Резкие изменения в социальной и экономической сферах жизни приводят к росту напряженности в межличностных отношениях. Поэтому проблема межличностных конфликтов и их позитивного разрешения приобретает сегодня особую значимость.
Д.Б. Эльконин описал динамику и причины конфликтов между детьми разного возраста: у младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста — из-за ролей, старшего возраста — из-за правил игры.
Просмотр содержимого документа
«Решение конфликтов среди дошкольников»
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Д.В. Шестакова пр.психолог МДО У №163
Конфликт – это столкновение значимых, конкурирующих, несовместимых или противоречивых взглядов, потребностей, интересов, действий индивида или групп ы людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями
из-за игрушек (младший возраст)
из-за ролей (средний возраст)
из-за правил игры (старший)
ДИНАМИКА И ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ДЕТЬМИ РАЗНОГО ВОЗРАСТА ПО ЭЛЬКОНИНУ
- 80% - лидерство, желание во всем быть первым;
- 20% - игры, игрушки.
- Показатель конфликтности по КДУУ №163 - 59% детей старших групп
Жестокость
- Игры — 20%
- Лидерство — 80 %
“ Я — центр
Вселенной”
- Игры — 10%
- Лидерство — 90 %
ДИНАМИКА КОНФЛИКТНОСТИ
ФУНКЦИИ ИГРЫ:
БЛОК ИГР НА СПЛОЧЕННОСТЬ И СОТРУДНИЧЕСТВО;
БЛОК ИГР НА ОБУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫМ СПОСОБАМ ОБЩЕНИЯ;
БЛОК ИГР,НАПРАВЛЕННЫХ НА СНЯТИЕ КОНФЛИКТНОСТИ
Игра “Доброе животное” Цель: способствовать сплочению детского коллектива,научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Игра “Объятия” Цель: научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя развитию групповой сплоченности.
В процессе игр себя чувствуют комфортно агрессивные, стеснительные и гиперактивные дети. Стеснительные и тревожные дошкольники ощущают себя уютно, спокойно и востребовано, энергия агрессивных детей направлена в полезное игровое русло, а гиперактивные с интересом сосредоточены, так как деятельность постоянно меняется.
Буддийское изречение: если, подметая пол, вы думаете об отдыхе, вы не воспринимаете жизнь такой, какой она есть на самом деле. Подмета пол, подметайте. Отдыхая, отдыхайте.
ЛИТЕРАТУРА: 1 . Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-пресс,2009. - 112 с. 2. Кэш А. Психология для «чайников».- М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. - 320 с. 3. Орбан-Лембрик Л.Е. Соціальна психологія. - К.: Академвидав, 2005. - 446 с. 4. Эльконин Д.Б. Психология игры . - М.: Владос, 1999.