Рекомендации куратору для проведения первого классного часа.
1. Первой задачей первого классного часа является знакомство студентов друг с другом, знакомство с куратором. Для этого предлагается несколько несложных методик, которые позволяют не только запомнить имена сокурсников, но и коротко узнать о личностных особенностях ребят.
Методика « Интервью»
Цель : познакомиться друг с другом и социальным педагогом, научиться слушать других людей.
Инструкция : необходимо разбить группу на пары. Каждый участник должен рассказать своему соседу что – нибудь о себе ( например: имя, возраст, состав семьи, домашние животные, увлечения, о чем мечтаешь и т. д.) Слушатель должен, не перебивая рассказчика, внимательно следить за его рассказом. По времени рассказ не должен превышать 5 минут. Ведущий контролирует время. После того, как каждый из партнеров « потренируется» в выслушивании соседа, группа собирается вместе. Каждый участник коротко представляет своего напарника, рассказывает, что он запомнил из того, что поведал ему его сосед.
Методика « Меня зовут….Я люблю себя за то, что……»
Цель : для восстановления в памяти имен участников группы и создания рабочей атмосферы.
Инструкция : упражнение проводится в кругу. Каждый поочередно говорит две фразы « Меня зовут…» и « Я люблю себя за то , что…». Не отвлекайтесь на споры и обсуждения по поводу высказываний участников группы. Подростки просто высказывают их поочередно, беспристрастно и быстро.
Методика « Визитка»
Цель : учить подростков подчеркивать свою индивидуальность через рассказ о себе.
Инструкция : всем участникам дается 3-5 минут для подготовки « визитки» - стихотворения, афоризма, девиза, рисунка, рассказа и т.д., выражающих творческое представление о себе. Время представления « визитки» - 1 минута
Участники садятся в круг и по очереди представляют свои « визитки» , в которых подчеркивают личностные особенности( привычки, качества личности, умения, привязанности и т. д.) Ведущий отмечает особенности каждого для лучшего запоминания их.
4 . Методика « Автопортрет»
Цель : способствовать развитию умений самоанализа и преодолению барьеров, мешающих полноценному самовыражению.
Инструкция : каждый участник в течении 5-7 минут должен составить подробный словесный «автопортрет», включающий не менее 10-12 признаков ( черт характера, качеств личности, привязанностей, взглядов на мир, и т. д.) , зафиксировать их. В « автопортрете» не должно быть внешних примет, по которым можно сразу узнать человека.
Листы с написанными словесными « автопортретами» без подписи сдаются социальному педагогу, который , перемешав их, зачитывает « автопортреты». В ходе чтения ребята должны определить автора этого « автопортрета» Члены группы, после того как будет определен автор « автопортрета» , могут внести коррективы в « автопортрет» , добавив его особенностями характера конкретного человека. Все листы для « автопортрета» должны быть одинаковыми по цвету и размеру, поэтому их лучше заготовить заранее.
2. Следующая задача первого классного часа – выработка приоритетных направления деятельности группы, планирование совместных дел и мероприятий.
Куратору рекомендуется для первого классного часа следующее:
Предлагается студентам в письменной форме завершить фразу: "Если бы куратором группы был я…"
Студентам предлагается дописать ряд недописанных фраз, типа
"Я очень надеюсь, что в моей группе непременно будет…"
"Мне бы очень хотелось вместе со всеми…"
Конечно, я могу помочь группе, когда…"
"Считаю обязательным, чтобы мы…"
"Вовсе не обязательно, но очень хотелось бы"
3. Вывесите на стене чистый лист белой бумаги. В центре листа напишите большими буквами фразу: "Я люблю…". От нее проведите множество линий в разные стороны (лучи). Предложите студентам написать вдоль каждого луча, что они любят делать в жизни . То, что в итоге получится можно назвать "Лучи наших интересов".