СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Релаксационно терапевтический тренинг

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья навыкам снятия напряжения, что позволит им легче переносить психофизические и эмоциональные нагрузки. В ходе тренинга психолог работает над эмоционально-личностной сферой ребенка, помогает ему в освоении новых форм поведения, проводит обучение детей и подростков саморегуляции, развитию самоконтроля, восстановление коммуникативных навыков. 

 

Просмотр содержимого документа
«Релаксационно терапевтический тренинг»

«Разработка программы психологического тренинга в образовательном учреждении»

Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области «Елань – Коленовский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»







Релаксационный тренинг для детей и подростков

«В гармонии с собой и миром»



Автор-составитель:

педагог – психолог

Волина Юлия Викторовна






Цели тренинга: Обучение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья навыкам снятия напряжения, что позволит им легче переносить психофизические и эмоциональные нагрузки. Помощь детям в работе над эмоционально – личностной сферой, освоении новых форм поведения. Обучение детей и подростков саморегуляции, развитии самоконтроля. Помощь детям в развитии и восстановлении коммуникативных навыков. Создание условий для осознания детьми своих личных и эмоциональных ресурсов.


Тренинг предназначен для детей и подростков от 10 -12 лет.


Тема занятия «Сила моря»


Цель данного занятия обучение навыкам напряжения и расслабления, снятию мышечного и психоэмоционального напряжения. Обучение навыкам глубокого расслабляющего дыхания. Ознакомление с основными правилами релаксационного тренинга и принципами его проведения.


Время проведения занятия: 52 мин.


Количество участников 6 человек, плюс ведущий.


Сценарий занятия №1


Этап занятия

Время

(на каждый этап)

Задачи, решаемые на каждом этапе

Методы

(упражнения, психотехники)

Вопросы для обсуждения

Комментарии

1.Организационный момент (ритуал приветствия, размещение участников, разминочное упражнение)
























10 мин

Вхождение участников в работу, создание настроя и подготовка к восприятию занятия.

«Мое настроение сегодня»

Каждое занятие начинается с того, что тренер звонит в колокольчик. Участники входят в помещение и рассаживаются по кругу на ковре.

Затем каждый из участников тренинга поочередно берет в руки колокольчик звонит в него дважды, называет свое имя и рассказывает о том, какое у него сегодня настроение и что особенного с ним произошло в течении дня (по дороге на занятия, утром в школе и пр.), а затем передает колокольчик дальше по кругу, по часовой стрелке. Упражнение заканчивается, когда колокольчик, пройдя полный круг, вернется к первому участнику.

Если кто-то из детей не хочет рассказать о том, что с ним произошло, настаивать не нужно, просто ход передается следующему. Об этой возможности участникам сообщается перед началом выполнения упражнения.


Встреча начинается с погружения в тему занятия, для этого тренер, сидя в кругу с детьми, зачитывает стихотворение.

Синяя страница

А эта страница – морская,

На ней не увидишь земли.

Крутую волну рассекая,

Проходят по ней корабли.

Дельфины мелькают, как тени,

Блуждает морская звезда,

И листья подводных растений

Качает, как ветер, вода.

На дне этой синей страницы

Темно, как в глубинах морей.

Здесь рыбы умеют светиться

Во мраке, где нет фонарей…


Что вы почувствовали, делясь с ребятами своими переживаниями?

Совпали ли ваши некоторые истории?

Получилось ли быть оригинальным?






















Сегодня мы с вами поговорим о море. Скажите нравится ли вам море? Какое оно? (Участники высказываются по очереди, делясь своими впечатлениями)

Я предлагаю подумать не только о самом море, но и обо всем, что с ним связано, - о песке и гальке, о морских обитателях, ветре, шторме, чайках… А что еще вам вспоминается при слове «море»?

(Дети предлагают свои ассоциации)

Говорят, что у каждого человека «свое» море. Как вы понимаете эту фразу?

Дополнительные вопросы:

- С чем у вас ассоциируются слова: море, песок, шторм, волны, штиль, чайка, ракушки, шум прибоя?

- Какие эмоции у вас возникают когда вы в идете море?

- Чем пахнет море? (песок, ракушки,ветер, водоросли)? Что вам напоминает этот запах?

- Какие звуки у вас асссоциируются с морем? Нравятся ли они вам?

- Какое море на ощупь? (Теплое? Холодное?Гладкое? Шероховатое? Скользкое?)

- Если бы вы могли стать частью моря, то кем или чем вы хотели бы стать? Почему?

- Можно ли сравнить настроение человека с морем в разных его состояниях? Приведите пример.

- Какие чувства, ощущения и желания вызывает у вас шторм (плеск волн, тихий шум прибоя, крики чаек, вид песка, след прибоя на песке, шум ветра и пр.)?

- Представьте себе, что каждый из вас «море». Придумайте себе название и скажите, какая у вас на море сегодня погода.








Мы немножко лучше узнали друг друга. И можем продолжать дальше.






















Тренер старается сделать так, чтобы высказался каждый участник (особенно это касается беспокойных и робких детей). Ребята вспоминают свой опыт, связанный с темой занятия, дети могут использовать материал из книг или кинофильмов. Об этом говорится заранее.



2. Основная часть

(объединение участников, введение нового содержания)


30 мин

Активизация внутренних ресурсов; актуализация жизненного опыта; создание настроя на активную плодотворную групповую работу; пробуждение мотивации; раскрытие творческого потенциала.

Развитие скорости реакции и увеличение двигательной активности; тренировка концентрации внимания и общей моторики.


























Глубокое расслабление, снятие напряжения; обучение глубокому дыханию через расширение и сужение грудной клетки; тренировка расслабляющего дыхания.
























Обучение навыкам расслабления; ознакомление с формулами аутотренинга; погружение в состояние расслабленности и покоя; снятие мышечного и эмоционального напряжения.








































































Отработка и закрепление нового эмоционального опыта и телесного восприятия, полученного во время аутотренинга.

Упражнение «Морское чудовище»

Участники хаотично двигаются по комнате, изображая плавающих в море рыб. Один из участников (выбранный по желанию из группы) изображает чудовище – стоит у стенки и подкарауливает рыб. Чудовище будет ловить рыб в моменты отлива. Тренер объявляет, какая сейчас на море погода, а также говорит о наступлении отлива. Погода на море определяется скоростью с которой двигаются рыбы. Тренер должен как можно быстрее менять погоду, а отлив делать очень коротким, чтобы чудовище не успевало поймать много рыб. Затем пойманные рыбы тоже становятся морскими чудовищами и в следующий раз ловят оставшихся рыб. Игра продолжается до тех пор, пока чудовища не переловят всех рыб.




Упражнение «Морской песок»

Участникам раздаются небольшие «зашитые» мешочки с песком (состав мешочков разный).

Представьте, что у вас в руках настоящий морской песок, из чего он состоит, какие у вас ощущения от него ? Поменяйтесь мешочками. Что вы чувствуете?

Упражнение «Дыхание морской раковины»

Участники ложатся на коврики спиной, сгибают ноги в коленях и ставят ступни плотно на пол. На живот (область немного ниже солнечного сплетения) кладут утяжеленный мячик (не слишком тяжелый, гимнастический), символизирующий жемчужину, чтобы им было легче представить себя раковиной.

Участники поднимают руки прямо перед собой и соединяют их простым прикосновением. Ребята – это морские раковины, и сейчас они, закрытые, лежат на морском дне.

На вдохе – раковина открывается. Участники плавно разводят руки в стороны и кладут их на уровне плеч на пол. Согнутые в коленях ноги отводят вправо и влево, опуская их к полу так низко, как только это получится сделать. Ступни при этом остаются соединенными и не меняют своей позиции, только прижимается одна к другой.

На выдохе – раковина снова закрывается, руки (и ноги) соединяются, дети занимают исходное положение.

Участники повторяют эти движения, пока у них хватает желания и терпения.


Релаксационное упражнение Аутотренинг «Путешествие на корабле»

Представьте себе, что ты находишься на большом, старинном парусном судне. Солнце освещает тебя, лежащего на верхней палубе. Корабль плывет медленно и приятно покачивается на волнах. Очень медленно и неторопливо морские волны раскачивают корабль туда-сюда.

И вот ты замечаешь, что из-за тихого и мерного раскачивания волн ты стал совершенно спокойным. Тихий морской шум доносится до твоих ушей, совершенно спокойный и расслабленный ты лежишь на своем корабле.

Ты полностью спокоен и расслаблен.

Из-за легкого и постоянного покачивания волн ты почувствовал себя уставшим. Ты засыпаешь и видишь прекрасный сон. Во сне ты прогуливаешься по своему кораблю и в одной из кают обнаруживаешь большой сундук, похожий на тот, в которых хранят сокровища. Ты открываешь его и видишь очень много старинных золотых монет и украшений. Обеими руками ты берешь из сундука столько драгоценностей, сколько можешь унести за один раз. Драгоценности засверкали в лучах солнца, когда ты вынес их на палубу. Ты радуешься своим сокровищам и выносишь их на палубу, еще и еще, до самой последней монеты. Но неожиданно ты замечаешь, что твои руки устали от тяжести золота и стали очень тяжелыми.

Твои руки совершенно тяжелые.

Совершенно изнуренный и уставший от тяжести сокровищ, ты снова ложишься на палубу рядом с ними и отдыхаешь. Теплые солнечные лучи и солнечные зайчики, отражающиеся от золотых монет, падают на твое лицо, туловище. Ты чувствуешь приятное тепло, растекающееся по всему телу, рукам и ногам.

Твои руки и ноги теплые.

Ты снова слышишь шум моря и чувствуешь, как волны мягко и плавно качают тебя туда-сюда, туда-сюда. И ты засыпаешь. Спокойно раскачиваются волны, и ритм твоего дыхания медленно и спокойно повторяет вслед за ними: вдох-выдох, вдох-выдох.

Твое дыхание спокойно и ритмично.

Во время легкого сна ты снова чувствуешь солнечное тепло. Солнце светит прямо на живот. Солнечные лучи согревают его, и поэтому живот стал теплым.

Твой живот теплый.

Накатилась большая волна, и пара капель морской воды попали прямо на твое лицо. Ты чувствуешь прохладные капли на своем лбу. Одно большая капля упала тебе прямо между глаз. Немного холодная, свежая вода на твоем лице дает тебе приятные ощущения бодрости и свежести.

Твой лоб прохладен.

Время идет медленно, ты уже отдохнул и проснулся, и твой корабль не спеша возвращается домой. Корабль плавно раскачивается на волнах: туда-сюда, туда-сюда, и ты уже видишь берег.


Рисование образов связанных с темой «МОРЕ»

Участникам предлагается нарисовать образы, которые возникли у них во время аутотренинга «Путешествие на корабле». Они получают по листу бумаги и набору цветных карандашей или мелков и расходятся по помещению. Во время работы звучит та же музыка ( с той же громкостью), которая служила фоном во время аутотренинга. По окончании работы рисунки не обсуждаются и не оцениваются. Желающие могут повесить свои рисунки на стенд.


















































































Песок очень ласковый, он легко касается ваших рук, вызывая приятные ощущения.







































Введение в АТ

Ложитесь удобно на спину, на свои коврики. Расстегните пуговицы или ремни, которые вам могут мешать расслабиться. Закройте глаза сейчас или сделайте это немного позже. Тот кто не хочет закрывать глаза, может смотреть на потолок. Теперь закройте глаза, и пусть звуки набегающих волн которые вы сейчас слышите, помогут вам расслабиться.































Вывод из АТ

А теперь проснитесь и откройте глаза. Медленно сожмите ладони в кулаки и слегка напрягите их. Молодцы! Почувствуйте прилив энергии в ногах. Теперь можно вставать.

























Тренер внимательно следит за тем, чтобы дети не высказывали комментариев относительно рисунков друг друга.

3. Подведение итогов (эмоциональное отреагирование – осмысление)

10 мин

Найти ответ на вопрос: оказалось ли полезным данное занятие для меня лично?

Сейчас я попрошу каждого

Высказаться понравилось ли на занятии. Что было наиболее приятным и запоминающимся?

Рефлексия.


Что понравилось и наиболее запомнилось?








5. Ритуал прощания


2 мин


Создание настроя на следующее занятие.

Эмоциональное объединение участников.


Дается краткое описание того, чем группа будет заниматься на следующем занятии.



На следующем занятии мы поговорим о зиме, об ощущениях, впечатлениях и ассоциациях, которые вызывает у вас слово «зима». Кроме того, мы научимся правильно и быстро расслаблять свое тело, снимая мышечные зажимы, вызванные стрессом или негативными эмоциями. Разучим новое дыхательное упражнение.











Тема занятия «Зима»


Цель данного занятия обучение навыкам напряжения и расслабления, снятию мышечного и психоэмоционального напряжения. Обучение навыкам глубокого расслабляющего дыхания. Ознакомление с основными правилами релаксационного тренинга и принципами его проведения.


Время проведения занятия: 52 мин.


Количество участников 6 человек, плюс ведущий.


Сценарий занятия №2


Этап занятия

Время

(на каждый этап)

Задачи, решаемые на каждом этапе

Методы

(упражнения, психотехники)

Вопросы для обсуждения

Комментарии

1.Организационный момент (ритуал приветствия, размещение участников, разминочное упражнение)
























10 мин

Вхождение участников в работу, создание настроя и подготовка к восприятию занятия.

«Мое настроение сегодня»

Каждое занятие начинается с того, что тренер звонит в колокольчик. Участники входят в помещение и рассаживаются по кругу на ковре.

Затем каждый из участников тренинга поочередно берет в руки колокольчик звонит в него дважды, называет свое имя и рассказывает о том, какое у него сегодня настроение и что особенного с ним произошло в течении дня (по дороге на занятия, утром в школе и пр.), а затем передает колокольчик дальше по кругу, по часовой стрелке. Упражнение заканчивается, когда колокольчик, пройдя полный круг, вернется к первому участнику.

Если кто-то из детей не хочет рассказать о том, что с ним произошло, настаивать не нужно, просто ход передается следующему. Об этой возможности участникам сообщается перед началом выполнения упражнения.


Беседа о зиме

Синяя страница

Это снежная страница.

Вот прошла по ней лисица,

Заметая снег хвостом.

Тут вприпрыжку по странице

В ясный день гуляли птицы,

Оставляя след крестом.

Здесь проехали полозья –

И сверкает на морозе

Серебристый гладкий след.

Цепь следов на снежной глади

Остается как строка

В чистой, новенькой тетради

Первого ученика.

Что вы почувствовали, делясь с ребятами своими переживаниями?

Совпали ли ваши некоторые истории?






















Сегодня мы с вами поговорим о зиме.

Кто из вас хотел бы первым рассказать о том, что для вас значит зима? (Участники высказываются по очереди, делясь своими впечатлениями)


Дополнительные вопросы:

- Расскажите о своих ощущениях и желаниях, возникающих зимой.

- Что вы чувствуете и какое у вас настроение, когда вы видите первый снег, первый лед?

- Как пахнет зима? На что похожи зимние запахи?

- Какой у зимы голос? Какая она на ощупь? Как выглядит зима, какого она цвета?

- Что вы представляете, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слова, связанные с зимой? (Сначала участники собирают «зимние слова», а затем обсуждают свои ассоциации.)

- О чем можно мечтать длинной, зимней ночью?

- Можно ли поведение или поведение или настроение некоторых людей охарактеризовать прилагательными, описывающими зимнюю природу, погоду?

- Если бы вы сравнивали свое настроение с зимней погодой, то как бы вы его описали?

- Как вы думаете, почему Снежная королева называется снежной? Какой у нее характер?

- Какие чувства и эмоции вызвало бы у вас отсутствие привычной для вас зимы? Почему?

Пусть сегодняшнее занятие даст всем участникам бодрость и энергию. А настроение и самочувствие будут отличными.



















Разные люди по – разному представляют себе зиму. У каждого она связана с определенным настроением, вызывает различные ассоциации. А с чем связана зима для вас?

2. Основная часть

(объединение участников, введение нового содержания)


35 мин

Обучение навыкам расслабления в процессе парной работы; развитие коммуникативных способностей; снятие страха перед выполнением парных заданий; расслабление мышечной системы.






Активизация внутренних ресурсов; создание настроя на активную плодотворную групповую работу; пробуждение мотивации; раскрытие творческого потенциала.


















Расслабление мышц спины и позвоночника; укрепление и тренировка боковых мышц спины; развитие чувства равновесия и координации тела; развитие воображения и способности входить в определенный образ.


































Тренировка способности мышц к быстрому и эффективному расслаблению; обучение навыкам снятия напряжения.







Развитие навыков расслабления и успокоения; выработка навыков управления своим психическим состоянием; закрепление первых формул аутотренинга



































































Закрепление позитивного настроя и отреагирование полученного эмоционального опыта; отработка и закрепление нового эмоционального опыта и телесного восприятия, полученного во время аутотренинга.


Упражнение «Снеговик»

Участники разбиваются на пары. Один из ребят «лепит снеговика» из своего партнера в соответствии с рассказом тренера.

Однажды ночью выпало много снега. Взрослые и дети очень обрадовались этому и решили вылепить снеговика. Сначала они сформировали снежный ком и затем катали его по снегу, делая ком все больше и больше. (Ребенок -«снеговик» ложится на спину и обхватывает ноги руками, а его партнер медленно раскачивает «снежный ком» вперед-назад)

И вот снежный ком стал уже очень большим (Ребенок – «снеговик» встает на ноги)

Участники предают снежному кому нужную форму – лепят из него снеговика (Ребенок – «скульптор» придает «снеговику» желаемую форму)

Неожиданно налетел холодный и порывистый ветер («скульптор» сверху вниз со всех сторон дует на «снеговика»)

Все вокруг замерзло, заледенело и стало неподвижным (Ребенок – «снеговик» напрягает мышцы так сильно, как только может, и стоит в напряжении)

Через некоторое время снова выглянуло солнце и стало теплее (Ребенок – «скульптор» поднимает руки над головой и слегка раскачивается корпусом в стороны, символизируя солнце)

Становилось все теплее и теплее, и снеговик начал медленно таять (Ребенок «снеговик» медленно наклоняется, расслабляя мышцы)

Все больше и больше воды капает со снеговика, и через некоторое время от большой скульптуры осталась только лужа

(Ребенок – «снеговик», медленно приседая, опускается все ниже и ниже, в конце ложится на пол)

По окончании упражнения участники меняются ролями, и игра повторяется.

Упражнение «Дерево на ветру»

Представьте себе, что вы – большие сильные дубы с крепкими стволами и раскидистыми ветвями. Ваши ноги – это сильные корни, глубоко вросшие в землю.

(Ребята встают в исходное положение: ноги на ширине плеч, руки вытянуты в стороны на уровне плеч, параллельно полу)

Налетел ветер. Деревья на ветру раскачиваются и наклоняются в разные стороны: вправо – влево, вправо-влево

(Наклоны вправо и влево. На выдохе ребята наклоняют верхнюю часть туловища с вытянутыми руками вправо. Возвращаются в исходное вертикальное положение, делая вдох. Аналогично выполняется наклон влево).

Но вот ветер изменил свое направление, и ветки стали раскачиваться в другую сторону: вперед-назад, вперед- назад

(Повороты вправо и влево. На выдохе верхнюю часть туловища поворачивают вправо и ненадолго фиксируют тело в этом положении, затем возвращаются в исходное положение и делают вдох, аналогично выполняется поворот влево).

Наконец ветер стал таким сильным, что дуб наклонился и коснулся ветвями земли и своих корней.

(Наклоны вперед и назад. Сначала ребята наклоняются назад, при этом руки подняты вверх. Затем наклоняются вперед – на выдохе тело опускается вниз и руки касаются пола; возвращаясь в исходное положение с поднятыми вверх руками, участники делают вдох)

И вот ветер совсем успокоился, в лесу стало очень тихо, и деревья перестали раскачиваться и шуметь ветвями.

Упражнение «Трясучка»

Участники становятся на расстоянии вытянутых рук руг от друга. Туловище прямое, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела. По команде тренера участники начинают трясти сначала кистями рук, затем руками целиком. Далее «трясучка» переходит на ноги, туловище и голову. В заключении дети трясутся всем телом в течении 15-30 секунд. Упражнение повторяется 2-3 раза с небольшими паузами.


Релаксационное упражнение

Аутотренинг «Зимний волшебный лес»

Вам представилась возможность полететь в волшебный лес. Вы легко взлетаете и парите высоко среди пушистых белых облаков и чувствуете себя уверенно и спокойно. «Летать здорово!» -думаете вы. Но вот облака стали реже и вы увидели землю: «Каким маленьким все кажется сверху!» Ветер дует, а вы поднимаетесь все выше и выше. Вы летите над полями и лугами, над реками и лесами.

Что это там впереди? Там виднеется сквозь облака горная вершина! Медленно вы подлетаете к высокой горе, и тут замечаете, что ветер стих. Здесь очень спокойно, совершенно спокойно, и путешествовать очень приятно. И в этой тишине вы как будто что-то слышите. Что – же это? Это вдалеке звенит колокольчик (Тренер тихонько звонит в колокольчик) Откуда доносится этот звон?

«Может быть, там, за горой, уже Волшебная страна?»

И действительно перелетая через горную вершину, вы видите перед собой большие, прекрасные, переливающиеся всеми цветами радуги ворота. Это и есть вход в Волшебную страну. Вам нужно только пролететь в волшебные ворота и вы окажитесь на месте.

Сначала звон колокольчика был едва слышен. (Тренер тихонько звонит в колокольчик)

Но потом он становится все громче и громче. (Тренер звонит в колокольчик, постепенно увеличивая силу звука)

Наконец вы прибыли. Вы медленно опускаетесь на чудесную заснеженную поляну.

«Ммм, как свежо!» вы ощущаете кристальную чистоту воздуха. Вокруг поляны стоят деревья и кусты, засыпанные снегом, как будто одетые в белые теплые меховые шубы и шапки. Птицы весело щебечут, перелетая с ветки на ветку. От яркого солнца вы чувствуете тепло, очень приятное тепло. Весь волшебный лес переливается,

чудесными красками, как это бывает только зимой, снег искрится на солнце. Вы наблюдаете за медленно падающими снежинками, танцующими, как тысяча сверкающих звездочек. Затем вы подходите к маленькому заснеженному кустику, на тонких веточках которого лежат блестящие снежинки. Вы закрываете глаза и наслаждаетесь тихими лесными шорохами и звуками (Звучит запись звуков леса) приятно светит солнце.

Едва слышно звучит волшебная музыка леса, и для вас наступает время возвращаться домой.

«когда вы захотите, вы сможете снова сюда вернуться. До следующей встречи волшебная страна. «До следующей встречи!» радостно она откликается эхом.


Упражнение «Рисуем зиму»

Участники делают рисунки по сюжету прослушанного аутотренинга. Для рисования каждый участник выбирает те события или образы, которые ему больше всего понравились или близки по эмоциональному состоянию. Ребята сами решают, какую цветовую гамму ему использовать. На время рисования включается музыка, звучавшая во время аутотренинга.






















































Тренер старается сделать так, чтобы высказался каждый участник (особенно это касается беспокойных и робких детей). Ребята вспоминают свой опыт, связанный с темой занятия, дети могут использовать материал из книг или кинофильмов. Об этом говорится заранее































Песок очень ласковый, он легко касается ваших рук, вызывая приятные ощущения.





Тренер зачитывает текст, а дети выполняют несколько ( не менее 2-3) раз определенные движения в соответствии с содержанием текста. Упражнение повторяется несколько раз.




































Тренер читает аутогенный рассказ, а дети лежат на своих ковриках и пытаются представить себе то, о чем он рассказывает.


Введение в АТ

Ложитесь удобно на спину, на свои коврики. Расстегните пуговицы или ремни, которые вам могут мешать расслабиться. Закройте глаза сейчас или сделайте это немного позже. Тот, кто не хочет закрывать глаза, может смотреть на потолок. Теперь закройте глаза, и пусть звуки которые вы сейчас слышите, помогут вам расслабиться.


























































Вывод из АТ

А теперь проснитесь и откройте глаза. Медленно сожмите ладони в кулаки и слегка напрягите их. Молодцы! Почувствуйте прилив энергии в ногах. Теперь можно вставать.















3. Подведение итогов (эмоциональное отреагирование – осмысление)

5 мин

Найти ответ на вопрос: оказалось ли полезным данное занятие для меня лично?

Сейчас я попрошу каждого

Высказаться понравилось ли на занятии. Что было наиболее приятным и запоминающимся?

Рефлексия.


Что понравилось и наиболее запомнилось?








5. Ритуал прощания


2 мин


Создание настроя на следующее занятие.

Эмоциональное объединение участников.


Дается краткое описание того, чем группа будет заниматься на следующем занятии.



Наше следующее занятие будет посвящено удивительному внутреннему миру человека. «Мы узнаем о внутреннем мире человека, его возможностях, как физических, так и умственных. Развитие и совершенствование – вот главная задача каждого человека.





Тема занятия «Я и мой внутренний мир»


Цель данного занятия обучение навыкам напряжения и расслабления, снятию мышечного и психоэмоционального напряжения. Обучение навыкам глубокого расслабляющего движений. Ознакомление с основными правилами релаксационного тренинга и принципами его проведения.


Время проведения занятия: 52 мин.


Количество участников 6 человек, плюс ведущий.


Сценарий занятия №3


Этап занятия

Время

(на каждый этап)

Задачи, решаемые на каждом этапе

Методы

(упражнения, психотехники)

Вопросы для обсуждения

Комментарии

1.Организационный момент (ритуал приветствия, размещение участников, разминочное упражнение)
























10 мин

Вхождение участников в работу, создание настроя и подготовка к восприятию занятия.

«Мое настроение сегодня»

Каждое занятие начинается с того, что тренер звонит в колокольчик. Участники входят в помещение и рассаживаются по кругу на ковре.

Затем каждый из участников тренинга поочередно берет в руки колокольчик звонит в него дважды, называет свое имя и рассказывает о том, какое у него сегодня настроение и что особенного с ним произошло в течении дня (по дороге на занятия, утром в школе и пр.), а затем передает колокольчик дальше по кругу, по часовой стрелке. Упражнение заканчивается, когда колокольчик, пройдя полный круг, вернется к первому участнику.

Если кто-то из детей не хочет рассказать о том, что с ним произошло, настаивать не нужно, просто ход передается следующему. Об этой возможности участникам сообщается перед началом выполнения упражнения.


Беседа на тему

«Что я знаю о себе»

Не умею

Танцевать я не умею,

И стихов я не пишу,

Самолетики не клею,

За футболом не слежу.

Не умею петь я басом

И из глины не леплю,

Но зато – один из класса –

Я ушами шевелю!

Что вы почувствовали, делясь с ребятами своими переживаниями?

Совпали ли ваши некоторые истории?
















Ответьте мне на вопрос: кто мы и какие мы? (Участники высказывают свое мнение. Тренер и ребята позитивно принимают любое высказывание, какой бы характер или оттенок оно ни носило).

Дополнительные вопросы:

- Что такое человек?

- Зачем в природе существует человек?

- Какие ассоциации у вас возникнут, если я попрошу вас ответить на вопросы: какие вы на ощупь, вкус, запах, цвет?

- Расскажите о том, какими вы были, до того как пришли на тренинг, что поменялось сейчас?

- Что нового вы в себе открыли?

- Научились ли вы управлять своими эмоциями? Как? Для чего это вам нужно?

- Какое преимущество есть в том, что мы люди, а не животные?

А может быть, было бы лучше наоборот?

- Зачем человеку нужно открывать в себе что-то новое и развиваться?

- Какую пользу приносят человеку знания о самом себе?

- Кем вам было интереснее быть, выполняя упражнения: сказочными персонажами, людьми, растениями, обитателями морей и океанов? Почему?

- Что легче – быть злым или добрым? Быть открытым или конфликтным человеком? Аргументируйте.

- Что для вас значит «управлять своими эмоциями»?

- Всегда ли у вас получается управлять своим психическим состоянием?

- С какими людьми вам приятнее и легче всего общаться? Приведите примеры из вашей жизни.

- Можете ли вы теперь быть таким человеком, с которым все хотят дружить? Что вы для этого должны сделать или уже делаете?






Пусть сегодняшнее занятие даст всем участникам бодрость и энергию. А настроение и самочувствие будут отличными.




















2. Основная часть

(объединение участников, введение нового содержания)


35 мин

Обучение навыкам расслабления (мышц лица); развитие коммуникативных способностей;





Активизация внутренних ресурсов; создание настроя на активную плодотворную групповую работу; пробуждение мотивации; раскрытие творческого потенциала.


















Расслабление мышц спины и позвоночника; укрепление и тренировка боковых мышц спины; развитие чувства равновесия и координации тела; развитие воображения и способности входить в определенный образ.





Отработка релаксационных навыков.

Развитие навыков расслабления в процессе активной деятельности; обучение умению быстро переключаться с активной деятельности на пассивную; обучение умению расслабляться в повседневной жизни; расслабление основных отделов позвоночника и мускулатуры тела.































Тренировка способности мышц к быстрому и эффективному расслаблению; обучение навыкам снятия напряжения.







Развитие навыков расслабления и успокоения; выработка навыков управления своим психическим состоянием; закрепление первых формул аутотренинга













































Упражнение «Расслабление лица»

Сейчас мы будем напрягать мышцы лица. Ощутите ваше лицо, почувствуйте его целиком, полностью. Лоб, брови, веки, нос, щеки, губы и ваш подбородок. (Части лица перечисляются медленно, что дает участникам возможность переключить внимание с одной на другую)

Сейчас мы будем напрягать все мышцы лица одновременно. Итак, напрягаем! (Ведущий выделяет интонацией момент напряжения и расслабления)

Почувствуйте, какими твердыми стали мышцы лица. А теперь расслабьтесь. Ваши мышцы стали мягкими. Почувствуйте, какие теперь мышцы лица мягкие и теплые.

Теперь сдвигаем брови – хмуримся.

Участники кладут ладони на лоб и ими сдвигают брови, при этом образуются складки между бровями, которые могут пролегать вертикально от носа через весь лоб. В этот момент ребята представляют, что они о чем-то очень серьезно задумались.

Поднимаем брови.

Участники прикасаются к бровям кончиками пальцев и тянут брови в верх (на лбу образуются складки). Ребята представляют, что очень сильно удивлены.

Сжимаем веки.

Участники закрывают глаза и кладут кончики пальцев одновременно на верхнее и нижнее веки. Пальцы осторожно сжимают кожу и образуют кожные складки над и под глазами. Участники представляют, как они зажмурились от страха.

Морщим нос.

Участники пальцами сдавливают щеки и двигают их к носу, до образования складок, представляют, что они очень критичны и придирчивы ко всему.

Широко растягиваем рот.

Участники тянут уголки рта в стороны, прикладывая к уголкам пальцы, и представляют, что они очень критичны и придирчивы ко всему.

Сжимаем рот.

Участники накладывают пальцы на поверхность рта и сжимают губы, представляя, что целуют любимую мягкую игрушку.


Упражнение «Робот и марионетка»

В ходе выполнения этого упражнения участники превращаются то в тряпичных марионеток, то в железных роботов.

Сначала изображая марионеток, ребята хаотично двигаются по комнате, их руки согнуты и болтаются, а нижняя челюсть расслаблена, нижняя губа отвисает, так что видно зубы. Затем по хлопку ведущего участники превращаются в тяжелых неповоротливых роботов и неуклюже шагают, с трудом меняя направление, и при этом корчат веселые рожицы.

Хлопок тренера снова превращает детей в марионеток, и все повторяется.

Упражнение «Маска»

Участники ложатся на коврики и пытаются под руководством тренера ощутить последовательно части своего лица – лоб, нос, глаза, рот и щеки.

Затем по команде тренера они сжимают зубы и напрягают все мышцы лица (все остальные мышцы тела остаются расслабленными) Задача ребят – скорчить как можно более страшную гримасу злой колдуньи и удерживать ее в течение нескольких секунд. Во время последнего расслабления (по команде тренера) нижняя челюсть отвисает и рот слегка приоткрывается, обнажая зубы. Участники чувствуют, как их маска исчезает и мышцы лица становятся мягкими и теплыми.

Упражнение повторяется несколько раз.


Релаксационное упражнение

Упражнение «Путешествие по лицу»

Участники садятся на стулья по кругу, спинами к центру круга, так что - бы друг друга не видеть, - это позволит им лучше сконцентрироваться. В данном упражнении мышечное напряжение длится не более пяти секунд и происходит только один раз.

Теперь попрошу вас сконцентрироваться на лице. Сейчас мы будем напрягать все мышцы лица одновременно: лоб, брови, веки, нос, щеки, губы, и подбородок. Итак, напрягаем мышцы лица! Почувствуйте какими твердыми стали мышцы вашего лица. Расслабляем мышцы. Все мышцы стали мягкими. Почувствуйте, какие мягкие и теплые мышцы вашего лица сейчас.

Сконцентрируйтесь и почувствуйте свой лоб. Сейчас мы будем хмурить и сдвигать ваши брови вместе, так чтобы образовались складки от самого носа, но без помощи рук. Итак, сдвигаем брови! Теперь расслабляем брови! Все мышцы лба стали мягкими. Почувствуйте, какими мягкими и теплыми они стали.

И сразу вы будете поднимать брови, так чтобы на лбу образовались горизонтальные складки. Теперь поднимаем брови высоко! Обратите внимание на новые ощущения в районе лба. Теперь опускаем брови! Все мышцы лба снова стали мягкими. Почувствуйте, какие мягкие и теплые мышцы вашего лба сейчас.

Ощутите ваши глаза. Сконцентрируйтесь на них. Сейчас мы закроем глаза и будем крепко сжимать веки. Сжимаем крепко веки! Сосредоточьтесь на новых ощущениях. Теперь расслабьте веки! Ваши веки стали мягкими и немного тяжелыми. Почувствуйте их мягкость и тепло.

Сконцентрируйтесь на своем носе и приготовьтесь его морщинить. Теперь морщиним нос! Какие эмоции у вас рождаются при этом? Сосредоточьтесь на новых ощущениях. Расслабляем нос! Все мышцы носа стали мягкими. Почувствуйте их тепло и мягкость.

Сконцентрируйтесь на своем рте. Мы будем растягивать его так широко, что на щеках образуются складки. Растягиваем рот! Щеки и губы стали мягкими и теплыми. Почувствуйте, какие они мягкие и теплые сейчас.

А теперь еще раз сконцентрируйтесь на вашем лице. Сейчас мы будем напрягать одновременно все мышцы лица – лоб, брови, веки, нос, щеки, губы и подбородок. Итак, напрягаем мышцы лица. Расслабляем мышцы! Все мышцы стали мягкими. Почувствуйте, какие мягкие и теплые мышцы вашего лица сейчас. Почувствуйте, как вам приятно сейчас. Ощутите, какое спокойное теперь ваше дыхание.

По окончании упражнения участники делают глубокий вдох и выдох, затем сжимают ладони в кулаки и сгибают руки в локтях, после чего потягиваются и встают.






















































Садитесь поудобнее на коврики. Вы можете закрыть глаза сейчас или потом. Тот, кто хочет, может смотреть на какой-нибудь объект прямо перед собой на уровне глаз. Вы чувствуете коврик на котором сидите. Вы слышите и ощущаете свое дыхание. Вы чувствуете все ваше тело.





























Песок очень ласковый, он легко касается ваших рук, вызывая приятные ощущения.





Тренер зачитывает текст, а дети выполняют несколько ( не менее 2-3) раз определенные движения в соответствии с содержанием текста. Упражнение повторяется несколько раз.

















Тренер комментирует вслух все, что происходит с детьми во время расслабления и напряжения, для того чтобы приучить















Тренер читает аутогенный рассказ, а участники пытаются представить себе то, о чем он рассказывает.


Введение в АТ

Сядьте удобно на стул. Вы можете закрыть глаза сейчас или сделать это позже. Тот, кто хочет, может просто прикрыть веки или смотреть прямо перед собой в пол. Вы чувствуете стул, на котором сидите. Ваша спина чувствует спинку стула. Ногами вы чувствуете пол. Вы ощущаете ритм своего дыхания.
























































Вывод из АТ

А теперь потянитесь, с ощущением наполненности и приливом энергии, встаем на ноги.







3. Подведение итогов (эмоциональное отреагирование – осмысление)

5 мин

Найти ответ на вопрос: оказалось ли полезным данное занятие для меня лично?

Сейчас я попрошу каждого

Высказаться понравилось ли на занятии. Что было наиболее приятным и запоминающимся?

Рефлексия.


Что понравилось и наиболее запомнилось?








5. Ритуал прощания


2 мин


Создание настроя на следующее занятие.

Эмоциональное объединение участников.


Дается краткое описание того, чем группа будет заниматься на следующем занятии.



Наше следующее занятие будет посвящено удивительным домашним питомцам кошкам.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!