Мельникова К.И
ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫХ СИСТЕМ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА НА УСПЕШНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
В основе педагогического взаимодействия лежит совместная деятельность педагогов и учащихся. Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга. От того, как организовано взаимодействие, зависит успешность обучения и воспитания. Поэтому организация педагогического взаимодействия является постоянной проблемой педагогики и других наук, остается постоянно для них актуальной[1, с 14].
Педагогика органично связана с психологией. Наибольшее значение для педагогики имеет возрастная и педагогическая психология, которые изучают закономерности психических процессов в условиях целенаправленного обучения и воспитания с учетом возраста человека. Новейшим направлением педагогической психологии является использование НЛП-технологий в педагогике. Ключевая задача использования НЛП: создание оптимального педагогического общения – не только необходимого, но и во многих случаях достаточного условия достижения и реализации эффективности, как в обучении, так и в воспитании. Основным условием эффективной индивидуализации обучения в НЛП является учет типа репрезентативной системы учащихся.
Репрезентативная система – понятие нейролингвистического программирования, означающее преимущественный способ понимания человеком информации, полученной им из внешнего мира[2,с.102].
Учет репрезентативных систем школьников при организации педагогического взаимодействия поможет повысить успешность этого взаимодействия,а значит будет способствовать повышению успешности обучения и воспитания.
Объект исследования: педагогическое взаимодействие.
Предмет исследования: влияние особенностей репрезентативных систем учителя и ученика на успешность педагогического взаимодействия.
Гипотеза: успешность педагогического взаимодействия напрямую зависит от типа репрезентативной системы ученика и совпадения его с типом репрезентативной системы учителя.
Целью работы является изучение влияния особенностей репрезентативных систем учителя и ученика на успешность педагогического взаимодействия.
Задачи:1)изучить литературу по данной теме;
2)рассмотреть сущность педагогического взаимодействия;
3)ознакомиться с концепцией репрезентативных систем и способами выявления типов репрезентативных систем;
4)подтвердить влияние особенностей репрезентативных систем учителя и ученика на успешность педагогического взаимодействия с помощью наблюдения и эксперимента.
На первом этапе исследования были определены предпочитаемые репрезентативные системы 20 учащихся 1-2 курсов и 7 преподавателей Шанталовского с/х техникума, с помощью наблюдения и тестирования. Предпочитаемые репрезентативные системы учащихся исследуемой группы представлены на диаграмме.
Таким образом, в ходе первого этапа исследования учащихся разделили на 4 группы: кинестетики, аудиалы, дискреты, визуалы. Среди преподавателей выявлено 4 аудиала, 2 визуала, 1 дискрет.
Следующий этап исследования – анализ успеваемости учащихся. Полученная при анализе документации информация обобщена в таблице 1.
Таблица1.Успеваемость учащихся с различными типами репрезентативных систем.
Группа | Средний балл группы за I семестр |
Кинестетики | 3,15 |
Аудиалы | 4,0 |
Дискреты | 4,2 |
Визуалы | 3,7 |
Не вызывает сомнения, что успеваемость зависит прежде всего от успешности педагогического взаимодействия. В ходе анализа документации подтвердили гипотезу о влиянии особенностей репрезентативных систем учителя и ученика на успешность педагогического взаимодействия. Лучшие показатели успеваемости у учащихся с дискретной репрезентативной системой, т.к они одинаково хорошо воспринимают информацию всех трех каналов (аудиального, визуального, кинестетического), а значит независимо от типа репрезентативной системы преподавателя имеют больше возможностей успешно усвоить учебный материал. У учащихся с аудиальной репрезентативной системой также довольно высокий показатель успеваемости, это связано с тем, что среди преподавателей преобладают аудиалы, преимущественно излагающие информацию в доступной для слухового восприятия форме.
Заключительная часть исследования – разработка рекомендаций для учителей по созданию оптимальных условий для педагогического взаимодействия с учениками с разными репрезентативными системами. Были разработаны следующие рекомендации:1)Для визуалов выделять цветом различные пункты и аспекты содержания, при объяснении использовать слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение, использовать схемы, опорные конспекты;2)Для аудиалов при объяснении использовать вариации голоса, громкость, паузы, не делать замечания, когда ученик в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами;3)Для кинестетиков в процессе объяснения использовать жесты, позволять им проигрывать в ролях часть информации, учитывать типичную для них медленную скорость мыслительных процессов;4) Для дискретов:при объяснении соблюдать четкую логику и последовательность, предлагать четкие алгоритмы решения учебных задач, учитывать типичную для них быструю скорость мыслительных процессов, использовать задания повышенной трудности.
Литература
Леонтьев А. А. Педагогическое общение. 2-е изд., перераб. и доп. М. — Нальчик, 1996. 63 с.
Ковалев С.В. НЛП педагогической эффективности.М.:Московский психолого-социальный институт,2001.207с.