1.Организационный момент (ритуал приветствия, размещение участников, разминочное упражнение) | 10 мин | Вхождение участников в работу, создание настроя и подготовка к восприятию занятия. | «Мое настроение сегодня» Каждое занятие начинается с того, что тренер звонит в колокольчик. Участники входят в помещение и рассаживаются по кругу на ковре. Затем каждый из участников тренинга поочередно берет в руки колокольчик звонит в него дважды, называет свое имя и рассказывает о том, какое у него сегодня настроение и что особенного с ним произошло в течении дня (по дороге на занятия, утром в школе и пр.), а затем передает колокольчик дальше по кругу, по часовой стрелке. Упражнение заканчивается, когда колокольчик, пройдя полный круг, вернется к первому участнику. Если кто-то из детей не хочет рассказать о том, что с ним произошло, настаивать не нужно, просто ход передается следующему. Об этой возможности участникам сообщается перед началом выполнения упражнения. Беседа на тему «Что я знаю о себе» Не умею Танцевать я не умею, И стихов я не пишу, Самолетики не клею, За футболом не слежу. Не умею петь я басом И из глины не леплю, Но зато – один из класса – Я ушами шевелю! | Что вы почувствовали, делясь с ребятами своими переживаниями? Совпали ли ваши некоторые истории? Ответьте мне на вопрос: кто мы и какие мы? (Участники высказывают свое мнение. Тренер и ребята позитивно принимают любое высказывание, какой бы характер или оттенок оно ни носило). Дополнительные вопросы: - Что такое человек? - Зачем в природе существует человек? - Какие ассоциации у вас возникнут, если я попрошу вас ответить на вопросы: какие вы на ощупь, вкус, запах, цвет? - Расскажите о том, какими вы были, до того как пришли на тренинг, что поменялось сейчас? - Что нового вы в себе открыли? - Научились ли вы управлять своими эмоциями? Как? Для чего это вам нужно? - Какое преимущество есть в том, что мы люди, а не животные? А может быть, было бы лучше наоборот? - Зачем человеку нужно открывать в себе что-то новое и развиваться? - Какую пользу приносят человеку знания о самом себе? - Кем вам было интереснее быть, выполняя упражнения: сказочными персонажами, людьми, растениями, обитателями морей и океанов? Почему? - Что легче – быть злым или добрым? Быть открытым или конфликтным человеком? Аргументируйте. - Что для вас значит «управлять своими эмоциями»? - Всегда ли у вас получается управлять своим психическим состоянием? - С какими людьми вам приятнее и легче всего общаться? Приведите примеры из вашей жизни. - Можете ли вы теперь быть таким человеком, с которым все хотят дружить? Что вы для этого должны сделать или уже делаете? | Пусть сегодняшнее занятие даст всем участникам бодрость и энергию. А настроение и самочувствие будут отличными. |
2. Основная часть (объединение участников, введение нового содержания) | 35 мин | Обучение навыкам расслабления (мышц лица); развитие коммуникативных способностей; Активизация внутренних ресурсов; создание настроя на активную плодотворную групповую работу; пробуждение мотивации; раскрытие творческого потенциала. Расслабление мышц спины и позвоночника; укрепление и тренировка боковых мышц спины; развитие чувства равновесия и координации тела; развитие воображения и способности входить в определенный образ. Отработка релаксационных навыков. Развитие навыков расслабления в процессе активной деятельности; обучение умению быстро переключаться с активной деятельности на пассивную; обучение умению расслабляться в повседневной жизни; расслабление основных отделов позвоночника и мускулатуры тела. Тренировка способности мышц к быстрому и эффективному расслаблению; обучение навыкам снятия напряжения. Развитие навыков расслабления и успокоения; выработка навыков управления своим психическим состоянием; закрепление первых формул аутотренинга | Упражнение «Расслабление лица» Сейчас мы будем напрягать мышцы лица. Ощутите ваше лицо, почувствуйте его целиком, полностью. Лоб, брови, веки, нос, щеки, губы и ваш подбородок. (Части лица перечисляются медленно, что дает участникам возможность переключить внимание с одной на другую) Сейчас мы будем напрягать все мышцы лица одновременно. Итак, напрягаем! (Ведущий выделяет интонацией момент напряжения и расслабления) Почувствуйте, какими твердыми стали мышцы лица. А теперь расслабьтесь. Ваши мышцы стали мягкими. Почувствуйте, какие теперь мышцы лица мягкие и теплые. Теперь сдвигаем брови – хмуримся. Участники кладут ладони на лоб и ими сдвигают брови, при этом образуются складки между бровями, которые могут пролегать вертикально от носа через весь лоб. В этот момент ребята представляют, что они о чем-то очень серьезно задумались. Поднимаем брови. Участники прикасаются к бровям кончиками пальцев и тянут брови в верх (на лбу образуются складки). Ребята представляют, что очень сильно удивлены. Сжимаем веки. Участники закрывают глаза и кладут кончики пальцев одновременно на верхнее и нижнее веки. Пальцы осторожно сжимают кожу и образуют кожные складки над и под глазами. Участники представляют, как они зажмурились от страха. Морщим нос. Участники пальцами сдавливают щеки и двигают их к носу, до образования складок, представляют, что они очень критичны и придирчивы ко всему. Широко растягиваем рот. Участники тянут уголки рта в стороны, прикладывая к уголкам пальцы, и представляют, что они очень критичны и придирчивы ко всему. Сжимаем рот. Участники накладывают пальцы на поверхность рта и сжимают губы, представляя, что целуют любимую мягкую игрушку. Упражнение «Робот и марионетка» В ходе выполнения этого упражнения участники превращаются то в тряпичных марионеток, то в железных роботов. Сначала изображая марионеток, ребята хаотично двигаются по комнате, их руки согнуты и болтаются, а нижняя челюсть расслаблена, нижняя губа отвисает, так что видно зубы. Затем по хлопку ведущего участники превращаются в тяжелых неповоротливых роботов и неуклюже шагают, с трудом меняя направление, и при этом корчат веселые рожицы. Хлопок тренера снова превращает детей в марионеток, и все повторяется. Упражнение «Маска» Участники ложатся на коврики и пытаются под руководством тренера ощутить последовательно части своего лица – лоб, нос, глаза, рот и щеки. Затем по команде тренера они сжимают зубы и напрягают все мышцы лица (все остальные мышцы тела остаются расслабленными) Задача ребят – скорчить как можно более страшную гримасу злой колдуньи и удерживать ее в течение нескольких секунд. Во время последнего расслабления (по команде тренера) нижняя челюсть отвисает и рот слегка приоткрывается, обнажая зубы. Участники чувствуют, как их маска исчезает и мышцы лица становятся мягкими и теплыми. Упражнение повторяется несколько раз. Релаксационное упражнение Упражнение «Путешествие по лицу» Участники садятся на стулья по кругу, спинами к центру круга, так что - бы друг друга не видеть, - это позволит им лучше сконцентрироваться. В данном упражнении мышечное напряжение длится не более пяти секунд и происходит только один раз. Теперь попрошу вас сконцентрироваться на лице. Сейчас мы будем напрягать все мышцы лица одновременно: лоб, брови, веки, нос, щеки, губы, и подбородок. Итак, напрягаем мышцы лица! Почувствуйте какими твердыми стали мышцы вашего лица. Расслабляем мышцы. Все мышцы стали мягкими. Почувствуйте, какие мягкие и теплые мышцы вашего лица сейчас. Сконцентрируйтесь и почувствуйте свой лоб. Сейчас мы будем хмурить и сдвигать ваши брови вместе, так чтобы образовались складки от самого носа, но без помощи рук. Итак, сдвигаем брови! Теперь расслабляем брови! Все мышцы лба стали мягкими. Почувствуйте, какими мягкими и теплыми они стали. И сразу вы будете поднимать брови, так чтобы на лбу образовались горизонтальные складки. Теперь поднимаем брови высоко! Обратите внимание на новые ощущения в районе лба. Теперь опускаем брови! Все мышцы лба снова стали мягкими. Почувствуйте, какие мягкие и теплые мышцы вашего лба сейчас. Ощутите ваши глаза. Сконцентрируйтесь на них. Сейчас мы закроем глаза и будем крепко сжимать веки. Сжимаем крепко веки! Сосредоточьтесь на новых ощущениях. Теперь расслабьте веки! Ваши веки стали мягкими и немного тяжелыми. Почувствуйте их мягкость и тепло. Сконцентрируйтесь на своем носе и приготовьтесь его морщинить. Теперь морщиним нос! Какие эмоции у вас рождаются при этом? Сосредоточьтесь на новых ощущениях. Расслабляем нос! Все мышцы носа стали мягкими. Почувствуйте их тепло и мягкость. Сконцентрируйтесь на своем рте. Мы будем растягивать его так широко, что на щеках образуются складки. Растягиваем рот! Щеки и губы стали мягкими и теплыми. Почувствуйте, какие они мягкие и теплые сейчас. А теперь еще раз сконцентрируйтесь на вашем лице. Сейчас мы будем напрягать одновременно все мышцы лица – лоб, брови, веки, нос, щеки, губы и подбородок. Итак, напрягаем мышцы лица. Расслабляем мышцы! Все мышцы стали мягкими. Почувствуйте, какие мягкие и теплые мышцы вашего лица сейчас. Почувствуйте, как вам приятно сейчас. Ощутите, какое спокойное теперь ваше дыхание. По окончании упражнения участники делают глубокий вдох и выдох, затем сжимают ладони в кулаки и сгибают руки в локтях, после чего потягиваются и встают. | | Садитесь поудобнее на коврики. Вы можете закрыть глаза сейчас или потом. Тот, кто хочет, может смотреть на какой-нибудь объект прямо перед собой на уровне глаз. Вы чувствуете коврик на котором сидите. Вы слышите и ощущаете свое дыхание. Вы чувствуете все ваше тело. Песок очень ласковый, он легко касается ваших рук, вызывая приятные ощущения. Тренер зачитывает текст, а дети выполняют несколько ( не менее 2-3) раз определенные движения в соответствии с содержанием текста. Упражнение повторяется несколько раз. Тренер комментирует вслух все, что происходит с детьми во время расслабления и напряжения, для того чтобы приучить Тренер читает аутогенный рассказ, а участники пытаются представить себе то, о чем он рассказывает. Введение в АТ Сядьте удобно на стул. Вы можете закрыть глаза сейчас или сделать это позже. Тот, кто хочет, может просто прикрыть веки или смотреть прямо перед собой в пол. Вы чувствуете стул, на котором сидите. Ваша спина чувствует спинку стула. Ногами вы чувствуете пол. Вы ощущаете ритм своего дыхания. Вывод из АТ А теперь потянитесь, с ощущением наполненности и приливом энергии, встаем на ноги. |