СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации логопедам, родителям, воспитателям "Сказки на кончиках пальцев..."

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Умение слушать, а затем и самостоятельно рассказывать сказки воспитывается с самого раннего детства. этот процесс трудный, но безумно интересный.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации логопедам, родителям, воспитателям "Сказки на кончиках пальцев..."»

Консультация для родителей и воспитателей.


Учитель – логопед Мазай Е.И.





«Сказки на кончиках пальцев». Пальчиковые игры по мотивам народных

\




и авторских сказок.

Ладушки», «Сорока», «Этот пальчик» — первые игры, с которыми знакомится ребенок. Они передаются из поколе­ния в поколение не случайно — в них заложена вековая мудрость народа. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, развивать у малыша понимание обращенной речи, активизировать работу пальцев рук, способствовать формированию навыка захвата предмета (развитию мелкой моторики), что в свою оче­редь имеет важное значение для развития внимания, памяти, мышления ребенка.

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский говорил, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев. М. М. Кольцова в работе «Ребенок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга че­ловека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук.

Учитывая тот факт, что активные движения пальцев стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объ­ем пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с дошколь­никами.

Пальчиковые игры по мотивам рус­ских народных и авторских сказок по­могают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять зна­ние содержания сказок, развивать речь и образное мышление.

Предлагаемые пальчиковые игры можно использовать в условиях детского

сада и для проведения хороводов после чтения сказок. В таком варианте игры проводятся в кругу, проговаривание одних строк сопровождается движе­ниями пальцев, других — ходьбой по кругу, взявшись за руки (хороводом). Как правило, движение в хороводе це­лесообразно сочетать с первым четве­ростишием, далее, с учетом текста, че­редовать ходьбу с движениями пальцев.

Играя с детьми в пальчиковые игры, следует обратить внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.

Так как движения в ходе проведения игр могут повторяться, для упрощения объяснения и запоминания этим дви­жениям целесообразно дать следующие названия:

  • «Колечки» — подушечки больших пальцев не просто поочередно прикаса­ются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них;

  • «Кулачки» — с силой плотно при­жимать согнутые пальцы к ладоням:

  • «Лучики» — при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы;

  • «Веер» — прямые напряженные пальцы сдвигать вместе и раздвигать;

  • «Замок» — соединить ладони обеих рук, пальцы скрестить и со­гнуть, прижимать их к тыльной стороне кистей;

  • «Гребешок» — положение ла­доней как в предыдущем упражнении, но скрещенные пальцы прямые и на­пряжены;


  • «Бородка» — соединить вместе тыльные стороны ладоней, пальцы обеих рук скрестить и выпрямить;

  • «Клювики» — большой и указа­тельный пальцы ритмично соприкасаются подушечками, остальные пальцы вы­прямлены и прижаты друг к другу;

  • «Коза» — соединить подушечки большого, среднего и безымянного пальцев; указательный палец и мизинец выпрямить и пошевеливать ими;

  • «Волны» — шевелить прямыми пальцами без напряжения;

  • «Маятник» — прямой указатель­ный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулачок;

  • «Кнопочки» — кисти рук держать параллельно друг другу, с надавлива­нием ритмично соединять подушечки одноименных пальцев («стучать» поду­шечками);

  • «Хлопки» — ритмично хлопать в ладоши;

  • «Цепочка» — соединить подушеч­ки большого и указательного пальцев левой руки, просунуть указательный палец правой руки в образовавшееся колечко и соединить его с большим пальцем правой руки;

  • «Коготки» — прямые пальцы раз­ведены, напряжены — ритмично сгибать первые и вторые фаланги пальцев;

  • «Молоточки» — ритмично с чередованием постукивать кулачком одной руки по ладони другой;

  • «Бутон» — соединить кончики пальцев одной руки и стучать ими по ладони другой руки;

  • «Здравствуй» — ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки.










колечки

кулачки

лучики

веер










замок

гребешок

бородка

клювики

коза









волны

маятник

кнопочки

хлопки







цепочка


коготки

молоточки

бутон

здравствуй







Пальчиковые игры

Кот, Петух и Лиса

Жили Котик с Петушком У лесной опушки, Но однажды Лисонька Подкралась к избушке. «Колечки».)

Утащила Петушка За высоки горы, Утащила Петушка В свою лисью нору. («Кулачки», «Лучики».

Смелый Котик в лес пошел И нору Лисы нашел. («Колечки», «Здравствуй».) Умный Котик спас дружка Петю-Петю-Петушка. («Гребешок».)

Живут Котик с Петушком

У лесной опушки

(«Колечки».),

И теперь уже Лиса

Не ходит к их избушке.

(«Маятник».)

Рукавица

На охоту вышел дед Зимнею порою («Колечки».), Рукавицу потерял Под большой сосною. («Лучики».)

Дома стал ее смотреть

(«Колечки».) —

Не нашел на месте

(«Веер».)

И отправился искать

(«Колечки».)

В лес с собакой вместе

(«Кулачки».)

А в лесу в той рукавице

(«Колечки».)

Звери стали дружно жить:

Мышь с лягушкой и лисицей,

Заяц, волк, кабан, медведь.

(«Кнопочки».)

В лес собака прибежала

(, «Колечки».),

Всех зверей перепугала,

(«Лучики».)

Рукавицу подняла

(«Ко лыки».),

Деду в руки отдала.

(«Здравствуй».)

Репка

В огороде дедка Репку посадил, И водой из лейки Репку он полил. («Колечки».)

Расти, расти, репка, И сладка, и крепка. Расти, расти, репка, И сладка, и крепка. («Хлопки».)

Выросла репка Всем на удивленье («Колечки».), Большая-пребольшая, Всем хватит угощенья. («Лучики».)

Выросла репка И сладка, и крепка. Выросла репка И сладка, и крепка. («Хлопки».)

Теремок

В чистом поле теремок

Был ни низок ни высок.

(«Веер».)

Звери разные в нем жили,

Жили дружно, не тужили.

(«Здравствуй».)

Там и муха, и лягушка, Зайчик с лисонькой-подружкой, Еж колючий, серый волк — В дружбе знали они толк. («Колечки».)

Но набрел на теремок Мишка косолапый («Замок», поворачивать его влево-вправо.), Раздавил он теремок Своей огромной лапой. («Лучики».)

Звери очень испугались,

Поскорее разбежались

(«Волны».),

А потом собрались снова,

Чтоб построить терем новый.

(«Здравствуй».)

В нем теперь живут

все вместе И поют такие песни («Колечки».): к — Стоит в поле теремок, Он ни низок ни высок... («Веег?».)

Заюшкина избушка

В лубяной избушке Жил заяц на опушке («Колечки».),


*





А в ледяной избушке — Лисица на горушке. («Лучики».)

Растаяла весною Избушка на горушке («Волны».), Лисица побежала К зайцу на опушку. {«Колечки».)

Выгнала зайчишку

Из лубяной избушки

{«Лучики»),

Да сама жить стала

В избушке на опушке.

(«Кулачки».)

И ни волк и ни медведь Не смогли помочь. («Колечки».) Петушок отважный Прогнал лисицу прочь. («Гребешок»)

Так остался петушок У заюшки в избушке («Здравствуй».), В лубяной избушке, Избушке на опушке. («Колечки».)

Про курочку Рябу

Курочка Ряба Бабе и деду Яйцо золотое Снесла к обеду. («Колечки».) Били яичко И баба, и дед, Но не смогли Разбить на обед. («Молоточки».)

Мышка-норушка Мимо бежала («Волны».), Яичко смахнула, Оно и упало. («Лучики».) Плакали горько Баба и дед («Колечки».),

Яйцо ведь разбилось, Пропал их обед. («Лучики».)

С тех пор уже Ряба

Бабе и деду

(«Колечки».)

Несет лишь простые

Яйца к обеду.

(«Кулачки».)

Зимовье зверей

Звери однажды Избу срубили («Молоточки».), Печь в ней сложили И счастливы были. («Здравствуй».)

Узнали про это Волк и медведь («Колечки».), Им захотелось Хозяев всех съесть. («Кулачки».)

Тихонько к зимовью Они подошли, Дверь приоткрыли И в сени вошли... («Колечки».)

Голосом страшным

Заблеял баран

(«Лучики».),

Петух кукарекал

(«Клювики».),

Бык в бок забодал.

(«Коза».)

Кот с печки зафыркал

(«Волны».),

Ну а свинья

Хрюкала с визгом: — Здесь хата моя. («Лучики».)

Волк с перепугу Выскочил прочь, Медведь за ним следом. Бежали всю ночь. («Волны».)

С тех пор уж к зимовью

Они не ходили

(«Маятник».),

А звери в избушке

Счастливо жили.

(«Здравствуй».)

Дождь прошел

Дождь прошел, и солнце

светит, Согревая все кругом («Колечки».),

На полянку вышли звери, Что сидели под грибом. («Лучики».)

Сушат крылья, сушат шерстку,

Сушат перья и носы...

(«Колечки».)

Рады все, что зайчик спасся

От прожорливой лисы.

(«Лучики»)

Солнце светит, солнце греет

(«Веер».),

Гриб стоит, как великан

(«Лучики»),

На поляне веселиться

будут звери, Трам-там-там... («Хлопки».)




А зеленые лягушки

Квакнут громко

{«Колечки».):

— Ква-ква-ква

(«Лучики».),

Верные друзья, подружки

(«Колечки»)

Выручат в беде всегда!

(«Лучики».)

Птичий двор

Курица

Курица по саду ходит, Целый день цыпляток водит

(«Колечки».) — Учит зернышки клевать («Бутон», стучать соединенными в «бутон» пальцами о левую ладонь.),. Червячков в земле искать. («Бутон», стучать соединенны­ми в «бутон» пальцами о правую ладонь.)

Утки

Утки крякают:

— Кря-кря!

(«Клювики».)

У нас дружная семья.

(«Здравствуй».)

У утяток мама — утка,

Папа — селезень, друзья.

(«Колечки».)




Цикл пальчиковых игр, которые по­зволяют не только закреплять знания детей о домашних птицах, но, кроме того, могут быть использованы в работе по автоматизации и дифференциации звуков.

Петушок

У цыпляток папа — важный

петушок («Лучики».): На головке у него

красный-красный гребешок («Гребешок».), Под головкою бородка, Он трясет ей очень ловко («Бородка», шевелить согнуты­ми пальцами.),

Хвост красивый и большой,

Перья выгнулись дугой,

(«Колечки».)

— Ку-ка-ре-ку! — он кричит

(«Клювики».),

Просыпаться всем велит.

(«Лучики»)

Гуси

Гусь с гусынею идут,

За собой гусят ведут.

(«Колечки».)

Все гогочут:

— Га-га-га,

Мы ходили на луга

(«Клювики».),

Там щипали все траву,

Потом плавали в пруду.

(«Лучики».)

Индюк

Индюк очень важный («Замок».), Трясет бородой. («Бородка».) Ведет индюшаток С прогулки домой («Колечки».),

А мама-индюшка

Стоит у ворот.

(«Замок»)

Она уж давно

(«Колечки»)

Индюшат своих ждет.

(«Лучики»)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!