Возраст 6-8 лет |
Недостаточно укреплен костно-мышечный аппарат, слабые пальцы Резко снижается количество движений Не отработана координация движений при выполнении мелких, но сложных операций, связанных с написанием букв и выполнением трудовых действий | Изменения к худшему во внешности, сне, аппетите Понижение сопротивляемости болезням, плохое самочувствие Сильное утомление кисти рук и пальцев ребенка Ухудшение почерка, отвращение к письменным работам | Применять в образовательном процессе здоровьесберегающие технологии: соответствовать требованиям САНПИНа.В учебной деятельности применять 2-3 физ. минутки за урок, менять виды деятельности 4-5 раз, привлекать внимание разными способами и методами. |
Мозг в развитии, приобретает способность различать условные раздражители, выделять наиболее значимые сигналы, реагировать именно на них Мышление наглядно-образное Велика значимость первой сигнальной системы Расширяется смысловое значение слова | | С привлечением психолого-педагогической службы ОУ провести диагностику адаптации первоклассника, разработать программу, направленную на дезадаптацию первоклассника, использовать упражнения на саморегуляцию. |
| Нежелательные защитные поведенческие реакции Гасится положительное отношение к учебному труду Появляется страх не соответствовать социальным требованиям, потерять отношение окружающих, показаться смешным | Создавать положительную мотивацию, читать терапевтические сказки. |
| Снижается уверенность ребенка в успешности его деятельности и обучаемости Слабо развита способность различать признаки предметов, улавливать их сходство; сравнивать вое решение с заданным учителем образцом и правилом | Создавать положительную мотивацию через игровую деятельность. |
Ребенок учится управлять самим собой Переход из игровой в учебную деятельность Осознание того, что учеба – это труд Бурное развитие лингвистических способностей Синзитивный период для музыкальных способностей Умение доводить игру до конца | Чувство страха перед ответом Неумение обосновать свой ответ Привязанность к одному учителю Растерянность перед требованиями учебной деятельности Недостаточная сформированность наглядно-образного мышления Умение приспосабливаться к ситуации | Использовать тренировочные упражнения, направленные на формирование наглядно-образного мышления, соблюдать установленные правила игровой деятельности. |
Возраст 8-12 лет |
Мозг довольно пластичен, не перегружен информацией и образцами Стабилизируется возрастное дрожание рук; уверенность и овладение практическими умениями проходит успешнее | | Проводить профилактику утомляемости. |
| Затрудняется формирование и использование моторных умений Резко повышается нервозность и напряженность, ухудшается качество знаний, и появляется заторможенность реакций | Работать в малых группах, с привлечением психологической службы. |
| Появляется приверженность к группировкам, которые уже не концентрируются вокруг учителя В бодром состоянии проявляется обостренное чувство справедливости | |
| | Использовать тренинговые занятия по преодолению агрессии и напряженности |
| Энергозатраты, связанные с адаптацией учащегося к новым требованиям, превышающие скорость их восстановления организмом ребенка, ведут к развитию сосудистой недостаточности, малокровию мозга, понижению работоспособности и резкому спаду качества знаний | Организовать дифференцированную психологическую помощь с применением здоровьесберегающих технологий, проводить совместные коллективные игры. |
Формируется ответственность, как чувство и убеждение, чувство долга, совести, вины | | Развивать и корректировать интеллектуальные и психологические функции, проводить просветительскую работу с родителями учащихся. |
Завершение формирования наглядно-образного мышления Умение ставить перед собой цель Умение выделять учебные задачи Умение работать самостоятельно в паре с товарищами Темп чтения 80-90 слов в минуту (вслух), 100-130 (про себя) Умение анализировать, обобщать, сравнивать, т.е. выполнять мыслительные операции на осознанном уровне Уметь осознанно делать выводы Уметь аргументированно отстаивать свое мнение | Не воспринимает объяснения учителя на слух Работа на механической памяти Занижен темп чтения вслух Нежелание развивать понятийное мышление Ориентация на отметку | Построить индивидуальные образные маршруты учащихся, специфически для данных учащихся способов деятельности, образовательные технологии, с помощью которых он постигает необходимые знания, умения, навыки. |
Интенсивный рост Первый пубертатный период Знакомство со своими способностями Умение работать с планом, тезисом, конспектом, схемой, таблицей, Управление своим вниманием Умение оценивать свою учебную деятельность посредством сравнений Умение работать с дополнительной литературой и справочным материалом Умение слушать объяснение учителя, ответы учеников и запоминать Владение монологической речью, диалогом | Частые заболевания Неадекватные реакции на окружающих Подавленное настроение Бросают работу, если трудно или не интересно Отказываются публично выступать Не реагируют на отрицательные отметки | Развивать интерес к познанию и учению, развивать самостоятельность и групповую сплоченность. Сформировать умение ставить цель, планировать свою деятельность и проводить рефлексивный анализ. |