Утверждаю:
Заведующая КГУ «Кабинет психолого-педагогической
коррекции г. Риддера» УО ВКО _________Мехова Л.С.
ПИСЬМЕННАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ
По оказанию государственной услуги « Оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями».
Дата: __________________
Время: __________________
ФИО ребенка: __________________
Тема:
Методическая рекомендация для родителей детей с моторной алалией №1
Данная консультация поможет родителям правильно организовать и проводить занятия дома.
Задания, обеспечивают этапность и постепенность работы с неговорящим ребенком, что предполагает определенную последовательность, а именно: преодоление речевого негативизма, вызывание желания говорить, уточнение произношения гласных и простых согласных звуков на материале звукоподражаний, заучивание двусложных слов сначала из одинаковых слогов, потом из разных, формирование глагольного словаря, уточнение и расширение номинативного словаря, формирование простейшей фразы из отработанных слов.
Начиная занятия с использованием, помните о том, что ребенок должен говорить не по настоянию взрослого. Он должен захотеть говорить сам. Взрослому необходимо хвалить малыша за любое проявление инициативы, поощрять его, показывать образцы правильной речи. Произносите слова четко, правильно. Ни в коем случае не повторяйте речевых ошибок и не смейтесь над тем, как он говорит.
Когда работа по заданиям картотеки будет закончена и малыш легко сможет повторять за вами или даже самостоятельно проговаривать слова и предложения, выучите с ним небольшие стихотворения, которые встречаются в заданиях, это способствует развитию памяти. Ничего страшного, если сначала ребенок будет только договаривать отдельные слова. После нескольких повторов он сможет рассказать стихотворение сам.
Вызывание гласных звуков
1. Вытягиваем губы трубочкой, громко поем: - У-у-у!
Предлагаем ребенку спеть вместе: - У-у-у! Рассматриваем с ребенком картинку, изображающую паровозик, или игрушечный паровозик. Как гудит паровоз? У-у-у!
2. Показываем малышу, как нужно широко открыть рот и спеть:— А-а-а!
Предлагаем спеть вместе - А-а-а! Рассматриваем картинку или берем на руки куклу и начинаем ее укачивать. Как укачивают куклу? А-а-а!
3. Округляем губы, громко поем: - О-о-о!
Предлагаем ребенку спеть вместе: - О-о-о!
Рассматриваем картинку или показываем, как плачет мальчик, у которого болит зуб.
4. Растягиваем губы в улыбку, громко поем: - И-и-и!
Предлагаем ребенку спеть вместе: И-и-и!
Рассматриваем картинку или берем в руки игрушечную лошадку. Как кричит лошадка? И-и-и!
Уточнение произношения гласных звуков
1. Рассматриваем с ребенком картинку; объясняем, что малыш поднимается по лесенке, а потом спускается по ней. Делаем упражнение «Лесенка»: поем гласные звуки так, как будто голос поднимается и спускается по лесенке (повышение
и понижение тона):
У-у-у!
А-а-а!
О-о-о!
И-и-и!
2. Пение на мягкой атаке голоса цепочек гласных звуков:
У-а-о-и!
А-о-и-у!
О-и-у-а!
И-у-а-о!
3. Закрепляем материал прошлого занятия:
Пение слияний гласных звуков
1. Рассматриваем с ребенком картинку: дети заблудились в лесу, они кричат: «Ау! Ау!»
2. Рассматриваем картинку: малыш плачет: «Уа! Уа!» Как плачет малыш? Уа! Уа!
3. Рассматриваем картинку: ослик кричит: «Иа! Иа!»— Как кричит ослик? - Иа! Иа!
Уточнение произношения согласных звуков в звукоподражаниях
Рассматриваем с малышом картинки или игрушки, называем их (не используем сложных для восприятия ребенка глаголов блеет, мяукает и т.п.), произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе.
Это корова. Корова мычит: «Му-му-му!» Как кричит корова?
Это коза. Коза кричит: «Ме-ме-ме!» Как кричит коза?
Это кошка. Кошка кричит: «Мяу! Мяу!» Как кричит кошка?
Это цыпленок. Цыпленок пищит: «Пи-пи-пи!» Как пищит цыпленок?
Это овечка. Овечка кричит: «Бе-бе-бе!» Как кричит овечка?
Это собака. Собака лает: «Гав! Гав! Гав!» Как лает собака?
Уточнение произношения согласных звуков в звукоподражаниях
Рассматриваем с малышом картинки или игрушки, выразительно читаем двустишия, предлагаем малышу произнести звукоподражания вместе:
«Мяу! Мяу!» —
Рыжий кот.
Он у бабушки живет.
«Гав! Гав! Гав!» — Лохматый пес. Хвост кольцом и черный нос.
«И-го-го!» —
Вот это конь!
Хвост и грива как огонь.
«Бе-бе-бе!» —
Барашек черный.
Он веселый и проворный.
«Ме! — кричит козел сердито. — Опрокинуто корыто!»
«Му! My! My! — кричит корова. — Забодаю Катю с Вовой!»
Проверено: методист__________
Материал подготовлен
учителем- логопедом _________ Труновой Л.И.
Утверждаю:
Заведующая КГУ «Кабинет психолого-педагогической
коррекции г. Риддера» УО ВКО _________Мехова Л.С.
ПИСЬМЕННАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ
По оказанию государственной услуги « Оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями».
Дата: __________________
Время: __________________
ФИО ребенка: __________________
Тема: Рекомендация для родителей детей с моторной алалией №2
Данная консультация поможет родителям правильно организовать и проводить занятия дома.
Задания, обеспечивают этапность и постепенность работы с неговорящим ребенком, что предполагает определенную последовательность, а именно: преодоление речевого негативизма, вызывание желания говорить, уточнение произношения гласных и простых согласных звуков на материале звукоподражаний, заучивание двусложных слов сначала из одинаковых слогов, потом из разных, формирование глагольного словаря, уточнение и расширение номинативного словаря, формирование простейшей фразы из отработанных слов.
Начиная занятия с использованием, помните о том, что ребенок должен говорить не по настоянию взрослого. Он должен захотеть говорить сам. Взрослому необходимо хвалить малыша за любое проявление инициативы, поощрять его, показывать образцы правильной речи. Произносите слова четко, правильно. Ни в коем случае не повторяйте речевых ошибок и не смейтесь над тем, как он говорит.
Когда работа по заданиям картотеки будет закончена и малыш легко сможет повторять за вами или даже самостоятельно проговаривать слова и предложения, выучите с ним небольшие стихотворения, которые встречаются в заданиях, это способствует развитию памяти. Ничего страшного, если сначала ребенок будет только договаривать отдельные слова. После нескольких повторов он сможет рассказать стихотворение сам.
Уточнение произношения согласных звуков в звукоподражаниях
Рассматриваем с малышом картинки или игрушки и называем их, выразительно читаем стихотворения, предлагаем малышу произнести звукоподражания вместе:
«Мяу! Мяу! — плачет киска. — Мяу! Мяу! — возле миски. — Быстро дайте молока Для котенка и щенка».
«Гав! Гав! Гав!» — Щенок в корзинке. «Гав! Гав! Гав!» — Пятно на спинке. «Очень страшно одному. Где же мама? Не пойму!»
Уточнение произношения согласных звуков в звукоподражаниях
Рассматриваем с малышом картинки или игрушки, называем их (не используем сложных для восприятия ребенка глаголов кудахчет, гогочет, кукарекает), произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе:
1. Это курочка. Курочка кричит: «Ко! Ко! Ко!»
Как кричит курочка?
Это гусь. Гусь кричит: «Га! Га! Га!» Как кричит гусь?
Это кукушка. Кукушка кукует: «Ку-ку!» Как кукует кукушка?
Это лягушка. Лягушка квакает: «Ква! Ква! Ква!» Как квакает лягушка?
Это утка. Утка крякает: «Кря! Кря! Кря!» Как крякает утка?
Это петушок. Петушок поет: «Ку-ка-ре-ку!» Как поет петушок?
Уточнение произношения согласных звуков
Рассматриваем с малышом картинки или игрушки, называем их, произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе:
Машина гудит: би-би-би! Как гудит машина?
Мальчик играет на барабане: бум! Бум! Бум! Как играет мальчик?
Папа стучит молотком: тук-тук-тук! Как папа стучит молотком?
Девочка звонит в колокольчик: динь! Динь! Динь! Как звенит колокольчик?
Мальчик играет на дудочке: ду! Ду! Ду! Как мальчик играет на дудочке?
Предлагаем малышу покатать машинку и показать, как она гудит; поиграть на барабане и произнести звукоподражание и т. п.
Уточнение произношения согласных звуков
Рассматриваем с малышом картинки, называем их, произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе:
Малыш топает: топ-топ-топ! Как топает малыш?
Вода капает: кап-кап-кап! Как капает вода?
3.Часы тикают: тик-так! Как тикают часы?
Часы бьют: бом-бом-бом! Как бьют часы?
Охотник стреляет: пиф-паф! Как стреляет охотник?
Зайчик прыгает: прыг-прыг! Как прыгает зайчик?
Уточнение произношения согласных звуков
Рассматриваем с малышом картинки, называем их, произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе:
Мальчик погоняет лошадку: «Но! Но! Но!» Как мальчик погоняет лошадку?
Девочка наказывает куклу: «На! На! На!»
Как девочка наказывает куклу?
Дядя погоняет ослика: «Ну! Ну! Ну!» Как дядя погоняет ослика?
Малыш не хочет есть: «Не! Не! Не!» Как капризничает малыш?
Проверено: методист__________
Материал подготовлен
учителем- логопедом _________ Труновой Л.И.