Мотивация к учебной деятельности. Цель: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Вот звенит для вас звонок Начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. Тихо сели. Настроились на урок. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а кто будут вашими помощниками? Так же вашими помощниками будут: внимание, находчивость, смекалка. Итак начнем. | Учитель, учебник, знания | | Л – учебно-познавательная мотивация |
Актуализация и выявление имеющихся знаний по теме урока Цель: актуализировать и выявить имеющиеся у учащихся знания по теме урока | На слайде пословица. На уроках ОРКСЭ, окр. мира и рус. языка мы много работали с пословицами. К сегодняшнему уроку я тоже приготовила пословицу. Прочитайте ее. Нет в мире краше Родины нашей. Объясните смысл. К этой пословице мы вернемся в конце урока. А сейчас в тетрадях запишите число, классная работа. Предлагаю вам повторить величины, я буду читать текст, а вы запишите величины, которые услышите. Свердловская область — крупнейший регион Урала. Датой основания административного центра области считается 1723 год, В современных границах территория Свердловской обл. составляет 194 307 км². Высшая точка — гора Конжаковский Камень 1569 м. На территории Свердловской обл. насчитывается свыше 2500 озер общая площадь их составляет 1100 кв. м. В пределах области берут начало многочисленные реки. Суммарная длина рек составляет 68 тыс. км Давайте проверим. У кого так же? слайд Почему не записали 2500? Мы узнали, что на территории Свердл.обл. насчитывается 2500 озер, а вот рек на 763 меньше? Сколько рек протекает на территории Свердл.обл.? -Что я сформулировала? Давайте повторим условие задачи. - Решит задачу у доски _______(Имя). -Сколько рек протекает на территории нашей области? - Как узнали? Почему? На территории нашей области расположены горы Среднего и Южного Урала. Рассмотрите таблицу: слайд Медведь- камень | Конжаковский камень | Ежовая | ? | 1569 | ? | -Конжаковский камень наивысшая точка Свердл.обл. - Что можете сказать о высоте гор Медведь камень и Ежовая? В одном из источников я прочитала, что высота горы Медведь камень на 1281м ниже горы Конжаковский камень. Чему равна высота г. Медведь - камень? Как узнали высоту горы Юрма? Почему? А высота горы Ежовая на 262 м выше горы Медведь камень. Чему равна высота г. Ежовая? Как узнали высоту горы Ежовая? Почему? Давайте подведем итог, что, если говорится в задаче на … больше прибавляем, а если на …меньше вычитаем. | Каждому мила своя сторона. В родном краю хорошо, спокойно. Ученик работает у доски. 1723 год 194 307 км2 1569 м 1100 м2 68 000 км Не является величиной Задачу, потому что есть условие, вопрос. 1737 реки Узнали вычитанием, потому что в задаче сказано меньше, находили меньшее число. Если Конжаковский камень наивысшая точка Свердл .обл, то высота гор Медведь камень и Ежовая ниже? 288 м Вычитанием, потому что сказано на 1281 меньше, находили меньшее число. 550 м Сложением, потому что сказано на 262 м выше, находили большее число. | Знание величин длины, площади Работа с информацией Решение задач на увеличение числа на несколько единиц | К – осознанно строят речевые высказывания П – формирование умения ориентироваться в своей системе знаний Л – понимание и оценка результатов своей деятельности К – умение аргументировать свое предложение К – осознанно строят речевые высказывания |
Создание проблемной ситуации. Цели: создание проблемной ситуации; фиксация новой учебной задачи. | А теперь предлагаю вам самостоятельно решить следующие задачи. В тетрадь записать только решение и ответ. Слайд Прочитайте задачи. Знакомы вам названия озер? Глубина озера Тальков Камень 32 м, а глубина озера Таватуй на 24 м меньше. Чему равна глубина озера Таватуй? Глубина озера Куртугуз 7 м, это на 3 м больше глубины озера Шарташ. Чему равна глубина озера Шарташ? Проверяем первую задачу. Чему равна глубина оз. Шарташ? У кого так же? Как узнали? Почему? Что находили во второй задаче? Чему она равна? А что находили в первой задаче? Почему вопрос один, а ответы разные? Чем отличается эта задача от той, которые решали? Условие второй задачи сформулировано необычно, не в прямой форме, а в косвенной. Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Тема нашего урока будет. | 8 м Вычитанием, потому что сказано на 24м меньше. Глубину озера Шарташ ? 10м или 4м Одни находили большее число, другие меньшее. Условием. Решать задачи в косвенной форме. Решение задач в косвенной форме. | Решение задач | П – пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. П – построение логической цепи рассуждений Р – принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
Открытие нового знания Цель: организовать совместное открытие нового знания | Сейчас предлагаю поработать в парах. Вам надо обсудить и решить вторую задачу. Что для этого нужно сделать? Оформите работу на листе. Правила работы в парах повторить. Давайте проверим работу в парах. Листы крепите на доску. Как рассуждали? Итак, что нужно сделать, чтобы решить задачу, выраженную в косвенной форме? слайд Определить, что эта задача в косвенной форме. Как определить? Какое слово указывает? Какие еще слова можно подставить? Определить, большее или меньшее число находим. Составить краткую запись. Решить задачу, используя краткую запись. Итак, научились определять задачи в косвенной форме, а решать их? | Составить краткую запись, решить задачу написать ответ. Это задачи… А решать их…. | | К – формировании умения договариваться о правилах поведения при работе в группе Р – исследуют условие задачи, обсуждают способы решения П – построение логической цепи рассуждений |
Первичное закрепление нового знания. Цели: первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. | Слайд. Прочитайте задачу. Какая это задача? Как опредили? Площадь пруда Шайтанский 2 км2 что на 4 км2 меньше площади Белое озеро. Чему равна площадь озера Белое? Озеро Белое - самый большой водоем с заливами и тихими заводями в Артемовском районе. Находится оно у села Покровское Большая часть берегов покрыта сосновым и смешанным лесом. Ребята, полюбуйтесь, какие это красивые озера! | Задача в косвенной форме, потому что про S озера Увильды говорится не на прямую, а косвенно. Слово «что» указывает на то, что это задача в косвенной форме. Карина решает задачу у доски. | Решение задач в косвенной форме | П – формирование умения ориентироваться в системе своих знаний К – умение аргументировать свое высказывание |
Творческое воспроизведение усвоенных знаний. Цель: организовать групповую работу по применению новых знаний | А теперь я предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа получает конверт с заданиями. Выполнив задания, группа отчитывается о проделанной работе. Ответить надо на вопроса как? И почему? Приложение 2. (задания) При проверке задания на слайдах | | Решение задач в косвенной форме | К – формировании умения договариваться о правилах поведения при работе в группе Р – исследуют условие задачи, обсуждают способы решения |
Домашнее задание Цель: организовать выполнение д/з. | Придумайте и запишите на листочке задачу в косвенной форме для своих одноклассников. Информацию можно взять в справочном материале, который у нас представлен на выставке. А кто не сможет составить задачу, выберите на с.68, №341 задачу в косвенной форме и решите ее. | Слушают задание внутреннее осмысление, задают вопросы | | Л – учебно-познавателная мотивация |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию собственной учебной деятельности. | Какую задачу ставили? Удалось ли справиться? Над чем еще надо поработать? Давайте вернемся к пословице, почему мы урок начали с пословицы? Просмотр слайд-шоу. Свердл. обл. – это край необыкновенно красивой природы, где можно увидеть и горы, и пещеры, и редкие растения. А подробно о природе родного края мы будем говорить на уроках окр. мира, т.к. мы начинаем изучать раздел «Родной край – часть большой страны». Ребята, вы молодцы! Спасибо за урок. Готовимся к окружающему миру. | Решать задачу в косвенной форме. Да. | | Л – оценка результатов собственной деятельности Р – оценка результатов собственной деятельности и класса |