Муниципальное Бюджетное Образование
Основной Общеобразовательной Школы № 31
г.-к. Анапы
«Решение линейных и квадратных
неравенств с одной переменной»
(9 класс)
Учитель математики:
Лапшина Анна Владимировна
2012-2013 учебный год
«С тех пор как существует мирозданье,
Такого нет, кто б не нуждался в знанье.
Какой мы ни возьмем язык и век,
Всегда стремится к знанью человек»
поэт Рудаки
Тип урока:
Цели урока.
Образовательные:
Повторить понятие неравенства первой и второй степени с одной переменной, дать определение.
Повторить алгоритмы решения неравенств на основе свойств линейной квадратичной функции.
Сформировать навыки и умения решать неравенства данных видов.
Развивающие:
Выработать умения анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать.
Формировать графическую и функциональную культуру учащихся.
Воспитательные:
Показать взаимосвязь математики с окружающей действительностью.
Формировать навыки общения, умения работать индивидуально и в парах.
Оборудование:
Раздаточный материал (карточки с алгоритмами, карточки с заданиями, таблички с графической интерпретацией)
Плакаты с алгоритмами решения неравенств
Учебник 9 класса (А.Г. Мордкович, Л.А. Александрова, Т.Н. Мишустина)
Рабочие тетради учащихся
План урока:
Сообщение темы и цели урока
Актуализация знаний в виде устной работы по заданиям на доске
Составление алгоритма решения линейных и квадратных неравенств
Работа у доски, развитие устной речи.
Физкультминутка.
Решение заданий из учебника по алгоритмам.
Самостоятельная работа по табличкам с графической интерпретацией
Подведение итогов урока.
Запись домашней работы в дневники.
Ход урока.
Ι. Организационный момент.
Ни один школьный экзамен не обходится без задания с неравенствами различных видов. Но практически все неравенства сводятся к решению двух видов:
- Какие виды неравенств вы знаете? (это линейные и квадратные неравенства).
- Понятие «неравенство» какими знаками определяется? (знаком больше и меньше)
Историческая справка.
Понятия « больше», « меньше» наряду с понятием равенства возникли в связи со счетом предметов и необходимостью сравнивать различные величины. Понятием неравенства пользовались уже древние греки. Архимед, занимаясь вычислением длины окружности, указал границы числа П. Однако, все рассуждения проводили словесно, опираясь в большинстве случаев на геометрическую терминологию. Современные знаки неравенств появились лишь в ХVII – XVIII вв. Знаки ,
Мотивация.
А находит ли применение эти неравенства в окружающем нас мире или может это просто прихоть математиков?! Наверно нет! Ведь всякое явление можно описать с помощью функции, а умения решать неравенства позволяют ответить на вопрос, при каких значениях аргумента эта функция положительна, а при каких отрицательна.
Каскады падающей воды - фонтаны украшают многие города, развлекательные центры, дома. А при чем здесь неравенства? Чтобы ответить на этот вопрос нужно вспомнить, кукую функцию описывают капли воды из фонтана?
Итак, сегодня на уроке мы с вами закрепим наши знания и умения в решении линейных и квадратных неравенствах.
ΙΙ. Актуализация.
Устная работа
Линейные неравенства:
Какое неравенство называется линейным?
Что значит решить неравенство?
Какие правила применяются для решения линейного неравенства? (изменение знака неравенства и замена равносильным неравенством)
1)Решить неравенство:
а) х-4 ж) -5х 2,5;
Ответы:
а) х -2; г) х ≤4; д) х ж) х
2)Укажите наибольшее целое число, принадлежащее промежутку:
а) (-8; 8) ; б) (-14; -1); в) [-6; 2]; г) [-1,5; 1,5]
Ответы:
а) 7; б) -2; в) 2; г) 1;
Квадратные неравенства:
Какое неравенство называется квадратным неравенством?
Как найти корни квадратного трехчлена?
Что является графиком квадратичной функции?
Как располагается график квадратичной функции в зависимости от а и от числа корней уравнения ax2+ bx+c=0;
Как определить промежуток знакопостоянства функции.
Каким методом решаются неравенства?
3) Назовите число корней уравнения ax2+ bx+c=0 и знак коэффициента а,если график соответствующей квадратичной функции расположен следующим образом::
Ответы:
а) 2 корня, а›0; б) коней нет, а›0; в) 2 корня, а‹0;
г) коней нет, а‹0; д) 1 корень, а›0; е) 1 корень, а‹0;
4) Найдите корни квадратного трехчлена:
Ответы:
а) Д= 49, х1= 3, х2= -4; б) Д=0, х=0,5
Итак, мы повторили необходимый материал. С какими трудностями вы встретились при выполнении данных работ? Некоторые обнаружили у себя слабые места, но разобрались в своих ошибках, и я надеюсь, что больше эти ошибки они не совершат. (Подводится итог этапа актуализации).
ΙΙΙ. Закрепление пройденного материала.
Давайте с вами сформулируем алгоритмы решения линейных и квадратных неравенств и разберем примеры пошаговых решений двух неравенств:
Линейные неравенства Квадратные неравенства
Раскрыть скобки, имеющиеся в обеих частях уравнения, упростить выражения; Перенести члены, содержащие неизвестную величину в левую часть, а члены , не содержащие неизвестную величину, -в правую; Разделить обе части неравенства на коэффициент при неизвестном, если он не равен нулю , при этом важно помнить, что знак неравенства сохраняется, если делим на положительное число, и знак неравенства меняется на противоположный, если делим на отрицательное число Записать ответ в виде промежутка или неравенства | Привести неравенство к стандартному виду: ax2+ bx+cax2+ bx+c ≥ 0) Определить направление ветвей функции у= ax2+ bx+c Найти корни квадратного уравнения ax2+ bx+c=0, которые являются точками пересечения с осью Ох Отметить на координатной прямой найденные корни и схематически изобразить параболу Определить, на каких промежутках оси х ординаты графика положительны (отрицательны) Записать ответ в виде промежутка или неравенства. |
На каждую парту раздаются карточки с алгоритмом решения неравенств.
Материализация.
К доске вызываются 2 ученика, и каждый решает своё неравенство, все остальные у себя в тетради.
5( х -1 )+8 ≤ 1 - 3( х + 2) 5х-5+8 ≤ 1-3х -6 5х+3х ≤ -3-5 8х ≤ -8 х ≤ -1 -1 х х € (-∞; -1] | 5x2+ 9x – 2 Д = 81+40=121 х1=(-9+11)/10=1/5 х2=(-9-11)/10=-2 х € (-2; 1/5) |
Развитие устной речи
После решения примеров на доске классу предлагается задавать вопросы учащимся, которые решали неравенства. Ученик должен дать полный развернутый ответ, в случае не ответа, задаваемый сам должен ответить на поставленный вопрос. Оценивается и решающий и задающий вопрос.
Физкультминутка
В классе где-то спрятаны карточки с правильными и неправильными ответами решения этих неравенств, найдите их.
IV. Применение знаний, формирование умений и навыков.
Работа с учебником
Учебник: № 2.11 (а,б); № 2.15 (а,в); № 2.30 (а)
При наличии времени решить № 2.34
Работа в парах.
На каждой парте лежат карточки с заданиями. Учащиеся выполняют задания, а затем обмениваются карточками и проверяют друг друга, выставляя объективную оценку. Ответы видят на доске.
Ответ: 1) в; 2)с; 3)f; 4)а;
Ответ: таблица 2 – в; таблица 3 - а
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание.
№ 2.27 (а,б); №2.32 (г); № 2.34.(в,г)
6