СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендиции по подготовке домашнего задания

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ежедневно дети возвращают­ся домой, нагруженные всем тем, что надо выучить, вы­полнить, написать... Первый вопрос - время, чтобы окон­чательно покинуть школьный мир и войти в домашний. Детям младше 13 лет для этого необ­ходимо от 45 минут до 2 ча­сов (на обед, игры, в том числе и подвижные). 

Просмотр содержимого документа
«Рекомендиции по подготовке домашнего задания»

Делать уроки без стресса

I КАК ЭТО ОРГАНИЗОВАТЬ?


Ежедневно дети возвращают­ся домой, нагруженные всем тем, что надо выучить, вы­полнить, написать... Первый вопрос - время, чтобы окон­чательно покинуть школьный мир и войти в домашний. Детям младше 13 лет для этого необ­ходимо от 45 минут до 2 ча­сов (на обед, игры, в том числе и подвижные). Пока отложите разговоры о школе: ребенку вряд ли удастся переключиться, если прямо с порога ему при­дется отвечать на расспросы о контрольной по математике». Золотое правило: превратить выполнение домашних заданий в ежедневный ритуал, проис­ходящий в определенный час, в одном и том же месте. Такие рамки помогают упорядочить процесс обучения. «Лучшее время для выполнения до­машних заданий - с 15 до 17-18 часов. Что делать, если уже поздно, а ребенок еще чего-то не сделал? Сегодня - ниче­го: вы этого просто не успели. Можно попробовать вернуть­ся к недоделанному с утра, встав пораньше или повторив задание по дороге в школу». А вот длительность занятий может быть разной: у каждо­го ребенка свой ритм; раз­ным бывает и объем заданий. «Школьникам трудно сде­лать все в один присест. В 8-12 лет идеальное время для работы - полчаса без пере­рыва. Сверх этого времени де­тям трудно концентрировать­ся». Поэтому необходимы пе­рерывы - 5-10 минут, за кото­рые ребенок может расслабить­ся, изменить позу, снять на­пряжение зрения. Можно вы­пить стакан сока, съесть ябло­ко или дольку шоколада.


2.НУЖЕН ЛИ ВЗРОСЛЫЙ?


Да, потому что без его присутст­вия детям еще трудно органи­зовать свою работу. «Им тре­буется несколько лет, чтобы научиться самостоятельно рабо­тать и управлять своим распи­санием. Оставаясь с заданиями один на один, ребенок рискует «застрять» на одном упражне­нии, полчаса перечитывать условие задачи, не двигаясь дальше...» Кроме того, детям не­обходимо одобрение сделанно­го. Присутствие взрослого (не обязательно папы или мамы -важно, чтобы это был человек, которому ребенок доверяет) успокаивает их и подпитывает веру в собственные силы. Если у вас нет возможности быть ря­дом каждый день, договоритесь о правилах выполнения до­машних заданий. Например, ре­бенок самостоятельно делает чтение и простые упражнения, а вы, вернувшись с работы, про­верите сделанное и будете ря­дом, пока он доделает осталь­ное. «Не заставляйте ребенка переписывать все, если в рабо­те обнаружились какие-то не­принципиальные ошибки. Просто научите его ак­куратно их исправлять в уже выполненном задании». В неко­торых семьях принято делать всю работу на черновике: ро­дители проверяют ее вечером, и ближе к ночи полусонный ребенок переписывает зада­ния набело. И, конечно же, делает новые ошибки. «Нет ничего хуже тупого механиче­ского переписывания. На черновике можно потрениро­ваться в написании отдельных букв и слов, посчитать в столбик или решить задачу. Но не нужно, например, выполнять начерно все упражнение по русскому языку, чтобы потом переписывать его в тетрадь».

3. А СКОЛЬКО НУЖНО ПОМОГАТЬ?


Когда родители рядом, ребен­ку может показаться, что они полностью в его распоряже­нии. «Ему необходимо знать, что взрослые присутствуют не для того, чтобы за него делать уроки. Вы можете вме­сте посмотреть, что задано, спланировать работу, помочь ее начать и... заняться свои­ми делами, уточнив, что будете рядом, если ему понадо­бится помощь. Позже вы смо­жете вместе проверить выпол­ненное задание». Не стоит си­деть с ребенком и следить за каждым движением его руки. «Контролируя любой его шаг, мы лишаем его возможности стать самостоятельнее, снима­ем с него ответственность. Именно поэтому так много 11-12-летних детей не умеют делать домашние за­дания без участия взрослых». Еще одно правило: не решайте за него, а учите ставить правильные вопросы, чтобы продвигаться в своих рассуж­дениях и решать задачи са­мому. Например: «Что нужно сделать, чтобы разделить это число на два?»; «Ты хочешь проспрягать этот глагол, а знаешь, к какому спряжению он относится?» В результате ре­бенок почувствует радость и подъем от того, что смог выполнить задание сам. Одно­временно он учится находить собственный метод работы, быть самостоятельным»


4.КАК ОБЩАТЬСЯ С УЧИТЕЛЕМ?


Некоторые родители счита­ют домашние задания слиш­ком тяжелыми или даже бес­полезными. Другие требуют от учителя дополнительных упражнений. И в том, и в дру­гом случае, настаивая на сво­ем, они... мешают развитию ребенка! Первый подход от­рицает его способности и сни­жает желание прилагать уси­лия; второй излишне давит и может привести к тому, что ребенок вообще откажется вы­полнять домашние задания. Обе позиции возникают, когда у родителей не складывают­ся нормальные, доверитель­ные отношения с учителем и школой вообще. «Сотруд­ничайте с учителями. Если у вас есть вопросы, свя­занные с выполнением до­машних заданий, обсуждайте их. Методики меняются очень быстро, и ваш ребенок наверняка учится уже не по тем программам, по которым учились вы. Учитель может дать точный совет, как ком­фортнее и продуктивнее за­ниматься ДОМА». СТОИТ ЛИ настаивать на том, чтобы ре­бенок сам выяснил в классе непонятные вопросы? «Дети часто не знают, как попро­сить учителя объяснить, не умеют сформулировать, что именно им не ясно. Ребенка нужно специально этому учить, и это задача ро­дителей».


5. НУЖНЫ ЛИ ДОПОЛНИ­ТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ?


Иногда после завершения обязательной работы может оказаться полезным предло­жить ребенку один-два до­полнительных вопроса, чтобы убедиться, что он действи­тельно хорошо усвоил тему. Чтобы эти вопросы не воспринимались как наказание, объясните ему: «Тебе было не­просто справиться с этой зада­чей; попробуй для проверки решить еще одну, чтобы в шко­ле чувствовать себя совсем уверенно и свободно». Еще эффективнее предложить сы­ну или дочери практическое и одновременно игровое при­менение полученных знаний. «Например, решив задачку по математике, можно про­читать кулинарный рецепт и рассчитать количество про­дуктов, а написав диктант, поискать определения слов в словаре или интернете», Но не стоит впадать и в другую крайность, превращая в уроки все интересное. Требовать от ребенка слишком многого -верный способ внушить ему отвращение к учебе.

6. КАК СПРАВИТЬСЯ С КРИЗИСОМ?


Если вы вдвоем сидите над тетрадью уже битый час, а ре­бенку все никак не удается не только усвоить, но и даже по­вторить простейшее правило; если вы раздражаетесь, не мо­жете сдержаться, выходите из себя и повышаете голос - зна­чит, в вашей совместной ра­боте над домашними задани­ями наступил кризис. В такой ситуации не стоит настаивать на своем - не кричите и не требуйте повторить все снова и снова. Просто закройте учебник или тетрадь и займи­тесь чем-нибудь другим - вы сможете вернуться к заданиям чуть позже или следующим ут­ром. «Когда родители все вре­мя раздражаются и негодуют, домашние задания рискуют превратиться в источник все­общего напряжения. А дети в результате станут испыты­вать постоянное чувство ви­ны и могут вообще потерять желание работать, потому что будут бояться вновь нас разо­чаровать» Если, помогая ребенку с уроками, родители постоянно чувствуют нетер­пение и выходят из себя, сто­ит перепоручить эту ежеднев­ную обязанность другому взрослому, например студен­ту-репетитору или кому-то из родственников - им будет проще держать дистанцию, необходимую для рабочих от­ношений.


7.КАК НАСЧЕТ РЕПЕТИТОРА?


Сегодня все больше родителей-перфекционистов стре­мятся предвосхитить учебные проблемы своих детей, а по­тому обращаются за помощью к специалистам по разным предметам. Естественно, речь не идет о подготовке к поступ­лению в институт. Другой вполне законный повод для звонка репетитору - дейст­вительно явное отставание. «О дополнительных занятиях стоит подумать, если пробелы в знаниях были замечены учи­телем. В противном случае у ребенка может появиться чувство, что вы слишком бес­покоитесь («Значит, со мной не все в порядке?») и не доверяете ему. В такой ситуации он ощущает постоянную тре­вогу, замыкается в себе. Толь­ко реальные потребности оп­равдывают использование частных уроков». Важно об­судить с ребенком идею дополнительных занятий, чтобы он не воспринял их как наказание: «Я надеюсь, что в школе, на обычных уроках, тебе станет легче».


8. КОГДА МОЖНО «ОТПУСТИТЬ ВОЖЖИ»?


Рано или поздно в жизни ка­ждого родителя должен на­ступить долгожданный мо­мент, когда его ребенок нач­нет самостоятельно делать большую часть домашних заданий. Это означает, что он уже научился учиться, са­мостоятельно планировать работу и свое время. Но этот момент приходит у каждого в свой срок. Каким образом его определить? Единствен­ный способ - быть внима­тельными к индивидуальному ритму ребенка и ни в коем случае не сравнивать его с од­ноклассниками. Вы можете вспомнить, как он учился хо­дить: сначала вы помогали ему найти равновесие, под­держивая за обе руки, потом ему стало хватать одного ва­шего пальца, а вскоре он ре­шился отпустить и его. Так и с домашними заданиями: са­мостоятельность приобрета­ется постепенно. Сначала начните проверять домашние задания через день, за­тем - раз в три-четыре дня. «Если у ребенка получается самостоятельно работать, ес­ли он умеет ставить вопросы, позволяющие ему продви­гаться в своих рассуждениях, вам уже не нужно «сидеть над уроками» вместе с ним». Но родительское присутствие и доброжелательный взгляд на законченную работу -пусть проверка и обсуждение заданий происходят хотя бы раз в неделю - еще будут оста­ваться необходимыми примерно до возраста 13 лет. К этому времени определенный этап можно считать завершен­ным: либо ваш ребенок осоз­нал цели обучения и стал са­мостоятельным, и тогда вы можете дать ему полную сво­боду, либо он бунтует против домашних заданий... и вам будет необходимо искать но­вые способы совместных за­нятий - в группе, вместе с кем-нибудь из его друзей, со стар­шим братом или же другими родственниками... Во всяком случае, лет через пять-шесть совместной работы над до­машними заданиями можно надеяться увидеть свет в конце туннеля... не забывая, впро­чем, о своей роли родителя, всегда внимательного к успе­хам своего ребенка.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!