СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации по работе с детьми, с особыми образовательными потребностями

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современных условиях преобразования необходимо владеть.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по работе с детьми, с особыми образовательными потребностями»

Актуальность работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

В современных условиях преобразования и модернизации нашего общества особенно остро встает проблема осуществления своевременной психологически и педагогически обоснованной помощи детям, отстающим от возрастных норм развития. Задача поддержки детей с особыми образовательными потребностями чрезвычайно актуальна, так как большинство из них испытывают трудности в адаптации и социализации. Применение же инновационных подходов в работе с данной категорией оказывает благоприятное воздействие на их обучение и воспитание.

Природа щедро наделила каждого ребенка возможностью расти и развиваться. Дети с особыми образовательными потребностями на протяжении всей жизни развиваются независимо от степени тяжести дефекта. Своеобразие и развитие таких учащихся состоит в том, что оно затруднено как внешними, так и внутренними факторами: из-за функциональной незрелости нервной системы, процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Такие дети, как правило, могут быть возбудимы, раздражительны, агрессивны, часто конфликтующими с детьми, либо наоборот, скованы, заторможены, пугливы, в результате чего подвергаются насмешкам со стороны окружающих.

Каждый ребенок уникален, индивидуален и особенный. Поэтому дети с особыми образовательными потребностями требуют особой формы учебной деятельности. Это обусловлено тем, что для детей с нарушениями познавательной деятельности характерно церебральность, проявляющая в повышенной истощаемостью, что не позволяет интенсифицировать учебный процесс. Присущие дефекты памяти требуют использования специальных приемов, способствующему лучшему запечатлению и направленному воспроизведению приобретаемых знаний. Значительного времени требует развитие мышления и речи. Ребенок, у которого неустойчивое внимание, недостаточно развита память, не сможет выполнить многие из традиционных заданий, в этом случае требуется особая форма предоставление материала, а именно индивидуализация. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребенок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может согласно исследованиям Джона Хэтти, 50% знаний учащихся зависит от них самих, 30% от преподавания. Учитель, зная и учитывая индивидуальные особенности детей, как рулевой должен управлять процессом обучения, чтобы ученики изучали, знали, применяли, должен обеспечить каждому оптимальные условия для формирования познавательной деятельности в процессе учебной работы на основе дифференцированного обучения. На этапе усвоения индивидуализация обучения заключается в показе образа действия, развернутом пояснении, после чего учащиеся выполняют задание частично или полностью самостоятельно. Учителю необходимо заранее предвидеть затруднения, которые могут возникнуть у учащегося, и рекомендовать пути их преодоления.

Подбор индивидуализированных заданий сложен. Если слабому ученику давать лишь облегченные задания, то это усугубит недостатки в его развитии. Таких учеников лучше сначала включить в посильную для них работу, затем постепенно усложнять задание. При подборе заданий на применение и закрепление знаний нужно учитывать имеющиеся пробелы и предлагать задание на ранее изученный материал. По уровню развития детей с ЗПР, учащиеся могут быть разделены на три группы (высокий уровень развития А , средний уровень развития В, низкий уровень развития С), которым соответствуют различного типа задания.

Все дети с ЗПР без особого труда справляются с заданием на составление картинок, на которых изображен единичный предмет (петух, медведь, собака). В этом случае ни количество частей, ни направление разреза не вызывают затруднений. Однако при усложнении сюжета необычное направление разреза (диагональный), увеличение количества частей приводят к появлению грубых ошибок и к действиям методом проб и ошибок, то есть заранее составить и продумать план действия дети не могут. Во всех этих случаях детям приходится оказывать различные виды помощи: от организации их деятельности до наглядной демонстрации способа выполнения.

Мир «особого» ребенка – интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка - безобразен и красив.

Неуклюж, немного страшен, добродушен и открыт.

Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он молчалив?

Почему он так испуган? И совсем не говорит?

Мир «особого» ребенка… Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка допускает лишь своих.

Дифференциация в современном понимании - это учет индивидуальных особенностей детей в той форме, когда дети группируются на основании каких либо особенностей для отдельного обучения. В традиционной системе обучения подход состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Данный подход необходим на всех этапах обучения.

Дифференцированный подход к учащимся во время уроков осуществляется за счет:

*Дозирование индивидуальной образовательной нагрузки, как по интенсивности, так и по сложности материала;

*специальные виды помощи, а именно:

-демонстрационный материал;

-речевое регулирование;

-введение элементов программированного обучения с использованием ИКТ и т.д.;

-два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся, индивидуальный подход;

-при повторении материала применяется методика свободного выбора разно уровневых задании.

Инновацией в работе с учащимися является самостоятельная работа с использованием интерактивной доски. Нестандартные уроки, занятие проводятся в форме игры, с элементами новизны, приемами инновационных технологии, что повышает интерес к занятиям, активизирует мыслительную деятельность и ведется с опорой на сохраненные анализаторы.

Очевидно, что для педагога массовой общеобразовательной школы, работающего с детьми, с особыми образовательными потребностями, необходима сформированность некоторых специальных знаний и умений, личностных качеств, без которых процесс обучения указанной категории детей будет неэффективным. При обучении школьников с особыми образовательными потребностями такого рода знаниями являются, в первую очередь, знания о психолого-педагогических особенностях этой категории детей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!