СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей.Формирование образованной культурной личности,освоение культурных и нравственных образов.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей.»

Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей.

  1. Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства.

  2. Покупайте книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.

  3. Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

  4. Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

  5. Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги.

  6. Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

  7. Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.

  8. Рекомендуйте своему ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

  9. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

  10. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку.

  11. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.

  12. Дарите ребёнку книги с дарственной надписью, тёплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Главная цель современной школы – формирование образованной, культурной личности. Путь к достижению этой цели – введение учащихся в культуру, освоение ими культурных и нравствен-ных образцов.



Чтение книг, особенно для ребенка, познающего мир, полезно всегда, поскольку открывает перед ним мир, в который он пришел. И задача учителя – научить его по-настоящему читать художественный текст. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Поэтому трудно переоценить значение литературного чтения в решении задач образования, развития и воспитания учащихся, особенно в наше время, когда современная жизнь и СМИ скорее разрушают вековечные нравственные ценности, чем утверждают их в сознании подрастающего поколения. Чтение и полноценное восприятие детьми художественных произведений русской классической и современной литературы играет ключевую роль в их духовно-нравственном развитии, поскольку через язык и литературу ребенок приобщается к культурным и нравственным ценностям своего народа.



Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Овладение чтением – процесс для ребёнка длительный и нелёгкий, отнимающий у него много душевных сил и времени. Пока он не научился читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс будет доставлять ему мало радости и удовольствия.







В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:

1) способ чтения – чтение целыми словами;

2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

4) установка на постепенное увеличение скорости чтения.





Когда в первый класс приходят дети, я задаю себе вопрос: «Как научить читать детей сразу целыми слова, минуя длительный и скучный период обучения чтению по слогам»?

Решения этой задачи идёт в следующих направлениях: отработка навыка чтения целыми словами; сведя к минимуму ошибок при чтении; осознанность чтения; выразительность чтения. Для реализации поставленных целей была разработана система тренировочных упражнений, которые проводились как обязательный этап каждого урока чтения, занимающий 10-15 минут:

1. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

2. Чтение блоков.

3. Отработка дикции.

4. Интонационная разминка.

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.



Формировать навык владения дыханием и голосом я предлагаю с помощью следующих упражнений.



Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Обрызгайте белье водой ( в один прием, три, пять). Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

В цветочном магазине. Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).

Выдох со счетом. Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

Использование скороговорки (хором): Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки (глубокий вдох) Раз Егорка, два Егорка……( до полного выдоха). Необходимо отметить, что уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок

Медвежата. Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук [м]. « Мам, меду бы нам, мам, молока бы нам.»

В лифте. Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем голос выше, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.



Чтение блоков.



Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами.

1.Слитное прочтение двух стоящих рядом букв. Аа уа ау иа ея ия ао яя яю ее ею

При прочтении этих блоков полезно начать обучать понятию ударения, ударного слога. Например, предложить детям прочитать буквосочетание га-га-га! Сначала с ударением на первый слог, затем на второй и на третий. Аналогичную работу можно проводить со словосочетанием ха-ха-ха! Да-да-да! Эти задания формируют умение произносить слово с ударением на любом заданном слоге, а также навык определения на слух, который слог ударный.

2.Чтениетрехбуквенных сочетаний и слов. Ива тик хил зим лик

3.Чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных в конце слова. Бокс борт борщ верх волк

4.Чтение однослоговых слов со стечением согласных вначале слова. Где глуп граф грач гриф

Для успешного прочтения слов данной группы важно объяснить детям, что все согласные вначале слова необходимо прочитывать в один прием, ориентируясь на гласную фонему, так как слогообразующая гласная оказывает влияние на характер произношения всех согласных фонем в слоге, стоящих до нее. Для зрительного восприятия рекомендуется выделять гласную цветным мелом.

5. Чтение наиболее трудных однослоговых слов. Вверх взмах взнос взмыл вклад

6.Чтение двуслоговых слов. Бедных браво венки белый верни орган бронза

Особое значение имеет также навык определения ударного слога в любом слове по слуховому восприятию. Поэтому рекомендую в словах, значение которых ещё не выяснено, указывать ударение и делить на слоги, вертикальной линией, например: абIсурд.

7.Чтение слов с твердыми и мягкими согласными.

При чтении слов данной группы необходимо ещё раз напомнить функциональное значение твердого знака. Полезно отметить, что два слова сели и съели читаются одинаково, но обозначают разные действия. Для окончательного разъяснения смысла слов и уточнения прочтения можно предложить следующее стихотворение:

Сели - съели, приём – объём, веду – въеду, приезд – съезд, взял – изъял

Быт – быть, ест – есть, гость –гост, мел – мель, даль – дал, пусть – пуст кровь – кров

На следующем занятии предлагается для чтения пары слов с разделительным мягким знаком. Предварительно напоминаются его функции. Семя – семья Дарю – Дарья Коля – колья чего - чьего





Отработка дикции.



Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками. Методика работы со скороговорками достаточна известна: от отдельного, отчетливого проговаривания до максимально чёткого, быстрого. Рекомендую лишь выделение цветным мелом в записи скороговорок букв, обозначающих звуки, над которыми предстоит работа, например: Сенька с Санькой вёз Соньку на санках.

Считаю полезным начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую. Для отработки чёткого произношения предлагается только одна новая строка, объем же материала для чтения увеличивается ( 2, 3, 4 строки). Так как в течение 3-4 занятий чтение скороговорки начинается со знакомого ребятам текста. И ребята, «делая разбежку» (читая знакомую часть скороговорки), готовились в хорошем темпе и без ошибок прочитать и новую строчку.

Из-под Костромы, из-под Костромищи везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да приговаривает: у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, таков и Слава и т.д.



Интонационная разминка.



Нередко, требуя от ребят выразительного чтения, учитель не называет, какие конкретно критериями определяется это понятие. Несомненно, что понятие «выразительное чтение» - многогранно, и способность читать выразительно во многом зависит от жизненного опыта детей, сформированности эмоционального воспитания, глубины чувств. И, конечно, в начальной школе работа над формированием умения читать выразительно только начинается. Считаю, правильным начать эту работу с формирования трёх умений.



1. Развивать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противостояния.

2. Выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный, размерный или же их сочетание).

3.Ставить логическое ударение в предложении.

Умение ставить логическое ударение, выделяя голосом слово, словосочетание, определяющее смысл всего предложения, можно отрабатывать практически на любом из стихотворных текстов, предложив ребятам выделить голосом сначала первое слово в строчках, затем второе, третье, четвертое. Когда дети научатся уверенно ставить логическое ударение по заданию учителя, можно переходить к самостоятельному поиску логически ударного слова. Для этого предлагаю:

«Подай мне большую кружку!» Выделите голосом сначала слово «большую», затем – «мне», потом – «подай». Как меняется смысл предложения? Вывод. Ударная гласная определяет правописание слова, « логически ударное» слово уточняет смысл всего предложения.



Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.



Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает : то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения (по 5 минут небольшими порциями три раза в день, чем по 1-1, 5 часа бессмысленной работы отбивающей желание читать)



Рекомендую:

1. «Жужжащее чтение». Что же такое «жужжащее чтение»? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов (на уроках чтения).



2. Ежеурочные пятиминутки чтения. На каждом уроке вначале дети открывают, книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения. Одновременно проверяю понимание прочитанного(пересказ)



3. Чтение пред сном. Оно дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.



4. Режим щадящего чтения (если ребенок не любит читать). Ребёнок прочитывает одну – две строчки и после этого получает кратковременный отдых.



5. Многократность чтения. В течение 1 минуты учащиеся читают текст вполголоса, после чего отмечают до какого слова успели дочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка. Ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Естественно, что второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке артикуляционный аппарат.



6. Приём стимулирования учащихся. В конце урока оставлять 3-4 минуты для того, чтобы произвести самозамер скорочтения. Чтение в течение одной минуты вполголоса пересчитывание (можно записывать в дневник) (ежедневно). Чрезмерное внимание развитию скорости чтения часто провоцирует неправильное чтение.



Правильным чтением считается чтение без искажений, замены букв или слогов, пропуска или вставки, без повторов. Чтобы формирование правильности чтения было эффективным, учитель должен определить специальный режим чтения: 1) систематичность упражнений (специальные тексты, скороговорки, поговорки, заучивание наизусть стихов и прозы); 2). Предупреждения ошибок чтения; подготовка к чтению, вводная беседа, 3)Разбор трудного слова по составу; 4)Хоровое чтение вслух трудных слов (по слогам, частям, целиком). Также на правильность чтения влияет: 5)поза при чтении, 6)нормальное расстояние между глазами и текстом, 7)предварительное чтение «про себя», 8)образцовое чтение учителя.

В 3-4 классе очень широко использую работу консультантов, работу в паре, где дети самостоятельно оценивают ответы своего соседа. Если первый вариант читает отрывок, то второй вариант непросто слушает, но потом пересказывает его и наоборот. Причем пересказ может быть подробным, кратким, выборочным, с творческим дополнением, это зависит от задания учителя.



7.Часто использую «чтение – спринт». На максимальной скорости, читая «про себя», найти ответы на заданные вопросы. Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывая его каждый раз с новым заданием.



8. «Компромиссное» летнее чтение.





Очень важна помощь родителей при обучении детей. Поэтому, на родительских собраниях стараюсь убедить каждого родителя в том, что чтение, должно войти в ежедневную привычку ребенка. При этом, особенно на первых ступенях грамотного чтения, необходимо создавать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение. Хорошо, когда родители проявляют живой интерес к содержанию рассказа, отрывка и т.д. очень важно, - призываю я родителей, - быть предельно сдержанным, терпеливым, снисходительным и доброжелательным к ребенку. Помогают и открытые для родителей уроки.

Бесспорно, на непосредственное чтение учащимся должно уходить на уроке 30 –35 минут. Об этом нельзя забывать. Иначе, о какой беглости чтения можно говорить. Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует, процессы мышления. Но только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приемам ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению. Только тогда будет достигнута цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель– это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!