СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение неравенств вида f1(x)f2(x)…fn(x)((

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал предназначен учителям математики, учащимся 9 -11 классов. Из опыта работы я сделала вывод, что способ решения неравенств определённого вида с помощью графиков  понятен учащимся с разными способностями,  большинство учеников отдаёт предпочтение данному способу, который, в свою очередь, требует знаний по теме «Функции и их графики».

Просмотр содержимого документа
«Решение неравенств вида f1(x)f2(x)…fn(x)((»

Решение неравенств вида f1(x)f2(x)…fn(x) 0 и неравенств вида (f1(x)…fn(x))/(g1(x)…gk(x)) 0


Неравенства вида f1(x)f2(x)…fn(x) 0,(f1(x)…fn(x))/(g1(x)…gk(x)) 0

можно решать разными способами. На примере решения простого неравенства ( x – 3)( x + 5) 0 напомню некоторые из них.


I способ. ( x – 3)( x + 5) 0. Решим неравенство методом интервалов; f(x) = ( x – 3)( x + 5); D(f) = R; f(x) = 0, x1 = - 5, x2 = 3;

+ - +

- 5 3 x

f(x) 0 („+“) при x Є (- ∞; -5)U( 3; + ∞). Ответ:(-∞; -5) U ( 3; ∞).


II способ. ( x – 3)( x + 5) 0. Данное неравенство равносильно совокупности двух систем:

x – 3 0, x 3,

x + 5 0; x - 5; x 3;

x – 3 x x - 5. Ответ:(-∞; -5) U ( 3; ∞).

x + 5 x - 5;


III способ. ( x – 3)( x + 5) 0. Раскроем скобки: x² + 2x – 15 0. Решаем квадратное неравенство; y = x² + 2x – 15 – парабола, ветви – вверх;

y = 0, x² + 2x – 15 = 0, x1 = - 5, x2 = 3;

+ +

- 5 - 3 x y 0 при x Є (- ∞; -5)U( 3; + ∞). Ответ:(-∞; -5) U ( 3; ∞).


IV способ. ( x – 3)( x + 5) 0. Введём функции: f1(x) = x – 3, график – прямая, f2(x) = x + 5, график – прямая. Найдём нули функций:

f1(x) = 0, x = 3; f2(x) = 0, x = - 5.

f1(x) - - +

-5 3 x

f2(x) - + +

-5 3 x

f1(x)f2(x) + - +

-5 3 x

С помощью графиков определяем знаки функций (множителей) на промежутках ( -∞; -5), ( -5; 3) и ( 3; +∞), а в результате – знаки произведения f1(x) f2(x) на данных промежутках. Согласно условию (f1(x) f2(x) 0) решением неравенства являются промежутки со знаком „ + “. Ответ: (-∞; -5) U ( 3; ∞).

Далее более подробно остановлюсь на IV способе решения неравенств указанного вида. Из опыта работы я сделала вывод, что он доступен и понятен учащимся с разными способностями, большинство учеников отдаёт предпочтение данному способу,

который, в свою очередь, требует знаний по теме «Функции и их графики».

Приведу (примерный) алгоритм решения неравенств вида

f1(x)f2(x)…fn(x) 0,(f1(x)…fn(x))/(g1(x)…gk(x)) 0. ( IV способ)

  1. Найти область определения выражения левой части.

  2. Ввести функции ( графики ), найти их нули.

  3. Сделать рисунок ( графики изобразить схематично ).

  4. Не забыть: выколоть нули функций знаменателя дроби; закрасить нули функций, обращающие выражение левой части в нуль, если решаем нестрогое неравенство; с помощью графиков определить знаки выражения на его области определения.

  5. Записать ответ.


Примеры. Решим неравенство 1) (4 – x)(2x + 5)/ x² - 1 ≤ 0; x ≠ ±1;

f1(x) = - x + 4 – прямая ( k = - 1, k 1(x) = 0, х = 4; f2(x) = 2x + 5 – прямая ( k = 2, k 0, угол наклона с осью х – острый); f2(x) = 0, x = - 2,5;

g(x) = x² - 1 – парабола; ветви – вверх; g(x) = 0, x = ±1;

- + - + -

-2,5 - 1 1 4 x

„ - знак „-“. Ответ: (-∞; -2,5] U (-1; 1) U [4; +∞).


2) ( x + 2)3( x – 3)2( x + 6) 0;

f1(x) = ( x + 2)3 – кубическая парабола; f1(x) = 0, x = - 2; f2(x) = ( x – 3)2 - парабола; f2(x) = 0, x = 3;

f3(x) = x + 6 – прямая ( k 0); f3(x) = 0, x = - 6;

+ - + +

- 6 - 2 3 x


„ 0 “- знак „+“. Ответ: ( -∞; -6) U ( -2; 3) U ( 3; +∞).


3) 16 - x² / | x | ≥ 0; x ≠ 0;

f(x) = 16 - x² - парабола, ветви – вниз; f(x) = 0, x = ± 4;

g(x) = | x | ;

- + + -

-4 0 4 x

„ 0 “- знак „+“. Ответ: [-4; 0) U ( 0; 4].

4) ( x + 8)√ x² - 9 ≤ 0; D: x² - 9 ≥ 0;

f1(x) = x + 8 - прямая ( k 0); f(x) = 0, x = -8;

f2(x) = √ x² - 9, f2(x) = 0, x = ± 3;

- + +

-8 -3 3 x

„ - знак „-“, f1(x) f2(x) = 0, x = -8; -3; 3.

Ответ: ( - ∞; -8] U -3; 3 .


5) x² + 5x – 14/ - x² + x + 12

f(x) = x² + 5x – 14 – парабола, ветви – вверх; f(x) = 0, x1 = -7, x2 = 2;

g(x) = - x² + x + 12 – парабола, ветви – вниз; g(x) = 0, x1 = -3, x2 = 4;

- + - + -

-7 -3 2 4 x

„ - знак „-“. Ответ: ( -∞; -7) U (-3; 2) U ( 4; + ∞).


6)( 5 – x )( 8 x – 5 – 64) 0; („ 0 “- знак „+“)

- + -

5 7 x

Ответ: ( 5; 7).


7) ( 2x – 3)²( x + 5) ≥ 8( 2x – 3)²;

приведём данное неравенство к виду f1(x) f2(x) ≥ 0;

( 2x – 3)²( x – 3) ≥ 0;

- - +

1,5 3 x


Ответ: 1,5 U [3; + ∞).


8) | 4x – 8 | ( 5x + 7) ≤ 0; („-“)

- + +

-1,4 2 x

Ответ: ( -∞; -1,4] U 2 .

9) | 2x – 1| ( 2x – 1)²;

| 2x – 1|(| 2x – 1| - 1)

f1(x) = | 2x – 1|, f1(x) = 0, x = ½ ;

f2(x) = 1- | 2x – 1|, f2(x) = 0, | 2x – 1| = 1, x1 = 0, x2 = 1;

+ - - +

0 ½ 1 x

Ответ: ( 0; ½ ) U ( ½ ; 1).


Решите самостоятельно неравенства


  1. ( 5x + 1)( 4 – x )( 1 – 2x ) 0; 10) x² - 1 / x ≤ 0;

  2. 3x – 9 / x + 5 ≤ 0; 11) x² ( x – 6) / x + 5 ≥ 0;

  3. ( x + 11)( x – 7)²( x – 3) 3 0; 12) (x – 1)( 3 – x/(x + 4) ≤ 0;

  4. x² - 36 / x + 9 ≥ 0; 13) ( x – 7)4 (x + 8)5 / 3x – 1 ≤ 0;

  5. -x3 + 10x² – 21x x )| x + 2 | 0;

  6. x² + 15x + 56 / x² - 12x + 20 ≥ 0; 15) | 5 + x | / 3x - x² ≥ 0;

  7. x3 ( 25 - x²)( 9x² - 4) ≤ 0; 16) ( 3x – 27)( 5x – 25)

  8. ( x + 3) √ x² - 4 0; 17) ( 5x – 2)( 5x + 4-125) 0;

  9. x² ( 2 – x ) √ 9 - x² ≤ 0; 18) ( 3x – 4) ² ≤ | 3x – 4|.


Ответы: 1) (-0,2; 0,5) U ( 4; ∞), 2) (-5; 3], 3) (-∞; -11) U ( 3; 7) U ( 7; ∞), 4) ( -9; -6] U [ 6; ∞), 5) ( 0; 3) U ( 7; ∞), 6) (-∞; -8] U [-7; 2)

U ( 10; ∞), 7) [-5; -2/3] U [ 0; 2/3] U [5; ∞), 8) (-3; -2) U ( 2; ∞),

9) -3; 0 U [2; 3], 10) (-∞; -1] U 1 , 11) 0 U [ 6; ∞),

12) (-4; 1] U 3 , 13) [-8; 1/3) U 7 , 14) (-∞; -2) U (-2; ¼ ),

15) -5 U ( 0; 3), 16) ( 2; 3), 17) (-∞; -1) U ( 0,4; ∞), 18) [1; 12/3].





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!