сада, сдается на проверку и утверждение преподавателю за две недели до проведения на педпрактике.

Рекомендуемая литература:

  1. Буре, Р.С. Нравственно – трудовое воспитание в детском саду. [Текст] /Под ред. Р.С.Буре. – М.: Просвещение, 1987. – 314с.

  2. Нечаева, В.Г. Воспитание дошкольников в труде. [Текст] /Под ред. В.Г.Нечаевой. – М.: Просвещение, 1984. – 402с.

  3. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. [Текст] – М.: Просвещение, 1987. – 96с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!