СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение косвенных задач.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном уроке весь материал построен на информации по Свердловской области.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта»

Технологическая карта урока математики

Тема урока: Решение задач в косвенной форме

Цель учителя: проблемный метод обучения, как средство формирования умений решать задачи в косвенной форме

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с решением задач нового типа, используя и обогащая представления учащихся о родном крае (Свердловской области);

  2. Развивать творческое мышление;

  3. Воспитывать любовь к малой родине.

Планируемые результаты:

Личностный результат: проявлять внимание к учебному процессу; сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого; понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач.

Метапредметные результаты:

Познавательные: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний; сопоставлять и отбирать информацию полученную из различных источников;

Регулятивные: формировать умение ставить учебную задачу; соотносить результат своей работы деятельности и класса с учебной задачей и оценивать его.

Коммуникативные: формировать умение работать в группе, совместно договариваться друг с другом; слушать и понимать речь других; аргументировать свое предложение

Предметный результат: формировать умение решать задачи в косвенной форме

Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная

Межпредметные связи: окружающий мир


Этапы урока, целевые ориентиры

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

предметные

Личностные

Метапредметные

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Вот звенит для вас звонок

Начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. Тихо сели. Настроились на урок.

Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а кто будут вашими помощниками?

Так же вашими помощниками будут: внимание, находчивость, смекалка. Итак начнем.









Учитель, учебник, знания


Л – учебно-познавательная мотивация










  1. Актуализация и

выявление имеющихся знаний по теме урока

Цель: актуализировать и выявить имеющиеся у учащихся знания по теме урока

На слайде пословица.

На уроках ОРКСЭ, окр. мира и рус. языка мы много работали с пословицами. К сегодняшнему уроку я тоже приготовила пословицу. Прочитайте ее.

Нет в мире краше Родины нашей.

Объясните смысл.

К этой пословице мы вернемся в конце урока.

А сейчас в тетрадях запишите число, классная работа.

Предлагаю вам повторить величины, я буду читать текст, а вы запишите величины, которые услышите.

Свердловская область — крупнейший регион Урала. Датой основания административного центра области считается 1723 год, В современных границах территория Свердловской обл. составляет 194 307 км². Высшая точка — гора Конжаковский Камень 1569 м.

На территории Свердловской обл. насчитывается свыше 2500 озер общая площадь их составляет 1100 кв. м. В пределах области берут начало многочисленные реки. Суммарная длина рек составляет 68 тыс. км

Давайте проверим. У кого так же? слайд

Почему не записали 2500?

Мы узнали, что на территории Свердл.обл. насчитывается 2500 озер, а вот рек на 763 меньше? Сколько рек протекает на территории Свердл.обл.?

-Что я сформулировала?

Давайте повторим условие задачи.

- Решит задачу у доски _______(Имя).

-Сколько рек протекает на территории нашей области?

- Как узнали? Почему?






На территории нашей области расположены горы Среднего и Южного Урала.

Рассмотрите таблицу: слайд

Медведь- камень

Конжаковский камень


Ежовая

?

1569

?

-Конжаковский камень наивысшая точка Свердл.обл.

- Что можете сказать о высоте гор Медведь камень и Ежовая?




В одном из источников я прочитала, что высота горы Медведь камень на 1281м ниже горы Конжаковский камень. Чему равна высота г. Медведь - камень?


Как узнали высоту горы Юрма?

Почему?


А высота горы Ежовая на 262 м выше горы Медведь камень. Чему равна высота г. Ежовая?


Как узнали высоту горы Ежовая?

Почему?



Давайте подведем итог, что, если говорится в задаче на … больше прибавляем, а если на …меньше вычитаем.







Каждому мила своя сторона. В родном краю хорошо, спокойно.













Ученик работает у доски.









1723 год

194 307 км2

1569 м

1100 м2

68 000 км

Не является величиной





Задачу, потому что есть условие, вопрос.




1737 реки


Узнали вычитанием, потому что в задаче сказано меньше, находили меньшее число.












Если Конжаковский камень наивысшая точка Свердл .обл, то высота гор Медведь камень и Ежовая ниже?





288 м

Вычитанием, потому что сказано на 1281 меньше, находили меньшее число.



550 м


Сложением, потому что сказано на 262 м выше, находили большее число.








Знание величин длины, площади



















Работа с информацией



Решение задач на увеличение числа на несколько единиц

К – осознанно строят речевые высказывания






П – формирование умения ориентироваться в своей системе знаний




Л – понимание и оценка результатов своей деятельности

К – умение аргументировать свое предложение










К – осознанно строят речевые высказывания


  1. Создание проблемной ситуации.

Цели: создание проблемной ситуации; фиксация новой учебной задачи.

А теперь предлагаю вам самостоятельно решить следующие задачи. В тетрадь записать только решение и ответ.

Слайд Прочитайте задачи. Знакомы вам названия озер?


  1. Глубина озера Тальков Камень 32 м, а глубина озера Таватуй на 24 м меньше. Чему равна глубина озера Таватуй?


  1. Глубина озера Куртугуз 7 м, это на 3 м больше глубины озера Шарташ. Чему равна глубина озера Шарташ?

Проверяем первую задачу.

Чему равна глубина оз. Шарташ?

У кого так же?

Как узнали? Почему?

Что находили во второй задаче?

Чему она равна? А что находили в первой задаче?

Почему вопрос один, а ответы разные?

Чем отличается эта задача от той, которые решали?


Условие второй задачи сформулировано необычно, не в прямой форме, а в косвенной.

Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Тема нашего урока будет.

















8 м

Вычитанием, потому что сказано на 24м меньше.



Глубину озера Шарташ ?

10м или 4м


Одни находили большее число, другие меньшее.

Условием.



Решать задачи в косвенной форме.

Решение задач в косвенной форме.


Решение задач















П – пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

П – построение логической цепи рассуждений

Р – принимают и сохраняют учебную цель и задачу.


Физминутка





  1. Открытие нового знания

Цель: организовать совместное открытие нового знания


Сейчас предлагаю поработать в парах. Вам надо обсудить и решить вторую задачу. Что для этого нужно сделать?

Оформите работу на листе. Правила работы в парах повторить.

Давайте проверим работу в парах. Листы крепите на доску. Как рассуждали?


Итак, что нужно сделать, чтобы решить задачу, выраженную в косвенной форме?

слайд

  1. Определить, что эта задача в косвенной форме. Как определить? Какое слово указывает? Какие еще слова можно подставить?

  2. Определить, большее или меньшее число находим.

  3. Составить краткую запись.

  4. Решить задачу, используя краткую запись.


Итак, научились определять задачи в косвенной форме, а решать их?








Составить краткую запись, решить задачу написать ответ.

















Это задачи…

А решать их….


К – формировании умения договариваться о правилах поведения при работе в группе

Р – исследуют условие задачи, обсуждают способы решения

П – построение логической цепи рассуждений



  1. Первичное закрепление нового знания.

Цели: первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Слайд. Прочитайте задачу. Какая это задача? Как опредили?


Площадь пруда Шайтанский 2 км2 что на 4 км2 меньше площади Белое озеро. Чему равна площадь озера Белое?







Озеро Белое - самый большой водоем с заливами и тихими заводями в Артемовском районе. Находится оно у села Покровское Большая часть берегов покрыта сосновым и смешанным лесом.


Ребята, полюбуйтесь, какие это красивые озера!




Задача в косвенной форме, потому что про S озера Увильды говорится не на прямую, а косвенно.

Слово «что» указывает на то, что это задача в косвенной форме.


Карина решает задачу у доски.

Решение задач в косвенной форме

П – формирование умения ориентироваться в системе своих знаний

К – умение аргументировать свое высказывание



  1. Творческое воспроизведение усвоенных знаний.

Цель: организовать групповую работу по применению новых знаний

А теперь я предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа получает конверт с заданиями. Выполнив задания, группа отчитывается о проделанной работе.

Ответить надо на вопроса как? И почему?


Приложение 2. (задания)

При проверке задания на слайдах







Решение задач в косвенной форме

К – формировании умения договариваться о правилах поведения при работе в группе

Р – исследуют условие задачи, обсуждают способы решения


  1. Домашнее задание

Цель: организовать выполнение д/з.

Придумайте и запишите на листочке задачу в косвенной форме для своих одноклассников. Информацию можно взять в справочном материале, который у нас представлен на выставке.

А кто не сможет составить задачу, выберите на с.68, №341 задачу в косвенной форме и решите ее.

Слушают задание внутреннее осмысление, задают вопросы


Л – учебно-познавателная мотивация

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели: зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

Какую задачу ставили? Удалось ли справиться? Над чем еще надо поработать?


Давайте вернемся к пословице, почему мы урок начали с пословицы? Просмотр слайд-шоу.

Свердл. обл. – это край необыкновенно красивой природы, где можно увидеть и горы, и пещеры, и редкие растения. А подробно о природе родного края мы будем говорить на уроках окр. мира, т.к. мы начинаем изучать раздел «Родной край – часть большой страны». Ребята, вы молодцы! Спасибо за урок. Готовимся к окружающему миру.

Решать задачу в косвенной форме. Да.





Л – оценка результатов собственной деятельности

Р – оценка результатов собственной деятельности и класса


Приложение 2.

1 группа. Пользуясь справочным материалом, составьте и решите задачу в косвенной форме.

Самый крупный растительноядный зверь нашей области – лось. Его вес иногда достигает 600 кг. В Свердловской области встречаются 14 видов хищных животных. В горно-лесистой зоне живут бурые медведи. Это крупное животное, вес которого достигает 300 кг, а длина тела — 2 м.


2 группа. Выберите задачу в косвенной форме и решите ее.

1) Длина реки Бобровка147 км, а длина реки Чусовая на 238 км короче. Чему равна длина реки Чусовая?

  1. На территории Свердловской области 2500 озер, а рек 1737. На сколько рек больше, чем озер?

  2. В Свердловской области насчитывается 120 видов лекарственных растений, это на 90 видов меньше, чем ядовитых растений. Сколько видов ядовитых растений в нашей области?


3 группа. К данной краткой записи подберите подходящую задачу и решите ее.


Сосна – 40 м, это на 10м ниже

Лиственница - ?

  1. Высота сосны достигает 40м, а высота лиственницы на 10м выше. Чему равна высота лиственницы?

  2. Высота сосны 40м, это на 10м ниже высоты лиственницы. Чему равна высота лиственницы?

  3. Высота сосны 40м, а лиственницы на 10м выше. На сколько метров высота сосны ниже, высоты лиственницы?





Просмотр содержимого презентации
«Презентация решение задач»

Математика + Окружающий мир  «Решение задач  в косвенной форме»  Класс 4

Математика + Окружающий мир «Решение задач в косвенной форме» Класс 4

1723 год 194 307 км 2 1569 м 1100 м 2 68 000 км
  • 1723 год
  • 194 307 км 2
  • 1569 м
  • 1100 м 2
  • 68 000 км
Высота гор Свердловской области Медведь -камень Конжаковский камень  Ежовая ? 1569  ? 288 550

Высота гор Свердловской области

Медведь -камень

Конжаковский камень

Ежовая

?

1569 

?

288

550

Глубина озера Тальков Камень 32 м, а глубина озера Таватуй на 24 м меньше. Чему равна глубина озера Таватуй?  Глубина озера Куртугуз 7 м, это на 3 м больше глубины озера Шарташ. Чему равна глубина озера Шарташ?
  • Глубина озера Тальков Камень 32 м, а глубина озера Таватуй на 24 м меньше. Чему равна глубина озера Таватуй?
  • Глубина озера Куртугуз 7 м, это на 3 м больше глубины озера Шарташ. Чему равна глубина озера Шарташ?
Глубина озера Куртугуз 7 м, это на 3 м больше глубины озера Шарташ. Чему равна глубина озера Шарташ? 7-3= 4 (м) Ответ: глубина озера Шарташ 4 метра.

Глубина озера Куртугуз 7 м, это на 3 м больше глубины озера Шарташ. Чему равна глубина озера Шарташ?

7-3= 4 (м)

Ответ: глубина озера Шарташ 4 метра.

Повторяй! Не зевай! Молодцы!

Повторяй! Не зевай!

Молодцы!

Площадь пруда Шайтанский 2 км 2 что на 4 км 2 меньше площади Белое озеро. Чему равна площадь озера Белое? Пруд Шайтанский Оз. Белое

Площадь пруда Шайтанский 2 км 2 что на 4 км 2 меньше площади Белое озеро. Чему равна площадь озера Белое?

Пруд Шайтанский

Оз. Белое

Что нужно сделать, чтобы решить задачу, выраженную в косвенной форме?

Что нужно сделать, чтобы решить задачу, выраженную в косвенной форме?

  • Определить, что эта задача в косвенной форме. Как определить? Какое слово указывает? Какие еще слова можно подставить?
  • Определить, большее или меньшее число находим.
  • Составить краткую запись.
  • Решить задачу, используя краткую запись
1 группа. Пользуясь справочным материалом, составьте и решите задачу в косвенной форме. Самый крупный растительноядный зверь нашей области – лось. Его вес иногда достигает 600 кг. В Челябинской области встречаются 14 видов хищных животных. В горно-лесистой зоне живут бурые медведи. Это крупное животное, вес которого достигает 300 кг, а длина тела — 2 м.

1 группа. Пользуясь справочным материалом, составьте и решите задачу в косвенной форме.

Самый крупный растительноядный зверь нашей области – лось. Его вес иногда достигает 600 кг. В Челябинской области встречаются 14 видов хищных животных. В горно-лесистой зоне живут бурые медведи. Это крупное животное, вес которого достигает 300 кг, а длина тела — 2 м.

2 группа. Выберите задачу в косвенной форме и решите ее.

2 группа. Выберите задачу в косвенной форме и решите ее.

  • Длина реки Бобровка147 км, а длина реки Чусовая на 238 км короче. Чему равна длина реки Чусовая?
  • На территории Свердловской области 2500 озер, а рек 1737. На сколько рек больше, чем озер?
  • В Свердловской области насчитывается 120 видов лекарственных растений, это на 90 видов меньше, чем ядовитых растений. Сколько видов ядовитых растений в нашей области?
3 группа. К данной краткой записи подберите подходящую задачу и решите ее. Сосна – 40 м, это на 10м ниже, чем Лиственница - ?

3 группа. К данной краткой записи подберите подходящую задачу и решите ее.

Сосна – 40 м, это на 10м ниже, чем

Лиственница - ?

  • Высота сосны достигает 40м, а высота лиственницы на 10м выше. Чему равна высота лиственницы?
  • Высота сосны 40м, это на 10м ниже высоты лиственницы. Чему равна высота лиственницы?
  • Высота сосны 40м, а лиственницы на 10м выше. На сколько метров высота сосны ниже, высоты лиственницы?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!